Обобщенный опыт работы "Формирование УУД в начальных классах"
материал на тему

Кагарманова Эльза Маратовна

В опыте работе представлены виды УУД,которые формируются на разных этапах урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchennyy_opyt_kagarmanovoy.docx251.52 КБ

Предварительный просмотр:

Кагарманова Эльза Маратовна

                       

Научно-практическая конференция

педагогических работников

 «Педагогические инновации, педагогический опыт и

эксперимент»





F:\мои фотки.jpg


Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий…………………………………………………………………………5

1 Универсальные учебные действия. Требования ФГОС……………………………………………………………………………

2. Организационно-методическая работа учителя по формированию универсальных учебных действий……………………………………………..

Глава II. Формирование универсальных учебных действий учащихся на разных этапах урока……………………………………………………………17.

1.Приемы и задания, используемые для формирования УУД.

2.Результативность.

Заключение………………………………………………………………………27….

Список литературы……………………………………………………………………….28.

Приложение………………………………………………………………………29…

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том что, за последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки обучающихся к реальной жизни; готовности к тому, чтобы занять активную позицию; успешно решать жизненные задачи; уметь сотрудничать и работать в группе; быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Поэтому с 2011-2012 учебного года, всем учителям пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов.

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходит развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование у обучающихся умения учиться. И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальной школе на всех уроках .

Цель исследования - изучить организационно-методическую работу учителя по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Объект исследования - деятельность учителя по формированию УУД.

Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках  систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Для достижения поставленной цели предстоит решить ряд задач:

- провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьника.

- выявить условия формирования универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроке.

-анализ, полученных сведений.

Новизна: правильно организованные и внедренные в образовательный процесс разные технологии обучения формируют учебные действия у учащихся и повышает мотивацию учебной деятельности.

Ведущая идея опыта: формирование УУД средствами применения новых технологий.

База исследования: работа по формированию УУД на разных этапах урока с учащимися начальных классов.

Длительность опыта:3года.

 Теоретические основы формирования универсальных учебных действий.

1. Универсальные учебные действия. Требования ФГОС

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения.

Остановимся на некоторых из них:

происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса - потеря интереса к учению;

резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения;

для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

Поэтому начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Развитие личности в системе образования, в связи со стандартами второго поколения, обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД). В широком смысле термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта.

В более узком, собственно психологическом значении, термин универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия представлены в каждом разделе Стандарта.

Программа формирования УУД представлена в планируемых результатах освоения междисциплинарных программ двух уровней :

-выпускник научится (зона актуального развития);

 - выпускник получит возможность научиться (зона ближайшего развития)/

В рамках системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе УУД представлены как на базовом уровне (задания для проверки должны быть ориентированы не только на предметные компетенции, но и на метапредметные), так и на повышенном уровне. В Стандарте представлены следующие виды:

Личностные УУД.

В блок личностных универсальных учебных действий входит:

жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации обучающихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению);

знание моральных норм;

умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные универсальные учебные действия раскрывают личностные результаты, в связи с этим оценка достижения личностных результатов проводится в ходе неперсонифицированных процедур (индивидуальный прогресс ребенка рассматривается только по просьбе или с разрешения родителей) [32].

 Познавательные УУД.

В состав познавательных универсальных учебных действий входят:

общеучебные УУД;

логические УУД и постановка и решение проблем, при этом в разделе общеучебные УУД выделяется особая группа знаково-символические УУД.

Этот блок коррелирует не только с другими блоками (регулятивные), но и с другими программами (Чтение: работа с информацией). Обще учебные универсальные действия включают:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели - поиск и выделение необходимой информации; применение методов

информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 - структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В познавательных УУД выделяются наряду с общеучебными еще два раздела - логические УУД постановка и решение проблем.

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 - синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

 - подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер.

 Регулятивные УУД.

 В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию обучающихся своей учебной деятельности:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий".

В состав регулятивных учебных действий входят:

целеполагание

планирование

прогнозирование

контроль (коррекция)

саморегуляция

оценка.

 Коммуникативные УУД.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми".

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками : определение цели, функций участников, способов взаимодействия

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

В состав коммуникативных учебных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра, умение выражать свои мысли.

Таким образом, универсальные учебные действия являются одной важнейших частей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В ФГОС представлен состав УУД, даны определения каждому действию.

