Проектно - исследовательская работа
методическая разработка (1 класс) на тему

Карташова Ирина Борисовна

Изобретение алфавита – это величайшее достижение людей. В современном мире человек постоянно пользуется буквами, даже не задумываясь об их происхождении. Сейчас невозможно представить себе жизнь без букв. Если бы не было букв, мы не смогли бы написать своё имя, фамилию, отчество. Не зная букв, не могли бы выражать свои чувства, мысли. Мы  выбрали тему «Как появился русский алфавит и где он используется», потому что данная тема актуальная в современном мире, очень важна и значительна для нашего развития. Трудно ответить на вопрос, когда впервые люди дали название буквам. Ясно одно - произошло это в незапамятные времена, когда древние люди еще охотились на мамонтов и отвоевывали у медведей и львов пригодные для жилья пещеры. Очень интересно узнать, как люди придумали буквы, алфавит? Где и кем он используется в современном обществе? Задав этот вопрос ребятам своего и других классов, мы поняли, что точного ответа не знает никто. Когда мы спросили об этом учителя, она предложила нам самим докопаться до истины. Так возникла идея создания данной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Семикаракорска»

Тема:

«Как появился русский алфавит и

где он испоьзуется»

по обучению грамоте

Работу составили

ученики 1 «В» класса

МБОУ «СОШ № 3

г. Семикаракорска»

Горбатов Иван и

Горяйнова Диана

совместно с родителями

г. Семикаракорск

2014г.

Оглавление

Введение

ГлаваI. Теоретический анализ методической литературы об истории возникновения алфавита

1.1. Краткая история появления первых букв.

1.2. «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры”.

ГлаваII. Исследовательская работа

2.1.Исследовательская работа

Глава III. Выполнение дидактических заданий к проекту

Заключение.

Литература.

ВВЕДЕНИЕ

Без знания прошлого

 нельзя понять настоящее.

Изобретение алфавита – это величайшее достижение людей. В современном мире человек постоянно пользуется буквами, даже не задумываясь об их происхождении. Сейчас невозможно представить себе жизнь без букв. Если бы не было букв, мы не смогли бы написать своё имя, фамилию, отчество. Не зная букв, не могли бы выражать свои чувства, мысли. Мы  выбрали тему «Как появился русский алфавит и где он используется», потому что данная тема актуальная в современном мире, очень важна и значительна для нашего развития. Трудно ответить на вопрос, когда впервые люди дали название буквам. Ясно одно - произошло это в незапамятные времена, когда древние люди еще охотились на мамонтов и отвоевывали у медведей и львов пригодные для жилья пещеры. Очень интересно узнать, как люди придумали буквы, алфавит? Где и кем он используется в современном обществе? Задав этот вопрос ребятам своего и других классов, мы поняли, что точного ответа не знает никто. Когда мы спросили об этом учителя, она предложила нам самим докопаться до истины. Так возникла идея создания данной работы.

Объектом работы является изучение истории возникновения алфавита и его использование в окружающей жизни.

Предметом работы является проектирование наглядного пособия по разнообразным видам алфавита.

Целью является изучить этапы формирования современного алфавита.

Для того чтобы достичь поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:

  • Найти в различных источниках материал, посвященный истории возникновения алфавита.
  • Исследовать где и кем используется алфавит в окружающей среде.

Методами работы при выполнении поставленных задач являются:

Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по данной работе.

Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза.

Глава 1. Теоретический анализ методической литературы об истории возникновения алфавита.

1.1  Краткая история появления первых букв.

Все люди на земле, умеют читать и писать. Пишут стихи, рассказы, сказки. Они состоят из предложений, предложения из слов, а слова из букв.    А откуда, когда и как  появились на свет первые буквы об этом никто и никогда не задумывается? Может, буквы вообще никто не придумывал, они были всегда, как сами люди, земля и горы? И тогда мы решили узнать об их происхождении и использовании и рассказать об этом одноклассникам.

Мы составили  план работ, который последовательно помог нам в поиске информации:

  • Обращение к толковому словарю;
  • Сбор информации в библиотеке (энциклопедии, журналы, статьи);
  • Поиск  статей в Интернете;
  • Просмотр передач  по телевидению «Галилео»;
  • Обращение ко  взрослым.

