Программа по социализации "Открытый мир"
материал на тему
Обучаясь в условиях надомного обучения, ребенку тяжело ориентироваться в отношениях между взрослыми и между сверстниками. Курс «Открытый мир» с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sotsializatsii_otkrytyy_mir.docx | 45.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
РАССМОТРЕНО: на заседании МО протокол № 1 от «____» августа 2015 г. ________/Н.С. Голубева | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР: _______/ Н.Б.Миронова «_____» августа 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор: __________/Л.И. Голубева «_____» августа 2015 г. |
Рабочая программа по социальному направлению
«Открытый мир»
Программу составила:
учитель Микишанова Е.А.
Смоленск 2015 год
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Обучаясь в условиях надомного обучения, ребенку тяжело ориентироваться в отношениях между взрослыми и между сверстниками. Курс «Открытый мир» с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко - культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками.
Программа по социализации «Открытый мир» реализуется в условиях надомного обучения. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива.
Программа курса построена таким образом, что дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия.
Цели и задачи программы
Программа по социализации «Открытый мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- содействовать получению моральных знаний школьников;
- формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
- воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Обучение:
- формирование положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка;
- формирование навыков общения;
- внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости.
Воспитание:
- целеустремленности и настойчивости;
- привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;
- умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
Развитие:
- выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;
- способствовать моральному развитию детей.
Программа по социализации «Открытый мир» разработана для воспитанников, обучающихся на дому. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю по 25 минут: 33 часа в год. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии умственно отсталого обучающегося этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа по социализации «Открытый мир» состоит из 7 разделов:
Этикет (понятие об основных правилах поведения в школе и общественных местах).
-Правила поведения на уроке, на перемене.
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
- родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
- знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами
- коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность,
опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить
- «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Сказка ложь, да в ней намёк.
-Знакомство с понятиями «сказка», «поступок».
- Показать, что добро всегда побеждает зло.
- Добрые и злые поступки, их последствия.
-Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты.
-Отношение героев сказок к природе, к людям.
-Зачем людям нужны сказки.
- Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.
Праздники в жизни человека (праздничный этикет).
- Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника.
-Дарение подарка.
- Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции».
-Подарки и их значения в жизни человека.
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению» «Открытый мир» предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей вежливого общения жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Содержание программы внеурочной деятельности общекультурному направлению» «Открытый мир» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Основные личностные результаты внеурочной деятельности по программе «Открытый мир»:
- осознание себя как члена общества,
- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о культурном поведении;
- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Базовые учебные действия, формируемые в ходе реализации программы внеурочной деятельности «Открытый мир»
- Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
2. Познавательные БУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять фразы/рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные БУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Общекультурные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о себе и других и выработки форм поведения, которые помогут избежать конфликтных ситуаций.
- социальная адаптация обучающихся с умственной отсталостью, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
- сознательное отношение обучающихся к культуре и применение общекультурных правил в социуме.
В ходе реализация программы по социализации «Открытый мир» обучающиеся должны знать:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене;
- общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках;
- общепринятые праздники, правила поведения на них;
- церковные праздники, правила поведения в храме;
- понятие «сказка».
уметь:
- применять правила этикета на практике;
- различать «добрые» и «злые» поступки;
- определять положительные и отрицательные поступки на конкретном примере;
- заботиться о себе и окружающих;
- отвечать за свои поступки;
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры общения у обучающихся развиваются ценности: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру, товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть культурным и добрым.
