Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика" 3-4 класс ФГОС
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Саржина Ольга Константиновна

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающийся научится:

  • Использовать на практике понятия «богатство», «богатство государства», «открытия и изобретения», «меценат», «налог»  и представления об источниках богатства государства: природных ресурсах (земли, полезные ископаемые, реки, леса); об источниках богатства человека, как результатах трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость; об открытиях и изобретениях; о ценностях материальных и нематериальных; о  меценатах, как людях, помогающих деньгами науке и искусству; о налогах, как части дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу
  • Использовать на практике понятия «оценка труда», «заработная плата», «продукт труда» и представления о ценности и значимости труда; о труде, как источнике материальных благ; в важности учебного труда школьников; о зависимости успехов в будущей профессии от успехов в учёбе; о причинах различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы; о результате труда, как о полезной и нужной вещи, товаре или же услуге (нематериальный продукт труда).
  • Использовать на практике понятия «производитель» , «материальный ресурсы», «трудовые ресурсы» и представления о ресурсах, как о необходимости для производства товаров; о природных  ресурсах , как материалах, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные; о материальных ресурсах, как оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров; о трудовых ресурсах, как мастерах, людях, которые создают товары; о производителях, как людях, которые создают (производят) товары; о продукте, как труде одного производителя, который может быть ресурсом для производства другого товара; о фабрике, заводе — местах, где производят товары.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять источники формирования богатства;
  • сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
  • различать материальные и нематериальные ценности;
  • обосновывать важность меценатства и милосердия;
  • объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
  • обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
  • проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
  • осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
  • различать виды ресурсов;
  • обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
  • уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
  • Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
  • ориентация на понимание причин успешного обучения;
  • широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • проявление интереса к новому учебному материалу;
  • способность к самооценке.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;        
  • морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
  • Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
  • планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

  1. Содержание программы внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

В соответствии с ООП ООО в основе программы внеурочной деятельности по экономике лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении учащихся в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках программы.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Системно - деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности младших школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, курс экономики предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала каждого учащегося реализуется путем индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение при выборе задания исходя из степени его сложности.

В курсе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Учащимся предлагаются задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, в малых группах.

Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Учащимся предлагается ряд базовых понятий, которые создают необходимую основу мотивированного осознанного изучения экономики на следующих ступенях образования. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории. Главная особенность и принципиальное отличие данного курса - это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.

Логика программы факультативного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Ценностные ориентиры содержания факультатива. В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Усвоение экономических знаний происходит с опорой на жизненный опыт ребенка. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное в этом направлении не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

В конце данной программы выделены знания, умения и навыки, которые должны быть усвоены ребенком. Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное использование математического аппарата. Чтобы решать задачи по экономике, ученику необходимо, во-первых, овладеть теоретическими знаниями о сущности основных экономических понятий, во-вторых, научиться мыслить экономически грамотно, осознать то, что экономическая логика и формальная логика не одно и то же.

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 3–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч.


 3 класс

Жила-была денежка

Если бы люди делали всё сами. Натуральное хозяйство то, в котором
люди делают все необходимые вещи своими руками.

 Как появились ремёсла — умения людей изготавливать различные вещи.

Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. Монеты — металлические деньги. Две стороны монет: аверс — лицевая сторона монеты, реверс — оборотная.

Купюры — бумажные деньги.

Рубли и копейки — деньги России.  Валюта — иностранные деньги. Доллар — валюта США, евро — валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.

  • рисование страны Натурального хозяйства;
  • рисование денег страны Экономики;
  • игра «Путешествие в страну Обмению»;
  • рассматривание коллекций разных монет.

У всякого товара есть цена

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача - это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе.  О чём может рассказать чек. В чеке отражаются цена товаров, стоимость покупки и размер сдачи.

  • экскурсия в магазин;
  • игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему пред-
    приятий сферы услуг.
  • Возможные темы мини проектов: «История банка»; «Как банки повлияли на развитие
    экономики»;
  • «Банк. Вклады»;
  • «Разновидности банка».
  • Можно провести игру «Справочное бюро» Можно организовать игру «Аукцион»
  • Рассказ учащихся о маркетинговой политике супермаркетов, услугами которых пользуются члены их семей, проведение рекламной кампании изделий, изготовленных на занятиях художественного труда.

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров: цена и качество.

Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Покупатель имеет право на покупку качественного товара. Это право закреплено законом.

 Чек как документ, подтверждающий покупку. Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Нужны ли нам на самом деле те товары, которые рекламируются? Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

  • игры: «Магазин», «Выгодно покупателю — выгодно продавцу»;
  • тема проекта «Реклама продукта»;
  • исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит
    цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;
  • изготовление упаковки для подарка.

Доход не бывает без хлопот

Доходы семьи — деньги, которые поступают в семью. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие.

Расходы семьи — деньги, которые тратит семья на нужды (потребности) всех её членов.

Бюджет семьи — соотнесение доходов, расходов и сбережений.

Учёт доходов и расходов. Банк как место сбережения и накопления денег. Хранение и вклад денег в банке.

Кредит — это денежные средства, которые люди берут у банка в долг на определённый период с уплатой процентов банку за пользование кредитом.