В толковом словаре слово «Буква» обозначает «знак азбуки». Значит буква – это знак, но сути вопроса, данное определение не раскрывает.  Тогда, мы начали свое исследование с  первоисточников. И вот что получилось:

сначала люди рисовали. Если надо было написать слово «олень» - рисовали оленя, если надо было написать слово «охота» - рисовали охотников и зверя. Жили люди в то время в пещерах и рисовали они на стенах своих жилищ – пещер, на скалах.
        Рисунки на скалах, пещерах рассказывают о жизни пещерных людей и даже о том, как к нашим далёким предкам приходили инопланетяне. Рисовали люди в четыре цвета: красный, жёлтый, белый, чёрный.

Такие письма писали друг другу индейцы в Америке. Буквы им были не известны. Хотя люди не умели писать,  но письма друг другу посылали, например, если  племя хотело  объявить войну, то посылало другому копьё или стрелу. Если речь шла о мире – посылали табак и трубку в придачу.
Потом появились, буквы-рисунки. Нарисуют, к примеру, льва. Это слово начинается с буквы Л, значит читай букву Л. Нарисуют Сокола – читай С, нарисуют дерево – читай Д…
 Для этого, древним египтянам, приходилось держать целую армию писцов.  Для письма использовали каменные и глиняные таблички, восковые дощечки, пергамент, береста. Бумага появилась у китайцев около  двух тысяч лет назад, в Европу она попала в 8 веке нашей эры, но получила широкое распространение далеко не сразу.

И в наше время, используется картиночное письмо: дорожные знаки, указатели в аэропортах, вокзалах, дверях магазинов.

Шли века, и писцы для простоты стали заменять некоторые сложные рисунки значками. Это было уже что-то вроде настоящих букв. Но не все значки обозначали буквы, некоторые обозначали целые слова, другие - отдельные слоги.   Египетская грамота напоминает наши ребусы.

Каждая из букв, которой мы пользуемся – это рисунок. Родина букв – Египет.
         Но египтяне писали без гласных букв, поэтому многие слова писались одинаково и приходилось под словами рисовать рисунок, то есть ключ к написанному, чтобы было понятно о чём написано.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну с купцами, перевозившими товары. Им некогда было рисовать рисунки, их наскоро писали значками. Это уже происходило в Греции. В современном греческом алфавите 24 буквы.
        Само слово
«алфавит» греческого, как мы уже сказали, происхождения. Произошло от названия первых букв греческого «алфа» и «вита».
         Позже появился
латинский алфавит, которым пользуются до сих пор. Например, в математике мы используем Х и Y, врачи всего мира пользуются латинскими буквами, выписывая рецепты больным. В латинском алфавите 25 букв.
         
От греческого и латинского алфавитов произошли английский древнеславянский и другие.

  1.  «Великие славянские просветители и их вклад в развитие славянской культуры”.

Далекими нашими предками были славяне. Первая славянская азбука — кириллица — была создана на основе греческого алфавита.

Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших византийских провинций, столицей был город Солуни. В семье военного чиновника, который служил в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий. Население там было – наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец – болгарином, и поэтому с детства у них– было 2 родных языка – греческий и славянский. Характеры братьев были очень схожи. Оба много читали, любили учиться. Константин начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг. Он своим умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Не случайно его за великую мудрость прозвали философом.

В 863 году в Константинополь к греческому царю пришли послы от хазар и попросили  прислать учителей для того, чтобы перевести церковные книги с греческого языка на славянский. Царь отправил  Кирилла. Кирилл согласился и уговорил брата Мефодия идти с ним. Они отправились вместе. Вот потому и занялись Кирилл и Мефодий разработкой новой азбуки. 24 мая братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита.  Настоящее имя Кирилла — Константин. Кириллом его нарекли незадолго до смерти, так как он постригся в монахи (а монахам после обряда пострижения даётся новое имя). Начиная с 1987 года, в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

Славянская азбука названа кириллицей в честь своего создателя — Кирилла. Они создали даже 2 азбуки — кириллицу и глаголицу, но глаголица со временем была забыта.  

От данной азбуки и происходит наш русский алфавит (а также украинский, белорусский, сербский и болгарский).

Первую в нашей стране азбуку-букварь 400 лет назад напечатал для детей Иван Фёдоров. Он был и первым, кто стал печатать книги на станке в типографии, а не переписывал их пером. В его напечатанном букваре было много картинок и детям стало легче и интереснее учиться.

Глава II. Исследовательская работа.

2.1 Исследовательская работа

Во время экскурсий проводили опросы библиотекаря, медицинского работника, секретаря, почтальона, архивариуса.

