Планирование по курсу внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Цигичко Ольга Дмитриевна

По ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunym_umnikam_i_umnitsam_2_klass.docx53.95 КБ

Предварительный просмотр:

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Юным умникам и умницам» разработана на основе авторских программ «Развитие мышления на уроках в начальных классах» С.Н.Гончаровой,   «Информатика в играх и задачах» А.В.Горячева, «Юным умникам и умницам» О. Холодовой и «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомировой. для занятий с учащимися 1-2 классов по внеурочной деятельности в  соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования, учебного плана образовательного учреждения и ООП НОО

Современный этап развития общества предполагает разработку нового содержания образования и определения адекватных ему методов и приемов, средств и организационных форм обучения. Для успешного обучения в школе умение логически мыслить и  рассуждать играет большую роль. Обучение детей решению логических задач направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции, такие как: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация. В развитии этих операций и должен помочь курс логики. Знание основ логики важно для каждого человека, так как правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих либо чужих утверждений, высказываний, предложений является жизненной необходимостью. Обучаться логике приходится уже с детских лет, когда формируется абстрактное, а не только конкретное мышление.

Данная программа направлена на развитие логического мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, она рассчитана на детей от 7 до 9 лет.

Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Для успешного обучения в среднем звене, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

1.Высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенного, классификация и др.

2. Высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы.

3. Высокий уровень организованности и целенаправленности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.

Данный курс предназначен для всех детей, а не только математически одарённых. Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики. Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математики. И, главное их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. Этот курс даёт возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.

Цель курса  – формирование и развитие у учащихся общелогических умений, основных мыслительных операций,  необходимых для любой интеллектуальной деятельности; закладка основ правильности, точности и креативности  мышления. Воспитание самостоятельно мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

Задачи курса:

  • Научить ребёнка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нём.
  • Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
  • Научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию жизненно важных решений.
  • закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
  • привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
  • расширить и углубить программный материал по данным предметам;
  • пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
  • содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.
  • Развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим.
  • Научить детей точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь.
  • Формирование навыков учебного сотрудничества.

Программа курса «Юным умникам и умницам: введение в логику» рассчитана на 2 часа в неделю (66 часов в год в 1-ом классе и 68 часов во 2-ом классе).

В основу курса положены следующие принципы:

  1. Научность.
  2. Доступность и определённый уровень трудности. Учёт возрастных особенностей учащихся.
  3. Систематичность, последовательность и комплексность обучения.
  4. Проблемность. Ученикам даётся не готовая информация, а материал для открытия нового знания.
  5. Учёт межпредметных связей – развитие речи, математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром, ИЗО.

Структура занятий

  1. «Мозговая разминка». В разминку включаются достаточно лёгкие, вызывающие интерес вопросы, рассчитанные на сообразительность, проявление определённого чувства юмора и быстроту реакции.
  2. Изучение нового материала.
  3. Решение логических, творческо-поисковых задач.
  4. «Переменка». Физминутка должна включать упражнения на развитие внимания и двигательной сферы детей.
  5. «Мозговой штурм». Цель – развитие творческого стиля мышления. Ученики тренируют умение кратко и чётко выражать свои мысли.
  6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Методы, формы и виды работы:

  • дифференцированный подход
  • индивидуальная работа
  • использование различных раздаточных материалов
  • проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.

Ожидаемые результаты курса:

Учащиеся должны научиться:

  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
  • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
  • Предполагается  участие детей в школьных, городских, международных конкурсах

Структура курса

1 класс

Отличительные признаки предметов – 22 часа

Содержание:

  1. Цвет предметов. Определение цвета предметов. Классификация предметов по цвету. Простая закономерность. Правила построения. Выявление закономерности в чередовании цветов.
  2. Форма предметов. Определение формы предметов.  Поиск и нахождение предметов заданной формы в окружающем мире. Выявление закономерности в чередовании фигур различной формы.
  3. Размер предметов. Понятие размера. Классификация предметов по размеру. Закономерность в чередовании предметов. Деление предметов на группы по заданному основанию.
  4. Названия предметов. Понятие «общее название» для группы предметов. Обобщение и классификация предметов по их общему названию.
  5. Признаки предметов. Описание и определение предметов через их признаки. Обобщение и классификация предметов по одному общему признаку.
  6. Состав предметов. Составные  части предметов. Описание и определение предметов через их составные части.
  7. Существенные и несущественные признаки. Понятие существенных и несущественных признаков предметов. Узнавание предмета по его существенным признакам.
  8. Кодирование.Декодирование. Понятия кодирования и декодирования. Способы кодирования.
  9. Загадки. Составление и разгадывание загадок на основе свойств, состава и признаков предметов.

Знания:

  • цвета;
  • формы, размера;
  • названий геометрических фигур
  • составных частей предметов
  • понятия «кодирование»
  • понятий «существенные» и «несущественные признаки предметов

Умения:

  • узнавать и называть предметы
  • выделять признаки предметов
  • классифицировать предметы
  • обобщать понятия
  • кодировать названия предметов
  • сравнивать предметы между собой и называть их отличительные признаки.
  • решать простые логические задачи на поиск закономерностей

План действий и его описание – 11 часов

Содержание:

  1. Пространственная ориентация. Ориентация в пространстве и на листе бумаги. Понятия «вверх», «вниз», «влево», «вправо»
  2. Действия предметов. Определение и название действия предмета. Обобщение и классификация предметов по их действиям.  Узнавание предмета через описание его действий.
  3. Последовательность событий. Определение последовательности событий.
  4. Порядок действий. Определение порядка действий.

Знания:

  • названия действий предметов
  • порядка действий
  • последовательности событий

Умения:

  • выполнять пространственно-ориентационные задания
  • описывать предметы через их действия
  • определять последовательность событий

Логические модели – 15  часов

Содержание:

  1. Отрицание. Введение частицы «НЕ». Нахождение противоположных свойств предметов. Классификация предметов по одному свойству.
  2. Понятия «истина» и «ложь». Оценка простейших высказываний с точки зрения их истинности и ложности.
  3. Суждения. Введение слов-понятий «все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или».Составление высказываний с данными понятиями. Определение их истинности и ложности.
  4. Графы. Решение задач через составление графов и схем.
  5. Комбинаторика. Решение задач комбинаторного типа.
  6. Логические задачи. Решение логических задач всех изученных видов.

Знания:

  • понятий «истина», «ложь»

Умения:

  • находить противоположные свойства предметов
  • решать элементарные задачи комбинаторного типа
  • решать несложные логические задачи
  • решать задачи через построение графов
  • отличать истинные высказывания от ложных

Решение задач – 18 часов

Содержание:

  1. Магические квадраты. Нахождение правил магического квадрата. Составление магических квадратов.
  2. Игры со словами. Составление и разгадывание шарад, метаграмм.  
  3. Ребусы. Составление и разгадывание  ребусов, анаграмм.
  4. Задачи-шутки, головоломки. Задания на сообразительность.
  5. Итоговое повторение.
  6. Диагностика за год.

Знания:

  • понятий «магический квадрат», «ребус»

Умения:

  • заполнять и самостоятельно составлять простые магические квадраты на три клетки
  • разгадывать простые ребусы
  • выполнять простые задания на сообразительность и смекалку
  • решать простые логические задачи на поиск закономерностей

Учащиеся  1 класса должны знать:

  • Основные свойства геометрических фигур разных типов.
  • Содержание математических понятий: «больше», «меньше», «один», «каждый», «все», «остальные».
  • Иметь представление о логических понятиях: «истина», «ложь», «не», «или».

Уметь:

  • Сравнивать предметы по разным признакам. Обобщать и классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.
  • Уметь выделить признак, по которому произведена классификация.
  • Уметь выделять общий признак двух групп предметов.
  • Уметь решать задачи на поиск недостающих предметов путём применения зрительного и мыслительного анализа.
  • Уметь решать задачи с помощью графов.

Тематическое планирование 1 класс

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

Цели и задачи

Основное содержание

Используемая литература

Отличительные признаки предметов

22

1-2

Цвет предметов

2

Формирование умений классифицировать предметы по цвету, выявлять закономерность в чередовании цвета.

Определение цвета. Классификация предметов по цвету. Игра «Кто лишний?»

Нахождение закономерностей в ряду предметов.

1)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

3-5

Форма предметов

3

Формирование умения определять форму предметов, классифицировать предметы по форме и выявлять закономерности.

Игра «Узнай форму, цвет». Нахождение предметов заданной формы. Деление на классы по форме и цвету. Закономерность в рядах  предметов по заданным основаниям.

1)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

6-8

Размер предметов

3

Формирование умения определять размер предметов. Развитие умения классифицировать предметы по их размерам, находить закономерности при чередовании предметов.

Игра «Цвет, форма, размер». Классификация по размеру. Игра «Найди лишнее». Нахождение закономерностей.

1)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

3)«Юным умникам и умницам»

1 класс О. Холодова

4) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова

9-10

Названия предметов

2

Формирование умения давать общее название группе предметов и по общему названию группы придумывать элементы группы

Игра «Назови одним словом», «Кто лишний», «Продолжи, не ошибись!»

Игра «Энциклопедия»,

«Путешествие»

1) «Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

2)«Юным умникам и умницам»

1 класс О. Холодова

3)   « Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

11-13

Признаки предметов

3

Формирование умения определять предметы через описание их признаков.

Игра «Цвет, форма, размер». Классификация по общим признакам. Отгадывание загадок.

Игра «Комплект»

Игра «Что общего»

1) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

3)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

4)   « Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

14-16

Состав предметов

3

Формирование умения описывать и узнавать предмет через его составные части.

Деление предметов на условные части. Поиск предметов с общими или сходными составными частями. Классификация по составу предметов. Поиск вариантов исключения предмета из группы.

Игра «Ого! Хи-хи!»

Игра «Разные человечки»

1)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

2)«Юным умникам и умницам»

1 класс

 О. Холодова

3)  « Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

17-18

Существенные и несущественные признаки предметов

2

Формирование умения определять существенные и несущественные признаки предметов

Понятие существенных и несущественных признаков предметов. Узнавание предмета по его существенным признакам. Понятия «главное, важное, существенное». Игра «Птицы, рыбы, звери»

1)«Информатика в играх и задачах» 1 класс А.В.Горячев

2) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова

3)«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова

19-20

Кодирование, декодирование

2

Формирование и развитие умения учащихся расшифровывать названия объектов и зашифровывать, используя  различные приёмы.

Игра «Расшифруй тему урока». Ознакомление со способами кодирования – стрелки, цвет, цифры, значки, рисунки, буквы.

1)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

21-22

Загадки

2

Формирование умения загадывать загадки по заданным схемам

Игра «Отгадай загадку». Нахождение основных правил составления загадок: противопоставление, сравнение. Упражнение в составлении  загадок.

План действий и его описание

11

23-24

Пространственная ориентация

2

Формирование умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Урок-путешествие. Игра «Путаница», «Вверх, вниз, влево, вправо».

Графический диктант.

1) «Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

2) «Юным умникам и умницам»

1 класс О. Холодова

25-27

Действия предметов

3

Формирование умения определять возможные действия предметов, узнавать предмет по его действиям.

Игра «Узнай предмет по действию»

Классификация предметов по их действиям. Загадывание загадок, используя описание действий предметов.

Игра «Причина»

1) «Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

2)«Юным умникам и умницам»

1 класс О. Холодова

3)   « Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

28-30

Последовательность событий

3

Формирование и развитие умения определять последовательность событий.

Игры «Что было. Что стало», «Кто кем станет», «Что было сначала?». Восстановление сюжета сказок по серии картинок.

Игра «Чужой»

1) «Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

2) «Юным умникам и умницам»

1 класс О. Холодова

3)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

4)   « Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

31-33

Порядок действий

3

Развитие умения определять и соблюдать порядок действий при выполнении каких-либо действий.

Знакомство с простыми алгоритмами.

Игра «Что за чем?»

Восстановление деформированного порядка действий.

1)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

Логические модели

15

34-35

Отрицание

2

Формирование и развитие умения находить противоположные свойства предметов через использование отрицательной частицы «НЕ»

Знакомство со значением частицы НЕ.

Игра «Четвёртый лишний».

Нахождение противоположных свойств предметов.

Решение задач.

1)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

36-39

Понятия «истина», «ложь»

4

Формирование умения определять истинность и ложность высказываний, составлять истинные и ложные высказывания.

Игра «Правда, неправда». Знакомство с понятиями «истина» и «ложь».

Определение истинности и ложности высказываний. Решение задач.

1)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

40-42

Суждения

3

Формирование умения использовать слова «все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или» при составлении высказываний, определять истинность и ложность данных высказываний.

Объяснение значения слов. Решение задач с данными словами.

1)«Лучшие задачи на развитие логики» Н.Копытов

2) «Логика. Дети 7-10 лет» Л.Ф.Тихомирова

43-44

Графы

2

Формирование умения использовать граф при решении комбинаторных задач.

Знакомство с понятием графов. Игра « Узнай гостей мартышки».

Решение задач.

1)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

45

Комбинаторика

1

Развитие умения решать задачи комбинаторного типа.

Решение задач.

1)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

46-48

Логические задачи

3

Развитие умений решать логические задачи изученных видов

Решение задач изученных видов.

1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

2)«Юным умникам и умницам»

1 класс

Решение задач

18

49-51

Магические квадраты

3

Формирование умения определять правило магического квадрата. Развитие умения составлять подобные квадраты.

Знакомство с магическим квадратом. Определение правил. Решение заданий. Составление магических квадратов.

1)«Юным умникам и умницам»

1 класс

 О. Холодова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

52-54

Игры со словами

3

Формирование и развитие элементарных умений словообразования

Ознакомление с секретами разгадывания шарад, метаграмм и др. самостоятельное составление метаграмм.

1)«5000 головоломок для школьников» Н.К.Винокурова

2)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

55-58

Ребусы

4

Формирование и развитие умения разгадывать и составлять ребусы.

Игра «Разгадай ребус». Ознакомление с правилами составления и разгадывания ребусов.

Разгадывание ребусов и анаграмм. Составление ребусов.

1)«Юным умникам и умницам»

1 класс О. Холодова

2)«Караван загадок» М.Ширяев

59-62

Задачи – шутки. Головоломки

4

Развитие сообразительности учащихся, умения находить решение в трудных ситуациях.

«Мозговой штурм»

Задачи-шутки.

Решение головоломок.

1)«Юным умникам и умницам»

1 класс

 О. Холодова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

63-65

Итоговое повторение

3

Развитие умений и навыков решения всех типов изученных задач.

Классификация предметов по различным признакам. Существенные признаки. Сравнение. Обобщение. Анаграммы. Аналогия.

1)«Юным умникам и умницам»

1 класс

 О. Холодова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

66

Диагностика за год

1

Проверка знаний и умений учащихся сознательно применять основные мыслительные операции при решении задач.

1. Выделение 2 существенных для данного слова признаков

2. Найди лишнее в группе слов. Назови оставшуюся группу.

3. Заполнение магического квадрата

4.  Графический диктант

5. Решение комбинаторной задачи.