3.Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№ | Содержание (раздел, тема) | Практическая работа | Количество часов | Дата проведения | |||||
По плану | По факту | ||||||||
1 четверть | |||||||||
Раздел «Школьный этикет» 9 часов | |||||||||
1. | А давайте знакомиться! | Социально-бытовая игра: «Знакомство» | 1 | ||||||
2. | Аккуратно обращайся со своими вещами. | Задание на листочках: «Отгадай-ка». | 1 | ||||||
3. | Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами. | Анализ поступка главного героя сказки. | 2 | ||||||
4. | Будь вежлив со старшими и с друзьями. | Дидактическая игра «Разговор по телефону». | 2 | ||||||
5. | Грубить окружающим очень нехорошо. | Игра «Комплимент». | 1 | ||||||
6. | Наш класс | Рисунок «Мой класс» | 2 | ||||||
2 четверть | |||||||||
Раздел «Правила общения» 14 часов | |||||||||
1. | Драться некрасиво и опасно. | Разбор ситуации: «Спор двух друзей». | 1 | ||||||
2. | Если уходишь, говори «До свидания». | Игра «А, ещё как говорят?» | 1 | ||||||
3. | Ёлку на празднике не критикуй. | Чтение стихотворения « В гостях». | 1 | ||||||
4. | Жвачка – это не игрушка! | Игра «Будь добр» | 2 | ||||||
5. | Засиживаться в гостях очень долго неприлично. | Игра «Какое слово пропущено?» | 1 | ||||||
3 четверть | |||||||||
6. | Интересоваться чужими личными делами нетактично. | Анализ стихотворения. | 2 | ||||||
7. | Йогурт не проливай на стол. | Дидактическая игра «Как вести себя за столом». | 1 | ||||||
8. | Раньше назначенного срока не приходи в гости. | Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости». | 1 | ||||||
9. | Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. | Анализ стихотворения. | 2 | ||||||
10. | Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. | Проигрывание ситуации: «Хвастунишка». | 2 | ||||||
4 четверть | |||||||||
Раздел «О трудолюбии» 9 часов | |||||||||
1. | Цветы: как правильно ухаживать за ними. | Анализ стихотворения. | 2 | ||||||
2. | Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. | Игра «Кто самый опрятный» | 2 | ||||||
3. | Фу, как плохо мусорить в гостях! | Игра «Помощники» | 1 | ||||||
4. | Убирай свой рабочий стол. | Физминутки для глаз и пальчиков | 1 | ||||||
5. | Помогай родителям! | Задание «А ещё говорят…» | 1 | ||||||
6. | Обязанности ученика в школе и дома. | Игра «Дежурные». | 2 |
Содержание программы
№ 1 Тема: «Школьный этикет» 9 часов
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене.
Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Тема 1. А давайте знакомиться! Знакомство с детьми и педагогами. Как знакомиться с незнакомыми людьми. Что говорить, как себя вести. Общие правила при знакомстве.
Тема 2. Аккуратно обращайся со своими вещами. Следить за порядком в портфеле. Как правильно собираться в школу, когда это делать. Чтение пословиц и поговорок по содержанию вещей в аккуратном виде. Задание на листочках: «Отгадай-ка».
Тема 3. Аккуратно обращайся со своими и чужими вещами. Чтение эпизода из сказки «Буратино», как Буратино собирался в школу. Анализ поступка главного героя сказки.
Тема 4. Будь вежлив со старшими и с друзьями. Учить быть вежливыми, отзывчивыми, не обижать других. Чтение рассказа «Вежа». Анализ рассказа.
Волшебные слова: «Спасибо, пожалуйста»
Чтение стихотворения «Обезьянка-задавака». Анализ поступка обезьянки.
Дидактическая игра«Разговор по телефону».
Тема 5. Грубить окружающим очень нехорошо. Чтение стихотворения Волк-грубиян. Анализ стихотворения. Инсценировка стихотворения. Игра «Комплимент».
Тема 6. Наш класс. Дать понятие «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе. Рисунок «Мой класс».
№ 2 Тема. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). 14 часов
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков
Тема 1. Драться некрасиво и опасно. Чтение стихотворения «Задиристый щенок». Анализ стихотворения. Отгадай загадки. Разбор ситуации: «Спор двух друзей».
Тема 2. Если уходишь, говори «До свидания». Чтение стихотворения «Грубый медвежонок». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «До свидания». Игра: «А, ещё как говорят?»
Тема 3. Ёлку на празднике не критикуй. Чтение стихотворения « В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях.
Тема 4. Жвачка – это не игрушка! Чтение стихотворения « В гостях». Учить как вести себя в общественных местах: на улице, в театре, гостях. Игра «Будь добр!»
Тема 5. Засиживаться в гостях очень долго неприлично. Чтение стихотворения «Белочка в гостях». Анализ стихотворения. Волшебное слово: «Добро пожаловать!» Игра: «Какое слово пропущено?».
Тема 6. Интересоваться чужими личными делами нетактично. Правила поведения в коллективе. Чтение стихотворения «Любопытный пёс». Анализ стихотворения. Поговорки о любопытных людях.
Тема 7. Йогурт не проливай на стол. Чтение стихотворения «Поросёнок за обедом». Анализ стихотворения. Дидактическая игра «Как вести себя за столом».
