Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
статья на тему

Ямашева Юлия Николаевна

Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitel2017.docx307.59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

              «Расскажи мне, и я забуду,

                                         покажи мне, и я запомню,

                                         вовлеки меня – и я пойму».

                                        Китайская мудрость

Я работаю учителем с 2012 года и  люблю свою работу. Не жалею о том, что выбрала именно эту профессию.  Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, свои уроки стараюсь сделать яркими, продуктивными и современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поэтому я поставила перед собой цель - сделать учебный процесс максимально эффективным с помощью использования ЭОР.  Ведь современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Бурное развитие новых информационных технологий и их внедрение  в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.                                                    

В связи с этим меняется и роль учителя, который постепенно становится координатором информационного потока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

И так что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Как и по каким направлениям  можно классифицировать ЭОР?

1.По технологии создания:

Текстографические и мультимедиа.

2.По среде распространения и использования:

Интернет-ресурсы онлайн – работающие только в режиме подключения к сети Интернет

Интернет-ресурсы оффлайн – их можно скачать, инсталлировать на компьютер и использовать без Интернета

ресурсыдля «электронных досок»

3.По содержанию:

Учебники, рабочие тетради, лабораторные работы, электронные справочники и словари, викторины.

4.По принципу реализации:

мультимедиа-ресурсы

презентационные ресурсы

системы обучения

5.По составляющим входящего в них содержания:

лекционные ресурсы

практические ресурсы

ресурсы-имитаторы (тренажеры)

контрольно-измерительные материалы

Как на практике я применяю ЭОР?

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при подготовке к уроку  я стараюсь предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, может быть для контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: это мугут быть тесты; контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; презентации и проекты. Нельзя ограничивать свои возможности и сужать возможности наших учеников одной только демонстрацией презентации. Нужно обязательно знакомиться с лучшими авторскими разработками уроков для начальной школы с использованием ИКТ, внеклассными занятиями, дидактическими играми, тренажерами, тестами и другими цифровыми методическими ресурсами. Для этого работает достаточно много образовательных порталов, где я и каждый учитель может выбрать  для своих учеников нужную и необходимую информацию.

Приведу пример использования ЭОР на своих уроках.

1.Это работа с электронными приложениями к учебнику. Страницы электронного приложения существенно дополняют урок за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок. С его помощью легко объяснять новый материал на уроке, систематически проводить индивидуальную работу с учениками на уроке, организовать повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся. При работе с ЭП дома учащийся сможет самостоятельно повторить теоретический материал и выполнить упражнения с самопроверкой. Целесообразность использования ЭП заключается в  следующем: это быстрая обработка результатов и определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции). А главное, теперь не нужно проверять  тесты - приложение сделает это за нас, что существенно сэкономит наше время.

В программе «Школа России» одним из  содержательных  пособий данного типа наиболее интересным, грамотным и эффективным считаю электронное пособие к учебнику Канакиной В. П.  «Русский язык», которое я  использую при проведении учебного курса по русскому языку.

        Страницы электронного приложения не просто повторяют страницы учебника, но и существенно дополняют его за счет интерактивных заданий, видеорядов, информационных ссылок.

Пособие включает в себя все основные темы, изучаемые в течение учебного года. Каждая тема содержит следующие разделы:                                                                                                  

1. Анимация (изложение правил и определений).

2. Упражнения на отработку навыков правописания

3. Упражнения из рабочей тетради

4. Словарная работа

5. Развивай свою речь

6. Проверочная работа

7. Интерактивные игры

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=37126 С помощью приложения  учащийся самостоятельно повторяет теоретический материал,  систематически проводится  индивидуальная  работа  с учениками на уроке, организуется повторение тем, вызывающих наибольшие затруднения у учащихся, выполняются  упражнения с самопроверкой.
        Пробежимся по разделам.

Раздел «Анимация» - это краткое озвученное объяснение основных аспектов темы, сопровождающееся наглядностью. Термин «анимация» означает «анимационное кино», «мультипликационное кино».

В этом разделе большим плюсом является возможность использования смены ролевых функций (объяснение  темы звучит не из уст учителя). Таким образом, мультимедийный материал электронного приложения реализует принцип интерактивной наглядности, создаёт эффект погружения в обучающую программную среду и позволяет установить взаимодействие с ней.

