Метапредметные задания
методическая разработка на тему
Задания на умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnye_zadaniya.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни
Задание 1. Реши задачу.
Саша купил 1,5 кг черноплодной рябины, 1,2 кг антоновских яблок и 800 г грецких орехов. Сможет ли Саша унести свою покупку в пластиковом пакете, рассчитанном на 3 кг?
Ответ: |
Комментарий. Проверяется способность сопоставлять полученный результат и поставленный вопрос. В ответе должно быть указано сможет ли Саша унести свою покупку в пакете, рассчитанном на 3 кг.
Верное выполнение. Ответ: не сможет.
Задание 2. Реши задачу.
Грузоподъёмность пассажирского лифта в жилом доме, как правило, около 400 кг. Сможет ли такой лифт поднять всех членов вашей семьи? Объясни:__________________________________________________________
Комментарий. Проверяется действие анализа – способности сделать вывод в заданной ситуации (отсутствие одного условия не даёт возможность решения), алгоритмизировать (прикидывать) ход решения, объяснять возможность решения учебной задачи.
Верное выполнение. Задачу решить нельзя: неизвестно, сколько членов семьи и каков вес каждого.
II. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации
Задание 1. Заполни таблицу:
a | 3 м | 20 см | |
b | 400 см | 35 см | |
c | 5 м | 200 см | 200 см |
S | |||
V | 150 м3 | 32 м3 |
Комментарий. Проверяется умение обучающегося работать с информацией, представленной в виде таблицы, умение принимать решение в условиях неполной и избыточной информации.
Верное выполнение. Ответ:
a | 3 м | 400 см | 20 см |
b | 10 м | 400 см | 35 см |
c | 5 м | 200 см | 200 см |
S | 30 м2 | 16 м2 | 7 дм2 |
V | 150 м3 | 32 м3 | 140 дм3 |
Задание 2. Реши задачу.
Дно колодца имеет форму квадрата со стороной 1 м 2 дм. Глубина воды в колодце 2 м 5 дм. Сколько ведер воды в колодце? Ведро вмещает 12 литров. Площадь дна ведра 0,3 м.
Ответ: |
Комментарий. Проверяется умение принимать решение в условиях избыточной информации.
Верное выполнение:
1 м 2 дм = 12 дм; 2 м 5 дм = 25 дм;
1) 12 ∙ 12 ∙ 25 = 3600 (дм3)
2) 3600 : 12 = 300 (в)
Ответ: 300 ведер воды в колодце.
III. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации
Задание 1. Используя данную информацию, заполните таблицу.
Река | Амазонка (Ю.Америка) | Висла (Европа) | Ганг (Азия) | Дунай (Европа) | Муррей (Австралия) | Нил (Африка) | Ориноко (С.Америка) | Сена (Европа) |
Длина, км | 2850 |
- Нил на 3821 км длиннее Дуная.
- Амазонка на 271 км короче Нила.
- Висла короче Амазонки на 5353 км.
- Ганг на 1653 км длиннее Вислы.
- Муррей короче Ганга на 130 км.
- Ориноко длиннее Муррея на 160 км.
- Сена короче Ориноко на 1954 км.
Комментарий. Проверяется умение понимать математические средства наглядности.
Верное выполнение.
Река | Амазонка (Ю.Америка) | Висла (Европа) | Ганг (Азия) | Дунай (Европа) | Муррей (Австралия) | Нил (Африка) | Ориноко (С.Америка) | Сена (Европа) |
Длина, км | 6400 | 1047 | 2700 | 2850 | 2570 | 6671 | 2730 | 776 |
Задание 2. На круговой диаграмме показано наличие литературы в фонде некоторой библиотеки. Пользуясь диаграммой, заполните пропуски.
а) Большую часть фонда занимают книги _________________________.
б) Учебная и педагогическая литература занимают _______________%.
в) Энциклопедий и словарей столько же, сколько __________________.
г) Меньше всего в библиотеке __________________________________.
д) Половину фонда библиотеки составляют общественно – политическая и ____________________________________.
Ответ: а) _______________________; б) _______________________;
в) _______________________; г) _______________________;
д) _______________________.
Комментарий. Проверяется умение «читать» и использовать информацию в виде круговой диаграммы.
Верное выполнение. Ответ:
а) Художественная и детская литература.
б) 25%.
в) Общественно – политической литературы.
г) Научно – технической литературы.
д) Художественная и детская литература.
IV. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки
Задание 1. Скажите, являются ли истинными следующие утверждения (высказывания):
- сумма десятичных дробей не может быть натуральным числом;
- разность десятичных дробей не может быть натуральным числом.
Ответ: ____________________.
Комментарий. Проверяется умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач.
Верное выполнение. Ответ: нет.
Задание 2. Сколько различных трёхзначных чисел можно составить при помощи цифр 1, 3, 4, 7, если цифры в числе не могут повторяться, на месте десятков может быть только четное число.
Ответ: _______________________________.
Комментарий. Проверяется овладение смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «цифры в числе не могут повторяться», «на месте десятков может быть только четное число».
Верное выполнение. Ответ: 143, 147, 341, 347, 741. 743.
V. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом
Задание 1. Цена хризантемы – a рублей за 1 цветок, цена 1 розы на 30 рублей больше. Запиши на математическом языке:
а) цену розы;
б) стоимость пяти хризантем;
в) стоимость трёх роз;
г) стоимость букета из трёх хризантем и пяти роз.
Ответ: а) ________________; б) _______________; в) _______________; г) ________________; д) _________________.
Комментарий. Проверяется понимание математического текста, умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Верное выполнение. Ответ: а) a + 30; б) 5a; в) 3a + 90; г) 8a + 150.
Задание 2. Продолжи описание алгоритма деления 62 : 4.
62 | 4__
¯4 15
22
¯20
2
- Делим 6 на 4, получаем 1.
- Проверяем: 1 умножаем на 4, получаем 4.
- Вычитаем: из 6 число 4, получаем 2.
- ___________________________________.
- ___________________________________.
- ___________________________________.
- ___________________________________.
- ___________________________________.
Комментарий. Проверяется понимание сущности алгоритмических предписаний.
Верное выполнение. Ответ:
4) Сносим 2, получаем 22.
5) Делим 22 на 4, получаем 5.
6) Проверяем: 5 умножаем на 4, получаем 20.
7) Вычитаем: из 22 число 20, получаем 2.
8) Получили: 62 : 4 = 15 (2 остаток).
VI. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
Задание 1. Цена тетради – 8 р. Маше надо купить для всего класса 28 таких тетрадей. Она заглянула в свой кошелёк и убедилась, что там лежит достаточно денег, чтобы сделать покупку. Как, по вашему мнению, считала Маша?
Объясни: ____________________________________________________.
Комментарий. Проверяется умение планировать решение задач исследовательского характера.
Верное выполнение. Ответ:
1 способ. Чтобы узнать стоимость двадцати восьми тетрадей надо 8 умножить на 28. получится 224 р. Значит, в кошельке было не меньше этой суммы.
2 способ. Число 8 Маша округлила до десятков, получилось 10 р., и затем 10 умножила на 28. Получилось 280 р. возможно, в кошельке было около трёхсот рублей.
3 способ. До десятков Маша округлила число 28. Получилось 30. Далее, 30 ∙ 8 = 240. Значит, в кошельке было не менее или не намного меньше 240 р.
Задание 2. Можно ли составить треугольник из отрезков с длинами:
а) 20 см, 30 см и 10 см;
б) 30 см, 40 см и 50 см?
Ответ: |
Комментарий. Проверяются навыки исследовательской деятельности обучающихся при решении учебных задач.
Верное выполнение. Ответ: а) нет; б) да.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.
Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания....
Тестовые задания для дистанционной работы с уч-ся 1 класса (метапредметные знания)
Содержатся задания для учащихся 1 класса. Использование интерактивной доски или компьютера....
Презентация "Виды метапредметных заданий"
Для учителей начальной школы...
Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе
Метапредметные задания на уроке русского языка в начальной школе...
ПР 5. Задания на формирование личностных результатов.ПР 5. Задания на формирование личностных результатов ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатов.
ПР 5. Задания на формирование личностных результатовЗадание ПР 5. Задания на формирование метапредметных и предметных результатовЗадание...
Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) и распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов
Разбор учебных заданий УМК Ладыженской...
Метапредметные задания. 2 класс
Метапредметные задания для учащихся 2 класса...