2. Организационно-методическая работа учителя по формированию универсальных учебных действий при внедрении ФГОС НОО.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Теперь в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результатынадпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

В связи с этим роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от её специально-предметного содержания.

Организационно-методическая работа учителя по формированию УУД включает в себя следующие технологии:

- Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания.

- Учитель отмечает успехи ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами.

-Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

- Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

- Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.

- Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и выбирать критерии для оценки.

- Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания. В конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились.

- Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей - "чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока".

- Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

- Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности.

-Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

- Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

- Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

- Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

- Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

- Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

-Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка - это нормально. Главное - уметь учиться на ошибках.

- Учитель помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

- Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

- Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости.

- Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

- Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

- Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

- Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде.

- Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

-Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина.

- Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ.

- Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций.

- Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

- Учитель учит детей планировать свой досуг.

- Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

 Для формирования УУД технология проведения уроков каждого типа должна реализовать деятельностный метод обучения.  Например, уроки «открытия» новых учебных знаний включает в себя следующие шаги:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» новых учебных знаний. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения вучебную деятельность («хочу»);
  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к надлежащему

фиксированию в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  • самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
  • фиксирование учащимися затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины

затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (в речи и знаково)

место– шаг, операцию, − где возникло затруднение;

  • соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием ит.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения –те конкретные универсальные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают ход

будущих учебных действий: ставят цель(целью всегда является устранение

возникшего затруднения), строят план достижения цели, выбирают

способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий диалог,

побуждающий диалог и т.д.)

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания ификсируется преодоление возникшего ранее затруднения. В завершение, организуется рефлексия выполненной работы и намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового УУД.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

учащиеся самостоятельно выполняют изучаемое УУД и осуществляют его

самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение, организуется

рефлексия хода реализации контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого

ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение знаний.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности новых знаний и действий, его роль иместо в системе изученных учебных действий.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное действие , организуется рефлексия и

самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение,

соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Такие уроки в полной мере решают вопросы по формированию не только предметных учебных знаний, но и всех видов УУД.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.

Формирование универсальных учебных действий учащихся на разных этапах урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Личностные

Эмоциональный настрой,

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Познавательные Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения.

Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Регулятивные Коммуникативные

Познавательные

Личностные

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта.

Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные

Проектная деятельность.

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Познавательные Регулятивные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Групповая, парная работа

взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Самоанализ, самооценка

Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

1.Приемы и задания, которые я использую для  формирования УУД.

Личностные УУД:

 1. Психофизическая тренировка,  эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  С каким настроением вы  начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )

2.   Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.  Например:

С добрым утром, начат день

Первым делом гоним лень

На уроке не скучать,

А работать и читать.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

  3.Учащимся очень нравятся соревнования, поэтому на этапе 
самоопределения можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.

  4. На уроках чтения часто провожу работу по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению. 
Я почувствовал (а) … 
Я увидел (а) … 
Я улыбнулся (ась) … 
Я вспомнил (а) … 
Мне стало грустно … 
Я бы продолжил (а) написанное так … 
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … 
Это произведение напомнило мне случай из моей жизни … 
Будущее героев я представляю … 
Произведение вызвало у меня чувства… 

Регулятивные УУД.


 1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

     2.    Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса. Так, предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ.

3.   При самооценке работ учащихся применяю метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагаю на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка, например, того же крестика, по определённым критериям: аккуратность, правильность, старание, трудность. После проверки такую же работу проделываю сама. Если я согласна с мнением ученика, то обвожу крестик в красный кружок. Если не согласна, ставлю свою отметку.

    4.    Применяю такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. Непременным условием организации такой работы должны стать оговоренные заранее нормы и критерии оценивания. Для ребят не составляет особого труда объективно оценить, например, арифметический или словарный диктант одноклассника.

  5.    Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке: Зелёный цвет – «На уроке мне было всё понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно». Жёлтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями». Красный цвет – «Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!»

      Познавательные УУД:

    1.Проблемное обучение.

  Например, на уроке окружающего мира в первом классе по теме «Кто такие птицы?» мы можем создать следующую проблемную ситуацию:

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Одновременно повторяются знания, необходимые для изучения нового материала. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.

Пример проблемного задания.

