Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
рабочая программа (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya_programma.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
спортивно- оздоровительного направления
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Содержание
№ п/п | Содержание | Страницы |
1. | Пояснительная записка | 3-9 |
2 | Содержание программы | 9-12 |
3 | Учебно-тематический план | 13-14 |
4 | Материально-техническая база | 14 |
5 | Литература | 14-15 |
6 | Понятийный словарь | 15-16 |
7 | Конспекты к урокам | |
8 | Приложения |
«Здоровье — всему голова»
Народная мудрость
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа, без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой, заботу о нем нельзя перекладывать на плечи одной медицины. Заниматься здоровьем надо не только там, куда люди приходят со своими болезнями, но и там, где они обучаются, ибо заботе о здоровье надо научить.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье нынешних школьников из года в год ухудшается. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в школьном возрасте.
Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Инновационность программы:
Современная школа внедряет федеральные государственные стандарты образования второго поколения (ФГОС). Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся в урочной и внеурочной деятельности. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих школьников быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье школьников в дальнейшем.
Нововведение должно способствовать сохранению здоровья детей. Организация занятий по разделу «Внеурочная деятельность» должна учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья школьников на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Данная программа занятий составлена для учащихся 1-4 классов начальной школы.
Особенность программы кружка «Азбука здоровья» в том, что она основывается на общедидактических и специфических принципах обучения младших школьников:
- Принцип научности содержит анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Принцип доступности определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Принцип системности определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у школьников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип наглядности строит процесс обучения с максимальным использованием привлечения органов чувств человека к процессу познания и направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
- Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер.
Целью курса «Азбука здоровья» в начальных классах является – сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Цели выдвигают следующие задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
- обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
- обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма
Эти задачи решаются сразу на трех уровнях работы:
Первый уровень - информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания.
Второй уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрение, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
Третий уровень – осознание: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он так поступает, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию, самоконтролю, а так же пониманию того, что думают, чувствуют и делают другие люди.
Содержание программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Занятия носят научно-образовательный характер. При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- опыты;
- игра.
Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
- чтение стихов, сказок, рассказов;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- прослушивание песен и стихов;
- разучивание и исполнение песен;
- организация подвижных игр;
- выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Основными формами проведения можно считать практические занятия: анкетирование, тестирование, практикумы здоровья, конкурсы, часы познания, научные калейдоскопы, интеллектуальные игры, часы общения, выставки, аукционы знаний, праздники русской кухни, рекомендательные часы, театры-экспромты, беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы и ответы»), комплекс упражнений, общение с природой, урок-практикум, наблюдение, игра–путешествие, телепередача, сообщение доктора Айболита и т. п.. В одной беседе могут быть затронуто одно или несколько направлений.
На этих занятиях оценок нет. И на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Методика работы строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, в развитии творческого потенциала при выполнении заданий, поисковой активности и самостоятельного экспериментирования.
Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинги, аэробные упражнения, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, осанки, рук, самомассаж, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребенка. Так же используются песни о здоровье, рисование, лепка, соответствующие темам уроков, загадки, пословицы, поговорки, в которых заключен многовековой опыт русского народа по сохранению и укреплению здоровья.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком творения здорового образа жизни.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35-45 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» обучающиеся должны:
ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| заботиться о своем здоровье; |
|
|
общепринятые правила поведения в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях; |
|
|
|
|
|
|
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; | - о ценностном отношении к своему здоровью, к здоровью других людей, к окружающей природе; |
|
- о правилах безопасного поведения; | - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. |
| |
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. |
| ||
| |||
о негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека | |||
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей | - оказывать первую медицинскую помощь; |
- правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.); | - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; | - ухаживать за своим здоровьем и телом; | |
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности. | - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; |
| |
- в – в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; | ||
- формулировать собственное мнение и позицию. | |||
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; | - полученные сведения о ЗОЖ, безлекарственных методах поддержания своего здоровья; | - применять полученные знания в области здорового образа жизни, основ психологии, безлекарственных способах поддержания своего здоровья на практике |
- подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | - знания для поддержания активного и здорового образа жизни. |
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учить высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений.
