Программа дополнительного образования детей по развитию мелкой моторики кружка «Фантазёры»
методическая разработка на тему
Программа дополнительного образования
детей по развитию мелкой моторики
кружка «Фантазёры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
детей по развитию мелкой моторики
кружка «Фантазёры» для детей 3-4 лет
Автор- составитель:
Короткова Юлия Владимировна.
воспитатель
г. Карасук
2016- 2017 учебный год.
Содержание
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематическое планирование
3. Ожидаемые результаты.
4. Диагностический инструментарий.
5. Оборудование и материалы.
6. Список литературы.
1.Пояснительная записка
«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность:
В исследованиях современных ученых отмечается, что моторное развитие детей на сегодняшний день остается актуальной проблемой. Растет число детей с нарушением мелкой моторики.
Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Данная программа кружка способствует развитию и укреплению мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Программа кружка «Фантазёры» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики у детей 3 - 4 лет.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.
2.Задачи:
Образовательные:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, бросовым материалом и т.д.
- обучать правильно, держать ножницы и действовать ими.
Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Работа с родителями:
- ознакомить с задачами кружка и с учебно- тематическим планом работы
- привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (бусины, бумага, различные виды круп, природный материал т.д.);
- приглашать посещать занятия кружка.
Программа кружка включает в себя разнообразные виды деятельности, проводимые на материале различных лексических тем. В работе используются материалы разной фактуры (бумага, картон, крупы, пуговицы, фруктовые косточки и др.)
На занятиях данного кружка используются следующие приемы: игра, упражнения и различные виды продуктивной деятельности:
- самомассаж кистей рук (фруктовыми косточками, еловыми шишками, карандашами, мячиками «Су-Джок»);
- пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
- игры и упражнения с мелкими предметами (мозаика, крупы, мелкие игрушки, пуговицы, бусины, прищепки, шнуровки и др.);
- игры с водой;
- рисование (пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание);
- аппликация (разные техники).
Образовательная деятельность проводится с подгруппой детей (8 человек), один раз в неделю, с октября по май месяц, во второй половине дня.
3.Ожидаемые результаты:
По завершению срока реализации программы, с помощью мониторинга, разработанного в соответствии с программными требованиями программы
« Детство » под редакцией В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ) планируется выявить повышение общего уровня развития мелкой моторики.
К концу учебного года у детей улучшаться: внимание, память, мышление, координация, воображение, речь. Обогатится словарный запас. Дети должны будут: уметь работать с бумагой и пластилином в разных техниках, научиться правильно, держать: карандаш, кисть, ножницы и действовать ими. Движения рук, кистей, пальцев станут более активными, гибкими, послушными, действия точными. Работы детей приобретут осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. Они научатся самостоятельно и творчески работать.
4.Учебно-тематическое планирование. Кол-во часов
.
Октябрь
1нед. Тема: «Овощи с огорода»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.
3. Обучать детей ритмичному нанесению штрихов.
4. Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
5. Стимулировать тактильные ощущения.
6. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
Упражнения
1. Самомассаж шариками «Су- Джок».
2. Пальчиковая гимнастика «Квасим капусту».
3. Игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.
4. «Морковка» - раскрась по образцу.
15 минут.
2нед. Тема «Деревья»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь и движения.
3. Учить изображать простейшие предметы с помощью ладони и пальцев.
4. Стимулировать тактильные ощущения.
5. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
Упражнения
1. Самомассаж косточками фруктов.
2. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
3. Упражнение «Сухой бассейн» - найти косточку от фруктов.
4. «Осенние деревья» - рисование ладошками.
15 минут.
3нед. Тема: «Дикие животные»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Учить изображать простейшие предметы с помощью пальцев.
3. Закреплять у детей умение мелко рвать бумагу.
4. Учить наклеивать бумагу (обрывание).
Упражнения
Самомассаж гранеными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «На лужок».
