Курс "Узнаем сами"
презентация к уроку на тему

Южакова Лариса Васильевна

Материал для проведения занятий в начальных классах. Презентации и конспекты занятий по исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy_po_issl.deyat_.doc73 КБ
Office presentation icon ur._no1.ppt1007 КБ
Office presentation icon ur._no2.ppt806 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Узнаем сами»

ТЕМА: Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Цели: обучающийся сможет задуматься о том, то такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по заданной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий.

Ход занятия

  1. Орг.класса
  2. Вступительная беседа

(На доске зашифровано слово: АНЙАТ.)

  • Отгадайте название темы нашего занятия.
  • Как вы понимаете слово «тайна»?
  • Откуда берутся тайны?
  • С какого слова начинается ваш вопрос, если вы увидели что-то загадочное, непонятое, таинственное? (Спрашиваем «почему?»)
  • Со слова «почему» начинается всякое открытие. Сначала вы узнаёте, что открыто до вас. Вот тут и появляются слова «почему?», «зачем?». И чем больше таких вопросов, тем лучше для вас.
  • А почему лучше для вас?

Ответ на этот вопрос можно найти в следующих строках стихотворения:

Отчего он много знает,

Всё умеет? А ему

В жизни слово помогает,

Это слово «почему?».

Всё увидит, всё расспросит,

Надо знать про всё ему.

Целый мир стоит в вопросе

 «Почему?».

Только тот живёт как нужно,

Всё даётся лишь тому,

Кто живёт согласно, дружно

С постоянным «почему?».

Вывод: О вещах, которые окружают нас, мы знаем очень мало. Каждая вещь загадка. На этих занятиях мы будем учиться разгадывать эти загадки.

  1. Игра «Зачем?». Тема игры - «Ручка».

-Посмотрите, у меня в руках ручка. Зачем нужна ручка? (Чтобы писать.)

  • Зачем нужно писать? (Передавать свои мысли.)
  • Зачем нужно передавать свои мысли?

На каждый ответ учитель задаёт вопрос «зачем?».

Вывод: В каждом слове, предмете спрятана тайна. Ответить на вопрос - значит открыть тайну.

  1. Сообщение темы.

– Сегодня на занятии мы узнаем, что такое исследование, какого человека действительно можно назвать исследователем.

– А что такое исследование? Как вы себе представляете человека, который проводит исследование?

  1. Актуализация знаний.
  • Приходилось ли вам слышать, что маленького ребенка называют исследователем? Как вы думаете, может ли кто-нибудь из нас провести исследование?

Выслушивается мнение детей, учитель подводит итог.

Исследование - это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.

– Давайте обсудим, как и где человек может проводить исследования. Что такое научное исследование? (Научные исследования - это такие, которые проводят ученые.)

  • Где и как используют люди результаты научных исследований?
  • Давайте перечислим те качества, которые просто необходимы для того, чтобы стать хорошим исследователем? (Уметь наблюдать, высказывать свою точку зрения и доказывать ее, анализировать.)
  • Как вы понимаете, что значит наблюдать?

Вывод. Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

  1. Практические наблюдения
  • Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.

Задание 1. Найди 2 одинаковых предмета. Что у них общего? Чем отличаются? (П)

Задание 2. Какие предметы изображены на рисунке? (П)

  1. Выбор объекта для наблюдения
  • Ребята, а в жизни за какими объектами вы можете наблюдать? (За облаками, цветами, птицами, дикими животными.)
  • Значит, перед тем как начать исследование, наблюдение, нужно выбрать объект наблюдения. Как вы думаете, с чего надо начинать исследования?

В ходе коллективного обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, являющемуся одновременно планом работы.

План исследования

  1. Понаблюдать
  2. Прочитать в книге, журнале
  3. Спросить у другого человека.

Знакомство с знаками. (К)

Для домашнего наблюдения предлагаю выбор объекта для наблюдения, постарайтесь подметить как можно больше деталей.

Сначала мы все будем наблюдать за одним и тем же объектом все вместе. Прежде чем выбрать объект, скажите, за какими из них понаблюдать не получится и почему? Всегда ли можно использовать наблюдение?

– После того как дома вы понаблюдаете за объектом, запишете или зарисуете то, что узнали, складывайте информацию в подходящий для этого кармашек с изображением своего объекта.

  1. Итог занятия
  • Мы учились сегодня наблюдать, выбирать объект для наблюдения, узнали, что такое исследование, какие качества характера нужно воспитывать у исследователя.
  1. Домашнее задание: понаблюдать за выбранным объектом, зафиксировать информацию.

Курс «Узнаем сами»

Тема: Учимся задавать вопросы.

Цели:  1. Назвать основной круг вопросов при проведении исследования;

                 2. Описать и сравнить основные методы исследования.

                 3. Создать условия, способствующие формированию умений задавать простые  вопросы, используя слова ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА? СКОЛЬКО? и т.д.

Планируемые результаты:

Личностные:  развитие познавательных мотивов.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: выделение и структурирование  необходимой информации.

Ход занятия

  1. Орг.класса
  2. Вступительная беседа. Актуализация знаний.

– Для чего мы ходим в школу? (Чтобы учиться)

– Чему мы должны научиться? (Научиться учиться, т.е. самостоятельно добывать знания)

– Как вы думаете, с чего надо начинать исследования? Перед тем как начать исследование, наблюдение, нужно выбрать объект наблюдения. (Повтор методов исследования с помощью карточек)

– Каждая из наших карточек обозначает метод исследования, т.е. каким образом мы будем собирать информацию.

– Но что мы будем спрашивать, какие вопросы задавать? Сегодня об этом мы узнаем на занятии.

  1. Разминка

Работа в группах

– Рассмотрите нарисованные предметы. Расскажите, как обычно они используются людьми. Придумайте как можно больше необычных способов использования каждого предмета.

  1. Проблемная ситуация

Показ рисунка незнакомого животного (Фенек-степная лисица) Создается ситуация вопроса ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО?

-  Знакомы ли вы с этим «существом»?

- Что бы вы хотели узнать? Какие вопросы можно задать? Задайте вопросы.

(Кто ты? Как тебя зовут? Где ты живёшь? Что ты любишь? Сколько тебе лет? На кого ты похожа?  и т.д.)

- В какой роли вы были сейчас? (В роли «отвечающих» или «задающих» вопросы)

- Чем помогли вам вопросы? (узнать)

Подводим к первому выводу о роли вопросов.

Вывод: Вопросы помогают узнать новое.

  1. Игра «Да, Нет»

- Хотелось бы проверить вас,  сможете ли вы отвечать на вопросы? (можно это делать хором)

На вопросы достаточно ответить одним словом «Да или нет».

- Сегодня среда?

- Сейчас ночь?

- Люди ходят пятками назад?

- Белка – это насекомое?

- Сейчас светит солнце?

- В вашем классе учатся одни мальчики? и т.д.

- Какая роль отводилась вам в этой ситуации?

Подводим к выводу.

- Можно ли сказать, что вопросы требуют ответа?

Вывод: Вопросы требуют ответа. Их внимательно надо слушать.

  1. Физминутка

Животные-растения.

  1. Учимся задавать вопросы

1).Отгадайте загадку.

Кто на ветках шишки грыз

И бросал объедки вниз?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?

Сушит на зиму грибы?(БЕЛКА)

2). Белкины вопросы.

- Как думаете, какие это могут быть вопросы?

 Задайте их ей? (Где ты живёшь белка? Чем ты питаешься? Кто твой враг? И т.д.

Задавая вопросы пусть дети сами и дают сразу же ответы. Эти ответы распределить в группы.

Группа «Знаю хорошо» и «Затрудняюсь».

Подводим к следующему выводу.

Вывод: Есть вопросы, которые требуют рассуждения. Это сложные вопросы.

3). Угадай, о чем спросили?

Ученики получают вопрос на карточке и отвечают на него. Все остальные должны догадаться, какой был вопрос.

– Почему осенью птицы улетают в тёплые края?

– Что лежит в пенале?

– Кто такой ученик?

– Как называется наша страна?

  1. Рефлексия

– Чему учились на занятии? (Задавать и отвечать на вопросы)

– Для чего это нужно?

– Теперь вы сможете правильно задавать вопросы об интересующих вас объектах.

  1. Выступления детей

– Над какой темой исследования мы работаем? (Красная книга нашего края)

– Что такое Красная книга? Какие объекты вы выбрали?

(Выступления детей)

  1. Домашнее задание.

Продолжить собирать материал по выбранной теме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЗНАЕМ САМИ № 1

Слайд 3

ВЫВОД : В каждом слове, предмете спрятана тайна. Ответить на вопрос – значит открыть тайну .

Слайд 4

Т Е М А : Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Слайд 5

Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. Научные исследования – это такие, которые проводят ученые.

Слайд 6

ИССЛЕДОВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ: уметь наблюдать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее, анализировать.

Слайд 7

Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.

Слайд 8

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Слайд 9

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Слайд 10

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Выбрать объект для изучения 2. Вспомнить, что ты знаешь 3. Понаблюдать 4. Прочитать в книге, журнале 5. Спросить у другого человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«УЗНАЕМ САМИ» 2 класс

Слайд 2

С чего надо начинать исследования?

Слайд 3

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Выбрать объект для изучения 2. Вспомнить, что ты знаешь 3. Понаблюдать 4. Прочитать в книге, журнале 5. Спросить у другого человека.

Слайд 4

Т Е М А : Учимся задавать вопросы

Слайд 5

РАЗМИНКА

Слайд 6

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ФЕНЕК - степная лисица

Слайд 7

ВЫВОД: 1.Вопросы помогают узнать новое. 2 . Вопросы требуют ответа. Их внимательно надо слушать.

Слайд 8

УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Кто на ветках шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по веткам ловко скачет? Кто в дупле орехи прячет? Сушит на зиму грибы?

Слайд 9

ВЫВОД: 1.Вопросы помогают узнать новое. 2 . Вопросы требуют ответа. Их внимательно надо слушать. 3.Есть вопросы, которые требуют рассуждения. Это сложные вопросы.

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ – Чему учились на занятии? – Для чего это нужно? Теперь вы сможете правильно задавать вопросы об интересующих вас объектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая, самая, самая. . .

Внекласное мероприятие " Самая, самая, самая . . . " проводится в начальных классах на 8 марта. В конкурсной программе используются стихи, частушки, песни. Данное мероприятие воспитывает любовь, уваже...

Конкурс для девочек "Самая, самая, самая.."

Конкурс  для девочек 1-4 классов, посвящен Международному Женскому Дню 8 марта....

Презентация "Самый, самый, самый..."

В презентации даны интересные факты, касающиеся географии мира....

Викторина "Самые-самые-самые"

Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по окружающему миру с обучающимися 3-4 класса. Данная викторина знакомит детей с ярким, необъятным и неожиданным миром животных. Направлен...

Самый, самая, самое Ставропольского края

Мы живёмв Ставропольском крае.И в нём естьмного замечательного и самого, самого…...

Конкурс "Самая,самая, самая!"

Конкурс«Самая, самая, самая!» Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день – 8 марта – праздник наших дорогих мам, бабушек, а также и наших девочек. Поэтому мы ре...

Конкурс "Самый, самый, самый!"

КОНКУРС«САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ!»   ВЕДУЩАЯ:Идут солдаты с песнею веселойИ вторят им весенние скворцыПроходят маршем мимо нашей школыЧеканя шаг российские, будущие бойцы!Сегодня...