В  школьной библиотеке мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.  Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке. У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. В конце книг есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!

Еще Светлана Викторовна нас познакомились с разными азбуками:

1.     Морская азбука.

Сигнальные флаги, и каждый флаг- буква. Эти флаги поднимают на мачтах кораблей. Так корабли «разговаривают» друг с другом. У моряков –

сигнальщиков буквами являются флажки. Определенное положение флажков в руках сигнальщика- это определенная буква алфавита.

2.     Азбука Морзе.

Мы узнали, что эта азбука передается специальными звуковыми сигналами: точка - один сигнал, тире- два. Каждой букве алфавита соответствует определенный набор данных сигналов. Люди, передающие сообщения с помощью азбуки Морзе, называются радистами (или связистами).

В нашей школе у секретаря  Ольги Евгеньевны  есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.

В школьном медицинском кабинете узнали, что медицинские карточки оформляются  по алфавиту. В городской больнице детской регистратуре мед. карточки расположены  по алфавиту, а во взрослой – не по алфавиту, а по названиям улиц.

На почте, нам показали  каталоги на выписку газет, журналов, товаров. Узнали, что каталоги составляются строго в алфавитном порядке.

Ходили к мемориалу «Вечного огня», где увидели, что на «Стене Славы» фамилии записаны строго в алфавитном порядке.

В городском архиве познакомились с документацией. Узнали, что вся документация составляется строго в алфавитном порядке.

В налоговой инспекции - дела налогоплательщиков хранятся в алфавитном порядке.

В  ГИБДД - списки зарегистрированных и угнанных машин составлены в алфавитном порядке.

У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке. Меньше всего фамилий в справочнике на букву Ц.  Больше всего на букву К.

Глава III. Выполнение дидактических заданий к проекту

          В результате работы был создан следующий дидактический материал:

1.  Индивидуальные и групповые эскизы букв

2. Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»

4. Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная   азбука»

5. Создание «Города Алфавита»

6. Плакат «История алфавита»

7. Алфавит в картинках

Заключение

В данной работе, мы  провели исследование, которое помогло нам узнать, где и как начинали зарождаться буквы и как они эволюционировали на протяжении многих столетий. А также узнали, что русский алфавит более поздний, чем другие и придумали его два брата, славяне, Кирилл и Мефодий. И люди до сих пор пользуются картиночным письмом и весьма успешно. Приезжая, в другую страну и не зная языка, люди ориентируются по знакам, картинкам и указателям. Что в любой организации используется алфавит.  На сегодняшний день ученым так и неизвестно,  какая  из азбук появилась первой, кириллица или глаголица? Это и  будет темой  нашего дальнейшего исследования.

Литература:

  • Толковый словарь Ожегова;
  • Детская энциклопедия «Почемучка»;
  • Интернет;
  • Передача по ТВ «Галилео».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы

Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...

Проектно-исследовательская работа.

В презентации предложены темы проектно-исследовательских работ для учащихся начальной школы, выдержки из работ учащихся....

Проектно-исследовательская работа "Роль партизанского движения в ВОВ"

Данную работу мы выполняли вместе с моим учеником Кулаком Павлом. Она может быть полезна учителям для проведения бесед о ВОВ и организации проектно-исследовательской работы с учащимися....

Проектно-исследовательская работа "Роль партизанского движения в ВОВ"

Данную работу мы выполняли вместе с моим учеником Кулаком Павлом. Она может быть полезна учителям для проведения бесед о ВОВ и организации проектно-исследовательской работы с учащимися....

Проектно-исследовательская работа "Свойства соли"

Работа -исследование,в которой учащийися раскрыл историю появления соли в быту человека.Через опыты и практическую работу были выявлены свойства соли....

Проектно- исследовательская работа на тему " Организация коррекционной педагогической работы по формированию навыков аналитического чтения у детей с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефекты в развитии".

Разработка и апробация наиболее эффективных коррекционных приёмов работы, направленных на преодоление нарушений речевого развития у детей  с нарушением зрения, имеющих сложные и сочетанные дефект...

КОНКУРСНАЯ РАБОТА Номинация: «Проектно-исследовательская работа на тему «Роль календарей в жизни людей»

На сегодняшний день практически у каждого дома есть календарь, либо на стене, либо на письменном столе, либо в портфеле или сумочке. Каждый из нас с помощью календаря старается планировать, и тем самы...