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учителя ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Содержание программы связано со многими учебными предметами, такими как окружающий мир, литературное чтение, физическая культура, изобразительное искусство.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Введение (2 ч.)
Знакомство с новым предметом. Понятие науки валеология. Задачи на год.
Экскурсия «Природа – источник здоровья»
Подвижные игры (4 часа).
Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. Разучивание подвижных игр разных народов России: «У медведя во бору», «Совушка», «Мыши водят хоровод», «Липкие пеньки». Разучивание игр для организации перемен: «Не ошибись», «Мяч по кругу», «Птицы и клетка», «Пустое место», «Быстро по местам!». Правила техники безопасности. Правила игры.
В гостях у Мойдодыра (5 ч.)
Советы доктора Воды. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Заучивание слов. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко». Отгадывание загадок о принадлежностях личной гигиены. Рисование Мойдодыра.
Друзья Вода и Мыло. Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Чистота – залог здоровья. Вода – самое лучшее лекарство. Заучивание слов. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Правила гигиены рук. Творческая работа: рисование микроба. Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр».
Азбука здоровья ( 5 ч.)
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Что такое режим дня? Мой режим дня. Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня». Составление режима дня. Комплекс утренней зарядки. Факторы, укрепляющие здоровье. Разбор различных ситуаций. Формулировка правил. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма. Разучивание упражнений утренней зарядки.
Советы Айболита (8 ч.)
Правила закаливания. Знакомство с правилами гигиены. Формирование умения детей правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовыми платками. Показ сценки. Изучение таблицы «Чистка зубов». Беседа-диалог «Мои привычки». Телевизор и дети. Проведение игры «Вредно - полезно». Проведение свободного времени. Виды отдыха. Спортивное мероприятие, создание команд, организация соревнования. Экскурсия.
Питание и здоровье (5ч.)
Знакомство с доктором Здоровая Пища. Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о режиме питания. Знакомство с полезными продуктами. Овощи, фрукты – полезные продукты. Ю.Тувим «Овощи». Традиции питания на Руси.
Моё здоровье в моих руках (3 ч.)
Мой внешний вид – залог здоровья. Труд и здоровье. Подвижные игры.
Подведём итоги (1 ч.)
В здоровом теле здоровый дух. Текущий контроль знаний (Викторина).
2 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Повторение пройденного за 1 класс. Доктора природы. Экскурсия на школьный стадион, в тренажёрный зал.
Подвижные игры (4 ч.)
Подвижные игры. В гостях у доктора Свежий Воздух. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разучивание игр для организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры.
Азбука здоровья. (7 ч.)
Моё здоровье. Болезни глаз. Как их предупредить. Слух - большая ценность для человека. Зубы и уход за ними. Осанка. Гигиена позвоночника. Сколиоз.
Советы Айболита. (8 ч.)
Как готовить домашние задания. Настроение. Чувства. Эмоции. Вредные привычки и борьба с ними. Иммунитет. Как защитить себя от болезни. Горькие и «вкусные» лекарства. Где хранить лекарства? Аллергия на лекарства. Реакция организма на прием лекарств
Питание и здоровье (5ч.)
Основы правильного питания, правила этикета. Режим питания. Витамины и их польза для человека. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах. Знакомство с полезными продуктами.
Моё здоровье в моих руках (6 ч.)
Закаливание. Гигиена тела. Утомляемость и переутомление. Сон и его значение для здоровья человека. Как защитить себя от болезни. Профилактика детского травматизма.
Подведём итоги (2ч.)
Подведение итогов за год. Профилактические беседы о безопасном летнем отдыхе.
3 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Повторение пройденного за 2 класс. Здоровье и ЗОЖ. Спортивная игра «Дальше, быстрее, выше».
Подвижные игры (4 ч.)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разучивание игр для организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры.
Моё здоровье в моих руках (6 ч.)
Экскурсия в природу (наблюдения за явлениями природы, поэтическая страничка, игры на свежем воздухе). Организация дискуссий. Взаимосвязь труда со здоровьем. О мозге и его волшебном свойстве. Как закалять свой организм в домашних условиях. Природа - источник здоровья. Виды отдыха. Лучший отдых.
Азбука здоровья (7 ч.)
Органы зрения и забота о них, ролью в жизни человека. Бережное отношение к своему организму. Разучивание гимнастики для глаз. Знакомство с правилами бережного отношения к глазам. Кожа. Значение кожи для человека. Уход за кожей. Правила оказания первой помощи при ранении кожи. Настроение. Признаки плохого настроения, причины. Как бороться с плохим настроением. Экскурсия в аптеку. Эпидемии. Прививки и их значение.
Питание и здоровье (4 ч.)
Режим питания, польза прогулок после еды, режим употребления жидкости, целебные источники и минеральные воды. Традиции питания на Руси. Профилактика желудочных заболеваний.
Советы Айболита (9 ч.)
Правила закаливания. Правила гигиены. Формирование умения детей правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовыми платками. Беседа-диалог «Мои привычки». Проведение игры «Вредно - полезно». Искривления позвоночника. Проведение свободного времени. Правила одевания. Влияние никотина на здоровье человека. Правила ухода за волосами. Электрический ток и опасности, которые могут нас постигнуть при неправильном пользовании электроприборами. Виды отдыха. Отравления и способы оказания первой помощи. Лесная аптека. Правила сбора трав и пользования ими.
Заключение (2ч.)
Подведение итогов за год. Экскурсия и подвижными играми.
4 класс (34 часа)
Введение (2 ч.)
Повторение пройденного за 3 класс. Дорога к доброму здоровью. Экскурсия «У природы нет плохой погоды».
Подвижные игры (4 ч.)
Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов. Разучивание игр для организации перемен. Правила техники безопасности. Правила игры.
Питание и здоровье (4 ч.)
Питание необходимое условие для жизни человека. Секреты здорового питания. Рацион питания. Здоровая пища для всей семьи. Как питались в стародавние времена и питание нашего времени.
Советы Айболита (8 ч.)
Спорт и здоровье. Личная гигиена школьника. Борьба с вредными привычками. Спорт и болезни. Охрана зрения, слуха, зубов. Алкоголь и его пагубные действия. Лекарственные травы, способы их применения. Массаж. Животные-лекари. Способы сохранения здоровья. Нахождение резервов здоровья. Развитие потребности в занятии спортом.
Азбука здоровья (10 ч.)
Признаки лекарственного отравления. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Отравления ядовитыми веществами. Отравления угарным газом. Первая помощь при отравлениях. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Забыла Таня про обед…». Признаки солнечного ожога. Как помочь себе при тепловом ударе. Практическая работа «Помоги себе сам!» Болезни, причины возникновения болезней. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп» Инфекционные болезни. Врачи-специалисты. Как организм помогает себе сам. Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?» Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».
Заключение (1ч.)
Подведение итогов за год. Моё здоровье — моя программа.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Подвижные игры | - | 4 | 4 |
3 | В гостях у Мойдодыра | 2 | 3 | 5 |
4 | Азбука здоровья | 2 | 3 | 5 |
5 | Советы Айболита | 4 | 4 | 8 |
6 | Питание и здоровье | 3 | 2 | 5 |
7 | Моё здоровье в моих руках | 1 | 2 | 3 |
8 | Подведём итоги | 1 | 1 | |
ИТОГО | 13 | 20 | 33 |
2 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Подвижные игры | - | 4 | 4 |
3 | Азбука здоровья | 4 | 3 | 7 |
4 | Советы Айболита | 5 | 3 | 8 |
5 | Питание и здоровье | 3 | 2 | 5 |
6 | Моё здоровье в моих руках | 3 | 3 | 6 |
7 | Подведём итоги | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 17 | 17 | 34 |
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Введение. | 1 | 1 | 2 |
2 | Подвижные игры. | - | 4 | 4 |
3 | Моё здоровье в моих руках. | 3 | 3 | 6 |
4 | Азбука здоровья. | 4 | 3 | 7 |
5 | Питание и здоровье. | 3 | 1 | 4 |
6 | Советы Айболита. | 6 | 3 | 9 |
7 | Заключение. | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 18 | 16 | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
1 | Введение. | 1 | 1 | 2 |
2 | Подвижные игры. | - | 4 | 4 |
3 | Питание и здоровье. | 2 | 2 | 4 |
4 | Советы Айболита. | 4 | 4 | 8 |
5 | Азбука здоровья. | 10 | ||
6 | Моё здоровье в моих руках. | 2 | 3 | 5 |
7 | Заключение. | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 17 | 34 |
Материально-техническая база
Для осуществления образовательного процесса по программе «Азбука здоровья» имеются следующие принадлежности:
- спортивный инвентарь;
- компьютер, принтер, сканер, интерактивная доска, мультмедиапроектор;
- набор таблиц,
- муляжи,
- дидактические карточки,
- диски и ЭОР.
Литература:
Для учителя
1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6
3. Басова Е.Д. Валеологическое образование в начальной школе//Управление начальной школой. № 2, 2010.
4. Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/
5. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. «Просвещение», Москва, 2010.
6. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
7. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
8. Зайцев Г. К. Уроки Айболита. - СПб., 1997.
9. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. - СПб., 1996.
10. Зайцев Г. К. Школьная валеология: научное обоснование и 1 программное обеспечение. - СПб., 1997.
11. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья. – СПб., 1995.
12. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма - СПб., 1998..
13. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
14. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
15. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
16. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва:Вако 2007.
17. Обухова Л.А., Н.А. Лемяскина « Тридцать уроков здоровья для первоклассников», Методическое пособие, Москва, 1999.
18. Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А.Обухова Н.А.Лемяскина О.Е.Жиренко – Москва: Вако 2005.
19. Мелентьева М.С., Раицкий А.А. Образовательная программа по валеологии (для начальной школы). http://festival.1september.ru/articles/213370/
20. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
21. ФГОС. Примерные программы начального образования. «Просвещение», Москва, 2009
22. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва. 2009.
23. Шакурова И.И. Авторская программа «Я расту здоровым»//Учительская. Июль 2009. Институт развития образования Республики Татарстан.
24. Умнягина Е.Г. Программа курса «Азбука здоровья» для младших школьников. http://festival.1september.ru/articles/519723/
Для учеников
1. Волчек Н.М «Современная энциклопедия для девочек» Минск, 1999 год
2. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997.
3. Дмитриева Н.Я. «Естествознание» 3 класс Москва 1993 год
4. Каирова И.А «Азбука нравственного воспитания» Москва, 1979 год
5. Тэтчел Д. «Твое питание и здоровья» Москва, 1996 год
6. Ужегов Г.Н. «Детский народный лечебник 1 и 2 книги Москва 1995 год
7. Усачёв А.А. Березин А.И Основы безопасности жизнедеятельности. М., АСТ – ЛТД ИПС, 1997
8. Чудаков Н.Я. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – издательство АСТ – ЛТД, 1997.
9. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
10.Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
Список рекомендуемой литературы:
1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
2. Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htm
3. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007
4. Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
5. Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
6. Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. Мир Книги, Москва. 2003
Понятийный словарь
1 класс
Валеология. Гигиена. Режим дня. Витамины. Спорт. Подвижные игры. Физкультура. Микробы. Здоровье.
2 класс
Близорукость. Осанка. Сколиоз. Эмоции. Иммунитет. Аллергия. Этикет. Закаливание. Утомляемость. Переутомление.
3 класс
Пассивный отдых. Активный отдых. Рана. Кровотечение. Эпидемия. Прививка. Целебные источники. Минеральная вода. Гастрит. Никотин. Отравления.
4 класс
Рацион питания. Меню. Эмоции. Оптимизм. Пессимизм. Алкоголь. Лекарственные травы. Массаж. Резервы здоровья. Лекарственные отравления. Пищевые отравления. Ядовитые вещества. Угарный газ. Солнечный ожог. Тепловой удар. Инфекционные болезни. Специалист. Врач-терапевт. Стоматолог. Окулист. Хирург. Травматолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Здоровые дети"
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Раб...
Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово!"
Рабочая программа для 4 класса "Здоровым быть здорово"! Длительность одного занятия составляет 45 минут. Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение развития...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровое питание" (14 часов)....
Программа внеурочной деятельности"Здоровое поколение"
прграмма внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"
Программа курса «Здорово быть здоровым» предназначена для обучающихся 1-4 классов начальной школы и составлена на основе программы «Здорово быть здоровым», авторы – Р. Ш....