НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМУ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья на тему

Варлахина Светлана Андреевна

В статье отражены аспекты внедрения платных образовательных услуг в систему инклюзивного обучения. Рассмотрены понятия инклюзивного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенности рынка образовательных услуг. Новый вид обучения предъявляет повышенные требования к педагогам и к администрации учреждения, что приводит к изменению организационно-правовой системы школ. Принимается во внимание необходимость включения в систему инклюзивного обучения такой формы, как дополнительные платные образовательные услуги. В статье отражена ее организационно-правовая форма и реализация при использовании системы аутсорсинга в сфере образования и  инклюзивного обучения. Рассмотрены правовые аспекты в сфере организации дополнительных услуг на базе образовательного учреждения, порядок определения платы за услуги. В заключении приведены вопросы, требующие дальнейшего изучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМУ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

ВарлахинаС.А.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург, Россия (191186, Санкт-Петербург Набережная реки Мойки 48)mail@herzen.spb.ru

В статье отражены аспекты внедрения платных образовательных услуг в систему инклюзивного обучения. Рассмотрены понятия инклюзивного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенности рынка образовательных услуг. Новый вид обучения предъявляет повышенные требования к педагогам и к администрации учреждения, что приводит к изменению организационно-правовой системы школ. Принимается во внимание необходимость включения в систему инклюзивного обучения такой формы, как дополнительные платные образовательные услуги. В статье отражена ее организационно-правовая форма и реализация при использовании системы аутсорсинга в сфере образования и  инклюзивного обучения. Рассмотрены правовые аспекты в сфере организации дополнительных услуг на базе образовательного учреждения, порядок определения платы за услуги. В заключении приведены вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, внебюджетная деятельность, порядок определения платы за услуги.

SOME ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF PAID EDUCATIONAL SERVICES IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION

VarlakhinaS. A.

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg, Russia(191186, Санкт-ПетербургНабережнаярекиМойки 48) mail@herzen.spb.ru

The article reflects the aspects of the introduction of paid educational services in the system of inclusive education. The concepts of inclusive education, persons with disabilities, especially the market of educational services. The new type of education imposes increased demands on teachers and the administration of the institution, which leads to a change in the organizational and legal system of schools. It is taken into account the need to include in the system of inclusive education such forms as additional paid educational services. The article reflects its organizational and legal form and implementation when using the outsourcing system in the field of education and inclusive education. Legal aspects in the sphere of organization of additional services on the basis of educational institution, the order of determination of the payment for services are considered. In conclusion, given the issues that require further study.

Key words: inclusive education, extrabudgetary activity, procedure for determining service fees.

Тенденции к изменению в системе образования России (внедрение инклюзивного обучения) повышают значимость платных дополнительных услуг, необходимых для формирования и удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в обучении на протяжении всей жизни.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ введены понятия «инклюзивное образование» – обеспеченье равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, пункт 27) [1] и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»– это физическое лицо, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, пункт 16). [1] Инклюзивное обучение остается одним из актуальных и дискуссионных вопросов, поднимает острые проблемы планирования и успешной реализации проекта.

Рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, главной из которых является уникальность выносимого товара – образовательной услуги. В классической теории маркетинга услуги обладают рядом специфических характеристик: неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость. Учитывая эти характеристики, образовательная услуга является:

  1. Неосязаемой (для убеждения клиентов в необходимости приобретения данного вида услуг, производители стараются формализовать наиболее значимые аспекты услуги и представить их наглядно);
  2. Неотделимость от субъекта (любая замена преподавателя может привести к изменению в результатах обучения, кроме того сама технология оказания услуги включает активное взаимодействие с потребителем);
  3. Непостоянство качества (изменения могут быть вызваны отсутствием жестких стандартов, усвоение материала зависит от потребителя);
  4. Услуги несохраняемы (устаревание полученных знаний).

Учитывая вышеизложенные условия можно сказать, что внедрение платных образовательных услуг – трудоемкий процесс. Для успешной реализации дополнительных услуг образовательных учреждений (далее ОУ) необходима тщательная подготовка.

Создание доступной среды для особенных детей включает главный аспект по адаптации не только обучающихся и их родителей, но и физического окружения, в первую очередь – педагогов.В связи с объединением школ (коррекционных и общеобразовательных), происходит сокращение штата сотрудников ОУ. В результате, часть функций таких специалистов как психологи, логопеды, дефектологи должен взять на себя учитель. Однако данная задача на практике оказывается слишком сложна и недоступна.

Обращаясь к анализу работ С. В. Алехиной, О. С. Кузьминой, отразившие структуру педагогической готовности специалистов, можно сделать вывод, о недостаточном уровне сформированного когнитивного и эмоционального компонента готовности к инклюзии.[2] Отмечается разница в ожидании и понимании задач подобного обучения. Эти и многие другие факторы повышают востребованность специалистов, оказывающие платные услуги в различных формах: коррекционно-развивающих центрах,freelance-проектах, дополнительные услуги на базе ОУ.

Образовательная услуга представлена в сложной системе взаимодействия производителя и потребителя по оказанию и приобретению данного блага. Каждое учреждение выбирает наиболее подходящую организационную модель, что позволяет привлечь дополнительные финансовые средства и сохранить кадровый состав, расширить материально-техническую базу, улучшить качество образования.

В соответствии с законом № 83-ФЗ (подпункт 6 пункта 11 статьи 3) ОУ могут оказывать платные услуги населению, так как это помогает достигать целей, ради которых они созданы, открывать новые специализации и разнообразить сектор платных услуг.

Внедрение платных услуг ставит перед ОУ следующие задачи: оценка и изучения рынка подобных услуг (кто и на каких условиях предоставляет похожие услуги);анализ собственных возможностей (оценка потенциала сотрудников, их квалификации, опыта, профессионализма);оценка материально-технической базы (комфортна ли окружающая физическая среда);разработать методическое и техническое обеспечение;определить ответственных и состав участников;документальное оформление принятого решения об оказании платных образовательных услуг, а также множества сопроводительных документов (учебных планов, программ, штатного расписания, служебных инструкций договора с заказчиком);провести рекламную компанию, огласив предложения по оказываемым услугам на текущий год.

В ОУ могут привлекаться как основные сотрудники школы, так и специалисты со стороны – организации, работающие в системе аутсорсинга.

Аутсорсинг – использование внешнего ресурса. [5] Такими организациями могут выступать ППМС – центры, организации дополнительного образования, коррекционно-развивающие центры, которые берут на себя функции психолого-педагогического сопровождения, методическое сопровождение педагогического персонала, адаптация и реализация модифицированных программ, а также тьютерство главная задача, которого организовать условия для успешной адаптации ребенка в образовательной социальной среде учреждения.

Образовательное учреждение осуществляет передачу определенных функций на обслуживание другой организации. Экономическое значение аутсорсинга заключается в перераспределении функций основной организации за счет привлечения аутсорсера, специализирующегося на определенных видах деятельности с целью повышения эффективности основной организации. В рамках данной модели образовательный аутсорсинг выполняет функции на основе длительного контракта, например, в течение целого учебного года.

Использование аутсорсинга в образовательной среде для привлечения внешних ресурсов, обусловлено следующими выгодами:возможность сосредоточить все внутренние ресурсы на основных видах образовательной деятельности;оптимизация образовательных процессов;снижение затрат и уменьшение инвестиций в образовательную инфраструктуру;повышение способности быстро реагировать на внешние изменения;улучшение качества образовательных услуг в целом.

Порядок определения платы за услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющие функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.Министерством образования и науки РФ утверждён Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки РФ, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определённых федеральными законами, в пределах установленного государственного задания [4]

Данный порядок позволяет самостоятельно определять возможность оказания платных услуг, выбирать размер оплаты на оказываемые услуги, кроме случаев, установленных законодательством РФ. Форма расчетов указывается в договоре и не должна быть ниже величины финансового обеспеченья таких же услуг в расчете на единицу услуг в рамках муниципального задания. Исходя из себестоимости и необходимого уровня рентабельности определяется стоимость платных услуг.

Руководство учреждения самостоятельно определяет направления и порядок использования своих средств от приносящий доход деятельности, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников [1].

Школа обязана предоставить информацию для родителей (иных законных представителей) о самой школе и оказываемых ею дополнительных услугах (перечень, условия, сопровождающие тот или иной вид услуги, стоимость). Безусловно, публичность и открытость учреждения задают более высокий уровень ответственности перед учредителями и потребителями услуг. Данная информация должна быть размещена в самом учреждении и на официальном сайте школы.

Кроме того, пункт 8 Правил детализирует информацию, которую школа обязана довести до потребителя:

● наименование и место нахождения (адрес) школы, сведения о наличии лицензии на право вести образовательную деятельность и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

● уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

● перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

● стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты; [3]

Таким образом, контроль оказания платных образовательных услуг осуществляется на основе нормативно-правовой базы, комплексом документов разработанным учредителем школы и определяющий перечень услуг, финансируемых за счет соответствующего бюджета. Модернизация образовательной системы позволяет ОУ выбрать экономически выгодную стратегию ведения дополнительной деятельности. Платные услуги предоставляют большие возможности для дальнейшего развития самой организации и улучшение эффективности ее деятельности.

Список литературы

  1. Закон РФ от 29.12.2012 «Об образовании» № 273 – ФЗ
  2. Кузьмина О. С. Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Кузьмина Ольга Сергеевна. – Омск, 2015- 319с.
  3. Лапушинская Г. К. Платные услуги в школе: учет и контроль // Народное образование. – 2011. № 5 – 47с.
  4. Приказ от 20 декабря 2010 г. № 1898 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы)»
  5. Самсонова Е. В. Модели сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкция по оплате платных образовательных услуг

Материал содержит инструкцию по оплате платных образовательных услуг...

Программа кружка платных образовательных услуг

Программа творческого театрального объединения "Сказка" для обучающихся начальной школы....

Программа дополнительной платной образовательной услуги Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем

Данная программа по дополнительной платной образовательной услуге  Подготовка домашнего задания обучающихся 2-4 классов вместе с учителем необходима тем преподавателям в образовательных учре...

Программа дополнительной платной образовательной услуги "Школа будущего первоклассника"

Цель данной программы:Всестороннее развитие ребенка, что позволит  обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качест...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...