ДОКЛАД «ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (МНЕМОТЕХНИКИ) И ТРЕНИ-РОВКА ПАМЯТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ГПД»
материал на тему
Проблема развития связной речи у детей с ОВЗ хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи. Эти задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений составление описательных о предметах объектах явлениях природы разучивание стихов, а также рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательного учреждения школа №432 Колпинского района Санкт-Петербурга
ДОКЛАД
«ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (МНЕМОТЕХНИКИ) И ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ГПД»
Воспитатель: Ольшевская Е.Н.
2018 год
«ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ (МНЕМОТЕХНИКИ) И ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ НА ЗАНЯТИЯХ В ГПД»
Проблема развития связной речи у детей с ОВЗ хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи является совершенствование монологической речи. Эти задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений составление описательных о предметах объектах явлениях природы разучивание стихов, а также рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. В речи детей с ОВЗ существует множество проблем:
- Односложная;
- Неспособность грамматически правильно построить предложение;
- Недостаточный словарный запас;
- Бедная диалогическая речь неспособность грамотно и доступно сформировать вопрос построить краткий или развёрнутый ответ.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи – очень сложное дело. Необходимо научить связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Для достижения такого эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а метод мнемотехники. Начиная свою работу по данной проблеме, я рассмотрела факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Одним из таких факторов – наглядность. Рассматривания предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам, он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он быстрее все устроит».
Увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя и совершенствуя их по своему в течение нескольких лет, я использую в работе по обучению связной речи приемы мнемотехники.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих запоминания, сохранения и воспроизведения информации и, конечно, развитие речи. С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- Развитие памяти и внимания;
- Развитие связной диалогической речи;Развитие у детей умение, с помощью графической аналогии. А так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- Обучение детей правильному произношению.
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам и позже мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графические изображения персонажей сказок, явлений природы и других некоторых действий. Главное, нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалов по развитию связанной речи, мышления. Внимания, воображения и памяти. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказа, при пересказе художественной литературы, при отгадывании загадок, при заучивании стихов.
Для формирования культурно-гигиенических навыков использовала простейшие схемы умывания, одевания. Для систематизации знания детей о сезонных изменениях использую модельные схемы-мнемотаблицы по схемам: зима, весна, лето, осень. Для составления описательных рассказов об игрушках, овощах, фруктах, одежде, птицах, животных и т.д. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности, владея компьютером можно сделать символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Наиболее трудный вид монологической речи – описательный рассказ. Существенную помощь оказывают мнемотаблицы. Особая роль связной речи принадлежит пересказу. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложения. На основе мнемотаблиц я создаю разнообразные дидактические игры. Параллельно с этой работой использую речевые игры, настольно-печатные, которые помогают учить классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие и т.д. Использование мнемотехники приносит хороший результат: развивается память, внимание, воображение, связная речь, увеличивается словарный запас, ребенок активнее работает на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы запоминания графического облика букв
В работе представлена система работы над запоминанием графического облика букв...
Мнемотехнические приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями
Яркое представление слов с непроверяемыми написаниями....
Приемы запоминания таблицы сложения, 1 класс
Создать условия для применения зависимости между сложением и вычитанием, формировать вычислительный навык, формулировать обобщенные выводы на основании сравн...
Эффективные приемы запоминания и повторения учебного материала
Эффективные приемы запоминания и повторения учебного материала...
Приёмы эффективного запоминания - мнемотехника
Приёмы эффективного запоминания - мнемотехника...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия для учащихся 3 класса с ЗПР по теме «Развитие логических приемов запоминания»
Цель занятия: обучение детей мнемическому приему группировки по смыслу....
Мастер - класс. Особенности формирования смыслового чтения на учебных занятиях ОРКСЭ. Мнемонические приемы запоминания информации при работе с определениями и понятиями.
Традиционные методические приёмы создают условия для учащегося овладеть метапредметными результатами освоения образовательной программы. Такими приёмами как этимологическое знакомство со словарн...