Программа внеурочной деятельности по развитию мелкой моторики
методическая разработка по теме
Рабочая программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Календарно - тематическое планирование по годам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_melkoy_motorike.doc | 427 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чердатская средняя общеобразовательная школа» Зырянского района
Иловский филиал
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по развитию мелкой моторики рук у детей .
ВВЕДЕНИЕ
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном и в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста. Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Цель программы:
- повысить уровень развития мелкой моторики рук и речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста через внеурочную деятельность.
- развитие УУД
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
- развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:
- – регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
- совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;
- облегчить усвоение навыков письма;
- при работе с детьми следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
- сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время;
- повысить у детей интерес к подобным упражнения, превратив их в занимательную игру;
С целью диагностики работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного и младшего школьного возраста используются тесты и методики.
1. Методика "Домик" (Н.И.Гуткина)
Цель: определить умение ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявление особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и точной моторики руки.
2. Тест Куглера
Цель: определение школьной зрелости, выявление задержки и отклонения в развитии.
3. Методика "Дорожки" (по А.А. Венгеру).
Цель: определение развития точности движений, подготовка руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
4. "Мозаика" (Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова)
Цель: оценка зрительно–пространственного восприятия, речевого планирования деятельности, состояния зрительно–моторной координации.
5. Методика "Рисования простых узоров"
Цель: выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.
6. Методика "Дорисуй узор"
Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
При выполнении методики "Домик" предлагается срисовать домик с трубой, крылечком, забором. Результаты оценивались по 10-бальной системе.
10 баллов - рисунок скопирован правильно. Присутствуют все детали рисунка. Пропорции образца сохранены.
9 баллов – рисунок скопирован правильно. Имеется незначительные нарушения пропорций.
8 баллов – рисунок нарисован правильно. Незначительные нарушения пропорций. Отсутствуют 1-2 мелкие детали образца.
7 баллов – пропорции рисунка незначительно нарушены. Отсутствуют 2-3 детали образца.
6 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Отсутствуют несколько деталей рисунка.
5 баллов – пропорции рисунка нарушены, отмечается изменение рисунка в стороны увеличения или уменьшения. Присутствует нечеткость линии или нечетко выполнена штриховка. Отсутствуют несколько деталей рисунка.
4 балла – рисунок скопирован нечетко, не полностью, отсутствуют значимые его части. Штриховка отсутствует или выполнена нечетко. Значительное изменение размера рисунка.
3 балла – схема образца просматривается, узнается. Значительные нарушения пропорций, смещение на листе бумаги, отсутствует большинство значимых деталей, нет штриховки, линии неровные, прерывистые.
2 балла – отдельные линии, схема образца не просматривается.
1 балл – с заданием не справился.
Так же используются активно физкультминутки и развитие пальцевой моторики
Использование физкультминуток на занятиях с детьми имеет большое значение. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения напряжения и утомляемости. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;
- облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;
- вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Длительность физкультпаузы в одном занятии составляет 3-5 минуты.
Элементом физкультминутки часто выступают пальчиковые игры
Пальчиковые игры, как бы отображают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Например, известная "Сорока-воровка", которая кашку варила, деток кормила... Мы не раз убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда взрослый загибает детские пальчики, приговаривая эти строки.
Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях для дошколят "вправо", "влево", "вверх", "вниз", "под", "над", а для младших школьников закрепления этих знаний. Особенно важны для развития и воспитания детей приемы творчества, которые возникают во время пальчиковых игр. Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.
Графическая работа в альбомах способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму, а для младших школьников корректирует правильное написание букв, цифр.
Известны специфические трудности формирования графических навыков у детей с тяжелым нарушением речевого развития. Многие дети не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, неправильно удерживают карандаш или ручку.
Прежде всего, необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша, для чего часто требуются специальные упражнения. Изначально необходимо развить дифференцированные движения пальцев рук, умения складывать большой палец "в щепотку" и захватывать, таким образом, различные предметы, например, перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, нанизывать кольца на тесьму, сортировать монеты, перебирать крупу (захват гороха, затем семечек, затем крупы), нанизывать крупные (мелкие) бусины.
Кроме того, в программе широко представлены часы по отработке навыков лепки, конструктивной деятельности, работы с ножницами, работа с мелкими деталями.
Большое внимание в программе уделяется работе с природными материалами. . Изготовление различных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность.
Для изготовления поделок необходим такой природный материал: шишки, хвоя, орехи, кора, ветки, корни, листья, семена деревьев и кустарников, солома, трава, мох, птичьи перья, ракушки, глина, зерна . Так же для поделок используется: бумага различного качества и цвета, фольга, пластилин, проволока,искуственные цветы, биссер, нитки, клей, цветные лоскутки ткани, щетинки, бусинки, пуговицы, мелкие камешки, косточки и фанера.
3-4 года обучения основной работой является работа с пластилином, глиной, солёным тестом. Вводится работа по изготовлению топиариев и деревьев из биссера.
Программа рассчитана на 3года обучения. Занятия для детей ГДО – 20-25мин., младшего школьного возраста – 45мин.
1 год – работа с детьми 6-летнего возраста( группа дошкольного образования) 2 полугодие учебного года
2 год – работа с детьми 1-2 классов
3 год – работа с детьми 3-4 классов
Р.S. так как работа по направлению мелкой моторики мною еще не окончена – в программу будут внесены некоторые корректировки.
Календарно-тематическое планирование для детей 6-летнего возраста. (ГДО) 21ч. – 2 раза в неделю
Тема | Решаемые проблемы | понятия | Планируемые результаты | ||
1 год обучения (2 полугодие) | ууд | Личностные результаты | |||
Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". Изготовление аппликации «Сова»из природного материала. | Что нужно для изготовления аппликации? | Природный материал | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем. | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. | |
Работа с пластилином. Беседа о ТБ при работе с пластилином | Что можно изготовить из пластилина? | пластилин | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | |
Работа с бумагой. Беседа о инструментах. | Что можно изготовить из бумаги? | инструменты | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Лепка улиток. Работа с пластилином | Каких друзей может иметь улитка? | пластичность | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. | |
Пальчиковая гимнастика "Сорока". Подготовка к правильному держанию карандаша: игра с применением «щепотки» | Зачем нужно правильно держать карандаш? | «щепотка» | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности | |
Пальчиковая гимнастика. Подготовка к правильному держанию карандаша: игра с применением «щепотки» | Что можно нарисовать карандашом? | линии | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. | |
"Мальчик -пальчик, где ты был?" Подготовка к правильному держанию карандаша: игра с применением «щепотки» | Какие линии существуют? | Лманая,кривая | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. | |
Игра "Найди фигуры" | Какие бываю фигуры? | фигуры | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности | |
Оригами "Кораблик" | Что можно сделать из бумаги? | оригами | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша. | Что можно нарисовать карандашом? | тетрадь | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. | |
Аппликация из риса "Барашек" | Что можно изготовить из риса? | зерно | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
"Осенний хоровод" - рвем из бумаги осенние листочки | Что можно изготовить из рваных кусочков бумаги? | панно | Р. Умение адекватно принимать оценку учителя. П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. | |
Работа с пластилином | Что можно изготовить из пластилина? | пластилин | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания карандаша | Что похоже на карандаш? | гимнастика | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Обводка фигур по контуру. Привитие навыков правильного держания карандаша | Какие фигуры вы можете нарисовать самостоятельно? | контур | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Лепка колобка | Какие герои сказки вам знакомы? | колобок | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Лепка неваляшки | Какие игруши похожи на неваляшку? | неваляшка | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Выкладывание букв из природного материала | Какие буквы можно выложить из природного материала? | алфавит | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Плетение косички из трех цветных ниток | Что можно изготовить из ниток? | цвет | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности | |
Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". Привитие навыков правильного держания карандаша | Какие карандаши бывают? | графика | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
Работа с природным материалом букет из крылаток и семян тыквы | Что можно изготовить из семян? | букет | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. | |
ИТОГО: 21 ч. |
Календарно – тематическое планирование
1 -2кл – 34ч. 1ч.в неделю
На каждом занятии пальчиковые игры и занятия.
№ п/п | Тема | Решаемые проблемы. | Понятия. | Планируемые результаты. | |
У У Д | Личностные результаты. | ||||
1. | Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок» Пальчиковая гимнастика. Правильное держание карандаша: игра с применением «щепотки» | Как появилась бумага | Оригами | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
2. | Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. Пальчиковая гимнастика. Правильное держание карандаша: игра с применением «щепотки» | Как появились ножницы | Аппликация | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. |
3. | Осенние фантазии из природного материала. Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Что такое природный материал? | Мозаика | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем. | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. |
4. | Поделки из кленовых «парашютиков». Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Что можно смастерить из семян? | Парашют | Р. Умение адекватно принимать оценку учителя. П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. |
5. | Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки». Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Что можно сделать из лоскутиков ткани? | Аппликация | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. |
6. | «Веселые зверюшки». Продолжение работы. Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как правильно оформить свою работу? | Оформление, контур. | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников |
7. | «Смешарики» из нарезанных ниток. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Что можно смастерить из ниток? | Аппликация | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности |
8. | «Смешарики» из нарезанных ниток. Продолжение работы. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Как правильно оформить свою работу? | Аппликация | Р, Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
9. | «Веселый автомобиль» Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Что можно смастерить из фантиков? | Фантик, аппликация. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности. |
10. | Панно из карандашных стружек. Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Что можно смастерить из карандашных стружек? | Стружка | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. П. Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем |
11. | Панно из карандашных стружек. Продолжение работы. Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как скомбинировать правильно цвета? | Комбинация цвета | Р. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование бережного отношения к труду других людей. |
12. | Букет из роз. Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Что такое моделирование? | Моделирование | Р. Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. П. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
13. | Новогодний ангелок. Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Какой новогодний подарок можно сделать из бумаги? | Бумагопластика. | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
14. | Цветочные фантазии. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Как можно смастерить цветы из бумаги? | Торцевание. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии. К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. |
15. | Чудо-елочка. Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Какие бывают новогодние ёлки? | Моделирование, вырезание. | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
16. | Чудо-елочка. Продолжение работы Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как нарядить новогоднюю ёлку? | Украшение | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
17. | Беседа «Флористика». Картины из листьев Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Какие картины можно «нарисовать» из листьев? | Флористика. | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
18. | Картины из листьев. Продолжение работы. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Каких животных напоминают листья? | Флористика. | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности |
19. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка» Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Из чего делают мягкие игрушки? | Мягкая игрушка | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
20. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Продолжение работы. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
21. | Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка». Продолжение работы. Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
22. | Собачка. Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как из бумаги сложить собачку? | Оригами. | Р. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. |
23. | Зайка Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как из бумаги сложить зайку? | Оригами. | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
24. | Коллективная работа «Корзина с цветами» Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как выполнить корзину? | Аппликация. | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. |
25. | Коллективная работа «Корзина с цветами» Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Какие цветы можно сделать из бумаги? | Аппликация. | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения вступать в диалог с учителем и одноклассниками. | Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
26. | Коллективная работа «Корзина с цветами» Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Как правильно оформить работу? | Аппликация. | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
27. | «Парусник» Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Что можно смоделировать из геометрических фигур? | Геометрические фигуры. | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
28. | «Способы укладывания резаных кусочков при изготовлении мозаики». Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Что такое мозаичное искусство? | Мозаика | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. К. Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству. |
29. | Посуда из солёного теста Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Из чего делают посуду? | Солёное тесто | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
30. | Игрушки из солёного теста. Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Как сделать игрушку из солёного теста? | Солёное тесто | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности |
31. | Аппликация из пластилина. Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как можно рисовать с помощью пластилина? | Пластилин | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
32. | Аппликация из пластилина. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников. |
33. | Ёжик. Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как смастерить бумажного ёжика? | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности |
Календарно – тематическое планирование
3 -4кл – 34ч. 1ч.в неделю
На каждом занятии пальчиковые игры и занятия.
№ п/п | Тема | Решаемые проблемы. | Понятия. | Планируемые результаты. | |
У У Д | Личностные результаты. | ||||
1. | Беседа «Что такое флористика?» Материалы используемые во флористике Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания
| Откуда к нам пришло понятие «флористика» | флористика | Р.Выполнять учебные действия. П. Строить речевое высказывание. К. Формулировать собственное мнение. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе. |
2. | Изготовление панно «Осенние мотивы». Беседа «Заготовка природного материала» Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Как правильно заготовить природный материал для работы | панно | Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры. П. Строить логические умозаключения. К. Формулировать собственное мнение. | Мотивационная основа учебной деятельности. |
3. | Продолжение работы над панно «Осенние мотивы» Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Что можно изготовить из природного материала | Аппликация Картина букет | Р. Умение рационально размещать материалы и инструменты. П. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. К. Умение вступать в диалог с учителем. | Формирование учебно-познавательного интереса к предмету. |
4. | Беседа:Что такое «топиарий»? (презент) Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Где и как появились топиарии | топиарий | Р. Умение адекватно принимать оценку учителя. П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи. |
5. | Беседа: «Материалы для топиария» «Ёлочка» Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Что можно сделать из материалов для топиариев ? | Дерево счастья | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Умение поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование мотива, реализующего потребность в деятельности. |
6. | «Ёлочка» продолжение работы Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Как правильно оформить свою работу? | Оформление, контур. | Р. Умение отбирать оптимальные способы выполнения задания. П. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. К. Формирование способности учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников |
7. | Подготовительная работа к изготовлению топиария «Кофейное дерево»(гипсование) Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Что можно смастерить из зёрен кофе? Где еще можно использовать гипс? | Кофейное дерево гипс | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности |
8. | Что такое «горячий клей» и пистолет для горячего клей Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Как правильно работать с горячим клеем и пистолетом для клея? ТБ | Горячий клей Пистолет для клея Клеевой стержень | Р, Умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. П. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
9. | Изготовление кофейного дерева Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Что можно клеить при помощи горячего клея? | пенопласт | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К. Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности. |
10. | Заключительная работа над кофейным деревом. Как правильно оформить свою работу? Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Что можно смастерить из ленты, тесьмы? | Лента Тесьма Джутовая нить | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. П. Умение распознавать объект, выделять существенные признаки и осуществлять их синтез. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем |
11. | Работа с пластилином. Изготовление аквариума. Беседа: «Кто живет в аквариуме?» Работа с пальчиками. Пальчиковые гимнастики "Апельсин", "Заинька" Привитие навыков правильного держания | Как правильно разместить рыбок , камешки, водоросли? | Аквариум | Р. Умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Формирование бережного отношения к труду других людей. |
12. | Моделирование аквариума. Заключительная работа над изготовлением аквариума. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Что такое моделирование? | Моделирование | Р. Формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу его реализации, так и в конце действия. П. Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
13. | Беседа «Что такое солёное тесто?». Техника приготовления. Игры с ладонями. "Быстрые ладошки", "Музыканты". | Что можно изготовить из солёного теста? | Солёное тесто | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. Формирование осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. К. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. |
14. | Изготовление котов из солёного теста Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как можно смастерить котов из соленого теста? | Естественное высыхание звпекание | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии. К. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. | Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. |
15. | Продолжение работы над котами. Раскрашивание. Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как правильно комбинировать цвета? | Цветовая гамма | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
16. | Как правильно оформить свою работу. Заключительный этап работы с котами. Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как изготовить картину из слоёного теста? | декор | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
17. | Беседа «Полимерная глина». Ожерелье Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Что можно изготовить из полимерной глины? | Полимерная глина ожерелье | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
18. | Продолжение работы над изготовлением ожерелья Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как правильно оформить свою работу? | украшение | Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Развитие готовности к сотрудничеству с учителем. Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности |
19. | Что такое «папье-маше?» Материалы для работы Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Из чего делают театральные маски? | Папье маше | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Знание правил вежливого поведения, культуры речи. Формирование бережного отношения к труду других людей. |
20. | Изготовление масок для школьного мероприятия Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как изготовить маску? | Театр, маска | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Формирование обобщать (структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
21-22 | Изготовление масок. Продолжение работы. Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как правильно оформить свою работу? | Оформление | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой. |
23. | Беседа : «Что такое биссер?»(презент). Инструменты для работы с биссером. Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Из чего изготовляют биссер? | биссер | Р. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности. |
24. | Техника изготовления деревьев из биссера. Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Что можно изготовить из биссера? | Бонсай | Р. Формировать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. П. Формирование умения поиска и выделения нужной информации. К. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия. | Честное, самокритичное отношение к своей деятельности |
24-25-26 | Коллективная работа «Берёзка» Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как изготовить берёзку? | Нанизывание Проволока | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству. |
27. | Коллективная работа «Берёзка ».Сборка деталей-веточек Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как сформировать крону дерева? | гибкость | Р. Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. П. Формирование умения рассматривать, сравнивать, обобщать. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К. Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов. |
28-29 | Коллективная работа «Берёзка». Продолжения работы. Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как правильно загипсовать ствол и ветви? | гипсование | Р. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. П. Умение использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. К. Умение строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности. |
30. | Коллективная работа «Березка». Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Как правильно оформить работу? | оформление | Р. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П. Формирование универсального логического действия – синтеза (составление целого из частей, самостоятельно достраивая детали). | Формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности деятельности. |
31-32. | Работа с биссером. «Мои фантазии» (работы на свободную тему) Работа с ладонями "Зайцы", "Утро", "Цветок". | Что такое фантазия? Умение фантазировать | фантазия | Р. Умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания. П. Формирование умения создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. К. Формирование способности адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных задач. | Формирование адекватной самооценки. Развитие готовности к сотрудничеству. |
33 | Работа с бумагой. Изготовление веночка из листьев Работа с ладонями "Лошадки", "Машинистки" . Привитие навыков правильного держания карандаша | Как смастерить бумажные листья? | оригами | Р. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. П. Умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. К. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности . | Формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности |
ЛИТЕРАТУРА
- Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999. - № 8.
- Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
- Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1983. – №1.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.
- Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов //Дефектология. – 1999. - № 3.
- Гейзин В.М. Гимнастика и здоровье. - Минск, 1984.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
- Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. – М, 1994.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб.,1997.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 1998.
- Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.
- Лалаева Р.И., Срербрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб. – 1999.
- Марина 3.С. Лепим из пластилина. - СПб., 1997.
- Мастюкова Е.М. Детская рука (о развитии навыков письма) //Дошкольное воспитание. – 1976. - № 11.
- Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 1994. - № 8.
- Наумова Э.Д. Играя, учимся говорить. – М., Просвещение, 1994.
- Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.
- Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 4; 1989. - № 10 .
- Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4.
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. – СПб., 1999.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-мишутки. – М., 1993.
Приложение 1
Пальчиковые упражнения и игры
ЗАВОДНЫЕ МАШИНКИ
Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий "заводит" машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком "ж-ж-ж!"
Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.
ПРОПЕЛЛЕР
Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.
По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем
Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.
Чей пропеллер крутится быстрее?
"ЛАДОННЫЕ ИГРЫ"
Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они "ладонные". Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой. включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ во втором случае).
ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ
Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:
Летели дракончики, ели пончики.
Сколько пончиков съели дракончики?
На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: Один!" (хлопок) — "Два!" (ответный хлопок) — "Три!" При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась "под ударом", должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.
ЛЕТЕЛА КОРОВА
Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — "т", следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
В КОПНУ
Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: "Чья копна на моей копне?" Обладатель верхнего кулака отвечает: "Моя!", и тотчас слышит: "Ветром сдует, огнем сожжет!" — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: "Чья копна в поле одна?" —"Моя!" —"Убирай , поезжай домой!" — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак— проигрывает.
ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ
Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй — указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — "выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.
КОЛОДЕЦ
Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат.
Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет.
Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.
ШАЛАШ
Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей.
Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.
ГРЕБЕШОК
Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.
Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки.
КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ
Раз! -- поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.
Два! -- быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: "Мяу"!
Приложение 2
Пальчиковые игры с пластилином и глиной.
Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:
-скатать самый маленький шарик;
-скатать самый большой шарик;
-скатать короткую "колбаску";
-скатать длинную "колбаску";
-скатать высокий столбик;
-скатать низкий столбик;
-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;
-раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?
-скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;
-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).
Приложение 3
Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами
Цель: Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:
- "Карандаш".
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
- "Орехи".
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- "Бусинки-горошинки".
Покатаю я в руках
Бусинки, горошинки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию "Развитие мелкой моторики"
Рабочая программа для 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...
Использование изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей логопатов.
как влияет рисование на мелкую моторику пальцев...
Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
В программе пояснительная записка, тематическое планирование...
Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики
Выступление на семинаре с ДОУ. Тема «Активизация мыслительной деятельности через развитие мелкой моторики»....
Статья "Использование элементов арт-терапии на уроках и во внеурочное время для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития."
Сегодня проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта является актуальной, поскольку на уроках и во внеурочной деятельности необходимо регулярно выполнять задания, требу...
Рабочая программа по коррекции и развитию мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо коррекции и развитию мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья ...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо за программы!
Спасибо за программы! Пригодятся в работе.