Особенности написания соединения букв праворукими и леворукими первоклассниками.
статья (1 класс) по теме

Журина Маргарита Евгеньевна

В статье рассмотрены особенности обучения письму леворуких детей. Даны рекомендации и примеры упражнений, способствующие лучшему усвоению материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова М.Е., студентка 4 курса ДО

Научный руководитель: Гогун Е.А.,

кандидат педагогических наук, доцент

РГПУ им. А. И. Герцена

Особенности написания соединения букв праворукими и леворукими первоклассниками.

В современном образовании приоритетным является задача всестороннего развития личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка.

Вопреки этому, в современной школе  образовательный процесс  строится с учетом особенностей правшей, а специфика восприятия информации, полученной в процессе обучения, леворукими не всегда учитывается.

Между тем, письмо характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, которое обеспечивается движением ведущей руки и сугубой активностью соответствующего полушария головного мозга, что должно учитываться методикой обучения письму.  

В последнее время в методике русского языка актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.

С целью уточнить, какие именно затруднения возникли при овладении техникой письма у учащихся с разной ведущей рукой, был проведен эксперимент в ГБОУ школа № 300 Центрального района Санкт-Петербурга с учащимися 1 «б» и 1 «в» классов. Общее количество испытуемых 43 человека. Изучались соотношение праворуких и леворуких детей в классе и сформированность каллиграфических навыков первоклассников.

Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе выявлялось соотношение праворуких и леворуких детей в классе. Для того чтобы выявить это соотношение,  с учащимися было проведен тест М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавского, целью которого является  определение ведущей руки. С каждым учащимся тест проводился индивидуально.  Он состоял из 9 заданий: рисование,  открывание спичечного коробка,  построение колодца из спичек, игра в мяч,  раскладывание карт,  нанизывание пуговиц на иголку с ниткой, выполнение вращательных движений, составление цепочки из скрепок, складывание мозаики. Результаты теста суммировались.

Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования, мы выявили соотношение праворуких и леворуких детей в первых классах.

Основную массу 38 учащихся  (88,4 %) составили учащиеся, у которых ведущая рука – правая,  учащихся с ведущей левой рукой было выявлено 5 (11,6 %).

На втором этапе с целью выявления сформированности каллиграфических навыков у праворуких и леворуких учащихся нами были проанализированы прописи учащихся первого класса.

Мы выделили следующие критерии сформированности каллиграфических навыков первоклассников:

  1. умение соблюдать рабочую строку,
  2. умение писать буквы из правильных элементов,
  3. умение соблюдать пропорции буквы по высоте и ширине,
  4. умение соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами.

Проанализировав тетради по предложенным нами критериям, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Соблюдение требований к письму праворукими и леворукими учащимся (в % от количества в своей группе)

Ф.И.

Соблюдение рабочей строки

Написание букв, состоящих из правильных элементов

Соблюдение пропорции букв по высоте и ширине

Правильное соединение букв

Праворукие

82

53

72

47

Леворукие

40

60

60

40

Анализ результатов исследования прописей первоклассников показал, что критическим низким (40%) оказался показатель у леворуких при  формировании умения соблюдать рабочую строку. Причиной данного отклонения состоит в  неверном расположении тетради. Но при этом леворукие неплохо проводят анализ формы буквы и соблюдают пропорции буквы по высоте и ширине (60% и 60%). У детей с ведущей правой рукой больше ошибок и неточностей при написании букв из правильных элементов (53%), но они гораздо лучше леворуких соблюдают рабочую строку и пропорции буквы по ширине и высоте (82% и 72%).  Снижение сформированности данного умения у праворуких детей может быть связано с тем, что  операция анализа первоклассниками не до конца освоена.

Но наибольшие трудности возникли у праворуких и леворуких детей при формировании умения соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами. Данным умением владеют  47% учащихся с ведущей правой рукой и 40% с ведущей левой рукой.