В языке племени Мокс так же, как и в русском языке, у имён существительных выделяют три типа склонения. В этом языке такая же система падежных окончаний, как и в русском языке:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

гува

кряда

магра

щгара

опащ

жадро

кряч

рюнь

терь

скичь

клущь

вищь

Из рассказа на мокском языке исчезли все окончания имён существительных. Постарайся вставить их:

Щгаратрымчет о кряч___ и о скич__. Вищьзукает по магр__, по жадр__ и по тер___. От клущ__ и от рюн__ рыкуетопащ.

2. Проектное обучение  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Творческие проекты  и небольшие исследования дети готовят к урокам технологии, окружающего мира, литературного чтения.

3. Педагогические игры

   Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Например, дидактическая игра "Убери лишний вагон". (Работа в группах)
Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.
«На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.
Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу. Каждой группе  достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.
Поезд № 1.    
забег, заплыв, закон, запуск.
Поезд № 2.  
чайник, кофейник, молочник, веник.
Поезд № 3.    
посмотреть, победить, подумать, погрустить.
Каждому ряду было предложено убрать лишний вагончик из своего поезда. Таким образом, учащиеся разделились на три команды. Задачей учащихся было найти слово, которое является лишним среди всех остальных. Для этого им необходимо было вспомнить состав слова, разобрать каждое слово по составу, затем, сравнив состав всех слов, найти лишнее слово, отличающееся от остальных слов по составу. У школьников формируется умение доказывать свою точку зрения, подтверждать ее выводами, полученными в процессе обсуждения в команде. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.

4.На уроках математики я использую схемы-опоры, чертежи, таблицы для решения различных видов задач. Такие схемы хорошо использовать при составлении краткой записи. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты.

5. На уроках русского языка широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 
1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.  
2. Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными
3. Непроизносимые согласные в корне слова. 
4. Разделительный Ь и далее. 
При проверке, например, диктантов в тетради на полях я ставлю номер ошибки, допущенной на этой строке. Ученик самостоятельно находит слово с ошибкой, читает название орфограммы и выполняет с объяснением работу над ошибкой. 

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся; 
- возрастает сплочённость класса; 
- ученик более точно оценивает свои возможности; 
- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; 
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. 
Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. 

2.В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

3.Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

4. Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

5.Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности.  Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие  отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.


Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование всех УУД происходит на всех этапах урока
.

Рассмотрим формирование УУД на уроке русского языка  по теме: "Правописание не с глаголами".(Приложение)

Урок начинается с этапа мотивациии к учебной деятельности. Учащиеся читают стихотворение и предполагают о какой части речи они будут говорить на уроке.

На этапе « Актуализация и выявление места и причины затруднения» они читают и объясняют смысл пословиц и определяют части речи,изменяют глаголы по временам.Записывают данные словосочетания.У учащихся возникает затруднение при выполнении этого задания.На этом этапе учитель формирует сразу две универсальные действия:коммуникативную(учатся слушать,определяют общую цель и пути ее достижения),

Регулятивные(учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока).

На  этапе «Постановка цели урока»учащиеся отвечают на вопросы учителя, где можно находить ответы на вопросы,где можно проверить свои предположения,формулируют тему урока совместно с учителем.На этом этапе учитель формирует и познавательные,и коммуникативные и регулятивные действия.

На следующем этапе урока - изучении нового материала,  обучающиеся вместе с учителем намечают план действия, выполняют предложенное упражнение.

На этом этапе урока формируются  коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения, учитывать разные мнения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

А также регулятивные УУД:  планировать действия с учетом поставленной учителем задачи.

На этапе первичного закрепления учащиеся получают задания на листочках и работают в парах. После идет проверка выполнения по эталону. На этом этапе учитель формирует  у учащихся познавательные и регулятивные УУД.

На этапе закрепления полученных знаний ученикам предлагается  самостоятельная работа.

На этом этапе урока формируются  регулятивные УУД: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения.

На заключительном этапе урока идет формирование коммуникативных УУД: оформлять свои мысли в устной форме; строить монологическую речь; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

2.Результативность.

1.Перевод организации образовательного процесса из субъектно-объектных отношений в плоскость субъектно-субъектного сотрудничества учителя и ученика.

2.Отказ от механического усвоения учебного материала, ориентированность обучения и воспитания на конкретную личность ученика, что способствует приобретению школьниками прочных знаний и практических умений и навыков, умению самостоятельно приобретать знания.

