Исследовательская работа: "Мы видим то, что видим или то, что знаем?"
проект (4 класс) на тему

Тулякова Светлана Борисовна

Исследовательская работа: "Мы видим то, что видим или то, что знаем?" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vidim_to_chto_vidim_ili_to_chto_znaem.rar1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1393 «Школа РОСТ»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Проектная работа по теме:

«Мы видим то, что видим или то, что знаем? Или можно ли слепо доверять мозгу»

Авторы:

Рыбникова Дарья, 4 «Б»,

Сачек Елизавета, 4 «Б» и

Научный руководитель:

Учитель начальных классов Тулякова Светлана Борисовна

Москва 2016


Паспорт проектной работы.

1.Название работы: «Мы видим то, что видим или то, что знаем? Или Можно ли слепо верить мозгу».

2.Руководитель проекта: Тулякова Светлана Борисовна (учитель начальных классов).

3.Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: окружающий мир.

4.Возраст учащихся, на который рассчитана информационно-исследовательская работа: 4 класс.

5.Состав проектной группы: Рыбникова Дарья — 4 класс «Б»

Сачек  Елизавета — 4 класс «Б»

6.Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

  • обсуждение темы, проблемы, гипотезы — совместно;
  • выбор этапов работы — совместно;
  • сбор информации — работа индивидуальная;
  • анализ информации — совместно
  • проведений исследований — совместно;
  • подготовка к презентации — совместно.

7.Типология проекта: информационно-исследовательский.

8.Цели проекта:

  • приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;
  • развитие способности к исследовательскому типу мышления;
  • знакомство с информацией;
  • создание информационного сообщения по теме проекта;
  • создание презентации по материалам проекта

9.Задачи проекта:

           -развивать умение обобщать, выполнять сравнительный анализ и делать выводы в ходе исследования;

           -развивать навыки самостоятельности и активности, умения привносить творческую окраску в исследовательскую деятельность, используя информационные технологии;

           -провести опрос  среди учащихся;  проанализировать данные и определить для себя может ли мозг обмануть.

     

 Лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения.  

Выбор возрастной категории учащихся: создание проекта ориентировано на учащихся 4 классов.

Выбор и обсуждение темы проекта

Тема проекта: «Мы видим то, что видим или то, что знаем? Или Можно ли слепо верить мозгу»

Проблемы проекта:  На основании доступных примеров и научных данных провести опрос и выяснить обманывает ли мозг наших ровесников.

Гипотеза проекта:

  •  Всегда ли мы видим именно и только то, что видим?

Формулирование  целей проекта:

- приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности;

- развитие способности к исследовательскому типу мышления;

Формулирование задач проекта:

            - развивать умение обобщать, выполнять сравнительный анализ и делать выводы в ходе исследования;

           - развивать навыки самостоятельности и активности, умения привносить творческую окраску в исследовательскую деятельность, используя информацию;

           - провести опрос  среди учащихся ;

           - проанализировать данные.

Время проведения первого этапа проекта (учителем): 3-я неделя октября

Определение формы представления результатов группой.

Группа из двух человек. В группе уточняются для себя вопросы и ответы, которые надо доказать в исследованиях, а так же выбирают форму представления результатов в виде презентации и устной презентации проекта.

Время проведения второго этапа проекта: 4-я неделя октября

Поиск источников информации по теме исследования и их использование. Сбор информации из газет, журналов, с сайтов в Интернете.

Время проведения третьего этапа проекта (практический этап): 1-я неделя декабря

Самостоятельная работа учащихся:

                -работа каждого ученика строго по плану проекта

                -обработка исследований и обсуждение результатов в сроки установленные проектом.

Самостоятельная работа группы:

  Консультирование группы с учителем.

Подготовка учащимися презентации по отчёту о проделанной работе.

 -преставление презентации, как отчёта в форме доклада на 10-15 мин.;

-подготовка папки проекта (теоретической и исследовательской деятельности группы);

«Мы видим то, что видим или то, что знаем?» или «Можно ли слепо доверять мозгу».

Обоснование темы. В течение столетий многие из лучших умов человечеств в философии, экономики и социологии выстраивали свои теории исходя из того, что человек — рациональное существо и действует рационально и логично. Оказывается, это не так. Мы зависим от наших пяти чувств и мы полностью отрицаем, что они могут нас обманывать. Наша реальность слеплена с помощью различных частей нашего мозга, работающих часто не как целостный орган, а как спорящий коллектив. Мы слепо верим, что наш мозг делает всё отлично, а он со своей стороны пытается в этом нас убедить с помощью лжи и обмана. 

Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы искали в своей информационно-исследовательской работе.