В ходе исследования нами были выявлены следующие ошибки:

  • очень раннее закругление, оно ведет к нарушению правильного наклона в последующем элементе, к несоответствию между шириной и высотой буквы;
  • очень позднее закругление, ученик не смог определить начало закругления, а когда решился – уже достиг нижней линии;
  • искажение форм букв.

Необходимо отметить, что, по словам Е.В. Гурьянова, навыком письма в психологии называют такие целенаправленные действия, которые могут выполняться точно и быстро только после многократных повторений или упражнений в выполнении этих действий. Следовательно, причинами данного отклонения от нормы как у праворуких, так и у леворуких детей, может  быть недостаточная отработка навыков зрительно-двигательных или нерациональная техника письма (смотреть нужно в ту точку, куда ведешь руку, то есть на начало следующей буквы, а ученик смотрит на кончик ручки). На наш взгляд, для уменьшения количества ошибок следует, во-первых, многократно анализировать вид соединения словесно, а затем письменно на доске или на экране.  Для того, чтобы писать буквы из правильных элементов, а так же  верно их соединить, можно предложить ЭОР «Открываем законы родного языка математики и природы. 1-4 классы» под названием «Каллиграфия». Он позволяет многократно повторять показ, обращать внимание на сложные элементы, на соотношение элементов, организовывать обучение учащихся «письму по воздуху», письму под счет.

Так же в ходе исследования нами было выявлено, что леворуким гораздо труднее ориентироваться в рабочей строке, чем праворуким.  Причины данных отклонений связаны со спецификой познавательной сферы леворукого ребенка: сниженная способность зрительно-двигательной координации (несоответствие между скоростью письма и навыками ученика). Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом.

Для того чтобы избежать данных трудностей зрительно-пространственного восприятия, которые могут  быть  связаны  с тем, что дети сидят и держат тетрадь неверно,  мы предлагаем, в первую очередь, обратить внимание учителей на соблюдение гигиенических требований к посадке при письме леворукого ребенка. Они значительно отличаются от требований, предъявляемых к праворуким. На наш взгляд, данные требования положительно повлияют на процесс подготовки к обучению письму леворуких детей. Во-вторых, быстрый темп письма ведет  к несоблюдению правильного интервала между элементами в букве и между буквами в словах. На данном этапе, на наш взгляд, должна быть дана точная установка, каков должен быть интервал между линиями, палочками. Он должен быть равен половине высоты. Важно обратить внимание детей на соотношение высоты и интервала.

Из всего вышесказанного можно отметить, что учащиеся с разными ведущими руками испытывают трудности в процесс формирования умения соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами. Леворукие дети в отличие от праворуких,   испытывают значительные затруднения в ориентации в рабочей строке. Данную ошибку можно исправить посредством, например, следующего задания: с помощью точек учителем на 1 рабочей строке рисуется фигура, задача ученика одним движением руки обвести нанесенные элементы, затем самостоятельно выполнить задания на следующей строке.

Мы предполагаем, что предложенные виды упражнений: многократный анализ вида соединения словесно, а затем письменно на доске и экране, использование ЭОР, соблюдение гигиенических требований к письму как по отношению к праворуким, так и к леворуким учащимся, точная установка, каким должен быть интервал между линиями, палочками, окажут положительное воздействие на процесс овладения первоклассниками техникой письма.

Использованная литература:

  1. Агаркова Н.Г. Информационное методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Начальная школа.-1998.-№8. – С. 9-17
  2. Гурьянов Е.В. Развитие навыков письма у школьников.//М., 1940
  3. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме. – М.: Новая школа, 1999. - № 8. – с. 16-24
  4. http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 25.04.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».

Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...

Конспект и презентация на тему: «Написание заглавной буквы У . Письмо соединений букв».

Прописи 1 класс УМК «Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов»Цели деятельности учителя: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной ...

Соединение букв

Оснлвные соединения букв в словахВерхние соединенияНижние соединения...

Соединение букв

Чистописание...

Образцы соединения букв

Много лет в своей практике использую годами отработанные  каллиграфические навыки письма. Уверена, с данным образцом  можно выработать каллиграфический почерк, с которым не будет проблем при...

Конспект урока. Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста.

Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста....