Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
учебно-методический материал на тему
Развитие мелкой моторики учеников с ОВЗ одна из гланых задач педагогов работающих с особенными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_u_detey_s_ovz.docx | 174.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
Методическое пособие для педагогов
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский
Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становление речи. Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с таким заболеванием как ДЦП.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в полную зависимость от ближайшего окружения. В то же время отсутствие единства зрительного, двигательного, тактильного образов затрудняет приобретение трудовых умений, навыков самообслуживания. Это дети с таким диагнозом, как детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Дети с тяжёлыми формами церебрального паралича – это дети с множественными нарушениями, в том числе ведущими – двигательными и чувственными (сенсорными) расстройствами.
Причины двигательных нарушений:
- патология тонуса мышц,
- ограничение или невозможность произвольных движений,
- наличие насильственных движений,
- заболевание матери,
- несовместимость матери и плода по резус-фактору,
- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.
У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Нарушение координации движений ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечается многими авторами (С. К. Ефимова, Е. А. Екжанова, А. Н. Корнев, Л. В. Цветкова). Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.
У детей с ДЦП отмечается:
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.
3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.
8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.
9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .
10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью. Причины недостаточного развития моторики различны и многообразны.
Прежде всего - это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Развитие мелкой моторики и координация движений являются одними из важнейших аспектов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Руки участвуют во всех рабочих движениях ребёнка.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто понятие «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».
Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание.
Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений (рисовать, писать, одеваться и так далее). Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.
На ладони и стопе находится около 1000 важнейших, биологических активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Массируя мизинцы – можно активизировать работу сердца, безымянный – печень, указательный – желудок, большой – голова, средний – кишечник.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, такая кропотливая работа - дело не одного дня.
Благодаря тренировкам, движения становятся уверенными и выполняются детками активнее. Для лёгкости запоминания упражнения можно его придумать самому, давать те задания, которые понятны ребёнку. Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно.
Методические рекомендации
Основные принципы построения коррекционной работы с детьми
- Изучение нарушенных и сохранных функций ребёнка.
- Творческое использование дидактических принципов (систематичность, доступность, индивидуальность, наглядность, активность, постоянство).
- Ежедневность (регулярность).
- Соблюдение охранительного режима (смена позы ребёнка, мышечное расслабление, уменьшение насильственных движений).
- Комфортный для ребёнка темп выполнения.
- Взаимодействие со всеми специалистами.
Методика проведения работы по развитию мелкой моторики
- Самомассаж (тыльная сторона кистей рук, ладони, пальцы).
- Пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковые игры и упражнения с использованием различных предметов и материала.
Организация работы
- Длительность.
- Соответствие возрасту и индивидуальным возможностям ребёнка.
- Предметы и материалы должны быть гигиеничны, эстетичны, привлекательны.
- Многократное повторение.
- Задания должны усложняться постепенно «от простого к сложному».
- Соблюдение мер безопасного использования предметов в процессе работы.
- Использование художественного слова (потешки, стихи, прибаутки, загадки, скороговорки, чистоговорки) .
- Ребёнку всегда предлагается инструкция.
- Занятия должны быть только совместными (взрослый и ребёнок) .
- Обязательно поощряйте детей.
Игрушки для развития мелкой моторики
- Различные пирамидки, матрёшки. Помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. Развивает тактильную чувствительность.
- Кубики. При помощи них можно конструировать башни, строить крепости и дома, собирать картинки. Способствуют развитию мелкой моторики и пространственного мышления, развитие внимания и логики.
- Рамки и вкладыши.
- Пазлы или рамки – вкладыши способствуют развитию моторики, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка.
- Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника – это замечательное «поле действий» для маленького исследователя. Способствуют развитию мелкой моторики, координации движений и пространственного мышления. А фантазии малыша помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.
- Кубы – сортёры. Дети учатся подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Развивается мелкая моторика, дети знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
- Доски Сегена. Это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Способствуют развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.
Средства развития мелкой моторики
- Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
- Тренажёры для развития мелкой моторики.
- Упражнения с мячиками, шариками.
- Пальчиковая гимнастика.
- Пальчиковые игры.
- Игры с пластилином, тестом, глиной.
- Рисование, раскрашивание.
- Аппликация
- Игры с бумагой.
- Игры с конструктором, мозаикой.
- Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
- Игры с крупами.
- Шнуровки.
- Игры со счётными палочками, спичками.
- Игры с песком и водой.
- Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
- Игры с резинками, лентами.
- Штриховка.
- Куклотерапия.
- Пальчиковый театр.
- Игры с прищепками.
- Ниткография (ниткопись)
Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
Можно выделить три комплекса упражнений самомассажа:
- Самомассаж тыльной стороны.
- Самомассаж ладони.
- Самомассаж пальцев рук.
Массаж не должен вызывать у ребёнка неприятные ощущения. Можно сказать ребёнку: «Мы немножко погреем руки». Используются приёмы: поглаживание, лёгкое растирание, вибрация. Движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья (3 – 5 мин., ежедневно или через день 10 – 12 р).
Поглаживание – медленные и плавные движения в различных направлениях.
Растирание – применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу, но растирание не должно приносить ребёнку дискомфорт. Сгибание и разгибание пальцев левой руки ведёт к активизации правой и наоборот. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Поэтому кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную часть руки считать ещё одной речевой областью мозга.
При вибрации – кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко, массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребёнка).
Можно выполнять массаж со следующими материалами:
- зубной щёткой,
- массажной расчёской,
-с карандашом, фломастером,
- пособие «мякиш»,
- различные мячики, шарики,
- с грецким орехом.
Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов
1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение).
Утюг |
2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.
Пила. |
3.Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто. |
4.Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание.
Мама |
5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение).
Терка |
6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки.
Дрель |
7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение).
Клещи |
8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение).
Барашки |
9. Движения, как при растирании замерзших рук
Морозко |
10.Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:
Крепко мячики сжимаем, |
- Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
Футбол. |
Тренажёры для развития мелкой моторики.
Это специальные пособия, изготовленные на фабриках или своими руками (сшитые из ткани или из картона, а также на доске).
Упражнения с мячами, шариками
- учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
- катать по часовой стрелке;
- держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;
- сжимать и разжимать;
- подбрасывать и ловить.
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук
- Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений.
«Деревья» — поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).
«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.
«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.
«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».
«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.
«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.
«Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.
«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.
Ветер
Дует ветер нам в лицо | обмахиваем лицо руками |
Закачалось деревцо | поднятыми вверх руками качаем из стороны в сторону |
Ветер тише, тише, тише | медленно опускаем руки |
Деревцо все выше-выше | изо всех сил тянемся руками наверх |
Олень и зайчик
У оленя дом большой, | Руки с растопыренными пальцами скрещиваем над головой – это рога оленя. Дом - изображаем большую крышу. | |
Он глядит в свое оконце. | Глядит – рука «козырьком», глядим в разные стороны, оконце – ладони перед лицом, изображают окошко сначала 2 параллельные ладошки вертикально, потом горизонтально. | |
Зайчик по лесу бежит, | Зайчик – показываем ушки, бежит – прижимаем руки как лапки, и немного попрыгаем. | |
В дверь к нему стучится: | Стучим по столу. | |
Стук-стук, дверь открой! | Открой – раскрываем руки, как будто распахиваем две створки. | |
Там в лесу охотник злой. | Там в лесу - Делаем кулак, большим пальцем показываем за спину. | |
«Ну, скорее забегай, | Маним к себе одной или двумя руками. | |
Лапку мне давай!» | Протягиваем руку и пожимаем ручку ребенка. |
- Упражнения на развитие и совершенствование динамической координации движений.
«Звонок» - на столе перед детьми настольный звонок – кнопка или ее рисунок. Учащиеся сначала выборочно любым пальцем нажимают кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.
«Пальчики здороваются» - кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.
«Оса» - выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.
«Человечек» - указательный и средний пальцы бегают по столу.
«Птички летят» - пальцами обеих рук, поднятых над столом тыл! ной стороной кверху, производить движения «вверх-вниз» - птички летят, машут крыльями.
«Игра на пианино» - имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах «Веселый оркестр».