Цель и задачи исследовательской работы – знакомство с некоторыми (не забывайте, пожалуйста, что мы только в 4-классе), наиболее понятно-доступными приемами «как мозг обманывает»; создание информационного сообщения по теме проекта; создание презентации по материалам проекта (подбор библиотеки рисунков и роликов по теме); создание подборки интересных материалов по теме проекта, проведение тестов для демонстрации и сбора информации.
Гипотеза исследования: Не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.

Введение: В прошлом году нами был представлен проект «Иллюзорность или Не верь глазам своим», тогда появилась после рассказа одного из родителей о интересном документальном фильме, но тк названия фильма не было известно, то мы по рассказу предположили, что в фильме рассказывалось о зрительных иллюзиях. В процессе подготовки мы так и не смогли найти тот фильм, но еще тогда узнали, что некоторые иллюзии возникли не только из-за того, что наши глаза нас могут обмануть, но и наше мышление, наш мозг. Поэтому в продолжении прошлогоднего проекта, мы решили более подробно узнать «может ли такое быть».

Так каким же образом наш мозг нас обманывает?

1. Ваши глаза могут заставить вас услышать слова или эффект МакГурка:

Разговор - это довольно простой процесс. Звук исходит из уст человека и попадает нам в уши, и … все! Мы слышим, что он говорит. Вроде бы эта схема отлично работает, что же может пойти не так?  Глаза... 
Наши глаза могут перевернуть все
 с ног на голову. Зрение является доминирующим чувством в организме человека, а это значит, что именно глаза определяют то, что слышат ваши уши. На канале ВВС был показан ролик, в котором можно увидеть (и услышать) как парень говорил "ба-ба-ба" снова и снова. После этого он вдруг переходил на "фа-фа-фа", по крайней мере если верить глазам... А на самом деле? Звук не менялся, поменялась только «картинка на экране», те голос по прежнему говорил «ба-ба-ба» и на него наложили «картинку» с говорящим «фа-фа-фа» и поскольку артикуляция изменилась, то кажется, что изменился и звук. «Обман» пропадает если отвернуться или закрыть глаза. Эта называется эффектом МакГурка, и самое интересное заключается в том, что если вы даже знаете, какой звук произносится на самом деле, то уши всё равно будут слышать то, что подсказали глаза. Как правило, эффект МакГурка усиливается при разговоре с незнакомцем и уменьшается при разговоре со знакомым.

Но это не единственный момент, когда ваши глаза вас подводят... 

2. Ваш мозг может удаляет объекты из поля зрения, особенно при движении.

Вы думаете, что это ложь?

Мы все не раз наблюдали оптические иллюзии, но это лишь малая часть того, как мозг может обманывать наши органы чувств, например он способен игнорировать свет фар в ночное время в зеркале заднего вида, когда вы ведёте машину. Учёные называют этот феномен «слепотой, вызванной движением», считается что это результат того, что мозг отбрасывает информацию, которую он считает неважной. Ведь рядом с нами постоянно слишком много информации: звуки, запахи, объекты, в том числе и движущиеся и если бы наш мозг обрабатывал полностью все информацию, то был бы просто перегружен… Таким образом, он отсеивает бесполезные, как он считает, вещи. Вот почему случайных людей, идущих по улице мимо вас вы через 1-2 минуты уже не вспомните. Получается, что Мозг начинает лгать, поскольку отбрасывает большую часть данных, как только решает, что они не нужны.

3. Ваш мозг меняет то, что видят ваши глаза, чтобы создать смысл.
Когда мы смотрим, видим, наблюдаем… глаза не только линзы, которые просто записывают то, что находится перед вами. Вместе с этим мозг регулирует изображение в соответствии со своими знаниями, опытом.

На рисунке квадраты одного цвета? А если закрыть середину?

Такой эффект происходит от того, что создан эффект освещения одного и затемнения другого, а мы знаем что освещённые предметы светлее и ярче, а предметы на которые падает тень, гораздо более тёмные. Если мы уберём этот эффект затемнение и осветление, которое искусственно на картинку нанесено, мы увидим абсолютно одинаковые серые квадраты. Получается это то, что мы знаем? Или то, что мы видим?

4. Глаза способны влиять на вкус еды.

Если у человека нет отклонения, называемого синестезией, то он вряд ли задумывается о том, каков цвет на вкус или наоборот — как вкус выглядит. Но на деле эти чувства взаимосвязаны: наши глаза определяют, насколько та или иная пища придётся нам по вкусу, и дело не только в том, что мы больше хотим есть ту пищу, которая выглядит аппетитно.
Например, в одном из экспериментов участникам горячий шоколад казался вкуснее, если они пили его из чашек оранжевого или кофейного цвета, а вкус клубничного желе показался полнее, если блюдо подано на белой тарелке, а не на тёмной.

5. Мозг может «менять» размер окружающих объектов.

