Методические рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
консультация на тему
методические рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к составлению адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задач, методов и практической значимости представленной работы);
2. Основная часть:
2.1 Теоретические аспекты изучаемой проблемы;
2.2.Практические аспекты деятельности педагогических кадров (опыт работы МБОУ – гимназии №2 г. Тулы);
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
Введение
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».
Актуальность тематики данных методических рекомендаций объясняется тем, что для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Цель работы: создание методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
Задачи:
- оказание помощи специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней;
- ознакомление со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.
Основная часть
II. Теоретические аспекты составления адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Необходимым этапом является адаптация общеобразовательной программы, которая осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Анализируются требования государственного образовательного стандарта, содержание примерных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.
- Определение содержания АОП. Проектирование содержания АОП должно включать в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов.
Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
- Планирование форм реализации АОП.
Реализация АОП может, осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения.
- Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ, или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
- . Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы.
Следует предусмотреть критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП.
- При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться:
пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
пунктом 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
- Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и при согласии письменном заявлении родителей (законных представителей).
- Педагогический совет общеобразовательного учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и (или) группы обучающихся с ОВЗ.
2. СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
2.2.1. Титульный лист;
2.2.2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
В пояснительной записке обязательно следует указать примерные программы, на основе которых подготовлена АОП, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
2.2.3. Содержание программы. Компонент структуры АОП, раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП
образовательный компонент АОП раскрывается содержание образования по годам обучения, ожидаемые результаты предметных достижений, формы оценивания предметных достижений обучающихся с ОВЗ;
коррекционный компонент, излагает направления коррекционной работы с обучающимся (обучающимися), ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке должна быть предусмотрена деятельность учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.
воспитательный компонент содержит описание приемов, методов и форм работы, реализуемых в урочное и внеурочное время.
2.2.4. Основные требования к результатам реализации АОП.
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
2.2.5. Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки проверочных работ.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
3.2. При реализация АОП необходимо создавать условия:
учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами;
предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
привлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.
3.3. К реализации АОП в образовательной организации должны быть привлечены тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Компонентный состав структуры АОП
№ | Структурные единицы АОП | Их характеристика |
1. | Титульный лист АОП | Наименование образовательного учреждения |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) | ||
Гриф утверждения программы директором образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) | ||
Название адаптированной образовательной программы без указания категории лиц с ОВЗ. | ||
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) | ||
Параллель/класс, в которых изучается Программа. | ||
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) | ||
Год составления программы | ||
2. | Пояснительная записка АОП | Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Адаптированная образовательная программа. |
Цель и задачи АОП. | ||
[1]Особенности класса, в котором будет реализован данная АОП. Если педагогу известно об индивидуальных особенностях конкретного учащего/учащихся, то это также указывается. | ||
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АОП. | ||
Количество учебных часов, на которое рассчитана АОП. | ||
Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ | ||
Специфические для АОП формы контроля освоения обучающимися с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового) | ||
3. | Содержание АОП | Содержание раскрывается по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Содержание каждого блока ориентировано на ФГОС основного общего образования, проектируется с учетом развития предметных, метапредметных и личностных умений обучающихся с ОВЗ. |
4. | Основные требования к результатам реализации АОП | Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) |
Личностный результат. | ||
5. | Система контрольно-измерительных материалов АОП | Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ. |
Количество контролирующих материалов | ||
Критерии оценки проверочных работ |
Практические аспекты деятельности педагогических кадров
На данный момент наше учреждение посещают двое детей-инвалидов. Оба ребенка не имеют видимых нарушений и отклонений в развитии, у обоих сохранна интеллектуальная сфера, что беспрепятственно позволяет им совместно воспитываться и обучаться в группах с детьми, не имеющих нарушений в развитии.
С момента поступления детей с ОВЗ в учреждение, с их семьями ведется тесная работа по разработанному и действующему «Алгоритму действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение»
На начальном этапе проводилась первичная встреча с семьей с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, выяснения образовательного запроса со стороны родителей.
В работу с детьми данной категории включились сотрудники образовательного учреждения, администрация: заместитель директора по АХР, зам. директора по ВР, медработник, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор по физической культуре, музыкальные руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного микроклимата в гимназии, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса. Учителя и специалисты проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ОУ и родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует созданию специальных условий, предполагающих формирование адаптированной образовательной среды. Медработник осуществляет контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ОУ, отслеживает состояние их здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ОУ. Консультирует учителей и родителей (законных представителей), дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных процессов в детском саду и дома.
Следующим этапом осуществляется углубленное психолого-педагогическое обследование всех сфер деятельности детей данной категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, речевого развития, интеллектуального развития. Результаты данного обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
Далее проводится организационная работа по проектированию, разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).
Далее педагогами и специалистами ОУ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида, учитывая общеобразовательную программу ОУ. Данные индивидуальные образовательные маршруты включают содержание основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.