«Катаем лодочку» - пальцы обеих рук сложены вместе, плавны движения кистей рук в горизонтальном положении.
«Курочка пьет воду» — локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключение» кистевого замаха.
«Веселые маляры» - движения «кистью» влево-вправо, вверх-вниз
«Погладим котенка» - плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.
3. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.
Они способствуют совершенствованию слухозрительных анализаторов. Данные упражнения дети выполняют по образцу (схеме) слуховому восприятию, после показа.
«Ладонь - кулак»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак.
«Ладонь - кулак - ребро»* - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.
«Оса - кольцо»* «Зайчик - кольцо» - переходы из одной статической позы в другую.
«Отстукивание»* - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.
«Азбука Морзе» - образец дается на доске из черточек (/) и точек (•) где // - «медленные» (с паузой), •• - быстрые постукивания.
- Упражнения с предметами.
«Мозаика» - выкладывание рисунков из разных геометрических фигур по образцу, словесной инструкции, самостоятельно, по памяти. Рисунки могут быть одноцветными, разноцветными.
«Работа с бусами» - учитель раскладывает бусины разного размера, формы, цвета. Детям предлагается, например, составить бусы, где чередуются бусинки большие и маленькие, круглые и овальные, разные по цвету.
При выполнении этих заданий важно продеть нитку в отверстие 1усинки, удержать в памяти инструкцию, чередования по цвету, форме, величине.
Упражнения «Шнуровка», «Застегивание и расстегивание пуговиц», «Перебор крупы», «Составление контуров предметов из палочек: по образцу, по памяти, словесной инструкции».
- Графические работы:
- обводка контуров, лекал;
- воспроизведение изображения с помощью опорных точек;
- штриховка в разных направлениях;
- дорисовывание недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;
- раскрашивание картинок;
- соединение точек, нанесенных на листе бумаги.
- Игры для развития тонкой моторики и координации движений.
«Трудные виражи». Для игры нужно нарисовать дорожки разной формы, в одном конце машина, в другом - дом. Затем сказать ребенку: «Ты водитель и тебе надо провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, непростая. Поэтому будь внимательным и осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам предложенных дорожек.
«Съедобное и несъедобное» (эта игра с мячом широко известна и не требует подробного описания).
«Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и «отражать» все движения взрослого. Роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения.
«Тир». Попадание в цель мячом, кольцами, стрелами.
Кроме вышеперечисленного, для развития моторики можно использовать: работу с конструктором, лепку, выкладывание мозаики, аппликацию, вырезание из бумаги (особенно эффективны плавные движения, когда ножницы не отрываются от бумаги), шитье, вышивание, вязание, плетение.
Развитию общей моторики способствуют и спортивные игры, физические упражнения, занятия танцами, ритмикой
- Пальчиковая гимнастика
Требования:
- Необходимо задействовать все пальцы руки.
- Упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались - сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.
- Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
- Наличие познавательной направленности текстов и упражнений.
- Для развития и улучшения движений рук рекомендовано выполнять упражнения под счёт, при этом ускоряя, и строго исполняя словесную инструкцию.
Планируемые результаты:
- Овладение навыками мелкой моторики.
- Развитие речи.
- Повышение работоспособности головного мозга.
- Развитие тактильной чувствительности.
- Снятие тревожности.
Упражнения для пальцев и кисти
Лягушки Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать Потом они в тетрадке будут буквы писать, Две весёлые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. | Разжимание и сжимание кулачков. дети вытягивают руки вперёд, сжимают, разжимают кулачки сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз резко распрямляют пальцы и кладут ладони на стол затем тут же резко сжимают кулачки и опять их кладут на стол |
Куст крапивы В нас на клумбе всем на диво Вырос жгучий куст крапивы. Чтобы розу посадить, Его надо победить.