        Разделы  «Упражнения» являются готовыми интерактивными тренажёрами по изучаемой теме. Количество упражнений достаточно большое, разнообразное. Например, при изучении темы «Из чего же, из чего же состоят слова» электронное приложение предлагает такие игры, как «Слова-родственники» (найди лишнее слово); «Помоги братьям Лосям спуститься на землю» (собери группы однокоренных слов); «Помоги гномам починить домик» (корень потерялся) и другие.

        Задания раздела «Развивай свою речь» формируют универсальные коммуникативные умения: дети учатся формулировать собственное мнение, а также договариваться со сверстниками и находить общее решение проблемы.

        При изучении темы «Ударение над гласной может сделать букву ясной» учащимся предлагается творческое задание «Помоги Кваку перебраться на другой берег» (учащиеся составляют текст из предложенных предложений).

        Очень насыщенным по содержанию является блок «Словарная работа». Здесь и наглядность, и звуковое сопровождение, и лексическое значение словарных слов, и работа с данными словами в предложениях (в том числе в пословицах).

При работе с этим блоком учащиеся вводят текст с помощью клавиатуры, закрепляют изученные слова.

        Изучая тему «Незаменимый мягкий знак» учащиеся закрепляют написание таких словарных слов, как «мебель», «коньки», «пенал», «сапоги». Эта работа усложняется от занятия к занятию.

        В пособии раздел «Проверочная работа»  представлены в виде игры и являются подготовкой к письменной проверочной работе. Ученики, выполняя такие работы (они даются после изучения одной и  нескольких тем) могут оценить свои достижения.

        Раздел «Интерактивные игры» включает задания разных тем и предназначены как для индивидуальной, так и для групповой работы.

        Необходимо также отметить, что  наглядные персонажи пособия очень нравятся учащимся, а добрый искренний смех детей во время урока – необходимая «разрядка» на стадии переутомления.

        Таким образом, данное электронное приложение позволяет проводить занятия курса  на высоком эмоциональном уровне (музыка, анимация). Обеспечивает наглядность. Привлекает большое количество дидактического материала. Повышает объём выполняемой работы на уроке. Обеспечивает высокую степень дифференциации обучения

В приложении к учебнику «Математика» М.И. Моро, 4 класс это: решения задач, тренажёры, проверочные работы, развивающие игры и многое другое. В пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК.

Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро, 4 класс

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс, авт. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. является интерактивным мультимедийным компонентом УМК. Это приложение так же можно  использовать для совместной с учителем работы учащихся в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В пособие включены:

  • Фотографии
  • Анимации
  • Видеофрагменты
  • Интерактивные игры
  • Тесты

http://prosv.ru/Attachment.aspx?Id=37265

Электронные приложения существуют для всех учебников серии «Просвящение»их можно скачать на сайте «Просвящение» в разделе «Каталог»

Издательство «Просвещение»

1. Каталог электронных приложений: http://www.prosv.ru/catalog.aspx?ob_no=209

2. Новинки: http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=41615

3. Электронные пособия: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=7037

4. Бесплатные электронные приложения к учебникам http://www.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=16495

Также сейчас должна стартовать площадка с электронными приложениями для учащихся начальных классов на школьном портале.

2. Использование видео физминуток на уроке.  Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Продолжительность 2-3 минуты.

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток

Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение.

Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели.

Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д.

Вовремя контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.

Физкультминутки лучше всего систематизировать:

1.Оздоровительно- гигиенические физкультминутки

Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи,, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать ножками”.

На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами.

2.Танцевальные физминутки

Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

3.Физкультурно-спортивные физкультминутки

Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.

4.Подражательные физкультминутки

Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.

6.Двигательно-речевые физкультминутки

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

Самые популярные у детей физминутки- это видео

3. Включение в процесс обучения аудио и  видео средств, которые  позволяют реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышают интерес к учёбе.  Одной из передовых технологий и средств обучения является видеоурок. И так, что это такое?

Видеоурок  представляет собой обычный показ презентации или демонстрация какой-либо компьютерной программы с голосовым сопровождением.   Сейчас обучающее видео – это целая отрасль образования. Как же строится современный мультимедийный урок? Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность   информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной среде электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидактические функции.

