Преемственность детского сада и начальной школы.
статья на тему

Бойченко Анна Валерьевна

Аннотация: рассматривается вопрос преемственности дошкольной системы образования и начальной ступени общего образования в формате внедрения ФГОС.

Ключевые слова: преемственность, начальная школа, дошкольное образование, ориентиры дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument1.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Бойченко анна Валерьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ№6»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Преемственность детского сада  и начальной школы.

Аннотация: рассматривается вопрос преемственности дошкольной системы образования и начальной ступени общего образования в формате внедрения ФГОС.

Ключевые слова: преемственность, начальная школа, дошкольное образование, ориентиры дошкольного образования.

 «Школьное обучение никогда не начинается с

пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную

ребенком».

Л.С. Выготский

            Актуальность проблемы преемственности дошкольного образования и начальной школы включает в себя само  понятие преемственность. 

 Наличие  реализация преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило,  ребенок впервые включается  в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.

Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и не охватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.

Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать

             На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.

             ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

        Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

         Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывают наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.

                          На данный момент для реализации преемственности ДОУ выбирают три направления  обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. Это  методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

                          Взаимодействие методических служб сада и школы дает возможность решать одни задачи по обучению и воспитанию, корректировать  образовательный процесс ,как в детском саду , так в школе .

                           Согласованная работа психологической и логопедической  служб д. с. и школы позволяет оценить адаптацию обучающихся, поговорить о каждом ребенке, постараться помочь ему, обосновываясь на данный за ним еще в детском саду.

                         Воспитатели детского сада знакомятся с содержанием и спецификой  учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду  с тем , чтобы опираться на имеющихся у детей знания и опыт . В результате таких контактов педагогов ДОУ и школы достигается их взаимопонимание . Воспитатели яснее осознают требования школы , задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают . Учителя в свою очередь , глубже вникают в задачи , содержание и методы работы ДОУ, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия.

                            Таким образом становится очевидно, что педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику  организации деятельности друг друга,  обязательно привлекая родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа"

Презентация "Преемственность детский сад – начальная школа – средняя школа", 21 слайд с иллюстрациями....

Приказ по итогам проведения недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2013г.

Приказ по итогам проведения недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2013г....

Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г.

Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г....

Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г.

Приказ по итогам недели преемственности "Детский сад-начальная школа", 2015г....

Сборник методических материалов "Преемственность детский сад-начальная школа"

  Одним из важнейших принципов взаимодействия педагога-психолога...

План работы по преемственности «Детский сад – начальная школа»

Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер....

Преемственность «Детский сад – начальная школа»

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления обра...