Доклад ШМО на тему: "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
методическая разработка на тему
Данный материал содержит информацию о современных образовательных технологиях в учебно-воспитательном процессе в начальной школе в свете ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_teme_sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 27.27 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»
Доклад ШМО
на тему:
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе»
Составитель:
учитель начальных классов
Дмитриева С.Н.
2016-2017 учебный год
Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества – экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития.
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.
Школа призвана подготовить ребенка к жизни в условиях неопределенности и высоких темпов развития, то есть, к жизни в мире, о котором сам учитель не имеет четкого представления.
Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение обучающимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.
Обратимся, прежде всего, к самому понятию «технология», «педагогическая технология».
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
- Личностно-ориентированное обучение.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Информационно-коммуникационные технологии.
- Технологию уровневой дифференциации.
- Игровые технологии.
- Коллективную систему обучения.
- Технологию проектной деятельности.
- Систему инновационной оценки «портфолио».
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы - личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.
Обучающийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, проектную деятельность.
Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого класса.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии являются первостепенными в ХХІ веке.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Существуют различные типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия).
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали).
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие). К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает обучающимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ:
- расширяет возможность самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- способствует повышению качества образования.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Показатель эффективности реализации:
- Повышается уровень мотивации учения.
- Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
- Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.
Технология использования игровых методов
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Коллективный способ обучения
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего развития. В этом образовательном процессе интенсивно формируется общеучебные умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.
Достоинствами технологии являются:
- активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;
- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
- сотрудничество обучающихся, коллективизм, взаимное обучение, взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;
- демократический стиль общения: учитель-ученик, ученик-ученик, всеобщее сотрудничество и взаимопомощь.
Данная технология основывается на таких педагогических принципах:
- Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют, обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся культуре общения, взаимоподдержке.
- Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он – личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
- Принцип коллективной деятельности. Каждый принимает участие в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность - это образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект это -
- отражение интересов участников;
- организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий);
- работа в команде (роли лидера-организатора, исполнителя, резонера, эксперта, исследователя, оформителя и т.д.);
- творческая лаборатория (многовариантность путей решения, поиск альтернатив, принцип оригинальности);
- организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование «гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»;
- свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории деятельности;
- включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;
- систематическое отслеживание результатов работы, презентации;
- фиксированное время, контроль и рефлексия.
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации (персонализации) образования обучающихся;
- закладывать дополнительные предпосылки возможности для успешной социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»
Материал содержит информацию о том,как применение современных обучающих технологий в учебном процессе позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышать творческую активность учащихся....
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе. Технология проектного обучения».
Основные идеиИсходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания.Главные...
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы)
Из опыта работы учителя по современным образовательным технологиям в начальной школе....
Доклад: "Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе"
Доклад: "Современные образовательные технологии в учебно- воспитательном процессе"...
Доклад: «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»
Доклад:«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»...
«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе»
актуальными следует отнести технологию проблемного диалога, технологию продуктивного чтения и технологию оценивания учебных успехов.Проблемно-диалогическая технология дает разверн...
Статья на тему "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе".
Данная статья содержит описание современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе....