Межпредметный проект "Времена года"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Гальцова Юлия Владимировна

Данное занятие внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению проводится в виде межпредметного проекта. Учащиеся работают над выпуском газеты "Времена года", состоящей из четырех страничек "Зима", "Весна", "Лето", "Осень". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpredmetnyy_proekt_vremena_goda.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Межпредметный проект «Времена года»

Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный

Цель: 

  • обобщить знания учащихся о временах года, способствовать развитию познавательного интереса.

Задачи:

  • повторить изученные орфограммы;
  • закрепить умение самостоятельно работать по технологическим картам;
  • развивать внимание, быстроту реакции, воображение, логическое мышление и творческие способности, связную речь;
  • формировать эстетическое отношение к природе, способность наслаждаться многообразием и изяществом её форм, красок в любое время года.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок примет участие в выпуске газеты «Времена года».

Результат – материальный продукт, созданный детьми – газета «Времена года»

Оборудование: картинки «Времена года», технологические карты для групп.

Ход занятия:

Вступительная часть

- Ребята, сегодня занятие пройдет в виде межпредметного проекта. Итогом нашей работы /продуктом/, станет выпуск газеты «Времена года», состоящей из четырех страничек «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Выполняя задания по различным предметам, вы будете получать иллюстрации, статьи, которыми в конце сможете украсить свою страничку.

 

Четыре прекрасных сезона в году, 
И каждому рады все люди

Зимой – это лыжи и санки!
Весной – это лужи, зелёные парки!
А летом – каникулы жаркие!
Лишь осенью грустно немного бывает –
Природа вокруг засыпать начинает...

Основная часть

- Работать сегодня вы будете в группах, сейчас каждая группа представится.

У Солнышка была любимая сестра-Земля. Солнце круглое, большое, жаркое, светлое, а Земля — тоже кругла, но маленькая, зелёно-голубая. Солнце очень любило Землю и её дочерей-красавиц. Первая дочь - Зима. Она спокойная, величавая. Солнце дарит ей много белого цвета, блеска, сияния.

Представление группы «Зима»

Зима:         Дел у меня немало: я белым покрывалом                                

Всю землю украшаю,

Белю поля, дома, зовут меня Зима.

Намело, навьюжило, все деревья в кружеве:                                         

Снег на соснах, на кустах,

В белых шубках ели.

И запутались в ветвях буйные метели.

Я любитель зимней стужи –                                                                

Я мороза не боюсь.

Я зимою не болею –

Я зимою веселюсь.

Кто сказал, что холод плохо?                                                                

Это просто ерунда!

Закаляйся, бегай, прыгай,

Насморк – это не беда!

Снег, мороз, метель и ветер                                                                

Для кого-то скукота.

Ну, а я люблю метели –

Ведь с зимою мы друзья.

Зима – это весело очень:                                                                 

В снежки поиграть и в хоккей.

А можно с горы покататься

На санках, на лыжах – смелей!

Вторую зовут Весна. Она радостная, говорливая, улыбчивая. И Солнце дарит ей нежность, красоту, много голубого, синего, зеленого цветов.

Представление группы «Весна»

Весна:         Я раскрываю почки в зелёные листочки,                                 

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня Весна.

Весна приходит постепенно:                                                                 

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,                                                                 

И вот уже летит скворец

В свой домик на стволе берёзы…

Пришла Весна. Зиме конец!

Солнце, словно янтарь, засияло,                                                         

Вновь укутало землю теплом.

Из-под снежного одеяла

Ручейки побежали кругом.

Легким шагом, пройдя по тропинке,                                                 

К лесу мрачному вышла весна.

И своею зелёной косынкой

Все деревья покрыла она.

На ветвях, где снежинки лежали,                                                         

Изумрудом блеснула листва.

А внизу на земле подрастала

Молодая трава-мурава.

Третья дочь - Лето. Она шумная, весёлая, красивая, озорная. И Солнце дарит ей радость, яркость и много разных цветов.

Представление группы «Лето»

Лето:         Я соткано из зноя, несу тепло с собою.                                

Я землю согреваю, купайтесь – приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я - Лето.

Лето — это море счастья,                                                                 

Лето — это море света,

Лето — это море ягод,

Лето — это буйство цвета!

Лето – это теплота!                                                                        

Лето – это красота!

Хоть ныряй, а хоть плескайся,

В море и в реке купайся!

А пойдёшь если в лес –                                                                        

В нём полным-полно чудес.

Земляника и малина,

И грибов полна корзина.

А пройдёшься по поляне                                                                

Как по морю, в океане –

Тут цветы и там цветы

Расчудесной красоты!

Лето, лето к нам пришло!                                                                

Стало сухо и тепло.

По дорожке прямиком

Ходят ножки босиком.

Четвёртая дочь - Осень. Она добрая, щедрая, пёстрая. И Солнце дарит ей богатство, красоту, величавость, много разных цветов: багряный, лимонный, бурый, золотистый.