3.Повышение интереса учащихся к изучению тем, более глубокое усвоение материала, что выражается в результатах мониторинговых работ .

4.Позитивная динамика успеваемости и качества знаний (успеваемость 100%, качество знаний за три года увеличилось  на 4,8%)

Таблица по УУД(сводная)


Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

2

1 (11%)

2 (22%)

6 (67%)

2(22%)

4 (44%)

3 (37%)

1 (11%)

4(44%)

4(44%)

2 (13%)

9 (59%)

4 (26%)

2

3

1 (25%)

2 (25%)

1(25%)

1(25)

2 (25%)

1(25%)

 0

2 (50%)

2 (13%)

2 (13%)

9 (59%)

4 (26%)



Заключение

Анализ нормативной, психолого-педагогической, методической литературы позволил мне  выявить, что новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как "научить учиться".

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться", а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей

В широком значении "универсальные учебные действия" - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Список  литературы.

1.Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М.: Просвещение. 2010.

.Аргунова Е.Р. Активные методы обучения. Учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

.Бородина М.В. Способы формирования УУД на уроках в начальной школе (на основе ФГОС-2). // Управление в нач. школе, №12, 2009. - С. 9

.Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007.

.Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М., 2001.

.Волков А.Е. Модель "Российское образование - 2020" Текст. / А.Е. Волков и др. // Вопросы образования. - 2009. №1.

.Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И.Ю. Гутник. СПб.: Книжный Дом, 2008..

.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2012. - №3.

.Дронова Г.П. Изменения в деятельности участников образовательного процесса // Управление в нач. школе", №8, 2011 г.,

.Жиркова Н.В. Оценка достижений планируемых результатов. // Начальная школа", 2011 №10,

.Жиркова Н.В. Формирование ключевых компетенций младших школьников, на основе развивающих личностно-ориентированных технологий. Начальная школа, 2010, - №10,

. Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И. Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя


Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами

Класс: 3

Тип урока: ОНЗ

Учитель:Кагарманова Э.М.

УМК «Гармония»

Технология проведения

Время

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

2 мин.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Читают стихотворение, предполагают о какой части речи оно.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Рассмотрите слайд и прочитайте стихотворение.

- Какая часть речи могла бы так сказать о себе?

- Почему так решили?

. Ну-ка, посмотри, дружок.

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

(По щелчку появляется название части речи)

Коммуникативные ууд:

учатся  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Регулятивные ууд:

учатся самоорганизовываться

II. Актуализация знаний. Выявление места и причины затруднения.

Цели:

-организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей;

-организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

7 мин.

Объясняют смысл пословицы.

Определяют части речи.

Отвечают на вопросы.

Изменяют глагол по временам.

Приводят примеры.

Отвечают на вопрос

Записывают пословицы в тетрадь.

Предположения учащихся, выявляют затруднение.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Какими частями речи выражены слова?

- Что можете сказать о глаголах?

- Как могут изменяться глаголы?

- измените по временам глагол учить.

- Что еще вы узнали о глаголах на прошлом уроке? ( изменяются по родам в прошедшем времени)

-  А чего не бывает у глаголов? (предлогов)

- Как отличить приставку от предлога?

- Раскройте скобки и запишите в тетрадь эти словосочетания. Отметьте опасные места.

- Что можете сказать о последнем словосочетании? Как напишете? Почему?

- Кто знает, что это за часть речи? (частица)

Учить – ум точить.

(До)бежал (до)берега

(От)летел (от)окна

(Не)играл (в)прятки

Коммуникативные ууд: учатся слушать, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивныеууд: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока

III. Постановка цели урока

Цели:

 - сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

2 мин.

Отвечают на вопрос: научиться писать НЕ с глаголами.

Правописание частицы НЕ с глаголами

Отвечают на вопросы

Открывают учебник, читают

- Какую учебную задачу ставим перед собой?

- Сформулируйте тему урока.

- Как же пишется частица НЕ с глаголами? (отдельно)

- Где можно проверить свои предположения? (в учебнике)

- Откройте стр. 124, прочитайте правило.

Чтение правила в учебнике о правописании частицы НЕ.

Познавательныеууд: учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике

Коммуникативные ууд:учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные ууд: учатся

ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя

lV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Цели:

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

5 мин.

Упр 224

Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

Выполняют упражнение

Делают выводы

Организует составление совместного плана действий.

