Инновационные технологии во внеурочной деятельности.
статья на тему
Статья посвящена эффективности применения проектной и исследовательской технологий во внеурочной деятельности НОУ "Северное сияние". Совместное использование этих технологий позволяет обеспечить условия для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность каждого учащегося, независимо от уровня его одаренности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zemtsova_o.a.docx | 32.41 КБ |
prilozhenie_1_zemtsova_o.a.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализации технологии исследовательского (проблемного обучения) и метода проектов во внеурочной деятельности.
Земцова Ольга Александровна
МБОУ «СШ № 41»
учитель начальных классов
1 категория
«Чтобы открыть новые части света,
нужно иметь смелость потерять из виду старые берега».
Андре Жид.
«Современных детей ничего кроме компьютера не интересует» – такое мнение можно услышать и от обывателя, и от педагога.
Взрослые люди часто забывают, что именно они должны вносить разнообразие в жизнь своих детей, учеников.
Казалось бы, что сложного, посещать с детьми музеи, художественные выставки, театральные представления, просто гулять по городу. Не жалеть времени, не уходить от ответа, если ребенок задал вопрос. Не полениться найти нужную информацию вместе с ребенком в энциклопедии, справочной литературе, приобщить его к энциклопедическим знаниям.
Это мы должны создавать условия для развития у ребенка познавательных интересов, а в дальнейшем он сам будет стремиться к размышлению и поиску, научится справляться без нашей помощи.
От личности педагога, его умения заинтересовать детей, творчески излагать материал зависит развитие учебного процесса. Поэтому, молодому учителю важно избавиться от личной тревожности, а педагогу со стажем необходимо преодолеть такие барьеры, как конформизм, ригидность мышления, нежелания что-либо менять, учиться и развиваться.
На современном этапе развития образования повышаются требования к работникам образования, которые должны уметь мыслить и действовать творчески, развивать те же качества у обучающихся. Способность к инновационной работе становится важным признаком профессиональной компетентности. Меняется и роль преподавателя, который проектирует всю свою деятельность так, чтобы эффективно управлять мотивацией и стимулированием деятельности обучаемых, формированием умений, общих и профессиональных компетенций, созданием проблемных ситуаций, комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. На помощь ему приходят инновационные педагогические технологии, призванные помочь в достижении предметных и метапредметных результатов.
Принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям относятся:
- -развивающее обучение;
- -проблемное обучение;
- -разноуровневое обучение;
- -коллективная система обучения;
- -исследовательские методы обучения;
- -проектные методы обучения;
- -технологии модульного обучения;
- -лекционно -семинарско -зачетная система обучения;
- использование в обучении игровых технологий
(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);
- -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- - информационно-коммуникационные технологии;
- - здоровьесберегающие технологии.
Для реализации представленных инновационных технологий мною пройден дистанционный курс с получением удостоверения о повышении квалификации «Теория, методика и современные образовательные технологии начального, основного общего и среднего общего образования» по теме: «Учебно-познавательные задачи как средство достижения образовательных результатов в контексте ФГОС НОО» («Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования»)
Более подробно я хочу остановиться на реализации технологии исследовательского (проблемного обучения) и метода проектов во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Каждый педагогический коллектив в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) определяется с организацией внеурочной деятельности.
В начальной школе внеурочная деятельность осуществляется через целый ряд направлений: исследовательская деятельность, внутришкольная система дополнительного образования, программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта, экскурсии и многое другое.
В сентябре 2009 года в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ) "Северное сияние".
Научное общество учащихся создавалось для поддержки одаренных детей, должно было приобщить учеников к научной деятельности, пробудить у учащихся познавательный поисковый интерес.
Со временем стало понятно, что организовать всех одаренных детей в одно время для занятий не получится – слишком велика «нагрузка» у юных вундеркиндов. А для того, чтобы создать программу, работающую на группу детей с разным уровнем развития нужно вместить деятельность научного общества в рамки кружка.
Как это сделать, чтобы сохранить цели, поставленные изначально при организации НОУ и обеспечить условия для вовлечения в научно-исследовательскую деятельность каждого ученика?
На этом этапе и родилась идея совмещения исследовательской и проектной технологий.
Особенность данного подхода в том, что дети реализуют две потребности: любопытство, стремление узнавать что то новое, и желание создать что то новое.
Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся.
Организация проектной исследовательской деятельности предполагает комплекс методов, которые отдельно относят к каждому из двух видов деятельности. При этом они дополняют друг друга и имеют ряд различий.
В результате исследовательской деятельности мы получаем интеллектуальный продукт, который создается путем установления истины методами традиционного исследования. На данном этапе стадия любопытства должна вырасти до подлинного стремления к познанию – любознательности. Чтобы добиться этого, учителю необходимо помнить какими эмоциями должен быть окрашен этот этап: радостью познания, удивлением, удовлетворенностью от своего поиска и расшифровки загадок этого мира. (Приложение 1)
Работая над исследовательским проектом, учащиеся получают информацию о других объектах и о других свойствах изучавшегося объекта, которые изначально не являлись предметом исследования. У детей возникают новые темы для исследования, либо открываются знания, которые необходимо применить, создавая нечто реальное. Роль педагога на этом этапе направить участников НОУ по пути проектной деятельности.
Данная работа предполагает интеграцию с другими учебными предметами, такими как, литературное чтение, музыка, окружающий мир, краеведение. Это позволяет внедрять способы интегрированного изучения смежных тем, широко использовать межпредметные связи для расширения и углубления знаний школьников, а также обеспечивать формирование у школьников целостной картины мира.
Так, работая над темами: «За что я люблю картофель», «Картофельный крахмал» учащиеся 2 класса узнали, как получают крахмал, где и для чего используют. Возникли новые вопросы: как приготовить кисель или накрахмалить ткань? В свою очередь, эти знания пригодились на уроке технологии при работе с тканью.
Учащиеся оказываются в такой ситуации, где они хотят не только добывать теоретические знания, но и получить реальный продукт на основе этих знаний. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.
На школьных научно-практических конференциях дети выступают с исследовательскими проектами, которые являются продолжением проектов в урочной деятельности.
Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой («Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.
В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».
В учебнике для 3 класса шесть проектов: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии.
Свои исследовательские работы представили учащиеся первого класса под названиями «Правда о школьном портфеле», «Моя дружная семья».Учащиеся вторых и третьих классов представили проекты: «Семейные реликвии», «Как экономить энергию?», «Кто хочет на загадки находить отгадки?», «Сергий Радонежский», «Экология Норильска», «Про русскую кашу», «Ах, картошка!», «О пользе творога в питании школьника». Учащийся 4 класса с проектом «Аптека на подоконнике» принимал участие в городской научно-практической конференции младших школьников.
Формированию основ патриотизма и нравственности, любви к своей Родине, гордости за своё Отечество способствуют экскурсии в школьный музей «Взгляд в прошлое», где представлены подлинные экспонаты времен Великой Отечественной войны и находится знамя 22 гвардейского бомбардировочного полка.
Ежегодно ко дню празднования 9 Мая в школе проходит линейка классных часов, для которых ребята создавали демонстрационный материал. Были выполнены проектные работы на тему: «Мой прадед». Работа над этим проектом привлекла ребят и их родителей к участию во всероссийской акции «Бессмертный полк».
Хочу сказать, что в 1-4 классах проектно-исследовательская деятельность носит подготовительный характер, только формируются основные практические навыки научной деятельности. Поэтому, естественно, что дети в этом возрасте ещё не способны создавать какие-либо фундаментальные проекты и поэтому мы работаем, в основном, с мини-проектами.
При организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, я учитываю степень их самостоятельности, предыдущий их опыт. Однако, считаю, что работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Одни сумеют реализовать индивидуальный проект, другие раскроют свои таланты в групповом проекте.
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектно-исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы.
Среди моих учеников, (участников НОУ) есть слабоуспевающие дети, которые повысили уровень своей ученической самостоятельности, стали внимательнее читать текст, следовать инструкции, последовательно выполнять задания, научились выражать свои мысли.
Положительным аспектом в своей работе считаю привлечение к деятельности НОУ родителей учащихся.
Задача родителя – не только играть роль источника информации, но и оказывать содействие в организации работы над проектом. Они консультируют и решают оперативные вопросы, помогают составить план действий и участвуют в подготовке презентации.
В результате совместной проектной деятельности восполняется дефицит общения детей с родителями, растет взаимное понимание и доверие в семье.
Проектная деятельность становится значимой тогда, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он сам сформулировал и раскрывает, доступна, интересна и значима для него.
Проектно-исследовательская технология, используемая во внеурочной деятельности в НОУ «Северное сияние» способствует развитию навыков исследовательской, проектной и социальной деятельности, их способности самостоятельно усваивать новые знания, организовывать свою работу по поиску и решению проблемных ситуаций, а соответственно формирует у них универсальные учебные действия и помогает достичь метапредметных результатов.
Список литературы:
- Никитина Э.К., Коваленко О.А. Достижение метапредметных результатов младшими школьниками в исследовательских ситуациях на уроках. Начальная школа. Плюс до и после №6 2014.- с.70-71
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение.2008.- с.151.
- Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: МПУ, 2005 г.
Предварительный просмотр:
Пример практического занятия НОУ.
