Программа:Хочу всё знать!
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Управление образованием администрации Кировского района
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска гимназия № 7 «Сибирская»
Согласовано заместитель директора по УР ______________Е.Д. Горбачева «___» ___________2019 г. | Утверждаю директор гимназии _________________М.Н. Ковалева «___» ___________2019 г. |
ПРОГРАММА КУРСА
«Хочу всё знать!»
1 – 4 класс
Программа разработана
Учителем начальных классов
Н.Г. Никулиной
Новосибирск
2019
- Пояснительная записка
Данная программа составлена с учётом следующих документов:
- Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в гимназии её федеральных органов государственной власти.
- В соответствии с п. 2 ст. 32 «Закона об Образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.
- Законом РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 2.7) определено право учителя на самостоятельную разработку программ курсов и дисциплин.
- Базисный учебный план ФГОС.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи- вооружить учащихся знаниями- на другую- формирование общеучебных умений и навыков, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия), уметь самостоятельно контролировать процесс учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель курса «Хочу всё знать»: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных мероприятиях).
Программа «Хочу всё знать!» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам «Технология», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС НОО.
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 169 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
- Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу всё знать!» следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить, а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке», «Физической культуре».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 классе, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел | Тема | Я знаю | Я умею |
«Школа» | Первые рисунки | Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. | Рисовать восковыми мелками слона. |
- Тематический план
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п | Название раздела | Количество часов |
1 класс | ||
1 | Игры и игрушки | 12 |
2 | Все для дома | 21 |
итого | 33 | |
2 класс | ||
3 | Школа | 20 |
4 | Еда | 14 |
итого | 34 | |
3 класс | ||
5 | Одежда | 13 |
6 | Праздник | 21 |
итого | 34 | |
4 класс | ||
7 | Предприятия, сооружения, здания | 16 |
8 | Транспорт | 9 |
9 | Полезные изобретения | 9 |
итого | 34 |
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) | |
Игры и игрушки | |||
1 | Где появились куклы | Вырезание бумажных кукол | |
2 | Русский сувенир | Изготовление тряпичных кукол | |
3 | История глиняной игрушки | Лепка игрушек из глины | |
4 | Какой музыкальный инструмент был первым | Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы | |
5 | Кто первым запустил бумажного змея | Изготовление бумажного змея | |
6 | Кто придумал мяч | Игры с мячом | |
7 | Настольные игры | Изготовление настольной игры | |
8 | Подвижные игры | Разучивание подвижных игр | |
9 | Настольный театр | Оригами. Игрушки | |
10 | Калейдоскоп | Мозаика из разной крупы | |
11 | Что нам известно об игре в шашки | Обучение игре в шашки | |
12 | Как появились шахматы | Обучение игре в шахматы | |
Все для дома | |||
1 | «Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) | Лепка из пластилина подсвечника | |
2 | Дырявое шило (про иголку) | Вдевание нитки в иголку | |
3 | Посередине гвоздик (ножницы) | Вырезание фигурок из бумаги | |
4 | Зеркало или жизнь! | Изготовление зеркала для куклы (из фольги) | |
5 | Кто изобрел расческу для волос | Прическа для куклы | |
6 | Королевская шкатулка | Рисование узора для шкатулки | |
7 | Не лает, не кусает (замок) | Лепка из пластилина ключей | |
8 | Клад римских воинов (гвозди) | Забивание гвоздиков | |
9 | Откуда пришла тарелка | Тарелка из папье-маше | |
10 | Как баклуши били (ложки) | Роспись ложки | |
11 | Вилы и вилка | Рисование столовых приборов | |
12 | Преграждающая вход. Дверь | Дизайн двери для дворца | |