Тема 8. Раньше назначенного срока не приходи в гости. В какое время нужно ходить в гости? Чтение стихотворения «Кошечка и её гости». Анализ стихотворения. Игра « Я иду в гости».
Тема 9. Когда уходишь, поблагодари за всё хозяев дома. Правила поведения в гостях. Чтение стихотворения «Гости козлика». Анализ стихотворения.
Тема 10. Сравнивать дом хозяев с другими домами нетактично. Когда можно хвастаться, а когда лучше промолчать. Чтение стихотворение «Хвастунишка». Анализ стихотворения. Проигрывание ситуации: «Хвастунишка».
№ 3 Тема. О трудолюбии. 9 часов
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Тема 1. Цветы: как правильно ухаживать за ними. Правила ухода за цветами дома. Как вести себя в гостях. Чтение стихотворения «Щенок в гостях». Анализ стихотворения.
Тема 2. Хозяйские вещи в гостях не разбрасывай. Береги свой и чужой труд. Как правильно складывать вещи расскажи и покажи. Игра: «Кто самый опрятный?». Правила личной гигиены.
Тема 3. Фу, как плохо мусорить в гостях! Беседа: «Нужно ли убираться дома?» «Профессия – дворник». Игра: «Помощники».
Тема 4. Убирай свой рабочий стол. Правильная посадка за письменным столом. Освещение рабочего места. Правила работы за письменным столом. Физминутки для глаз и пальчиков.
Тема 5. Помогай родителям! Чтение рассказа: «Капризная дочка». Задание «А ещё говорят…»
Тема 6. Обязанности ученика в школе и дома. Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. Игра «Дежурные».
№ 4 Тема Культура внешнего вида. 8 часов
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Тема 1.Мой руки перед едой! Правила личной гигиены. Чтение стихотворения «Зайчонок Тяпка». Анализ стихотворения.
Тема 2. Объедаться вредно! Правила приема пищи. Как правильно кушать. Здоровая еда. Игра: «Витамины – наши лучшие друзья».
Тема 3. Кто я и как выгляжу? Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.
Тема 4. Что в нашем имени? Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
№ 5 Тема Внешкольный этикет. 10 часов
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Тема 1. Когда идёшь по улице. Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 2. Якать и хвастаться некрасиво. Чтение стихотворения: «Хрюшка-хвастунишка». Анализ стихотворения. Игра « Я знаю пять имён…»
Тема 3. Электроприборы и телевизор сам не включай. Чтение стихотворения: «Козлик». Анализ стихотворения. Правила безопасного обращения с электроприборами. Игра «Помощники».
Тема 4. Тот, кто входит в помещение, здоровается первым. Где и как нужно здороваться. Чтение стихотворения «Невоспитанный щенок». Анализ стихотворения. Игра: «Слова приветствия». Волшебное слово: «Здравствуйте!»
Тема 5. Уважай старших. Беседа о том, что такое уважение. Чтение стихотворения «Шефы». Анализ стихотворения. Игра: «Как правильно».
№ 6 Тема. Сказка ложь, да в ней намёк. 7 часов.
Добрые и злые поступки, их последствия. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям.
Тема 1. Сказка о вежливости. Понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Игра «Сложи картинку».
Тема 2. Добро и зло в сказках. Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому, что этой победе помогает природа, звери, люди. Рисунок сказки.
Тема 3. Сказки в нашей жизни. Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. Игра «Угадай сказку».
Тема 4. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Игра «Сложи картинку».
Тема 5. Что за прелесть эти сказки! Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. Игра «Угадай сказку».
Тема 6. Сказки – волшебство, чудо и, правда. Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. Игра «Добрая сказка».
Тема 7. Русские народные сказки. Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. Раскраска «Русская красавица».
№ 7 Тема. Праздники в жизни человека (праздничный этикет). 8 часов.
Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка.
Тема 1. Праздничный этикет. Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции». Игра «Весёлый праздник».
Тема 2. День рождения. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра «Мы на дне рождения».
Тема 3. Праздники в жизни человека. Понятие «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Раскраска «Подарок».
Тема 4. Удовольствие – в игре. Понятие «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.
Список использованной литературы:
- Иванова Н.В. Азбука этикета. Ростов н/Д. Феникс, 2014 – 45 с.
- Камычек, Я. Вежливость на каждый день [Текст] / Я. Камычек. - М.: Педагогика, 2005.-123с.
- Яхнин Л.Л. Вежливые слова. Москва Олма-Пресс, 2001. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...