Тема | Формирование умения задавать вопросы. |
Цели педагогической | Формировать умение задавать вопросы, пробуждать потребность в познании, развивать осмысленную речь. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: направлены на развитие умений выдвигать гипотезы, задавать вопросы, предвидеть события, предполагать. обсуждать предложенные ситуации. Метапредметные регулятивные – осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; решать практические задачи с помощью наблюдения. Личностные: развивать этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение не создавать конфликты и видеть выходы из спорных ситуаций; развивать мотивы учебной деятельности. |
Методы и формы | Фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах |
Образовательные | Презентация |
Организационная структура занятия
Этапы занятия | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Универсальные |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Слушают и обсуждают тему занятия | Личностные: раскрывают целостный, социально ориентированный взгляд на мир; развивают навыки сотрудничества со взрослыми |
II. Актуализация знаний | Беседа по теме «Что? Когда? И как?» | Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых, И всё, что вижу я вокруг, Всё знаю я от них. Они по зову моему Являются в нужде, Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. -Какая же тема нашего занятия? (Формирование умения задавать вопросы.) -На какой контрольный вопрос мы должны будем найти ответ? ( Как задавать вопросы?) Слово «вопрос» произошло от англ.слова «quest», что обозначает поиски, связанные с неопределенностью и даже риском. А поскольку неопределенность является неотъемлемой чертой современного стремительно меняющегося мира, то развитие умения задавать вопросы очень актуально. | Отвечают на вопросы педагога. Делятся на группы (пары). | Познавательные: осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести диалог; аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения, в совместной деятельности |
III. Изучение нового материала | Работа в парах. | Организует и направляет работу с материалом. Вопросы можно поделить на две группы: 1.Уточняющие Верно ли, что….Надо ли…Будешь ли… 2. Восполняющие. Они обычно включают в свой состав слова: где, когда, кто, что, какие, почему. Дает задание: Перед вами картинка, на которой изображен 1)медведь; 2) врач. Задайте ему вопросы. Обсудите в паре, какие именно вопросы вы можете задать. | Отвечают на вопросы. Работают с картинками под руководством учителя. Составляют и записывают вопросы | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из текстов; строят рассуждения; обобщают, анализируют информацию, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: осуществляют констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позицией партнера в сотрудничестве при выборе общего решения в совместной деятельности |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку Дети при положительном ответе приседают, а при отрицательном подпрыгивают и хлопают в ладоши. Говорите все в ответ Только «да» и только «нет». У луны горячий свет? Повар шьёт себе обед? Мчат по морю поезда? А по суше никогда? Надо брать в кино билет? У луны холодный свет? | Выполняют уп-ражнения в соответствии с текстом стихотворения | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного Игра «Угадай, о чем спросили» Игра «Найди возможную причину события». | Раздает листочки с вопросами. Поясняет задание. Организует работу. Ученикам раздаются карточки с вопросами. Не читая вопроса вслух, он громко отвечает на вопрос. Например, на карточке написано: Вы любите спорт? Ученик отвечает: Я люблю спорт. Всем надо догадаться, каким был вопрос. ( Почему совы охотятся ночью?) – «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». (Какой окрас обычно имеют лисы?) (Есть ли на планете Земля животные похожие на драконов?) Не задумываясь, продолжите предложения: Птица села на ветку, потому что.. Молоко прокисло, потому что… Цветы цветут, потому что…. Лягушки квакают, потому что…. Я одергиваю руку, потому что….. | Выполняют задания Слушают ответ товарища, обсуждают какой вопрос был задан. | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; строят рассуждения; анализируют информацию. Регулятивные: ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: слушают собеседника, умеют вести диалог | |
V. Итог. Рефлексия | Дать оценку своей работы и работам одноклассников. | Проводит беседу по вопросам: – Была ли работа интересной? – О чем бы вы хотели спросить меня? | Отвечают на вопросы. Делают вывод. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя. |
Определить свое настроение |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего о...
Выступление на РМО по теме: "Инновационные технологии во внеурочной деятельности уч-ся"
В докладе представлен материал по теме"Инновационные технологии во внеурочной деятельности уч-ся". Указаны основные образовательные технологии и их составляющие, дана характеристика основных видов вне...
Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»
Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
В статье описываются основные технологии, примняемые во внеурочной деятельности в рамках ФГОС...
Использование инновационных технологий во внеурочной деятельности
Применение ИКТ во внеурочное время....
: «Использование современных информационных инновационных цифровых технологий во внеурочной деятельности в начальных классах»
Выступление на заседании круглого стола в начальной школе на тему : «Использование современных информационных инновационных цифровых технологий во внеурочной деятельности в начальных класса...
Инновационные технологии во внеурочной деятельности в начальной школе
Понятие "инновация" имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных исследованиях. В переводе оно означает «обновление, новшество или изменение&raqu...