) «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова

2)«Информатика в играх и задачах»

1 класс А.В.Горячев

Содержание программы 2 класс

Признаки предметов – 26 часов

Содержание:

  1. Выделение признаков предметов (цвет, форма, размер, материал, вкус). Измеримые и неизмеримые признаки предметов.
  2. Простая и сложная закономерность. Правила построения.
  3. Описание предметов. Определение предметов через их признаки. Описания точные и неточные.
  4. Сходство. Нахождение общего в предметах.
  5. Различие. Нахождение различного в предметах.
  6. Существенные и несущественные признаки в описании предметов. Выделение существенных признаков.
  7. Характерные признаки. Определение характерных признаков предметов. Измеряемые и неизмеряемые признаки предметов.
  8. Классификация. Деление предметов на группы по заданному основанию. Изменение классификации с изменением основания. Задания по составлению классификации. Определение основания и словесная характеристика готовой классификации.
  9. Составление загадок.  Составление и отгадывание загадок на основе перечисления существенных и характерных признаков.
  10. Кодирование.Декодирование.Составление и отгадывание ребусов. Координатная сетка.
  11. Решение задач.

Знания:

  • существенных и характерных признаков предметов;
  • координатной сетки;
  • понятий «характерные признаки», «существенные признаки предмета», «измеряемые признаки», «неизмеряемые признаки»
  • признаков и правил классификации;

Умения:

  • располагать предмет на координатной сетке и находить адрес предмета;
  • сравнивать предметы по их признакам;
  • выделять характерные и существенные признаки предметов;
  • составлять загадки через перечисление характерных и существенных признаков предметов;
  • определять правила и закономерности построения ряда предметов;
  • составлять и изменять классификацию;
  • определять основание классификации;

Логические модели – 16 часов

Содержание:

  1. Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Составление высказываний и определение их истинности и ложности. Отрицание.
  2. Высказывания со словами логического следования.Составление высказываний со словами «все», «любой», «только», «иной», «иногда», «и», «или», «некоторые».
  3. Истинность высказываний со словами логического следования. Составление высказываний и определение их истинности. Изменение ложного высказывания в истинное.
  4. Рассуждение. Составление рассуждений. Нахождение ошибок в рассуждениях.
  5. Графы, деревья. Определение способов выполнения задания.
  6. Комбинаторика. Выполнение заданий, результат которых находят через составление таблиц и схем.
  7. Решение задач. Задачи комбинаторного типа. Задачи с истинными и ложными высказываниями. Задачи со словами логического следования.

Знания:

  • понятий «истина» и «ложь»;
  • слов логического следования;
  • признаков высказываний

Умения:

  • составлять истинные и ложные высказывания;
  • составлять высказывания со словами логического следования;
  • преобразовывать ложные высказывания в истинные;
  • находить ошибки в рассуждениях;
  • решать задачи комбинаторного типа;

Решение задач – 26 часов

Содержание:

  1. Передвижения. Перестановки. Решение задач с использованием палочек через передвижения и перестановки.
  2. Геометрические задачи. Решение задач с использованием геометрических фигур. Преобразование геометрических фигур. Танграм.
  3. Логические концовки. Высказывания со словами логического следования.
  4. Задачи со сказочным сюжетом. Решение и составление логических задач со сказочным сюжетом. Составление сборника задач.
  5. Магические цепочки, квадраты. Выполнение заданий на нахождение одной, двух, трёх закономерностей.
  6. Игры со словами. Преобразование слов. Задания на нахождение закономерности.
  7. Ребусы.Головоломки. Правила составления ребусов. Отгадывание ребусов и головоломок. Составление сборника ребусов.
  8. Задачи с использованием временных единиц. Решение задач, в которых используются временные единицы.
  9. Диагностика за год. Выполнение заданий изученного вида.

Знания:

  • названий геометрических фигур

Умения:

  • преобразовывать слова
  • составлять и отгадывать несложные ребусы и головоломки
  • преобразовывать геометрические фигуры
  • решать задачи на нахождение нескольких закономерностей
  • составлять и заполнять магические квадраты
  • решать простые задачи с перестановкой палочек

Учащиеся 2 класса должны знать:

  • Основные свойства геометрических фигур разных типов.
  • Иметь представления о логических понятиях: «суждение», «умозаключение», «отрицание».
  • Знать основные логические приёмы: анализ, синтез, обобщение, сериация.

Уметь:

  • Выявлять истинность или ложность суждений.
  • Анализировать, проверять правильность вывода.
  • Выполнять сериацию и классификацию предметов и явлений.
  • Обобщать и конкретизировать.
  • Уметь относить предметы к родовому признаку.
  • Уметь находить предметы по заданным признакам.
  • Создавать композиции сложных объектов из геометрических фигур.

Тематическое планирование 2 класс

Тема раздела, занятия

Кол-во часов

Цели и задачи

Основное содержание

Используемая литература

Признаки предметов

26

1-3

Выделение признаков предметов

3

Развитие умения определять признаки предметов и по признакам определять предмет. Формирование знаний о степени измеримости признаков предметов.

Мозговая разминка.

Определение предмета по заданным признакам. Придумывание значков  для обозначения признаков предметов.

Как измерить признаки предметов?

Игра «Комплект»

Игра «Путешествие»

Мозговой штурм.

1) «Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

4-5

Простая и сложная закономерность

2

Формирование умения находить закономерности  и правила построения рядов из чисел и фигур

Мозговая разминка.

Игра «Сказочные поезда».

Задачи на раскрашивание. Логические ряды чисел и фигур.

Игра «Определи правило и продолжи ряд». Составление логических цепочек.

Мозговой штурм.

1)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

2)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

3)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

6-8

Описание предметов

3

Формирование и развитие умения выполнять точные описания предметов через перечисление их основных признаков.

Мозговая разминка.

Игра «Угадай предмет».

Игра «Загадай предмет».

Упражнения в точных и неточных описаниях предметов. Удобство точных описаний предметов.

Мозговой штурм.

1)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

9-10

Сходство

2

Формирование умения определять признаки сходства у нескольких предметов.

Мозговая разминка.

Упражнение «Найди общее»

Игра «Проверь себя»

Игра «Брошенное слово»

Придумывание заданий на нахождение сходства для группы предметов.

Поиск предметов с общими свойствами. Классификация предметов по сходным признакам.

Мозговой штурм.

1) «Мир логики» С.Гин

2) «Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

11-12

Различие

2

Формирование умения находить отличительные признаки предметов.

Мозговая разминка.

Беседа о различиях.

Игра «Найди 10 отличий в картинках».

Составление альбома заданий на нахождение отличий.

Упражнение «Чем отличаются?», «Что изменилось?».

Поиск предметов с противоположными свойствами.

Игра «Противо…», «Разные человечки»

Мозговой штурм.

1) «Мир логики» С.Гин

2) «Учись! Твори! Развивайся!»  Б.Зельцерман, Н.Рогалёва

13-14

Существенные и несущественные признаки предметов

2

Развитие умения находить существенные и несущественные признаки предметов.

Мозговая разминка.

Выделение и перечисление существенных признаков предметов.

Игра «Узнай предмет».  Упражнение «Существенное, несущественное»

Мозговой штурм.

1) «Мир логики» С.Гин

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

15-17

Характерные признаки

3

Формирование умения определять характерные признаки предметов.

Мозговая разминка.

Введение понятий «характерные, нехарактерные признаки». Определение предмета по характерным признакам. Беседа о измеряемых и неизмеряемых признаках. Мозговой штурм.

1) «Мир логики» С.Гин

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

18-19

Классификация

2

Формирование и развитие умения делить предметы на группы по определённому основанию, определять заданное основание и называть группу предметов.

Мозговая разминка.

Деление предметов на группы по заданному основанию. Изменение классификации с изменением основания. Задания по составлению классификации. Определение основания и словесная характеристика готовой классификации.

Мозговой штурм.

1) «Мир логики» С.Гин

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

3)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

20-21

Составление загадок

2

Формирование и развитие умения самостоятельно составлять загадки на основе перечисления существенных и характерных признаков предметов.

Мозговая разминка.

Отгадывание загадок. Определение правил составления загадок.

Составление и отгадывание загадок на основе перечисления существенных и характерных признаков. Составление сборника загадок. Мозговой штурм.

1)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

22-23

Кодирование. Декодирование

2

Формирование умения кодировать и декодировать, определять адрес предмета на координатной сетке и по адресу находить предмет.

Мозговая разминка.

Составление и отгадывание ребусов. Знакомство с координатной сеткой. Понятие адреса предмета. Игра «Кто где живёт?»

Мозговой штурм.

1)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

2)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

24-26

Решение задач

3

Развитие умения решать логические задачи изученных видов.

Мозговая разминка.

Нахождение и составление закономерностей. Нахождение сходства и различия в предметах. Задания на определение, составление и изменение

1)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

2)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

3)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

Логические модели

16

27-29

Высказывания. Истинные и ложные высказывания

3

Формирование и развитие умения составлять истинные и ложные высказывания и определять их истинность или ложность.

Мозговая разминка.

Упражнение «Составь высказывание».

Составление высказываний и определение их истинности и ложности. Составление высказываний с отрицательной частицей НЕ. Преобразование истинных высказываний в ложные.

Мозговой штурм.

1)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

2) «Лучшие задачи на развитие логики» Н.Копытов

30-31

Высказывания со словами логического следования

2

Развитие умения составлять высказывания со словами логического следования.

Мозговая разминка.

Упражнение в составлении высказываний со словами «все», «любой», «только», «иной», «иногда», «и», «или», «некоторые». Упражнения в формальных рассуждениях.

Мозговой штурм.

1) «Лучшие задачи на развитие логики» Н.Копытов

32-33

Истинность высказывания со словами логического следования

2

Формирование умения преобразовывать истинные и ложные высказывания со словами логического следования..

Мозговая разминка.

Составление высказываний и определение их истинности. Преобразование ложного высказывания в истинное.

Мозговой штурм.

1) «Лучшие задачи на развитие логики» Н.Копытов

34-35

Рассуждение

2

Формирование умения определять, составлять правильные логически последовательные рассуждения

Мозговая разминка.Знакомство с понятием «рассуждение». Формальные рассуждения. Составление рассуждений. Нахождение ошибок в рассуждениях.

Мозговой штурм.

1) «Лучшие задачи на развитие логики» Н.Копытов

2)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

36-37

Графы, деревья

2

Формирование умения последовательно находить все способы решения задания комбинаторного типа через построение графов, деревьев.

Мозговая разминка.  

Понятие «графы, деревья». Упражнение в построении графов в решении задач.

Определение способов выполнения задания.

Мозговой штурм.

1)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

38-39

Комбинаторика

2

Формирование умения выполнять задания, результат которых находят через построение графов, схем, таблиц.

Мозговая разминка.

Выполнение заданий, результат которых находят через составление таблиц, графов и схем.

Мозговой штурм.

1)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

3) «Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

40-42

Решение задач

3

Развитие умения решать задачи всех изученных видов.

Мозговая разминка.

Задачи комбинаторного типа. Задачи с истинными и ложными высказываниями. Задачи со словами логического следования.

Мозговой штурм.

1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Алексан-дрова

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

Решение задач

26

43-44

Передвижения. Перестановки

2

Формирование пространственного мышления через решение задач на перестановку предметов, палочек

Мозговая разминка. Знакомство с фигурами, числами, равенствами из палочек. Игры с палочками.

Решение задач на преобразование фигур, чисел, равенств путём перекладывания, добавления и убирания палочек.

Мозговой штурм.

1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

45-47

Геометрические задачи

3

Формирование и развитие пространственного мышления через развитие умений преобразовывать геометрические фигуры и создавать из них новые фигуры.

Мозговая разминка.

Знакомство с игрой ТАНГРАМ.

Решение задач с использованием геометрических фигур. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Составление фигур-силуэтов по расчленённым образцам

Мозговой штурм.

1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

48-51

Логические концовки

4

Развитие умения продолжать незаконченные высказывания и составлять законченные высказывания со словами логического следования.

Мозговая разминка.

Игра «Доскажи словечко». Знакомство с незаконченными высказываниями. Знакомство с причиной и следствием произошедших событий. Упражнение «Закончи фразу».

Мозговой штурм.

1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

52-56

Задачи со сказочным сюжетом

5

Формирование и развитие умения решать задачи изученных видов с использованием сказочного сюжета.

Уроки-сказки.

Мозговая разминка. Решение и составление логических задач со сказочным сюжетом. Составление сборника задач.

Мозговой штурм

1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

2)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

3)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

57-59

Магические цепочки, квадраты

3

Формирование и развитие умения определять одну или несколько закономерностей в рядах или квадратах

Мозговая разминка. Знакомство с магическим квадратом. Правила составления магического квадрата. Выполнение заданий на нахождение одной, двух, трёх закономерностей. Упражнение в составлении цепочек и квадратов.

Мозговой штурм.

1)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

2)«Развитие мышления на уроках в нач.классах» С.Н.Гончарова

3)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

60-62

Игры со словами

3

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза через преобразование и составление слов.

Мозговая разминка. Преобразование слов. Задания на нахождение закономерности. Составление заданий на преобразование слов. Составление сборника заданий.

Мозговой штурм.

1)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

2) «5000 игр и головоломок для школьников» Н.К.Винокурова

3) «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова

63-65

Ребусы и головоломки

3

Развитие основных мыслительных операций через отгадывание и составление ребусов и головоломок.

Мозговая разминка. Правила составления ребусов. Отгадывание ребусов и головоломок. Составление сборника ребусов.

Мозговой штурм.

1)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

2) «5000 игр и головоломок для школьников» Н.К.Винокурова

3) «Гимнастика для ума или 500 занимательных задач» С.Маев

66-67

Задачи с использованием временных единиц

2

Формирование умения использовать знания о временных единицах при решении логических задач.

Мозговая разминка. Основные единицы времени. Решение задач, в которых используются временные единицы.

Мозговой штурм

1)«Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов» О.В.Александрова

1)«Юным умникам и умницам»

2 класс О. Холодова

68

Диагностика за год

1

Проверка знаний и умений учащихся сознательно применять основные мыслительные операции при решении задач.

1. Выделение 2 существенных для данного слова признаков

2. Найди лишнее в группе слов. Назови оставшуюся группу.

3. Заполнение магического квадрата

4.  Графический диктант

5. Решение комбинаторной задачи.

«Упражнения на каждый день: логика для младших школьников» Л.Ф.Тихомирова

2)«Информатика в играх и задачах»

2 класс А.В.Горячев

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность

формирования

Личностных результатов:

  Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие

для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на

общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке

других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

  Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  Проговаривать последовательность действий .

  Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией рабочей тетради.

  Учиться работать по предложенному учителем плану.

  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать  новое от уже известного с

помощью учителя.

  Делать  предварительный  отбор  источников  информации:  ориентироваться  в

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  Добывать  новые  знания:  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса.

  Перерабатывать  полученную  информацию:  сравнивать  и  группировать  такие

математические  объекты,  как  числа,  числовые  выражения,  равенства,

неравенства, плоские геометрические фигуры.

  Преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  составлять

математические  рассказы  и  задачи  на  основе  простейших  математических

моделей  (предметных,  рисунков,  схематических  рисунков,  схем);  находить  и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и

письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  Слушать и понимать речь других.

  Читать и пересказывать текст.

  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и

следовать им.

  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Материально – техническое обеспечение программы

1. Технические средства обучения

- Классная магнитная доска

- Ноутбук учителя

- Многофункциональное оборудование

- Ноутбуки учащихся

- Мультимедийный проектор

- Интерактивная доска

- Фотоаппарат

2. Учебно – практическое оборудование

- простейшие школьные инструменты: ручки цветные и простые, карандаши цветные и простой, гуашь, акварель, клей,  линейка, ластик

-материалы: ватманы, альбомы, бумага писчая

3. Оборудование класса

- Ученические столы двухместные с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.

 - Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Методические пособия

Автор, издание

1

Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников»

2

А.В.Горячев «Информатика в играх и задачах» Методические рекомендации для учителя. БАЛЛАС 2011г

3

А.В.Горячев «Информатика в играх и задачах» Учебник в 2-х частях 1-2 класс. БАЛЛАС 2011

4

О.В.Александрова «Задачи на развитие логического мышления у учащихся 2-4 классов»

5

О. Холодова «Юным умникам и умницам» Методические рекомендации для учителя. 2011

6

О. Холодова «Юным умникам и умницам» Рабочие тетради в 2-х частях 1-2 класс.2011г

7

Н.Копытов «Лучшие задачи на развитие логики» 2013г

8

» Л.Ф.Тихомирова «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. 2012г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 класс

Тема раздела, тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Формируемые универсальные учебные действия (УУД)

Характеристика деятельности учащихся

Использование ИКТ

Признаки предметов

26

1-3

Выделение признаков предметов

3

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий .

Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать  новое от уже известного с

помощью учителя

Определение цвета, формы.  Классификация предметов по определённым признакам. Игра «Кто лишний?»

Нахождение закономерностей в ряду предметов.

УЛО

4-5

Простая и сложная закономерность

2

Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса

Слушать и понимать речь других.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Умение находить закономерности  и правила построения рядов из чисел и фигур.

Мозговая разминка.

Игра «Сказочные поезда».

Задачи на раскрашивание. Логические ряды чисел и фигур.

Игра «Определи правило и продолжи ряд».

УЛО

6-8

Описание предметов

3

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией рабочей тетради.

Преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  составлять

математические  рассказы  и  задачи  на  основе  простейших  математических

моделей  

Умение выполнять точные описания предметов через перечисление их основных признаков.

Мозговая разминка.

Игра «Угадай предмет».

Игра «Загадай предмет».

Упражнения в точных и неточных описаниях предметов. Удобство точных описаний предметов.

Мозговой штурм.

УЛО

9-10

Сходство

2

Добывать  новые  знания:  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке

других участников группы и педагога, как поступить.

Умение определять признаки сходства у нескольких предметов.

Мозговая разминка.

Упражнение «Найди общее»

Игра «Проверь себя»

Игра «Брошенное слово»

Придумывание заданий на нахождение сходства для группы предметов.

Поиск предметов с общими свойствами. Классификация предметов по сходным признакам.

11-12

Различие

2

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие

для всех людей правила поведения при сотрудничестве

Проговаривать последовательность действий

Мозговая разминка.

Беседа о различиях.

Игра «Найди 10 отличий в картинках».

Составление альбома заданий на нахождение отличий.

Упражнение «Чем отличаются?», «Что изменилось?».

Поиск предметов с противоположными свойствами.

Игра «Противо…», «Разные человечки»

Мозговой штурм.

УЛО

13-14

Существенные и несущественные признаки предметов

2

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией рабочей тетради.

  Учиться работать по предложенному учителем плану.

Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса.

Деление предметов на условные части. Поиск предметов с общими или сходными составными частями. Классификация по составу предметов. Поиск вариантов исключения предмета из группы.

Игра «Разные человечки»

УЛО

15-17

Характерные признаки

3

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 Проговаривать последовательность действий .

Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать  новое от уже известного с

помощью учителя

Понятие характерных признаков предметов. Узнавание предмета по его существенным признакам. Понятия «главное, важное, существенное». Игра «Птицы, рыбы, звери»

УЛО

18-19

Классификация

2

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией рабочей тетради.

Преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  

Добывать  новые  знания:  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и

следовать им.

Мозговая разминка.

Деление предметов на группы по заданному основанию. Изменение классификации с изменением основания. Задания по составлению классификации. Определение основания и словесная характеристика готовой классификации.

Мозговой штурм.

УЛО

20-21

Составление загадок

2

Игра «Отгадай загадку». Нахождение основных правил составления загадок: противопоставление, сравнение. Упражнение в составлении  загадок.

УЛО

22-23

Кодирование. Декодирование

2

Мозговая разминка.

Составление и отгадывание ребусов. Знакомство с координатной сеткой. Понятие адреса предмета. Игра «Кто где живёт?»

Мозговой штурм.

24-26

Решение задач

3

Умение решать логические задачи изученных видов.

