Межпредметный проект "Времена года"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Данное занятие внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению проводится в виде межпредметного проекта. Учащиеся работают над выпуском газеты "Времена года", состоящей из четырех страничек "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhpredmetnyy_proekt_vremena_goda.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Межпредметный проект «Времена года»
Тип проекта: творческий, коллективный, краткосрочный
Цель:
- обобщить знания учащихся о временах года, способствовать развитию познавательного интереса.
Задачи:
- повторить изученные орфограммы;
- закрепить умение самостоятельно работать по технологическим картам;
- развивать внимание, быстроту реакции, воображение, логическое мышление и творческие способности, связную речь;
- формировать эстетическое отношение к природе, способность наслаждаться многообразием и изяществом её форм, красок в любое время года.
Формируемые универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок примет участие в выпуске газеты «Времена года».
Результат – материальный продукт, созданный детьми – газета «Времена года»
Оборудование: картинки «Времена года», технологические карты для групп.
Ход занятия:
Вступительная часть
- Ребята, сегодня занятие пройдет в виде межпредметного проекта. Итогом нашей работы /продуктом/, станет выпуск газеты «Времена года», состоящей из четырех страничек «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Выполняя задания по различным предметам, вы будете получать иллюстрации, статьи, которыми в конце сможете украсить свою страничку.
Четыре прекрасных сезона в году,
И каждому рады все люди
Зимой – это лыжи и санки!
Весной – это лужи, зелёные парки!
А летом – каникулы жаркие!
Лишь осенью грустно немного бывает –
Природа вокруг засыпать начинает...
Основная часть
- Работать сегодня вы будете в группах, сейчас каждая группа представится.
У Солнышка была любимая сестра-Земля. Солнце круглое, большое, жаркое, светлое, а Земля — тоже кругла, но маленькая, зелёно-голубая. Солнце очень любило Землю и её дочерей-красавиц. Первая дочь - Зима. Она спокойная, величавая. Солнце дарит ей много белого цвета, блеска, сияния.
Представление группы «Зима»
Зима: Дел у меня немало: я белым покрывалом
Всю землю украшаю,
Белю поля, дома, зовут меня Зима.
Намело, навьюжило, все деревья в кружеве:
Снег на соснах, на кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях буйные метели.
Я любитель зимней стужи –
Я мороза не боюсь.
Я зимою не болею –
Я зимою веселюсь.
Кто сказал, что холод плохо?
Это просто ерунда!
Закаляйся, бегай, прыгай,
Насморк – это не беда!
Снег, мороз, метель и ветер
Для кого-то скукота.
Ну, а я люблю метели –
Ведь с зимою мы друзья.
Зима – это весело очень:
В снежки поиграть и в хоккей.
А можно с горы покататься
На санках, на лыжах – смелей!
Вторую зовут Весна. Она радостная, говорливая, улыбчивая. И Солнце дарит ей нежность, красоту, много голубого, синего, зеленого цветов.
Представление группы «Весна»
Весна: Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня Весна.
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе берёзы…
Пришла Весна. Зиме конец!
Солнце, словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом.
Из-под снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.
Легким шагом, пройдя по тропинке,
К лесу мрачному вышла весна.
И своею зелёной косынкой
Все деревья покрыла она.
На ветвях, где снежинки лежали,
Изумрудом блеснула листва.
А внизу на земле подрастала
Молодая трава-мурава.
Третья дочь - Лето. Она шумная, весёлая, красивая, озорная. И Солнце дарит ей радость, яркость и много разных цветов.
Представление группы «Лето»
Лето: Я соткано из зноя, несу тепло с собою.
Я землю согреваю, купайтесь – приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я - Лето.
Лето — это море счастья,
Лето — это море света,
Лето — это море ягод,
Лето — это буйство цвета!
Лето – это теплота!
Лето – это красота!
Хоть ныряй, а хоть плескайся,
В море и в реке купайся!
А пойдёшь если в лес –
В нём полным-полно чудес.
Земляника и малина,
И грибов полна корзина.
А пройдёшься по поляне
Как по морю, в океане –
Тут цветы и там цветы
Расчудесной красоты!
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Четвёртая дочь - Осень. Она добрая, щедрая, пёстрая. И Солнце дарит ей богатство, красоту, величавость, много разных цветов: багряный, лимонный, бурый, золотистый.
Представление группы «Осень»
Осень: Я - роскошь природы. Я - щедрость даров. Я - Осень.
Нарядной царицей с гирляндой чудес
Рассыплю цвета от земли до небес.
Оранжево-красным залью изумруд.
Я - Осень, я золотом счастья цвету!
Закружила осень рыжие метели,
Золотые листья с клёнов полетели,
Закружился листьев пёстрый хоровод.
Заблестел на лужах первый тонкий лёд.
Повязала Осень пёстрый фартук
И ведёрки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела.
В лесу осиновом дрожат осинки.
Срывает ветер с осин косынки.
Он на тропинки косынки сбросит —
В лесу осиновом наступит осень…
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине, фартук розовый — осине,
Зонтик жёлтый — тополям, фрукты осень дарит нам.
Летят, летят дождинки,
Не выйдешь из ворот.
По вымокшей тропинке
Сырой туман ползёт.
Между четырех сестёр не смолкает шумный спор —
Кто важнее и нужнее —ссорятся уж с давних пор.
Зима.
Я — Зима — чиста, бела,
Землю снегом замела,
И мосты, стекла прозрачней,
Через реки возвела.
Дети любят мой приход,
Потому что Новый год —
Лучший праздник — наступает
И подарки всем несёт.
Весна.
Ты уж больно холодна,
Часто злишься и бледна,
Всех сестёр Весна милее —
Синеглаза и нежна.
Как капель, мой голосок,
Весь в подснежниках платок,
Солнце служит мне,
Сугробы превращает в ручеек.
Лето.
Хороша Весна-сестрица,
Но капризная девица.
Гриппом наградить, простудой
Всех и каждого стремится.
Лето — это благодать.
Всех теплом могу объять,
Земляникой угостить,
Радость и здоровье дать.
Осень.
Ты хвалиться не спеши,
Ты про мошек расскажи
Да про комаров противных,
Что живут в лесной глуши.
Осень — лучшая пора.
Отступает прочь жара,
Винограда, груш, арбузов
Зреет целая гора.
Зима.
Нет, сестра, ты не права,
Лучше всё-таки Зима.
Весна. Нет, Весна!
Лето. Не спорьте — Лето!
Осень. Рассудите нас, друзья!
Хватит спорить вам сестрицы, да успехами хвалиться
Каждая из вас важна, самой главной быть должна
Но… в своё лишь время года, так устроена природа!
Вам теперь, наверно, ясно, что вы ссоритесь напрасно!
Присаживайтесь, милые сёстры, на свои места и давайте докажем всем, что каждое время года по-своему прекрасно и неповторимо!
Солнышко к нам спустилось на Землю, чтобы проверить ваши знания и приготовило для вас свои вопросы.
«Разминка»
Я буду задавать вопросы, если вы услышите, что я говорю о вашем времени года, хором мне отвечайте и получайте картинки за правильные ответы.
- Когда птицы улетают в тёплые края? (осенью)
- Когда люди вывешивают скворечники? (весной)
- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебристым»? (зиму)
- Какое время года наступает после весны? (лето)
- Когда бывают самые длинные каникулы? (летом)
- Когда распускается подснежник? (весной)
- В какое время года начинается учебный год в школе? (осенью)
- В какое время года медведь спит в берлоге? (зимой)
- Когда день короткий, а ночь длинная? (зимой)
- В какое время года зайцев называют «листопадничками»? (осенью)
- Когда на деревьях появляются почки? (весной)
- Какое время года между весной и осенью? (лето)
«Сезонные явления природы»
В природе постоянно происходят изменения, то идёт снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Явления природы - это изменения, которые происходят независимо от воли человека. Очень многие связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Я сейчас буду описывать сезонное явление, а вы должны будете мне его назвать. Если вы угадываете, оно появляется на вашей страничке газеты.
Команде «Зима»
- Как называется обильное выпадение снега зимой? (снегопад)
- Ледяная корка на поверхности земли, образовавшаяся вследствие замерзания талой воды (гололедица)
- Как называется снежная буря с сильным ветром? (вьюга)
Команде «Весна»
- Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озёрах начинает трескаться, постепенно лёд тает. Да ещё и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это … (ледоход)
- Наступление тёплой погоды с таянием снега, льда (оттепель)
- Атмосферное явление, когда между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, которые сопровождаются громом, сильным дождём с крупными каплями. Что это? (гроза)
Команде «Лето»
- Маленькие капли влаги, оседающие на траве, листьях при наступлении утренней прохлады. Что это? (роса)
- Одно из красивейших явлений природы, возникающее в результате преломления солнечного света в капельках воды, проявляется в виде разноцветной дуги (радуга)
- Это выпадение из тучи шариков льда. Они могут быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца. (град)
Команде «Осень»
- Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (дождь)
- Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? (листопад)
- Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0 градусов. (заморозки)
«Природа рисует красками»
Каждое из времён года по своему прекрасно; лето яркое, приносящее радость; осень золотая, печальная; зима белая, снежная; весна шумная, ласковая. Это можно увидеть на картинах художников. У композиторов тоже много произведений о временах года.
Сейчас вы должны определиться в командах, кто будет рисовать картины. Прошу художников занять места и приступить к работе.
«Прогулка»
Солнышко всегда радо работе Времён года. И каждый раз отправляет на Землю к сестрицам свою подругу Погоду. Настроение у Погоды изменчивое. Каждая из сестриц любит, когда люди гуляют на улице. Они всегда любуются ими и на душе у них светло и хорошо. А когда они ещё и одеты по погоде, то очень – очень радуются. И сейчас я предлагаю вам выбрать детей, которые одеты соответственно вашему времени года и прикрепить их на свою страничку газеты.