13 | От бусинки до окна (стекло) | Бусы из бисера | |
14 | История возникновения мебели (кровать) | Проектирование спальни | |
15 | Дом для одежды (шкаф) | Изготовление шкафа из картона | |
16 | Когда было впервые изготовлено мыло | Рисование упаковки для мыла | |
17 | Время не ждет! (часы) | Изготовление циферблата из картона и проволоки | |
18 | Из чего построен дом? Глиняный кирпич | Лепка дома из кирпичиков (пластилин) | |
19 | Скатерть-самобранка | Вырезание узоров на бумажной скатерти | |
20 | Висячие сады (комнатные растения) | Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений | |
21 | Выставка работ Итого: | 33 |
2 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Школа | ||
1 | Первые рисунки | Рисование восковыми мелками Животных |
2 | Кто изобрел перо | Изготовление ручки из пера |
3 | Карандаш | Рисование карандашами (тема любая) |
4 | История шариковой ручки | Поделки из сломанных ручек |
5 | Кто изобрел ноты | Письмо нот на нотном стане |
6 | Кто изобрел бумагу | Аппликация из бумаги (тема любая) |
7 | Когда появились первые книги | Изготовление книжки-малышки |
8 | Кто написал первую энциклопедию | Рассматривание энциклопедий |
9 | Как возникли библиотеки | Экскурсия в библиотеку |
10 | Откуда пошли названия дней недели | Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) |
11 | Как возникли единицы измерения | Измерение разными мерками |
12 | Как люди начали добывать полезные ископаемые | Рассматривание коллекций полезных ископаемых |
13 | У какой страны впервые появился флаг | Рисование флага сказочной страны |
14 | Какие бывают ребусы | Составление и разгадывание ребусов |
15 | Первая марка | Изготовление «собственной» марки |
16 | Кто изобрел кроссворд | Разгадывание кроссвордов |
17 | Кто придумал первую карту | «Найди клад»(по карте) |
18 | Кто автор микроскопа | Рассматривание предметов под микроскопом и лупой |
19 | Скотч. Шотландская лента | «Книжкина больница» (ремонт книг) |
20 | Настольные наборы | Лепка из глины |
Еда | ||
1 | Хлеб из орехов | Поделки из скорлупы орехов |
2 | Как картофель попал в Россию | Поделки из картофеля |
3 | Кое-что из истории конфет | Плетение пояса из фантиков |
4 | Откуда фрукты и овощи получили свое название | Рисование овощей и фруктов |
5 | Каменный мед (сахар) | Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) |
6 | Секретное мороженое | Составление рецепта мороженного |
7 | Где прячутся витамины | Поделки из овощей |
8 | Секрет каши | Аппликация с использованием крупы |
9 | Когда появились первые кулинарные книги | Составление рецепта(тема любая) |
10 | Такая разная капуста | Составление загадок о капусте |
11 | Где появились арбузы | «Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) |
12 | Из чего делают пряники | Лепка пряников из соленого теста |
13 | Шоколад | Рисование обертки шоколада |
14 | Такой разный чай | Заваривание чая |
итого | 34 |
3 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Одежда | ||
1 | Одежда наших предков | Составление кроссворда «Одежда предков» |
2 | Откуда взялся фартук | Рисование и вырезание фартука из бумаги |
3 | Зачем нужны пуговицы | Пришивание пуговицы |
4 | Откуда взялись шапки | Вязание (крючком ) |
5 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | Рисование туфель (дизайн) |
6 | История русского сарафана | Рисование и вырезание сарафана для куклы |
7 | Чем украшают одежду | Изготовление аксессуаров |
8 | С каких пор применяют носовые платки | Изготовление носового платка из ткани |
9 | Юбки и брюки | Пошив брюк (или юбки) для куклы |
10 | Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда | Плетение из ниток |
11 | Домик для пальчиков. Варежки | Вязание петель на спицах |
12 | Что такое «мода» | Аппликация |
13 | Одежда для дома | Рисование узора для пижамы (халата) |
Праздник | ||
1 | Первые украшения | Бусы из бумаги |
2 | Новогодние игрушки | Поделки из бумаги |
3 | Почему на Пасху красят яйца | Роспись яйца |
4 | История воздушных шариков | Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках |
5 | История фейерверков | Аппликация «Салют» |