Мозговая разминка.

Нахождение и составление закономерностей. Нахождение сходства и различия в предметах. Задания на определение, составление и изменение

Логические модели

16

27-29

Высказывания. Истинные и ложные высказывания

3

Преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  составлять

математические  рассказы  и  задачи  на  основе  простейших  математических

моделей  (предметных,  рисунков,  схематических  рисунков,  схем);  находить  и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Мозговая разминка.

Упражнение «Составь высказывание».

Составление высказываний и определение их истинности и ложности. Составление высказываний с отрицательной частицей НЕ. Преобразование истинных высказываний в ложные.

Мозговой штурм.

УЛО

30-31

Высказывания со словами логического следования

2

Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Мозговая разминка.

Упражнение в составлении высказываний со словами «все», «любой», «только», «иной», «иногда», «и», «или», «некоторые». Упражнения в формальных рассуждениях.

Мозговой штурм.

32-33

Истинность высказывания со словами логического следования

2

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Ориентироваться в своей системе знаний:  отличать  новое от уже известного с

помощью учителя.

Добывать  новые  знания:  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке

других участников группы и педагога, как поступить

Мозговая разминка.

Составление высказываний и определение их истинности. Преобразование ложного высказывания в истинное.

Мозговой штурм.

34-35

Рассуждение

2

Мозговая разминка.Знакомство с понятием «рассуждение». Формальные рассуждения. Составление рассуждений. Нахождение ошибок в рассуждениях.

Мозговой штурм.

УЛО

36-37

Графы, деревья

2

Мозговая разминка.  

Понятие «графы, деревья». Упражнение в построении графов в решении задач.

Определение способов выполнения задания.

Мозговой штурм.

38-39

Комбинаторика

2

Мозговая разминка.

Выполнение заданий, результат которых находят через составление таблиц, графов и схем.

Мозговой штурм.

40-42

Решение задач

3

Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную

оценку деятельности товарищей.

Мозговая разминка.

Задачи комбинаторного типа. Задачи с истинными и ложными высказываниями. Задачи со словами логического следования.

Мозговой штурм.

Решение задач

26

43-44

Передвижения. Перестановки

2

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией рабочей тетради.

  Учиться работать по предложенному учителем плану.

Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса.

Мозговая разминка. Знакомство с фигурами, числами, равенствами из палочек. Игры с палочками.

Решение задач на преобразование фигур, чисел, равенств путём перекладывания, добавления и убирания палочек.

Мозговой штурм.

УЛО

45-47

Геометрические задачи

3

Добывать  новые  знания:  находить  ответы  на  вопросы,  используя  учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке

других участников группы и педагога, как поступить

Мозговая разминка.

Знакомство с игрой ТАНГРАМ.

Решение задач с использованием геометрических фигур. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Составление фигур-силуэтов по расчленённым образцам

Мозговой штурм.

48-51

Логические концовки

4

Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса

Слушать и понимать речь других.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Объяснение значения слов. Решение задач с данными словами.

Мозговая разминка.

Игра «Доскажи словечко». Знакомство с незаконченными высказываниями. Знакомство с причиной и следствием произошедших событий. Упражнение «Закончи фразу».

Мозговой штурм.

52-56

Задачи со сказочным сюжетом

5

Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса

Слушать и понимать речь других.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Мозговая разминка. Решение и составление логических задач со сказочным сюжетом. Составление сборника задач.

Мозговой штурм

57-59

Магические цепочки, квадраты

3

Мозговая разминка. Знакомство с магическим квадратом. Правила составления магического квадрата. Выполнение заданий на нахождение одной, двух, трёх закономерностей. Упражнение в составлении цепочек и квадратов.

Мозговой штурм.

60-62

Игры со словами

3

Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса

Слушать и понимать речь других.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Мозговая разминка. Преобразование слов. Задания на нахождение закономерности. Составление заданий на преобразование слов. Составление сборника заданий.

Мозговой штурм.

63-65

Ребусы и головоломки

3

Мозговая разминка. Правила составления ребусов. Отгадывание ребусов и головоломок. Составление сборника ребусов.

Мозговой штурм.

66-68

Задачи с использованием временных единиц

3

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с

иллюстрацией рабочей тетради.

  Учиться работать по предложенному учителем плану.

Перерабатывать  полученную  информацию:  делать  выводы  в  результате

совместной работы всего класса.

Мозговая разминка. Основные единицы времени. Решение задач, в которых используются временные единицы.

Мозговой штурм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

  Актуальность курса определена тем, что программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувст...

Планирование по курсу внеурочной деятельности "Школа безопасности" 1 класс

Планирование выполнено с учётом всех требований....

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие у младших школьников концентрации внимания на основе заданий.Планируемые результаты: 1) Личностные р...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка внимания. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.Планируемые результаты:1) Личностны...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления." (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: создание условий для развития слуховой памятиПланируемые результаты:1) Личностные результаты: развитие слуховой памяти ...

Конспект Внеурочного занятия "Развитие концентрации внимания-2" (1 класс, курс внеурочной деятельности "Умники и умницы")

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная направленностьЦель: развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительная память и мышление) уучащихся;Планир...