  • составление семейного бюджета,
  • составление личного бюджета;
  • нарисовать своё «изобретение» для получения воды, электричества
    или тепла;
  • экскурсия в банк;
  • игры: «Банк», «Кредит и предприниматели»;
  • рисование банковской карты.
  • Рассказ учащихся о том, кто и как в семье планирует семейный бюджет, какие статьи расходов остаются неизменными, что является источником доходов в семье;
  • Можно предложить устное мини сочинение «Куда расходуются налоги в государстве»

«Дом невелик, да лежать не велит»

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная..

Распределение обязанностей в семье.  

Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость. Экономить — значит получить возможность приобрести другие блага на неизрасходованные средства.

Что нужно экономить в доме (электроэнергию, воду, тепло). Способы экономии: стараться сокращать расходы воды, электричества, тепла; использовать приборы и устройства, помогающие экономить; изобрести новые источники получения электричества, воды, тепла.

  • путешествие в страну Минуток.
  • возможно провести с учащимися дискуссию о рациональных способах ведения хозяйства

4 класс

Богатство и бедность

Как создаётся богатство.

Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса).

Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения,
предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства.

Ценности материальные и нематериальные.

Богатство и культура.

Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству.

Богатство и милосердие.

Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу.

 За счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома.

  • исследования: «Природные богатства нашей местности»,
  •  «Подбор пословиц и поговорок о богатстве и бедности, о важности образования»;
  • тема проекта «Как распорядиться богатством»;
  • тема доклада «Русские меценаты». Учащимся можно предложить письменные мини проекты на темы: «Куда идут налоги», «Как составить семейный бюджет», «Как можно сократить расходы в семейном бюджете»

Труд — основа жизни

Ценность и значимость труда.

Труд как потребность человека.

Труд как источник материальных благ. Оценка труда.

Почему труд по-разному ценится. Заработная плата.

Трудовые награды.

Важность учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе.

 Причины различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы.

В процессе труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда.

Труд человека позволяет сохранить и увеличить богатства природы.

Трудом создаются и нематериальные ценности (книги, произведения литературы и искусства, памятники).

Результатом труда людей является продукт труда.

Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга (нематериальный продукт труда).

Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.

  • игра «Служба быта»;
  • встреча с человеком интересной профессии;
  • экскурсия в школьную столовую;
  • экскурсия в библиотеку; экскурсия в художественный музей;
  • темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Как товары производят

Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали товар. Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы.

Природные ресурсы — материалы, которые даёт природа: земля, вода, растения и животные.

Материальные ресурсы — это оборудование, инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров.

Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных профессий.  Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят товары.

  • прогулка в парк за природным материалом;
  • изготовление изделий из природного материала для подарка;
  • игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
  • экскурсия в магазин;экскурсия на почту;
  • проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная книжечки» и т. д.;
  • рисование на темы проектов.
  • Интерактивная игра «Я открываю производство. Мой бизнес план». Игра «Путь к успеху», в которой игроки условно «проходят» различные варианты коммерческой деятельности.
  • Можно увеличить размер игры, поделить класс на команды. Учащиеся, попадая на тот или иной значок, приводят примеры к различным видам деятельности

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Натуральное хозяйство. Ремёсла .

2

2

3

Необходимость обмена. Бартер.

2

4

5

Как появились деньги.

3

6

7

Купюры. Валюта. Курс валюты.

2

8

9

Деньги. Цена товара.

2

10

11

О чём может рассказать чек.

3

12

13

14

Свойства товаров: цена и качество.

3

15

16

17

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.

2

18

19

Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка.

2

20

21

Доходы и расходы семьи.

2

22

23

Бюджет семьи. Банк. Кредит.

2

24

25

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная.

2

26

27

Распределение обязанностей в семье.

2

28

29

Экономия и бережливость.

3

30

31

32

Способы экономии.

2

33

34

35

Резерв учебного времени

1

35

4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Как создаётся богатство.

3

2

3

Источники богатства. Источники богатства человека.

2

4

5

Открытия и изобретения. Создание новых технологий.

2

6

7

Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные.

2

8

9

Богатство и культура. Меценаты

2

10

11

Богатство и милосердие

3

12

13

14

Налоги

3

15

16

17

Ценность и значимость труда.

2

18

19

Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды.

2

20

21

Важность учебного труда школьников.

2

22

23

Продукт труда — результат труда людей.

2

24

25

Чтобы товары появились.

2

26

27

Ресурсы: природные и материальные.

2

28

29

Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары.

3

30

31

32

Производители, фабрики и заводы.

2

33

34

35

Резерв учебного времени

1

35

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по матеиатике 1 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 1 класса ФГОС УМК "Школа России"...

рабочая программа окружающий мир 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс По программе "Начальная школа XXI века"...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочие программы 2012-2013 1 класс, ФГОС, школа России

В учебном материале представлены рабочие программы для 1 класса на 2012-2013 учебный год, осотавленные в соответствии с требованиями ФГОС. К каждой программе прилагается календарно-тематическое планир...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС Школа 21 век

Рабочая программа составлена на новый учебный год по программе Школа 21 век с учетом ФГОС...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...

Образовательная рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС на 2015 - 2016 учебный год для 2 класса

В данной рабочей программе прописаны цели, задачи, уровни развития учащихся, УУД, ожидаемые результаты. Составлен календарный план - сетка на учебный год. Представлена примерная тематика классных часо...