- Наметим наш план действий:

1. Сами попробуем выполнить задание.

2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3. Устраним затруднение.

4. Применим новое знание.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

- Сделайте вывод.

Познавательные ууд: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания

Коммуникативные ууд:учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивныеууд: учатся планировать свою деятельность

Динамическая пауза

Цель:

- смена вида деятельности.

2 мин.

Просмотр слайда презентации

Организует просмотр слайда презентации

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

- организоватьусвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

10 мин.

Работа в парах

Получают листочки с пословицами, выполняют, сверяют со слайдом.

Объясняют значение.

Выбирают, записывают.

Проверяют.

Читают, отвечают на вопросы.

Придумывают, высказываются.

Записывают.

Организует самостоятельную работу в паре.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

- Смыслкакой пословицы, вам хотелось бы объяснить?

- Выберите и запишите одну пословицу в тетрадь.

- Как написали частицу НЕ?

- Прочитайте.

- Согласны ли вы с этими правилами?

- Чего не достаёт в этих предложениях? (НЕ)

- Что придает частица НЕ глаголам? (отрицание)

- Какие еще правила по этой теме можно придумать?

- Запишите 3-4 предложения по вашему выбору.

Кто (не) работает,

(не) дружит

С ложью правда

а имей сто друзей

Без труда (не) вытащишь

(не) делает

Лень добра

и рыбку из пруда

(Не) имей сто рублей,

тот (не) ест

  • срывайте цветы!
  •  ломайте ветки деревьев!
  •  ловите бабочек и других насекомых!
  •  сори в местах отдыха!
  •  разоряйте гнёзда птиц!
  •  берите животных из леса домой!

Познавательные ууд: учатся использовать речь для регуляции своего действия.

Коммуникативные ууд:  учатся учитывать разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные ууд: учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

5 мин.

Записывают в тетрадь.

Учащиеся проверяют

Отвечают.

- Запишите текст, вставляя где надо частицу НЕ.

По щелчку на слайде появляются частицы.

- У кого возникли трудности? Кто не допустил ошибок в работе?

Береги книгу!    ...бери её грязными руками и  ...  клади на грязный стол.  ...перегибай книгу и ...  загибай у неё листов.  Если ты ...  взял книгу в библиотеке, то  ... забудь вернуть её в срок.

Познавательные ууд: учатся использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебной задачи;

Коммуникативные ууд: задают вопросы для организации собственной деятельности:

Регулятивные ууд: учатся

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

VII. Обобщение усвоенного и включение в систему знаний нового материала

Цель: организовать использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении упражнений

5 мин.

С помощью системы голосования (индивидуальные пульты) отвечают самостоятельно на вопросы по теме.

Записывают свой результат, оценивают свою работу

Демонстрирует слайды теста .

Выводит результаты теста.

Тест по теме «Глагол», созданный в программе Mimio

Познавательные ууд: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Регулятивные ууд: учатся  предвидеть уровень усвоения знаний

VIIl. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

2 мин.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Подводим итог работы на уроке.

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

С какими затруднениями столкнулись?

- Оцените свою деятельность на уроке

Познавательные ууд: учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные ууд: учатся  выражать свои мысли.

Регулятивные ууд: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта. Использование ИКТ в начальных классах на уроках математики

Сегодня наиболее очевиден тот факт, что новое качество образования невозможно получить, решая педагогические проблемы устаревшими методами.  Требуются другие стратегии школы, инновационные...

.Модуль обобщения передового педагогического опыта учителя начальных классов СОШМ18 «имени 28 Армии»

1.ТЕМАОПЫТА.Формирование успешности обучения учащихся средствами современных педагогических технологий.2.ТЕОРИТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.Слова Б.Т. Лихачёва: «Педагогические технологии - совокупность психоло...

Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов

Метод проектов в обучении цели:üНаучить учащихся самостоятельному, критическому мышлениюüРазмышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводыüПринимать самосто...

Опыт воспитательной работы учителя начальных классов.

Одной из важнейших задач учителя начальных классов  является формирование нравственного воспитания личности ребенка....

Опыт работы классного руководителя начальных классов

Представлен опыт работы классного руководителя начальных классов по теме :"Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Опыт образовательной деятельности учителя начальных классов Котовой Е.А.

Публичная презентация результатов педагогической деятельности...