3. Упражнение «Нарви зайке травки» - мелко нарвать зеленую бумагу.
4. «Спрячь зайку» - аппликация (обрывание).
4нед. Тема: «Птицы»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
3. Закреплять у детей умение работать с бумагой - отрывать кусочки бумаги и сминать их в комочки.
4. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. П/г. «Полетаем».
3. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
4. П\Упражнение «Накорми птичку» - отрывать кусочки бумаги и скомкать ее в маленькие комочки.
15 минут.
Ноябрь
1 нед. Тема: «Дом»
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Упражнять в умении рисовать на манке.
4 .Учить правильно, держать ножницы и разрезать полоску поперек.
5. Учить технике последовательного наклеивания элементов.
6. Воспитывать любовь, бережное отношение к своему дому.
Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. П/г. «Похлопаем» - хлопаем в ладоши тихо, громко и в разном темпе.
3. «Домик для мишутки» - рисуем на манке.
4. «Дом для ежика» - аппликация.
15 минут.
2нед. Тема: «Одежда»
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу.
3. Воспитывать бережное отношение к одежде.
4. Учить правильно, держать ножницы и разрезать полоску поперек.
5. Учить технике последовательного наклеивания элементов.
Упражнения
1. Самомассаж фруктовыми косточками.
2. П/г. «Похлопаем» - хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу.
3. Д/игра «Сортировка» – игры с пуговицами (с ножками и без).
4. «Нарядим куклу на праздник» - аппликация.
15 минут.
3 нед. Тема: «Игрушки»
1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Продолжать учить координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Закреплять у детей умение работать с бумагой - разглаживание смятой в комочек бумаги.
5. Учить детей работать пластилином способом размазывания на листе.
Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су-Джок»).
2. П/г «Лошадка».
3. Упражнение «Что спряталось в комочке?» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Мой весёлый, звонкий мяч» - пластилинография.
15 минут.
4 нед. Тема: «Транспорт»
1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Развивать умение координировать речь с движениями, договаривать слова и словосочетания.
3. Обучать детей ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
4. Учить правильно, держать ножницы в руке и разрезать полоску поперек.
5. Учить аккуратно, наклеивать детали.
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть вместе.
Упражнения
1. Самомассаж фруктовыми косточками.
2. Упражнение «Топай - хлопай».
3. «Проехала машина» - рисуем на манке, рассыпанной тонким слоем на подносе, следы от машины.
4. «Грузовик» - аппликация.
15 минут.
Декабрь
1 нед. Тема «Зима. Признаки зимы»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Закреплять умение проводить прямые горизонтальные линии.
4. Продолжать учить правильно, держать ножницы и работать ими.
5. Учить аккуратно, наклеивать детали.
Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. Пальчиковая гимнастика «Погреемся».
3. «Лыжник» - рисуем на манке пальчиками.
4. «Снеговичок » - аппликация.
15 минут.
2нед. Тема: «Домашние животные»
1. Развивать мелкой моторики.
2. Формировать у детей мышечное чувство напряжения и расслабления работающих групп мелких мышц.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Обучать детей ритмичному нанесению мазков из пластилина.
5. Воспитывать любовь к животным.
Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су –Джок»).
2. П/г «Коготки и лапки».
3. Упражнение «Домашние животные» - найти в сухом бассейне фигурки животных на ощупь.
4. «Клубочки для котенка» - пластилинография.
3нед. Тема «Новый год. Дед мороз»
1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Продолжать формировать умение координировать движения с речью.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу бумаги.
5. Развивать чувство формы, пропорции, глазомер согласованность в работе обоих рук.
Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Елочка».
3. П\Упражнение «Сосульки»- работа с прищепками.
4. «Украсим рукавичку Деду Морозу» - рисование.
15 минут.
4 нед. Тема: «Новый год. Елка»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Закреплять умение выкладывать изображение с помощью геометрических фигур по образцу.
3. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
4. Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе.
Упражнения
1. Самомассаж косточками фруктов.
2. Упражнение «Выложи по образцу» - выкладывание ёлки по образцу из треугольников.
3. П\упр.-«Сортировка новогодних шариков по цвету»
4. «Наряжаем ёлку»- рисуем пластилином ёлочные игрушки.
15 минут.
Январь
1 нед. Каникулы.
2 нед. Тема «Снег идет»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3.Закреплять умение работать с бумагой.
4. Продолжать учить работать с бумагой (техника обрывания).
5. Воспитывать самостоятельность, инициативность.
Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. П/г. «Погуляем» - ходим двумя пальцами по столу в разном темпе.
3. П\Упражнение «Снежки».
4. «Снежные комочки» - аппликация.
15 минут.
3 нед. Тема: «Одежда»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Продолжать учить правильно, держать ножницы и работать ими.
5. Продолжать учить аккуратно, наклеивать детали.
6. Воспитывать желание помогать маме.
Упражнение
1. Самомассаж косточками фруктов.
2. Пальчиковая гимнастика «Постираем белье».
3. Упражнение «Помогаем маме» - развесить белье на веревку и закрепить его прищепками.
4. «Шарфик для куклы Кати»» - аппликация.
15 минут.
4 нед. Тема: «Птицы»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Закреплять умения ритмично наносить точки и рисовать круги, проводить прямые горизонтальные линии.
3. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
4. Продолжать учить рисовать ладошками и пальчиком.
Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. П/г «Полетаем»
3. «Птичьи следы на песке» - рисуем на манке пальчиками.
4. «Воробей» - рисование ладошкой.
15 минут.
Февраль
1 нед. Тема «Дикие животные»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Формировать умение координировать речь с движениями, умение договаривать слова и словосочетания.
3. Продолжать учить детей работать с бумагой техникой обрывания.
4. Воспитывать любовь к природе.
Упражнения
1. Самомассаж мячиками «Су-Джок».
2. П/г «Апельсин».
3. П.Упр. «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).
4. «Веселый ежик» - аппликация (обрывание).
15 минут.
2 нед. Тема «Конец зимы»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Продолжать учить создавать несложную композицию из прищепок.
4. Продолжать учить правильно, держать ножницы и работать ими.
5. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Солнышко».
3.П\ Упражнение «Солнечный денек» - прищепки.
4. «Грибочки» - аппликация.
15 минут.
3 нед. Тема «Семья»
1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулировать тактильные ощущения.
4. Учить аккуратно, наклеивать детали, создавать красивую композицию.
5. Воспитывать фантазию.
Упражнения
7. Самомассаж еловыми шишками.
2. П\г «Месим тесто».
3. Игра «Тесто» - имитация замешивания теста в сухом бассейне.
4. «Кораблик» - аппликация.
15 минут.
4 нед. Тема «Защитники отечества»
1. Совершенствовать мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Упражнять в умении составлять узор и последовательно их наклеивать.
4. Развивать чувство формы, цвета и композиции.
5. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
Упражнения
1. Самомассаж гранёными карандашами.
2. Пальчиковая гимнастика «Фонарики».
3. Д/и «Сортировка» - игры с пуговицами (с ножками и без).
4. «Украсим папе галстук» - аппликация.
15 минут.
март
1 нед Тема: «Мамин праздник»
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту.
4. Тренировать умение создавать узор по образцу.
5. Развивать чувство формы, цвета и композиции.
6. Воспитывать бережное отношение к родителям, желание их порадовать.
Упражнения
1. Самомассаж косточками фруктов.
2. П/г «Погуляем» - двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.
3. Упражнение «Бусы для мамы»- нанизывание макарон на ленту.
4. «Цветочек на ладошках» - аппликация.
15 минут.
2 нед. Тема: «Домашние животные»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Отрабатывать навык аккуратно переливать воду из одной емкости в другую с помощью ложки.
4. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
Упражнения
1. Самомассаж мячиками «Су-Джок».
2. Упражнение «Прятки» - найди всех животных в сухом бассейне.
3. П\упражнение «Котик хочет молочка».
4. «Котенок» - рисование (тычком).
15 минут.
3 нед. Тема: «Домашние птицы»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Продолжать учить работать с бумагой в технике (обрывание).
4. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них.
Упражнения
1. Самомассаж фруктовыми косточками.
2. Упражнение «Что внутри» - подушечки с различным наполнением (фасоль, рис, греча).
3. П\упр. «Накорми цыпленка».
4. «Цыплёнок» - аппликация (обрывание).
15 минут.
4 нед. Тема «Народная игрушка»
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Учить работать с бумагой, смятой в комочек.
4. Продолжать аккуратно, наклеивать детали по образцу.
5. Воспитывать чувство коллективизма, желание прийти на помощь.
Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су- Джок»).
2. П/г «Похлопаем».
3. Упражнение «Что спряталось в комочке?» разглаживание трафаретов народных игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Неваляшка» - аппликация.
15 минут.
Апрель.
1 нед. Тема «Весна»
1. Развивать мелкую моторику, координацию движений.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Учить детей работать с бумагой.
4. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета.
5. Вызвать интерес к созданию красивой композиции из цветов.
Упражнения
1. Самомассаж фруктовыми косточками.
2. П/И «Весенний цветок».
3. П.упр. «Бумажные комочки».
4. «Весенние цветы» - рисование бумажными комочками.
15 минут
2 нед. Тема «Звонкая капель»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Продолжать учить пользоваться губкой для переноса жидкости из одной емкости в другую.
4. Продолжать учить детей работать с пластилином методом (палепа).
5. Воспитывать любознательность, самостоятельность.
Упражнения
1. Самомассаж еловыми шишками.
2. П/И «Кулачок» - сжимать и разжимать кулачок.
3. П\упр. «Волшебная губка».
4. «Пушистая тучка» - пластилинография.
3 нед. Тема "Весеннее солнышко"
1. Развивать мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Продолжать с помощью прищепок создавать композицию.
4. Продолжать учить правильно, держать ножницы и работать ими.
5. Продолжать учить аккуратно, наклеивать детали.
Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. П\Упражнение «Солнечный денёк».
3. «Весеннее солнышко» - аппликация.
15 минут.
4 нед. Тема «Дождь»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Продолжать учить работать с пипеткой и ситом.
3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.
4. Стимулирование тактильных ощущений.
5..Продолжать учить аккуратно, наклеивать детали.
6. Развивать усидчивость, целенаправленность.
Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су-Джок»).
2. «Дождь» - рисуем на манке.
3. Заштрихуй тучку по образцу.
4. Упражнение «Весёлая переливайка» (пипеткой, резиновой грушей).
5. Аппликация «Зонтик».
15 минут.
Май.
1 нед. Тема: «Рыбы»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Стимулировать тактильные ощущения.
3. Продолжать развивать орудийные действия (работа с ситом и крупой).
4. Учить аккуратно, наклеивать детали, создавать красивую композицию.
5. Воспитывать фантазию, чувства прекрасного, любовь к природе.
Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. И\упр. «Веселая рыбалка».
3. «Рыбки плавают в воде» - аппликация.
15 минут.
2 нед. Тема: «Цветы»
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Стимулирование тактильных ощущений.
4. Закреплять умение работать с бумагой в технике обрывания.
5. Закреплять умение аккуратно, наклеивать детали.
6. Воспитывать любовь к природе.
Упражнения
1. Самомассаж фруктовыми косточками.
2. Пальчиковая игра «Цветы».
3. П \Упр. «Нарви мелко бумагу».
4. «Одуванчики» - аппликация.
15 минут.
3 нед. Тема: «Насекомые»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Стимулирование тактильных ощущений.
3. Упражнять в умении шнуровать, продевать шнурок в отверстие.
4. Воспитывать чувство коллективизма, желание играть друг с другом.