В структуре урока могут быть отражены все компоненты и звенья процесса обучения, а также обязательное чередование видов деятельности за компьютером и без него:

  1. Актуализация (повторение учебного материала, первичное усвоение материала) – за компьютером и (или) без компьютера.
  2. Формирование ЗУН (освоение и осмысление блока учебной информации, закрепление учебного материала) – за компьютером и (или) без компьютера.
  3. Применение (применение учебного материала на практике, проверка уровня усвоения материала) – за компьютером и (или) без компьютера.

Несомненно, что для этой структуры урока возможны варианты и модификации. Выбор оптимальных организационных форм и методов остается за учителем.

Рекомендации по проведению мультимедийного урока

  1. Не в коем случае учитель не должен дублировать текст экрана (за исключением отдельных случаев). Заглядывать на экран нужно только в случае необходимости.
  2. Не забывайте об указке! Она позволит вам не загораживать экран.
  3. Появление следующего слайда должно логично вытекать из сдержания предыдущего. Хорошо, если учитель озвучит появление следующего учебного эпизода, а затем начнется его демонстрация
  4. Не нужно затягивать паузу при предъявлении следующего слайда. От этого теряется темп урока, создается впечатление, что и учитель сам не знает, что появится дальше.
  5. Не стоит превращать урок в комментирование слайдов

А теперь самое главное- здоровьесберегающая составляющая урока . Проблема здоровьесбережения остается до сих пор нерешенной и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около 20 лет назад санитарно-гигиенические нормы устарели. В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов. Арсенал образовательных учреждений пополнился цифровыми и мультимедийными проекторами, интерактивными досками.

Проведение мультимедийного урока  отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть в экран. Необходимо чередовать виды учебной деятельности.

Важнейший вопрос- сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности)

Использование ионизаторов и увлажнителей воздуха, комнатных растений, выделяющих кислород,- еще одно условие здоровьесбережения.

Также мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информацией на уроке, что, в свою очередь способствует повышению утомляемости детей. 

Участники "СанПины" для компьютерного класса определили особые рамки, за которые не должен выходить учитель, позволяя детям долгое время сидеть за компьютером. Итак, стандартные правила для обычной российской школы таковы:

для детей, которые учатся в первом классе, в возрасте от шести до семи лет, нормальное время для работы за компьютером на уроке информатики составляет 10 минут. Для ребят, учащихся в классах, начиная от второго, и заканчивая пятым, общая продолжительность работы за компьютером составляет 15 минут.

Использование видеоуроков  при обучении  имеет много  преимуществ:

при подготовке видеоурока  весь материал чётко спланирован, продуман ход объяснения, что не всегда получается на традиционных уроках;

видеоуроки можно использовать, при объяснении нового материала,  при обобщении пройденного и для контроля;

 с помощью видеоуроков можно сделать учебный материал более наглядным и интересным для детей начальной школы.

Первое видео  было создано  для урока технологии по  теме «Оригами «Кот». Этот метод был апробирован в  3 «В» классе.    

Благодаря этой технологии у учителя появляются новые возможности:

в любой момент можно остановить видео, подождать тех детей, которые выполняют задания медленнее или вернуться в начало и повторить сложные моменты;

учитель во время показа видео может оказать индивидуальную помощь ученикам;

есть возможность отправить задание детям, которые болеют или находятся на семейном и надомном обучении;

видеоурок можно разместить в образовательном пространстве, которое есть у каждого класса начальной школы.

Из опыта работы можно сказать, что видеоуроки – современный и эффективный способ обучения, который можно применять при изучении любого учебного предмета. В своей работе я использую готовые видео, аудио уроки сайтов:

 http://www.InternetUrok.ru,

 http://www.openclass.ru/dig_resources

Преимущества такого урока:

- делает наше объяснение максимально наглядным;

- видео уроки гораздо эстетичнее, чем мел и доска, поэтому воспринимаются учениками гораздо лучше

- урок становится нестандартным, отличным от других предметов, а значит уже интересным.

Исследования показывают, что усвояемость видео информации в 5-6 раз больше по сравнению с текстовой. Плюс видео уроки можно использовать и дома, в любое время при поворении материала.

Таким образом, внедрение ЭОР в образовательный процесс не модное увлечение, а веление времени. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок не эффективен и, по большому счету, бесполезен, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не посчитан по всем этапам с четко выверенными дидактическими целями воспитательными развивающими задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...