6 | История происхождения сувениров | Изготовление сувенира из подручных материалов |
7 | Широкая масленица | Чаепитие с блинами |
8 | Приглашаем к столу | Сервировка стола |
9 | А раньше было так… | (Тема любая) |
10 | Бал-маскарад | Изготовление маски |
11 | Рождественские частушки | Разучивание (сочинение) и исполнение частушек |
12 | Ярмарка | Поделки из разных материалов |
13 | «Не красна изба углами» | Составление рецептов пирогов |
14 | Вкусные украшения | Украшения для елки из конфет и фруктов |
15 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) |
16 | Толковый словарь маркиза Этикета | Правила этикета |
17 | Приглашение гостей | Конкурсы для мам и пап |
18 | Семейные праздники | Составление календаря семейных праздников |
19 | Вечеринка | Конкурсная программа |
20 | Конкурс Золушек и Рыцарей | Игровые конкурсы |
21 | Мишура | Поделки из мишуры (фольги) |
итого | 34 |
4 класс
№ п\п | Тема | Практические действия или трудовые операции (примерные) |
Предприятия, сооружения, здания | ||
1 | Кто основал первый зоопарк | Рисование зоопарка |
2 | Как идет почта | Экскурсия на почту |
3 | Когда возникли музеи | Экскурсия в музей |
4 | Как появился фонтан | Рисование фонтана |
5 | А зачем нам лестницы? (метро) | Заочная экскурсия в метрополитен |
7 | Как возникла почтовая служба? | Написание письма другу |
8 | Как возникли города | Аппликация города |
9 | Когда люди начали строить дома | Изготовление дома из картона |
10 | Все на каток! | Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке) |
11 | Гидроэлектростанция | Составление кроссворда на тему «Электричество» |
12 | Каким был первый магазин | Игра в магазин |
14 | Кто вперед? (стадион) | Эстафеты на стадионе (в спортзале) |
15 | Цирк! Цирк! Цирк! | Рисование афиши представления |
16 | На подмостках театра | Аппликация сцены театра |
16 | Чудеса света | Рисование пирамиды |
Транспорт | ||
1 | Общественный транспорт | Макет улицы из бумаги, картона, других материалов |
2 | Кто придумал велосипед | Езда на велосипеде |
3 | Кто создал автомобиль | Сборка машины из деталей конструктора |
4 | Кто изобрел самолет | Конструирование самолета из деталей конструктора |
5 | Луноход | Рисование лунохода |
6 | Лайнер. Пароход | Оригами. Кораблик |
7 | Железнодорожный транспорт | Рисование поезда |
8 | Уборочные машины | Конструктор. Уборочная машина |
9 | Специальные машины. Машина «Скорой помощи» | Оказание первой помощи |
Полезные изобретения | ||
1 | Флюгер | Изготовление флюгера |
2 | История спичек | Поделки из спичек |
3 | Когда был изобретен зонтик | Рисование узора для зонтика |
4 | История происхождения денег | Составление коллекции монет |
5 | Как был изобретен телефон | Придумывание и рисование новой модели телефона |
6 | Светофор. Дорожные знаки | Макет светофора |
7 | Окно в подводный мир (аквариум) | Изонить «Рыбки» |
8 | Упаковочные материалы | Поделки из целлофана, пластика, картона. |
9 | Компьютер и Интернет | Работа на компьютере (тема «Интернет») |
итого | 34 |
Содержание программы
1 класс
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
3 класс
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
4 класс
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
- Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа "Хочу всё знать" детского объединения "Исследователь"
План работы кружка для детей 8-9-летнего возраста (2 класс) по математике и русскому языку. Содержит пояснительную записку ,учебно-тематический план, содержание (название тем),этапы педагогического ко...
Рабочая программа "Хочу всё знать!"
Рабочая программа "Хочу всё знать!" по внеурочной деятельности для 2 классов разработана по всем требованиям ФГОС....
Рабочая программа: Хочу все знать (3,4 кл.)
Программы по внеурочной деятельности....
Программа "Хочу всё знать!"
Программа "Хочу всё знать!"...
Электронное сопровождение к программе "Хочу всё знать!"
Краткое содержание программы по работе с одарёнными детьми....
Электронное сопровождение к программе "Хочу всё знать!"
Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...
Рабочая программа " Хочу всё знать!"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности. 1-4 классов....