5. Продолжать учить работать с пластилином.
Упражнения
1. Самомассаж гранеными карандашами.
2. Упражнение «Насекомые на листочке» - упражнение в шнуровке.
3. Упражнение «Цветочный лужок» - с помощью мозаики сделать цветы.
4. «Улитка»- пластилинография.
15 минут.
4 нед. Тема: «Лето»
1. Развивать зрительное внимание, мелкую моторику.
2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.
3. Учить аккуратно, наклеивать детали, создавать красивую композицию.
4. Воспитывать фантазию, любовь к природе.
Упражнения
1. Самомассаж мячиками («Су-Джок»).
2. Пальчиковая игра «Цветы».
3. П\Упр. «Нарви бумагу».
4. «Украсим бабочке крылышки» - аппликация.
15 минут.
Итого за учебный год количество часов:
7 часов 45 минут.
4. Мониторинг, разработанный в соответствии с программными требованиями (Программа "Детство»
Уровень развития навыков и умений мелкой моторики.
№ | Ф.И. ребёнка | Возраст ребенка |
Кисти рук имеют хоро- шую подви-жность, гибкость, скован- ности движе- ний нет |
Владеет навы- ками и умени- ями работы с инстру-ментами (в рисо- вании – каран- даш и кисть, в аппли- кации – ножни- цы и кисть, |
Развита коорди- нация обеих рук, коорди- нация дейс- твий руки и глаза, зритель- ный конт- роль | Связно объясняет свои действия. Бысро запоминает стихи , потешки и чётко их произносит | Итоговый показатель по каждому ребёнку (среднее значение) |
1 – радует.
2 – вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагога и родителей.
5. Оборудование и материалы:
- гранёные карандаши;
- мячики («Су –Джок»);
- фруктовые косточки;
- еловые шишки;
- сыпучий материал (горох, манка, фасоль, фруктовые косточки);
- клеёнчатые фартуки;
- клеёнки;
- предметы орудия (пипетки, резиновые груши, губки);
- прищепки;
- «чудесный мешочек»;
- шнуровки;
- мозаика (крупная, мелкая);
- краски, маркеры;
- кисти (для клея, для рисования);
- цветная бумага, картон;
- клей;
- ножницы;
- пластилин;
- бумажные салфетки;
- макаронные изделия;
- ёмкость для воды;
- ложки;
- пуговицы;
- баночки для сортировки сыпучих материалов.
6. Список литературы.
Колдина Д.Н. «Аппликация» «Мозаика – Синтез» 2007г.
Лыкова Л.А Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации, Москва 2008 г.
Волынкин В.И. «Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебное пособие». Р /Д: «Феникс», 2007 г.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.
Ермакова И.А. Развиваем моторику у малышей. – СПБ: 2007.-66с.
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста.
Комарова Т.С. Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, Мозаика – Синтез 2008 г.
Лыкова Л.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера 2007г.
Григорьева Г.Г. «Малыш в стране Акварелии» Просвещение – 2006г.
Морозова Г.В. «Ознакомление с окружающим миром» Москва 2010 г.
Нетрадиционные техники», М. : «Т.Ц.С». 2005 г.
Фадеева А.А. «Рисуем Борисенко М.Г.,
Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с..без кисточки», Академия развития 2026 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию "Развитие мелкой моторики"
Рабочая программа для 1 класса....
Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)
Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...
Программа внеурочной деятельности по развитию мелкой моторики
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Календарно - тематическое планирование по годам....
Методические рекомендации "Развитие мелкой моторики учащихся первого класса через организацию работы с бумагой в технике оригами на занятиях кружка "Очумелые ручки"
В рекомендациях представлена программа кружка. В календарно - тематическом планировании для учащихся 1 класса поделки в технике огирами распределены от простой к более сложной по степени выполне...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Развитие мелкой моторики»
Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Развитие мелкой моторики»...
Рабочая программа по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо коррекции и развитию мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...