Особенности написания соединения букв праворукими и леворукими первоклассниками.
статья (1 класс) по теме
В статье рассмотрены особенности обучения письму леворуких детей. Даны рекомендации и примеры упражнений, способствующие лучшему усвоению материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Степанова М.Е., студентка 4 курса ДО
Научный руководитель: Гогун Е.А.,
кандидат педагогических наук, доцент
РГПУ им. А. И. Герцена
Особенности написания соединения букв праворукими и леворукими первоклассниками.
В современном образовании приоритетным является задача всестороннего развития личности учащегося. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ориентирует на необходимость учета индивидуальности ребенка.
Вопреки этому, в современной школе образовательный процесс строится с учетом особенностей правшей, а специфика восприятия информации, полученной в процессе обучения, леворукими не всегда учитывается.
Между тем, письмо характеризуется специфическим зрительно-двигательным звеном, которое обеспечивается движением ведущей руки и сугубой активностью соответствующего полушария головного мозга, что должно учитываться методикой обучения письму.
В последнее время в методике русского языка актуальной является проблема обучения первоклассников каллиграфически правильному письму, так как возникают трудности при овладении техникой письма, которые имеют разные причины: и физиологические, и психологические, и педагогические.
С целью уточнить, какие именно затруднения возникли при овладении техникой письма у учащихся с разной ведущей рукой, был проведен эксперимент в ГБОУ школа № 300 Центрального района Санкт-Петербурга с учащимися 1 «б» и 1 «в» классов. Общее количество испытуемых 43 человека. Изучались соотношение праворуких и леворуких детей в классе и сформированность каллиграфических навыков первоклассников.
Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе выявлялось соотношение праворуких и леворуких детей в классе. Для того чтобы выявить это соотношение, с учащимися было проведен тест М.Г. Князевой и В.Ю. Вильдавского, целью которого является определение ведущей руки. С каждым учащимся тест проводился индивидуально. Он состоял из 9 заданий: рисование, открывание спичечного коробка, построение колодца из спичек, игра в мяч, раскладывание карт, нанизывание пуговиц на иголку с ниткой, выполнение вращательных движений, составление цепочки из скрепок, складывание мозаики. Результаты теста суммировались.
Проанализировав результаты, полученные в ходе исследования, мы выявили соотношение праворуких и леворуких детей в первых классах.
Основную массу 38 учащихся (88,4 %) составили учащиеся, у которых ведущая рука – правая, учащихся с ведущей левой рукой было выявлено 5 (11,6 %).
На втором этапе с целью выявления сформированности каллиграфических навыков у праворуких и леворуких учащихся нами были проанализированы прописи учащихся первого класса.
Мы выделили следующие критерии сформированности каллиграфических навыков первоклассников:
- умение соблюдать рабочую строку,
- умение писать буквы из правильных элементов,
- умение соблюдать пропорции буквы по высоте и ширине,
- умение соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами.
Проанализировав тетради по предложенным нами критериям, мы получили результаты, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Соблюдение требований к письму праворукими и леворукими учащимся (в % от количества в своей группе)
Ф.И. | Соблюдение рабочей строки | Написание букв, состоящих из правильных элементов | Соблюдение пропорции букв по высоте и ширине | Правильное соединение букв |
Праворукие | 82 | 53 | 72 | 47 |
Леворукие | 40 | 60 | 60 | 40 |
Анализ результатов исследования прописей первоклассников показал, что критическим низким (40%) оказался показатель у леворуких при формировании умения соблюдать рабочую строку. Причиной данного отклонения состоит в неверном расположении тетради. Но при этом леворукие неплохо проводят анализ формы буквы и соблюдают пропорции буквы по высоте и ширине (60% и 60%). У детей с ведущей правой рукой больше ошибок и неточностей при написании букв из правильных элементов (53%), но они гораздо лучше леворуких соблюдают рабочую строку и пропорции буквы по ширине и высоте (82% и 72%). Снижение сформированности данного умения у праворуких детей может быть связано с тем, что операция анализа первоклассниками не до конца освоена.
Но наибольшие трудности возникли у праворуких и леворуких детей при формировании умения соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами. Данным умением владеют 47% учащихся с ведущей правой рукой и 40% с ведущей левой рукой.
В ходе исследования нами были выявлены следующие ошибки:
- очень раннее закругление, оно ведет к нарушению правильного наклона в последующем элементе, к несоответствию между шириной и высотой буквы;
- очень позднее закругление, ученик не смог определить начало закругления, а когда решился – уже достиг нижней линии;
- искажение форм букв.
Необходимо отметить, что, по словам Е.В. Гурьянова, навыком письма в психологии называют такие целенаправленные действия, которые могут выполняться точно и быстро только после многократных повторений или упражнений в выполнении этих действий. Следовательно, причинами данного отклонения от нормы как у праворуких, так и у леворуких детей, может быть недостаточная отработка навыков зрительно-двигательных или нерациональная техника письма (смотреть нужно в ту точку, куда ведешь руку, то есть на начало следующей буквы, а ученик смотрит на кончик ручки). На наш взгляд, для уменьшения количества ошибок следует, во-первых, многократно анализировать вид соединения словесно, а затем письменно на доске или на экране. Для того, чтобы писать буквы из правильных элементов, а так же верно их соединить, можно предложить ЭОР «Открываем законы родного языка математики и природы. 1-4 классы» под названием «Каллиграфия». Он позволяет многократно повторять показ, обращать внимание на сложные элементы, на соотношение элементов, организовывать обучение учащихся «письму по воздуху», письму под счет.
Так же в ходе исследования нами было выявлено, что леворуким гораздо труднее ориентироваться в рабочей строке, чем праворуким. Причины данных отклонений связаны со спецификой познавательной сферы леворукого ребенка: сниженная способность зрительно-двигательной координации (несоответствие между скоростью письма и навыками ученика). Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом.
Для того чтобы избежать данных трудностей зрительно-пространственного восприятия, которые могут быть связаны с тем, что дети сидят и держат тетрадь неверно, мы предлагаем, в первую очередь, обратить внимание учителей на соблюдение гигиенических требований к посадке при письме леворукого ребенка. Они значительно отличаются от требований, предъявляемых к праворуким. На наш взгляд, данные требования положительно повлияют на процесс подготовки к обучению письму леворуких детей. Во-вторых, быстрый темп письма ведет к несоблюдению правильного интервала между элементами в букве и между буквами в словах. На данном этапе, на наш взгляд, должна быть дана точная установка, каков должен быть интервал между линиями, палочками. Он должен быть равен половине высоты. Важно обратить внимание детей на соотношение высоты и интервала.
Из всего вышесказанного можно отметить, что учащиеся с разными ведущими руками испытывают трудности в процесс формирования умения соединять буквы верхним и нижним соединением, соблюдая правильное расстояние между буквами. Леворукие дети в отличие от праворуких, испытывают значительные затруднения в ориентации в рабочей строке. Данную ошибку можно исправить посредством, например, следующего задания: с помощью точек учителем на 1 рабочей строке рисуется фигура, задача ученика одним движением руки обвести нанесенные элементы, затем самостоятельно выполнить задания на следующей строке.
Мы предполагаем, что предложенные виды упражнений: многократный анализ вида соединения словесно, а затем письменно на доске и экране, использование ЭОР, соблюдение гигиенических требований к письму как по отношению к праворуким, так и к леворуким учащимся, точная установка, каким должен быть интервал между линиями, палочками, окажут положительное воздействие на процесс овладения первоклассниками техникой письма.
Использованная литература:
- Агаркова Н.Г. Информационное методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» // Начальная школа.-1998.-№8. – С. 9-17
- Гурьянов Е.В. Развитие навыков письма у школьников.//М., 1940
- Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме. – М.: Новая школа, 1999. - № 8. – с. 16-24
- http://school-collection.edu.ru (дата обращения: 25.04.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучения грамоте : «Звуки [ф], [ф`]. Строчная буква ф. Написание соединений, слов со строчной буквой ф».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для знакомства учащихся с новыми звуками и буквой, организовать работу учащихся с текстом в соответствии с «Технологией форм...
Конспект и презентация на тему: «Написание заглавной буквы У . Письмо соединений букв».
Прописи 1 класс УМК «Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов»Цели деятельности учителя: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной ...
Конспект урока: "Заглавная буква И. Письмо соединений букв".
Конспект урока по письму...
Соединение букв
Оснлвные соединения букв в словахВерхние соединенияНижние соединения...
Соединение букв
Чистописание...
Образцы соединения букв
Много лет в своей практике использую годами отработанные каллиграфические навыки письма. Уверена, с данным образцом можно выработать каллиграфический почерк, с которым не будет проблем при...
Конспект урока. Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста.
Буква ь. Соединение буквы в ь в словах. Списывание с печатного текста....