К сожалению вставить ролик в текст пока еще невозможно, поэтому мы приведем пример отличный от того, который взят нами для презентации и который мы показывали на тестах учащимся.

Глаза могут обманывать нас относительно размера объектов которые мы видим, взгляните на две красные линии на картинке, какая из них длиннее?

Для нас та, что справа? Согласны?! Мы абсолютно нормальные люди, и еще мы с вами ошиблись, если поместить эти линии рядом или измерить их, то мы убедимся в том, что они одинаковые. Мозг уменьшил линию слева по той же причине, по которой нам показавшаяся на горизонте луна кажется большой, а по мере прохождения она уменьшается, все дело в перспективе. А если убрать перспективу?

Как в случае с двумя мячами из презентации? В этом случае мозгу не хватило информации и он выдал ответ «на скорую руку» из своего опыта и интерпретируя события, опираясь на легкие в применении эмпирические правила.

5. А вы можете забыть, где находятся ваши конечности?

Уверены что нет? А на самом деле можете, если положить рядом с вашей рукой поддельную резиновую руку а настоящую рука накрыть, так что вы видите только кисти (свою и резиновую), то достаточно просто одновременно прикоснуться к обеим рукам, чтобы ввести ваш мозг в заблуждение: вы не видите вашу настоящую руку и автоматически принимаете поддельную — видимую — руку за свою. Если же ударить искусственную руку молотком, то вы вздрогните, хотя и не почувствуете боли — мозг инстинктивно отреагирует на удар.

Это явление, также называемое проприоцепцией, показывает, что ваши глаза играют огромную роль в осведомленности о собственных частях тела: она позволяет вам вести машину, не глядя на свои ноги, или вслепую набирать текст на клавиатуре…
Проприоцепция часто используется для лечения фантомных болей после ампутации — достаточно показать пациенту искусственную конечность с помощью зеркала, чтобы мозг решил, что рука или нога всё ещё на месте.

Получается, что не всегда обман мозга плох?

На основании вышеизложенного мы провели опрос, с показом отобранного материала.

В эксперименте приняли участие  46 учеников.
На 1 тест (движущий квадрат и пропадающие точки) мы получили 7 верных (15,22%) верных и 39 (84,78%) не верных ответов;

на 2 тест (серые квадраты) 2 верных (0,92%) и 44 не верных (99,08%) ответов;
на 3 тест (мячи), мы получили 3 (1,38%) верных и 43 (96,62) не верных ответов.        

Вывод:

Мы провели исследования среди учащихся начальной школы и определили, что учащихся так же обманывает мозг, как и в просмотренных и прочитанных нами материалах. Эксперимент показал, что мы не всегда видим то, что есть на самом деле, следовательно, наша гипотеза верна. Мы пришли к выводу: объекты и явления, которые мы видим, не всегда соответствуют реальности и являются правдой.

         С помощью представленной работы мы рассмотрели некоторые виды обманов мозга, проверили насколько это можно утверждать на примере учащихся. Мы постарались ответить на вопрос : «Мы видим то, что видим или то, что знаем? Или Можно ли слепо верить мозгу». Научные исследования и собственные тесты позволяют нам говорит о том, что мозг не является структурой, формирующейся раз и навсегда, он — система, развивающаяся на протяжении всей нашей жизни, которой вовсе не чуждо то, что считалось исконно человеческими качествами – легкий обман во благо всего организма.

И да, к сожалению мы не смогли раскрыть секрет «Так мы видим то, что видим? Или то, что знаем?», но это не беда, впереди еще много школьных лет))) да и над ответом на этот вопрос до сих пор бьются лучшие умы человечества…

Как все было)))) СПАСИБО УЧАСТНИКАМ!

Список материалов, использованных в работе:

1. Научно-популярный сериал Brain Games - National Geographic Channel

2. Ролики от канала BBC

3. интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Виды роз и способы их размножения"

В работе рассмотрены наиболее известные виды роз и способы их размножения. Описаны способы размножения чайно-гибридных роз в домашних условиях. Работа была направлена для участия  в конкурс...

Исследовательская деятельность - один из самых эффективных видов деятельности учащихся.

Эффективное усвоение знаний  я обеспечиваю организацией исследовательской  деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических дейст...

Презентация к исследовательской работе: Шарлотка.Виды и история происхождения.

Презентация к исследовательской работе: Шарлотка.Виды и история происхождения....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Исследовательская работа "ВИДЯТ ЛИ КОШКИ В ТЕМНОТЕ?"

Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему мы так любим кошек? Я люблю кошек за то, что они нежные, теплые, ласковые и очень забавные. Почти у каждого человека хоть раз в жизни жили кот или кошка. Каждый...

Исследовательская работа "Медицинские термометры и их виды"

В работе рассматриваются виды медицинских термометров. Выявляются их многообразие, удобство применеия, положительные и отрицательные стороны....