Курс "Узнаем сами"
презентация к уроку на тему
Материал для проведения занятий в начальных классах. Презентации и конспекты занятий по исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiy_po_issl.deyat_.doc | 73 КБ |
ur._no1.ppt | 1007 КБ |
ur._no2.ppt | 806 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Узнаем сами»
ТЕМА: Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Цели: обучающийся сможет задуматься о том, то такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по заданной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий.
Ход занятия
- Орг.класса
- Вступительная беседа
(На доске зашифровано слово: АНЙАТ.)
- Отгадайте название темы нашего занятия.
- Как вы понимаете слово «тайна»?
- Откуда берутся тайны?
- С какого слова начинается ваш вопрос, если вы увидели что-то загадочное, непонятое, таинственное? (Спрашиваем «почему?»)
- Со слова «почему» начинается всякое открытие. Сначала вы узнаёте, что открыто до вас. Вот тут и появляются слова «почему?», «зачем?». И чем больше таких вопросов, тем лучше для вас.
- А почему лучше для вас?
Ответ на этот вопрос можно найти в следующих строках стихотворения:
Отчего он много знает,
Всё умеет? А ему
В жизни слово помогает,
Это слово «почему?».
Всё увидит, всё расспросит,
Надо знать про всё ему.
Целый мир стоит в вопросе
«Почему?».
Только тот живёт как нужно,
Всё даётся лишь тому,
Кто живёт согласно, дружно
С постоянным «почему?».
Вывод: О вещах, которые окружают нас, мы знаем очень мало. Каждая вещь загадка. На этих занятиях мы будем учиться разгадывать эти загадки.
- Игра «Зачем?». Тема игры - «Ручка».
-Посмотрите, у меня в руках ручка. Зачем нужна ручка? (Чтобы писать.)
- Зачем нужно писать? (Передавать свои мысли.)
- Зачем нужно передавать свои мысли?
На каждый ответ учитель задаёт вопрос «зачем?».
Вывод: В каждом слове, предмете спрятана тайна. Ответить на вопрос - значит открыть тайну.
- Сообщение темы.
– Сегодня на занятии мы узнаем, что такое исследование, какого человека действительно можно назвать исследователем.
– А что такое исследование? Как вы себе представляете человека, который проводит исследование?
- Актуализация знаний.
- Приходилось ли вам слышать, что маленького ребенка называют исследователем? Как вы думаете, может ли кто-нибудь из нас провести исследование?
Выслушивается мнение детей, учитель подводит итог.
Исследование - это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека.
– Давайте обсудим, как и где человек может проводить исследования. Что такое научное исследование? (Научные исследования - это такие, которые проводят ученые.)
- Где и как используют люди результаты научных исследований?
- Давайте перечислим те качества, которые просто необходимы для того, чтобы стать хорошим исследователем? (Уметь наблюдать, высказывать свою точку зрения и доказывать ее, анализировать.)
- Как вы понимаете, что значит наблюдать?
Вывод. Наблюдение - это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.
- Практические наблюдения
- Сейчас мы с вами тоже попробуем стать наблюдателями.
Задание 1. Найди 2 одинаковых предмета. Что у них общего? Чем отличаются? (П)
Задание 2. Какие предметы изображены на рисунке? (П)
- Выбор объекта для наблюдения
- Ребята, а в жизни за какими объектами вы можете наблюдать? (За облаками, цветами, птицами, дикими животными.)
- Значит, перед тем как начать исследование, наблюдение, нужно выбрать объект наблюдения. Как вы думаете, с чего надо начинать исследования?
В ходе коллективного обсуждения дети вместе с учителем приходят к выводу, являющемуся одновременно планом работы.
План исследования
- Понаблюдать
- Прочитать в книге, журнале
- Спросить у другого человека.
Знакомство с знаками. (К)
Для домашнего наблюдения предлагаю выбор объекта для наблюдения, постарайтесь подметить как можно больше деталей.
– Сначала мы все будем наблюдать за одним и тем же объектом все вместе. Прежде чем выбрать объект, скажите, за какими из них понаблюдать не получится и почему? Всегда ли можно использовать наблюдение?
– После того как дома вы понаблюдаете за объектом, запишете или зарисуете то, что узнали, складывайте информацию в подходящий для этого кармашек с изображением своего объекта.
- Итог занятия
- Мы учились сегодня наблюдать, выбирать объект для наблюдения, узнали, что такое исследование, какие качества характера нужно воспитывать у исследователя.
- Домашнее задание: понаблюдать за выбранным объектом, зафиксировать информацию.
Курс «Узнаем сами»
Тема: Учимся задавать вопросы.
Цели: 1. Назвать основной круг вопросов при проведении исследования;
2. Описать и сравнить основные методы исследования.
3. Создать условия, способствующие формированию умений задавать простые вопросы, используя слова ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА? СКОЛЬКО? и т.д.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных мотивов.
Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Познавательные: выделение и структурирование необходимой информации.
Ход занятия
- Орг.класса
- Вступительная беседа. Актуализация знаний.
– Для чего мы ходим в школу? (Чтобы учиться)
– Чему мы должны научиться? (Научиться учиться, т.е. самостоятельно добывать знания)
– Как вы думаете, с чего надо начинать исследования? Перед тем как начать исследование, наблюдение, нужно выбрать объект наблюдения. (Повтор методов исследования с помощью карточек)
– Каждая из наших карточек обозначает метод исследования, т.е. каким образом мы будем собирать информацию.
– Но что мы будем спрашивать, какие вопросы задавать? Сегодня об этом мы узнаем на занятии.
- Разминка
Работа в группах
– Рассмотрите нарисованные предметы. Расскажите, как обычно они используются людьми. Придумайте как можно больше необычных способов использования каждого предмета.
- Проблемная ситуация
Показ рисунка незнакомого животного (Фенек-степная лисица) Создается ситуация вопроса ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО?
- Знакомы ли вы с этим «существом»?
- Что бы вы хотели узнать? Какие вопросы можно задать? Задайте вопросы.
(Кто ты? Как тебя зовут? Где ты живёшь? Что ты любишь? Сколько тебе лет? На кого ты похожа? и т.д.)
- В какой роли вы были сейчас? (В роли «отвечающих» или «задающих» вопросы)
- Чем помогли вам вопросы? (узнать)
Подводим к первому выводу о роли вопросов.
Вывод: Вопросы помогают узнать новое.
- Игра «Да, Нет»
- Хотелось бы проверить вас, сможете ли вы отвечать на вопросы? (можно это делать хором)
На вопросы достаточно ответить одним словом «Да или нет».
- Сегодня среда?
- Сейчас ночь?
- Люди ходят пятками назад?
- Белка – это насекомое?
- Сейчас светит солнце?
- В вашем классе учатся одни мальчики? и т.д.
- Какая роль отводилась вам в этой ситуации?
Подводим к выводу.
- Можно ли сказать, что вопросы требуют ответа?
Вывод: Вопросы требуют ответа. Их внимательно надо слушать.
- Физминутка
Животные-растения.
- Учимся задавать вопросы
1).Отгадайте загадку.
Кто на ветках шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по веткам ловко скачет?
Кто в дупле орехи прячет?
Сушит на зиму грибы?(БЕЛКА)
2). Белкины вопросы.
- Как думаете, какие это могут быть вопросы?
Задайте их ей? (Где ты живёшь белка? Чем ты питаешься? Кто твой враг? И т.д.
Задавая вопросы пусть дети сами и дают сразу же ответы. Эти ответы распределить в группы.
Группа «Знаю хорошо» и «Затрудняюсь».
Подводим к следующему выводу.
Вывод: Есть вопросы, которые требуют рассуждения. Это сложные вопросы.
3). Угадай, о чем спросили?
Ученики получают вопрос на карточке и отвечают на него. Все остальные должны догадаться, какой был вопрос.
– Почему осенью птицы улетают в тёплые края?
– Что лежит в пенале?
– Кто такой ученик?
– Как называется наша страна?
- Рефлексия
– Чему учились на занятии? (Задавать и отвечать на вопросы)
– Для чего это нужно?
– Теперь вы сможете правильно задавать вопросы об интересующих вас объектах.
- Выступления детей
– Над какой темой исследования мы работаем? (Красная книга нашего края)
– Что такое Красная книга? Какие объекты вы выбрали?
(Выступления детей)
- Домашнее задание.
Продолжить собирать материал по выбранной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫВОД : В каждом слове, предмете спрятана тайна. Ответить на вопрос – значит открыть тайну .
Т Е М А : Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Исследование – это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизвестного, один из видов познавательной деятельности человека. Научные исследования – это такие, которые проводят ученые.
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ДОЛЖНЫ: уметь наблюдать, высказывать свою точку зрения, доказывать ее, анализировать.
Наблюдение – это самый популярный и доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение обычным человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно неоценимым источником получения разнообразных сведений о мире. Ученые для наблюдения могут использовать различные приборы и приспособления - телескопы, микроскопы, измерительные приборы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Выбрать объект для изучения 2. Вспомнить, что ты знаешь 3. Понаблюдать 4. Прочитать в книге, журнале 5. Спросить у другого человека.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С чего надо начинать исследования?
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Выбрать объект для изучения 2. Вспомнить, что ты знаешь 3. Понаблюдать 4. Прочитать в книге, журнале 5. Спросить у другого человека.
Т Е М А : Учимся задавать вопросы
РАЗМИНКА
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ФЕНЕК - степная лисица
ВЫВОД: 1.Вопросы помогают узнать новое. 2 . Вопросы требуют ответа. Их внимательно надо слушать.
УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ Кто на ветках шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по веткам ловко скачет? Кто в дупле орехи прячет? Сушит на зиму грибы?
ВЫВОД: 1.Вопросы помогают узнать новое. 2 . Вопросы требуют ответа. Их внимательно надо слушать. 3.Есть вопросы, которые требуют рассуждения. Это сложные вопросы.
РЕФЛЕКСИЯ – Чему учились на занятии? – Для чего это нужно? Теперь вы сможете правильно задавать вопросы об интересующих вас объектах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самая, самая, самая. . .
Внекласное мероприятие " Самая, самая, самая . . . " проводится в начальных классах на 8 марта. В конкурсной программе используются стихи, частушки, песни. Данное мероприятие воспитывает любовь, уваже...
Конкурс для девочек "Самая, самая, самая.."
Конкурс для девочек 1-4 классов, посвящен Международному Женскому Дню 8 марта....
Презентация "Самый, самый, самый..."
В презентации даны интересные факты, касающиеся географии мира....
Викторина "Самые-самые-самые"
Материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по окружающему миру с обучающимися 3-4 класса. Данная викторина знакомит детей с ярким, необъятным и неожиданным миром животных. Направлен...
Самый, самая, самое Ставропольского края
Мы живёмв Ставропольском крае.И в нём естьмного замечательного и самого, самого…...
Конкурс "Самая,самая, самая!"
Конкурс«Самая, самая, самая!» Сегодня мы отмечаем замечательный праздник – Международный женский день – 8 марта – праздник наших дорогих мам, бабушек, а также и наших девочек. Поэтому мы ре...
Конкурс "Самый, самый, самый!"
КОНКУРС«САМЫЙ, САМЫЙ, САМЫЙ!» ВЕДУЩАЯ:Идут солдаты с песнею веселойИ вторят им весенние скворцыПроходят маршем мимо нашей школыЧеканя шаг российские, будущие бойцы!Сегодня...