Так как оптимальный вариант разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ составляет один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида.
В конце учебного года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития ребенка, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ОУ даются рекомендации, советы, консультации, памятки.
Как было сказано ранее, в данный момент, наше образовательное учреждение посещают два ребенка-инвалида. Согласно Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч. 11 ст. 79 «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в случае их пребывания в учреждении». Администрацией нашего учреждения создаются специальные условия за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которые предполагают формирование адаптированной образовательной без барьерной среды, имеются средства для обучения и воспитания, а также для своевременной коррекции нарушений в развитии детей с учетом структуры их нарушений:
- оборудование для развития общей подвижности;
- оборудование и игрушки для развития: ручных навыков; тактильного, зрительного и слухового восприятия; мышления, речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития;
- оборудование для игр с водой и сыпучими материалами;
- материалы для изобразительного творчества;
- фонотека, музыкальные игрушки;
- художественная литература для детей и родителей.
В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается директором. Индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ или ребенка - инвалида в нашем учреждении имеет такую структуру.
- Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями. При необходимости программа должна быть согласована с председателем психолого-медико-педагогического консилиума. На титульном листе можно указать специалиста, который является ответственным за реализацию индивидуальной программы.
- Пояснительная записка, в которой излагается сведения о ребенке: возраст, группа, социальное окружение, интересы; ожидания родителей; диагноз; психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени. На основе данных независимой психолого-педагогической диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток. В пояснительной записке указываются основные общеобразовательные программы, на основе которых разработана индивидуальная образовательная программа, а также обосновывается варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
- Индивидуальный учебный план. Возможно варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов. Варьирование на уровне содержания индивидуальной образовательной программы осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы.
- Содержание программы.
Включает в себя три основных компонента или блока:
Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план.
Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы специалистов ОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непосредственно-образовательной деятельности и в свободной деятельности.
Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Заключение и рекомендации. В данном разделе формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года. Рекомендации формулируются с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его обучения
При подготовки данного материала были использованы ссылки на:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273;
- СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 № 26.
III. Заключение
Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственным за составление индивидуальной образовательной программы (ИОП) обучающихся.
Адаптированная образовательная программа – документ, определяющий специфику освоения содержания образовательного стандарта на основе рекомендаций городской психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, комплексной диагностики особенностей личности ребенка, ожиданий родителей с целью создания условий для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка в процессе обучения и воспитания. АОП составляется для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих образование в различных формах обучения (очное, индивидуальное обучение на дому, а также индивидуальное обучение на дому с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
АОП направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, а также соматическими заболеваниями (при условии сохранности интеллектуальной сферы) по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
IV. Список использованной литературы
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) — www.unisef.ru
Региональная общественная организации инвалидов «Перспектива» — www.perspektiva$inva.ru
НО Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» — www.downsideup.org
Региональная общественная организация социально-творческой
реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей
«Круг» — www.roo$kroog.ru
Региональная общественная благотворительная организация
«Центр лечебной педагогики» — www.ccp.org.ru, www.osoboedetstvo.ru
Центр «Наш солнечный мир» — www.solnechnymir.ru
Институт проблем инклюзивного образования (при Московском городском психолого-педагогическом университете) — www.mgppu.ru,
www.inclusive-edu.ry, www.edu$open.ru
Президент России — школьникам — http://www.uznay-prezidenta.ru/
Сайт Тьюторской ассоциации — http://www.thetutor.ru
Сайт Минобрнауки — http://mon.gov.ru/
«Российское образование» Федеральный портал (обо всем, что касается Российского образования — нормативные документы, новые стандарты, образовательные ресурсы и т.д.) - www.edu.ru
Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ)
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (от 05.03.2004 г. No 1089) http://fipi.ru/
[1] Только для классов, реализующих инклюзивное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
Цель и задачи АОПЦель: создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации ребенка с задержкой психического развития. Задачи: обеспечение системного подхода ...
Часть адаптированной образовательной программы для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) по письму и развитию речи
Адаптированная образовательная программа для ребенка с умственной отсталостью (в соответствии ФГОС для обучения с интеллектуальными нарушениями) определяет содержание образования, организацию об...
Методические рекомендации проведения занятий по образовательной программе дополнительного образования «Здравствуй, Музей!» (III год обучения).
В методических рекомендациях предлагается вариант по проведению занятий по образовательной программе дополнительного образования «Здравствуй, Музей!» (III год обучения). Данная музейно-пед...
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ
АООП НОО представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую кор...
методические рекомендации по составлению Специальной Индивидуальной Программы Развития ребенка (СИПР)
Эт презентация содержит рекомендации по составлению СИПР, таблицы, графики и т.д....
рекомендации по проектированию адаптированных образовательных программ
В презентации даны рекомендации по проектированию адаптированных образовательных программ...