Представление группы «Осень»

Осень:        Я - роскошь природы. Я - щедрость даров. Я - Осень.           
Нарядной царицей с гирляндой чудес
Рассыплю цвета от земли до небес.
Оранжево-красным залью изумруд.

Я - Осень, я золотом счастья цвету!

Закружила осень рыжие метели,                                                         

Золотые листья с клёнов полетели,

Закружился листьев пёстрый хоровод.

Заблестел на лужах первый тонкий лёд.

Повязала Осень пёстрый фартук                                                        

И ведёрки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

В лесу осиновом дрожат осинки.                                                        

Срывает ветер с осин косынки.

Он на тропинки косынки сбросит —

В лесу осиновом наступит осень…

Ходит осень в нашем парке,                                                                 

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине,

Зонтик жёлтый — тополям, фрукты осень дарит нам.

Летят, летят дождинки,                                                                 

Не выйдешь из ворот.

По вымокшей тропинке

Сырой туман ползёт.

Между четырех сестёр не смолкает шумный спор —

Кто важнее и нужнее —ссорятся уж с давних пор.

Зима.

Я — Зима — чиста, бела,                                                         

Землю снегом замела,

И мосты, стекла прозрачней,

Через реки возвела.

Дети любят мой приход,

Потому что Новый год —

Лучший праздник — наступает

И подарки всем несёт.

Весна.

Ты уж больно холодна,                                                         

Часто злишься и бледна,

Всех сестёр Весна милее —

Синеглаза и нежна.

Как капель, мой голосок,

Весь в подснежниках платок,

Солнце служит мне,

Сугробы превращает в ручеек.

Лето.

Хороша Весна-сестрица,                                                         

Но капризная девица.

Гриппом наградить, простудой

Всех и каждого стремится.

Лето — это благодать.

Всех теплом могу объять,

Земляникой угостить,

Радость и здоровье дать.

Осень.

Ты хвалиться не спеши,                                                         

Ты про мошек расскажи

Да про комаров противных,

Что живут в лесной глуши.

Осень — лучшая пора.

Отступает прочь жара,

Винограда, груш, арбузов

Зреет целая гора.

Зима.

Нет, сестра, ты не права,                                                         

Лучше всё-таки Зима.

Весна. Нет, Весна!                                                                

Лето. Не спорьте — Лето!                                                        

Осень. Рассудите нас, друзья!                                                

Хватит спорить вам сестрицы, да успехами хвалиться

Каждая из вас важна, самой главной быть должна

Но… в своё лишь время года, так устроена природа!

Вам теперь, наверно, ясно, что вы ссоритесь напрасно!

Присаживайтесь, милые сёстры, на свои места и давайте докажем всем, что каждое время года по-своему прекрасно и неповторимо!

Солнышко к нам спустилось на Землю, чтобы проверить ваши знания и приготовило для вас свои вопросы.

 «Разминка»

Я буду задавать вопросы, если вы услышите, что я говорю о вашем времени года, хором мне отвечайте и получайте картинки за правильные ответы.

  • Когда птицы улетают в тёплые края? (осенью)
  • Когда люди вывешивают скворечники? (весной)
  • Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебристым»? (зиму)
  • Какое время года наступает после весны? (лето)
  • Когда бывают самые длинные каникулы? (летом)
  • Когда распускается подснежник? (весной)
  • В какое время года начинается учебный год в школе? (осенью)
  • В какое время года медведь спит в берлоге? (зимой)
  • Когда день короткий, а ночь длинная? (зимой)
  • В какое время года зайцев называют «листопадничками»? (осенью)
  • Когда на деревьях появляются почки? (весной)
  • Какое время года между весной и осенью? (лето)

 «Сезонные явления природы»

        В природе постоянно происходят изменения, то идёт снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Явления природы - это изменения, которые происходят независимо от воли человека. Очень многие связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Я сейчас буду описывать сезонное явление, а вы должны будете мне его назвать. Если вы угадываете, оно появляется на вашей страничке газеты.

Команде «Зима»

  • Как называется обильное выпадение снега зимой? (снегопад)
  • Ледяная корка на поверхности земли, образовавшаяся вследствие замерзания талой воды (гололедица)
  • Как называется снежная буря с сильным ветром? (вьюга)

Команде «Весна»

  • Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озёрах начинает трескаться, постепенно лёд тает. Да ещё и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это … (ледоход)
  • Наступление тёплой погоды с таянием снега, льда (оттепель)
  • Атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом, сильным дождём с крупными каплями. Что это? (гроза)

Команде «Лето»

  • Маленькие капли влаги, оседающие на траве, листьях при наступлении утренней прохлады. Что это? (роса)
  • Одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, проявляется в виде разноцветной дуги (радуга)
  • Это выпадение из тучи шариков льда. Они могут быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца. (град)

Команде «Осень»

  • Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (дождь)
  • Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (листопад)
  • Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0 градусов. (заморозки)

 «Природа рисует красками»

Каждое из времён года по своему прекрасно; лето яркое, приносящее радость; осень золотая, печальная; зима белая, снежная; весна шумная, ласковая. Это можно увидеть на картинах художников. У композиторов тоже много произведений о временах года.