Почему надо уметь одеваться на прогулку по погоде?
(Чтобы сохранить своё здоровье. А если здоров, значит у тебя хорошее настроение).
«Узнай птиц по описанию»
У Солнца всегда хорошее настроение и очень много хлопот. Оно отправила вам птиц с заданиями. Но чтобы получить задание, отгадайте птицу по описанию.
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)
Сверху они все чёрные, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий, немного раздвоенный, будто рогатинка. (ласточка)
У этой птицы красивое пёстрое оперенье. Какая же она нарядная! Головка и спинка чёрные, на затылке - красное пятно, а на чёрных крыльях - белые пятнышки и полоски. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие, сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и горло – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
«Орфограммы»
Вы получили от птиц задание:
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
Наступила з…ма. Пуш…стым к…вром леж…т сне… на п…лях и х…лмах. В л…су можно ходить только на лыжах. Ударили сил…ные м…розы. Р…ка замёрзла. Р…бята сделали каток.
Наступила в…сна. Закапали днём слё…ки с крыш… . Руч…и поб…жали по доро…кам. Заз…ленели берё…ки. На д…ревьях поют солов…и. Гудят шм…ли и пчёлы. Ч…деса!
Наступила бол…шая засуха. Пыль ст…яла над п…лями. Руч…и и реч…ки высохли. Сухие ветки трещ…т от жары. Б…рё…ки и ду…ки опустили свои листоч…ки. Вдруг появилась туч…. Ударил гром. Полил дож…ь.
Наступила осень. Саша и …аня поб…жали в лес. Дерев…я сбросили листоч…ки. Х…лодный вет…р играет сухими лист…ями. Идет дож…ь. Капли стуч…т по окнам. Р…бята ходят под з…нтами.
Береза-символ России
В нашей стране есть дерево, которое считается символом России.
Эта модница лесная часто свой наряд меняет:
В шубке белою зимой, вся в серёжках весной,
Сарафан зелёный летом, в день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит, золотистый плащ шуршит. (берёза)
Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас, поэтому любимым деревом многих россиян является русская береза. К березе в России относятся с любовью. Белоствольная, величавая, изящная. Ее воспевают в песнях, ей посвящают удивительно проникновенные стихи, художники изображают ее красоту на картинах.
Белоствольная берёза – символ Родины моей.
Нету деревца другого сердцу русскому милей.
Изумрудная весною, а зимою – в серебре,
Машет веткой золотою всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко, полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка ты берёзку посади.
- Давайте представим себя березками.
Психологический этюд (Под музыку Чайковского).
Весенние берёзки просыпаются (поднять руки вверх),
И мило солнцу улыбаются (помахать руками над головой).
Летние косички заплетают (выполнять руками перекрёстные движения перед грудью)
Ветерок серёжками играет (руки перед грудью, потрясти кистями).
Осенние листочки осыпают (руки над головой, опустить руки вниз),
Кружась, листочки улетают (покружиться).
А зимние от стужи замерзают (обнять себя руками),
Пушистый снег их укрывает (движения руками сверху вниз).
- Ребята, как в любое время года мы можем узнать березу?
(Белый ствол с черными пятнами только у березы )
- Ребята, давайте покажем красоту нашей березки в разное время года.
Каждая группа получает технологические карты, по которым должна будет изобразить березку в определенное время года и в разных техниках:
- зима – (работа с ватой)
- весна – (работа с пластилином)
- лето – (работа с шаблонами)
- осень – (обрывная аппликация)
Видеоролик «Родные берёзы»
- Ребята, вы очень постарались. Ваши березки получились красивые, все разные.
- Художники тоже закончили свои работы и хотят нам их представить.
Заключительная часть
А сейчас настало время оформить странички газеты.
Итак, наша газета готова к выпуску.
Рефлексия
- Какое задание было самым интересным? Трудным?
Песня «Время года»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметный урок "Невидимые нити в зимнем лесу"
Этот урок есть в программе 2-го класса. Я предлагаю провести его в интеграции с уроком чтения и истории. В конспекте есть приложение с текстами....
Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.
При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интеграция позволяет научить ...
Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе
У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках - веление времени. В да...
Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...
Фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе
В рамках введения ФГОС НОО в школе административный и педагогический персонал школы проходят курсовую подготовку. предлагаю фрагмент комплексной проверочной работы на межпредметной основе для учащихся...
Психологические и философские основы межпредметной интеграции
Важнейшим требованием к отбору содержания образования становится интеграция .Проблема изучения и практического применения интеграции в процессе обучения младших школьников в общей системе дидакт...
Межпредметная проектная задача для рефлексивной фазы учебного года в 1 классе.
Итоговое занятие кружка «Хочу всё знать». 1 класс.Цель: создать условия для выявления у учащихся умения комплексного использования освоенных в разных предметах способов действий в модельной ситу...