Самый маленький из пальцев Хочет подрасти чуть-чуть. Надо, братцы, постараться. И мизинчик потянуть. | потягивание пальцев одной руки другой рукой дети тянут указательным палец левой руки большим и указательным пальцами правой затем меняют руки и то же самое проделывают с указательным пальцем правой руки дети тянут мизинец левой руки большим и указательным пальцем правой, затем меняют руки и то же самое проделывают с мизинцем правой руки |
Пальчики Будем пальчики считать Раз, два, три, четыре, пять. Крепкие и дружные. Будут пальчики вставать, | упражнения выполняются сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе пересчитать пальчики и сжать их в кулак поменять руки |
Вот за столами ребята Расшалились как котята Столики пальчиками трут Словно пальчиками скребут. | дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на стол затем начинают тереть пальцами стол подтягивают их к ладони |
Упражнения для подушек пальцев Посмотрите, луноход, По Луне легко идёт Он шагает очень важно, В нём сидит герой отважный. | дети ставят на стол подушечки пальцев обеих рук переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. |
Упражнения для ладоней
Балет Мы пришли смотреть балет Гаснет в зале верхний свет. Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши. Руки вытянем вперёд, А потом свои ладошки Развернём наоборот И похлопаем немножко. | дети хлопают в ладоши дети хлопают тыльными сторонами ладоней, повторяют 3) |
Огонь Чтобы нам огонь добыть Трём ладонью о ладонь. Вдруг ладошка заискрится И бумажка загорится. Разные движения пальцами | дети трут ладонью о ладонь, повторяют четверостишие |
Ножницы Пара ножниц есть у нас, Пригодятся нам не раз Кто из нас такой отважный, Что разрежет лист бумажный? | дети сжимают оба кулака, вытягивают указательные пальцы средние пальцы, как бы две пары ножниц затем начинают «резать» ими воображаемую бумагу Повторить четверостишие несколько раз. |
Игра "Червячки " Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. Вдруг ворона подбегает, | ладони лежат на коленях или на столе) пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь -движение ползущей гусеницы идем по столу указательным и средним пальцами остальные пальцы поджаты к ладони |
Ладушки-ладошки Моем мылом ручки, Моем мылом ножки. Ах какие ладушки, Наварили кашки, Помешали ложкой. Ах какие ладушки, Замесили тесто, Испекли лепешки. Ах какие ладушки, Строили ладошки Ах какие ладушки, Спать ложатся ладушки, Ах какие ладушки, | трем рука об руку трем ладошками ножки одна ладонь лодочкой ладошки друг на друге, круговые движения хлопаем в ладоши ручки домиком над головой хлопаем в ладоши хлопаем в ладоши |
Замок На дверях висит замок, Кто его открыть бы смог? Постуча-а-али! Покрути-и-ли! Потяну-у-ули! И открыли! | Руки в замок, раскачиваем замком вверх-вниз в такт. Пальцы в замке, стучим запястными суставами. Пальцы в замке, крутим ладони. Пальцы в замке, тянем в стороны. Открываем замок, руки сами улетают в стороны! |
Можно выполнить следующие упражнения: стол, стул, кошечка, пчелиный рой, кормление птенца, ёлочка, гнездо, крыша, мостик, полёт птицы, гнездо, цветок.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Это инсценировка каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игры также можно оформить разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и так далее.
Улей Вот маленький улей, где пчёлы спрятались, Никто их не увидит. Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять! Ззззззз! Пчёлы улетели. | Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками |
Лодочка Две ладошки прижму И по морю поплыву . Две ладошки, друзья, - Это лодочка моя. Паруса подниму, Синим морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. Дружба Дружат в нашей группе, Девочки мальчики. Мы с тобой подружим в ритме. Маленькие пальчики. Один, два, три, четыре, пять Пять, четыре, три, два, один | Соединить две ладони лодочкой и выполнять волнообразные движения руками Имитация паруса, волн и рыбок. Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения Обхватить левую ладонь правой и покачивать Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого пальца Затем соединять, начиная с мизинца |
Также можно провести следующие игры: «Замок», «Зайцы», «Рыбки», «Мы писали», «С Добрым утром! », «Ладушки - ладошки», «Черепаха», «Повстречались», «Капустка», «Моя семья», «Грибок», «Яблоня» и так далее.
Пальчиковые упражнения и игры
Заводные машинки
Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий «заводит» машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком «ж-ж-ж!»
Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.
Пропеллер
Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.
По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем. Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.
Чей пропеллер крутится быстрее?
«Ладонные игры»
Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они «ладонные». Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой, включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ во втором случае).
Летели дракончики
Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера.
По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:
-Летели дракончики, ели пончики.
-Сколько пончиков съели дракончики?
На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: Один!» (хлопок) — «Два!» (ответный хлопок) — «Три!» При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась «под ударом», должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.
-Летела корова
Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
-Летела корова, сказала слово.
-Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «т», следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
-В копну
Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: «Чья копна на моей копне?» Обладатель верхнего кулака отвечает: «Моя!», и тотчас слышит: «Ветром сдует, огнем сожжет!» — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: «Чья копна в поле одна?» —«Моя!» —«Убирай, поезжай домой!» — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак в очередь задаст свой вопрос — проигрывает.
Воробей в гнезде
Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй — указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — «выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.
Колодец
Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат. Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет. Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.
Шалаш
Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро.
Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка. Затем второй ставит со своей.
Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.
Гребешок
Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.
Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки. Кошка выпускает коготки
Раз! - поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.
Два! - быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу»!
Пальчиковые игры с пластилином и глиной.
Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:
-скатать самый маленький шарик;
-скатать самый большой шарик;
-скатать короткую "колбаску";
-скатать длинную "колбаску";
-скатать высокий столбик;
-скатать низкий столбик;
-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;
-раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?
-скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;
-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).
Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами
Цель: Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие.
Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
- Игры с пластилином, с тестом, глиной и др.
Способствуют: развитию мелкой моторики, ловкости рук, творчества.
- скатать шарик, раскатать колбаску, сделать лепёшку, колечко, сушку и т. д.
- разрезать на кусочки,
- мять и отщипывать,
- выкладывать рисунок,
- надавливание монеткой, чтобы получился отпечаток,
- поделки (намазывание и оклеивание стеклянных и пластмассовых баночек, бутылочек)
Рисование, раскрашивание
Способствует: развитию мелкой моторики, внимания, ориентировки на листе бумаги, закрепление цвета, величины, геометрических форм.
-Рисование карандашом, мелками, восковыми мелками, кистью.
- Рисование ватой, палочкой, пальчиком, губкой
- Рисование краской, гуашью, сангиной, углём, свечой.
- Рисование и раскрашивание пальцем, фломастером, ручкой, маркером, углём.
- Работа по трафарету.
- Дорисовывание предметов и деталей.
- Рисование по опорным точкам.
- Работа с линейками и лекалами (обводить) .
- Работа в книжках – раскрасках.
Аппликация
Способствует развитию мелкой моторики, умение работать с ножницами, развитие сноровки, пространственной ориентировке на листе бумаги, творчества, усидчивости.
- наклеивание готовых форм,
- вырезывание несложных деталей,
- использование различного материала (бумаги, картона, сухих листьев, бисера, крупы, песка).
Игры с бумагой
Способствуют: развитию мелкой моторики и ловкости и гибкости пальчиков, развития внимания, сообразительности.
- Складывание различных фигур.
- Разрывание бумаги на мелкие части.
- Комкание и скатывание бумажного мячика.
- Плетение.
- Вырезание ножницами, склеивание различных объёмных игрушек.
- Аппликация из бумаги, салфеток.
- Оригами.
Игры с конструктором и мозаикой
Способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, творческие потребности и произвольные действия, различение цвета, формы.
-собирание по схеме,
- свободная деятельность.
Игры с пуговицами – пуговичный массаж
Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости рук, закреплению цвета и формы, величины, пространственной ориентировки, творчества, фантазии, смекалки, сообразительности.
-катание пуговицы, поставленной на ребро, каждым пальцем по очереди,
- заполнять просторную коробку пуговицами,
- перетереть пуговицы между ладонями,
- пересыпать их из ладошки в ладошки,
- найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и т. д.,
- застёгивание и расстегивание пришитой пуговицы.
- пришивание пуговицы на столе,
- складывание пуговиц «пирамидкой»,
- решение задач при помощи пуговиц,
- составление узора из пуговиц.
Игры с крупами
Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,
-пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),
- «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные предметы),
- «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,
- выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв,
- заполнение бобовых в отверстие разной формы и величины,
- аппликация
Шнуровки
Способствуют развитию моторики, усидчивости, глазомера; совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук; развитие логического мышления и органов артикуляции.
- шнуровка сюжетная,
- «незаконченная картинка»,
- шнуровка на игрушке – основе.
Игры со счётными палочками, спичками
Способствуют развитию мелкой моторики, развитию речи, пространственного мышления.
- Брать палочки, спички разными пальцами, от указательных – к мизинцам,
- перекладывание с одного места на другое,
- выкладывание рисунка по схеме,
- свободная деятельность,
- наклеивание спичек по образцу
Игры с водой и песком
Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.
- «закапывание» игрушки, предмета,
- поиск «клада»,
- различные изображения (рисование) на песке,
- работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой,
- раскрашивание воды (опыты с водой,
- поделки с применением песка.
Игры с камушками, бусинками, пробками, макаронами
Способствуют развитию мелкой моторики, развитие ловкости рук, мышления, творчества, фантазии, пространственной ориентировки; развитие чувства цвета, формы, величины.
- перебирать, брать разными пальчиками,
- перекладывать с ладони на ладонь, на стол и так далее,
- находить по заданию взрослого заданный предмет (по цвету, размеру, форме,
- раскрашивание камушек, макарон,
- нанизывание бусинок, пробок, макарон на проволоку или шнурок,
- выкладывание по образцу,
-перекладывание из одной ёмкости в другую.
- изготовление поделок.
Игры с резинками и ленточками, проволокой
Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.
- Складывать ленточки,
- наматывать на палочку,
- завязывать бантик,
- брать резинку со стола различными пальчиками,
- растягивать резиночку, разными пальцами рук,
Штриховка
Способствует развитию мелкой моторики, умение правильно и уверенно держать карандаш, ориентировка на листе бумаги, развитие внимания, усидчивости, развитие мускульной памяти.
Виды
1. Раскрашивать короткими частыми штрихами.
2. Раскрашивание мелкими штрихами.
3. Круговая
4. Длинными параллельными отрезками.
5. Сетка.
Правила
1. Только в заданном направлении.
2. Не выходить за контуры фигуры.
3. Соблюдать параллельные линии.
4. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5см.
Например, игры: «От дома к дому», различные лабиринты, «Снежная королева», «Помоги зайке убежать от лисы» и так далее.
Куклотерапия, пальчиковый театр
Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.
- вождение куклы,
- одевание куклы на разные руки,
- имитация движений и речи.
Игры с прищепками
Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.
- Перекладывать с одной руки в другую,
- доставать прищепки из корзинки,
- прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,
- «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку),
-«добавлялки» (подбираем недостающие детали для предметов, например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),
- подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.
Ниткография (ниткопись)
Способствует развитию мелкой моторики, развитие ловкости пальцев рук, пространственной ориентировки, творчества, мышления, тактильных ощущений.
- наматывание нитей на клубок,
- распускание моточков,
- выкладывание по образцу,
- завязывание узелков и связывание верёвочек,
- шитье и вышивание.
Такая всесторонняя деятельность будет развивать мелкую моторику рук ребёнка, движения будут более уверенными, рука подготовиться к письму. У детей внимание становится более устойчивое, развивается тактильная и двигательная память, формируется художественный вкус.
Таким образом, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет: овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения; лучше адаптироваться в практической жизни; научиться понимать многие явления окружающего мира.
Хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта! Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев! Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики, принесут положительные результаты:
1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
2. Улучшается речь.
3. Развивается память, мышление, внимание.
4. Улучшаются движения пальцев руки.
5. Определяется ведущая рука.
6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.
7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.
8.Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов.
Список литературы
1. Астрахан Д.Х., Полякова С.Г. Клинико-психологический анализ готовности к школьному обучению детей, страдающих церебральными параличами / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГПУ,1997
2. Астрахан Д.Х. раздел 7.1. Трудности развития детей: виды, характеристика,. Коррекционные подходы: учебное пос. – Иркутск 2001
3. Бадалян Л.О. Детская невралгия – М.: Медицина, 1984.
4. Барашнев Ю.И. Болезни нервной системы новорожденных детей. М., 1971, 199с.
5. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.
6. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В., и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль. Академия развития, 2001.
7. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками. – Ростов –на-Дону: феникс 2006.
8. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, Академия развития, 1997.
9. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. "Медицина", 1971, 247с.
10. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП, - М.; Медицина, 1986.
11. Ганзина Н.В. Подвижные и спортивные игры как средство рекреации и социальной адаптации инвалидов с ДЦП / Ганзина Н.В, Губарева Т.И. // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 8. - С. 175-186.
12. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 1999. – 175 с.
13. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. Л. "Медицина", 1974, 207с.
14. Гуровец Г.В. Реабилитация психомоторных нарушений на занятиях ЛФК // Дефектология № 1, 1999.
15. Дети с отклонениями в развитии мет. пос. для педагогов, воспитателей / сост. Шматко Н.Д. – М.: Аквариум, 1997.
16. Жуховицкий М.С., Айзиков Г.С., Трудотерапия в лечении детских церебральных параличей.- В кн.: Проблемы восстановления при паралитических заболеваниях у детей. М., 1964, с. 292-294.
17. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральными параличами в семье. М., 1993.
18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 271 с.
19. Клячкин Л.М., Виноградова М.Н. Физиотерапия. М., 1995.
21. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
22. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей – С.Пб.; Дельта, 1997.
23. Макович З.Х. Природа двигательных нарушений при детских церебральных параличах и некоторые особенности восстановительной терапии.- Материалы 10-й сессии Ин-та полиомиелита и энцифалита. М. 1964, с. 278-280.
24. Макович З.Х., Дементьева Р.К. Основные принципы лечебной физкультуры при детском церебральном параличе.- В кн.: Детские церебральные параличи (Тр. конф., посвящ. дальнейшему улучшению помощи детям, страдающим церебр. параличами). М.,1971, с. 140-145.
25. Макович З.Х., Жуховицкий М.С., Дементьева Р.К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. М., "Советская Россия", 1969, 42с.
26. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом – М.: Медицина, 1991.
27. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития: учебное пособие вып. 1 – Иркутск 1992.
28. Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение. Киев, "Здоровъя", 1966, 224с.
29. Найдин В.А. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней: Справочник под редакцией Епифанова – М.: Медицина, 1987.
30. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М. 2003.
31. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата./ Под ред. Т.А. Власовой. М. 1985.
32. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986. – 304 с.
33. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний / Под ред. А.Н. Обросова, Т.В. Карачевцевой. М., 1987.
34. Самсонова Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушенной функции рук у детей с ДЦП // Дефектология № 4, 1984
35. Семенова К.А. ДЦП – М.:; Медицина, 1968.
36. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин Клиника и реабилитационная терапия ДЦП – М.; Медицина, 1972
37. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП – Ташкент, Медицина, 1979.
38. Справочник по физиотерапии / Под ред. В.Г. Ясногородского. М., 1992.
39. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.
40. Техника и методики физиотерапевтических процедур / Под ред. В.М. Боголюбова. М., 1983.
41. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: книга в помощь родителям: пер. с англ. / под ред. Д.В. Конова – М.; Педагогика, 1988.
42. Улащик В.С., Лукомский И.В. Основы общей физиотерапии. Мн., 1997.
43. Фролов В.Г. Физические занятия с детьми дошкольного возраста. М. 1983.
44. Холодов Ж.К. и др. Теория и методика физического воспитания. – М., 2000.
45. Ходос Х.Г. Нервные болезни – М.; Медицина, 2001.
46. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения ДЦП, Элиста, АПП. Джонгар, 1999.
47. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., Изд. АПН РСФСР, 1959, 216с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"
Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....
« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .
Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...
Использование изобразительной деятельности для развития мелкой моторики у детей логопатов.
как влияет рисование на мелкую моторику пальцев...
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста
программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки звукового ряда. В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...
Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).
Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...
- Мне нравится (1)