        Сейчас вы должны определиться в командах, кто будет рисовать картины. Прошу художников занять места и приступить к работе.

 «Прогулка»

Солнышко всегда радо работе Времён года. И каждый раз отправляет на Землю к сестрицам свою подругу Погоду. Настроение у Погоды изменчивое. Каждая из сестриц любит, когда люди гуляют на улице. Они всегда любуются ими и на душе у них светло и хорошо. А когда они ещё и одеты по погоде, то очень – очень радуются. И сейчас я предлагаю вам выбрать детей, которые одеты соответственно вашему времени года и прикрепить их на свою страничку газеты.

Почему надо уметь одеваться на прогулку по погоде?

(Чтобы сохранить своё здоровье. А если здоров, значит у тебя хорошее настроение).

«Узнай птиц по описанию»

У Солнца всегда хорошее настроение и очень много хлопот. Оно отправила вам птиц с заданиями. Но чтобы получить задание, отгадайте птицу по описанию.

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)

Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)

У этой птицы красивое пёстрое оперенье. Какая же она нарядная! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и горло – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

 «Орфограммы»

Вы получили от птиц задание:

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Наступила з…ма. Пуш…стым к…вром леж…т сне… на п…лях и х…лмах. В л…су можно ходить только на лыжах. Ударили сил…ные м…розы. Р…ка замёрзла. Р…бята сделали каток.

Наступила в…сна. Закапали днём слё…ки с крыш… . Руч…и поб…жали по доро…кам. Заз…ленели берё…ки. На д…ревьях поют солов…и. Гудят шм…ли и пчёлы. Ч…деса!

Наступила бол…шая засуха. Пыль ст…яла над п…лями. Руч…и и реч…ки высохли. Сухие ветки трещ…т от жары. Б…рё…ки и ду…ки опустили свои листоч…ки. Вдруг появилась туч…. Ударил гром. Полил дож…ь.

Наступила осень. Саша и …аня поб…жали в лес. Дерев…я сбросили  листоч…ки. Х…лодный вет…р играет сухими лист…ями. Идет дож…ь. Капли стуч…т по окнам. Р…бята ходят под з…нтами.

Береза-символ России

В нашей стране есть дерево, которое считается символом России.

Эта модница лесная часто свой наряд меняет:

В шубке белою зимой, вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом, в день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит. (берёза)

Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас, поэтому любимым деревом многих россиян является русская береза. К березе в России относятся с любовью. Белоствольная, величавая, изящная. Ее воспевают в песнях, ей посвящают удивительно проникновенные стихи, художники изображают ее красоту на картинах.

Белоствольная берёза – символ Родины моей.
Нету деревца другого сердцу русскому милей.
Изумрудная весною, а зимою – в серебре,
Машет веткой золотою всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко, полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка ты берёзку посади.

- Давайте представим себя березками.

                   Психологический этюд (Под музыку Чайковского).
Весенние берёзки просыпаются (
поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (
помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (
выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)
Ветерок серёжками играет (
руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают
(руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают
(покружиться).
А зимние от стужи замерзают (
обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает (
движения руками сверху вниз).

- Ребята, как в любое время года мы можем узнать березу?
(
Белый ствол с черными пятнами только у березы )
- Ребята, давайте покажем красоту нашей березки в разное время года.

Каждая группа получает технологические карты, по которым должна будет изобразить березку в определенное время года и в разных техниках:

  • зима – (работа с ватой)
  • весна – (работа с пластилином)
  • лето – (работа с шаблонами)
  • осень – (обрывная аппликация)

Видеоролик «Родные берёзы»

- Ребята, вы очень постарались. Ваши березки получились красивые, все разные.

- Художники тоже закончили свои работы и хотят нам их представить.

Заключительная часть

А сейчас настало время оформить странички газеты.

Итак, наша газета готова к выпуску.

Рефлексия

- Какое задание было самым интересным? Трудным?

Песня «Время года»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"

Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....

Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.

При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями.  Интеграция позволяет научить ...

Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе

У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках  - веление  времени. В да...

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе

В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...

Психологические и философские основы межпредметной интеграции

Важнейшим требованием к отбору содержания образования становится интеграция .Проблема изучения и практического применения интеграции  в процессе обучения младших школьников в общей системе дидакт...

Межпредметная проектная задача для рефлексивной фазы учебного года в 1 классе.

Итоговое занятие кружка «Хочу всё знать». 1 класс.Цель: создать условия для выявления у учащихся умения комплексного использования освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситу...