Направления работы с одаренными детьми в школе
статья (1 класс) на тему
важно знать, какие методы и приемы необходимы при работе с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lipovskaya_i.v.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ШКОЛЕ
Липовская И.В.,
МАОУ «СОШ №2 с УИО»
г. Губкин Белгородской области
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Учителя в своей работе с одарёнными детьми должны опираться на следующие принципы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога: желание работать нестандартно;
поисковая активность, любознательность; знание психологии подростка и психологии одарённых детей; готовность педагога к работе с одарёнными детьми. Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.
Возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы. Профессиональное развитие талантливых, одаренных детей требует особых подходов. Задачи:
1. Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, творческого потенциала (на всех возрастных ступенях).
2. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных детей на основе дифференцированного обучения, совершенствования традиционных и внедрения новых педагогических технологий.
3. Внедрение новой оценочной деятельности учащихся посредством «Портфолио».
4. Повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
Поиск одаренных детей начинается на этапе поступления ребенка в школу через систему родительских собраний и индивидуальных собеседований учителей начальных классов и психологов с будущими первоклассниками и их родителями. По результатам этих собеседований выделяется группа детей, имеющих высокие интеллектуальные возможности или проявивших в детстве специальные способности (музыка, рисование, другое). Каждый год приходит учиться 1–2 ребенка, имеющих высокие показатели интеллектуального развития, что соответствует среднестатистическим показателям одаренности (около 3% популяции). Эти данные должны обобщаться и систематизироваться в информационной базе «Одаренные дети». Учитывая, что психическое развитие ребенка неравномерно, психодиагностический мониторинг должен проводиться постоянно и раз в год каждый ребенок проходит психодиагностическое обследование. Помимо этого дополнения в информационную базу вносятся на основе информации классных руководителей по итогам анализа участия детей в олимпиадах разного уровня, образовательных и творческих конкурсах, спортивных соревнованиях. Информация о детях, показавших высокие результаты и достижения, также систематизируется и фиксируется в базе данных «Одаренные дети».
Система деятельности педагога с одарёнными детьми:
1. Выявление одарённых детей: анализ особых успехов и достижений ученика.
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности. Организация исследовательской деятельности.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и школьников.
4. Поощрение и поддержка одарённых и талантливых детей.
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.
6. Обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми.
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости.
8. Развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов.
Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия с одаренными учащимися; факультативы; предметные кружки; кружки по интересам; конкурсы; курсы по выбору; участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: создание для ученика ситуации успеха и уверенности; через индивидуальное обучение и воспитание; включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы; формирование и развитие сети дополнительного образования; организация научно-исследовательской деятельности. Организовывать участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Использовать механизмы продюсирования молодых талантов, закрепления их за опытными мастерами-наставниками, предоставлять возможность для осуществления первых шагов на пути профессионального становления после завершения обучения.
Выявление одаренных учащихся требует комплексного подхода и включает в себя как психодиагностические тесты (интеллекта, специальных способностей, креативности, мотивации достижений), так и наблюдения, мнения окружающих людей (родителей, учителей), анализ увлечений и достижений учащихся в учебной и внешкольной деятельности. Сопоставление результатов психологического тестирования и экспертных оценок учителей позволяет получить дополнительную информацию об индивидуальных различиях одаренности школьников, а также выделить особую группу учащихся, высокий уровень способностей которых по каким-либо причинам не был раскрыт.
Методики диагностики интеллектуальных способностей детей разных возрастов подбираются, чтобы диагностировать как вербальные, так и пространственные интеллектуальные способности. Однако не следует ориентироваться только на диагностику интеллекта, поскольку тесты не измеряют природный интеллект, являются тестами знаний, умений, навыков, полученных в школе и семье, возможно натаскивание на выполнение тестов.
Дальнейшая работа психологической службы школы с одаренными школьниками предполагает психологическое сопровождение процесса обучения. Оно включает мониторинг психологического развития одаренных школьников, индивидуальное консультирование самих учащихся (для оказания необходимой психологической поддержки), их родителей и учителей (для создания необходимых условий развития одаренных учащихся, коррекции программы обучения).
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у детей стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
Литература:
1. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков. - М.: Просвещение, 1996.
2. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Основные направления работы с одаренными учащимися первой ступени МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Статья о методах работы с одарёнными детьми в урочной и внеклассной работе....
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Выявление и работа и с одаренными детьми в условиях современных образовательных преобразований в России. Виды развивающих мероприятий одаренных детей....
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать...