Из опыта работы дошкольной гимназии
статья на тему

Теребило Татьяна Владимировна

В даной статье представлен опыт работы дошкольной гимназии. Цели и задачи работы, краткое описание содержания работы и используемых учебных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы дошкольной гимназии23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольная гимназия в нашей школе была создана в  1993г. Таким образом, в МАОУ СОШ №7  она работает уже  24 года.

Всем известно, что начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Поэтому целью работы дошкольной гимназии является – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации к новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Основные задачи работы дошкольной гимназии:

  • Обеспечение возможности единого старта школьного обучения для детей, не посещающих ДОУ;
  • Формирование готовности детей к школьному обучению;
  • Создание условий для развития индивидуальных способностей ребенка;
  • Сохранение и укрепление здоровья детей;
  • Обеспечение более быстрой адаптации к школьному обучению;
  • комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.

Работа в  группах дошкольной гимназии строится с учетом следующих содержательных линий:

  • линия формирования произвольного поведения;
  • линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
  • линия мотивационной готовности (по Д.Б. Эльконину, Л.Ф.Обуховой).
  • линия развития психических процессов: памяти, внимания, мышления;
  • линия развития  коммуникативных способностей ребенка.

  Учебный план включает в себя 6 предметов:

Развитие речи.

Математика с элементами логики.

Логопедические занятия.

Иностранный язык (английский).

Изобразительное искусство.

Музыка.

Программа занятий дошкольной гимназии по подготовке  детей к школе  рассчитана на  6 месяцев обучения (занятия проводятся с октября по март месяц) и предназначена для детей    6 лет. Занятия проходят 3 раза в неделю продолжительностью 25  минут  (Вторник, четверг с 18.30, по 3 занятия, суббота - с 10ч., 4 занятия).

В нашей дошкольной гимназии практикуется кабинетная система, все занятия проходят в разных кабинетах, поэтому на перемене дети переходят из класса в класс.

Следует отметить, что с каждым годом увеличивается количество  учеников дошкольной гимназии. Так если в 2013 году  у нас было 5 групп по подготовке к школе и их посещали 80 будущих первоклассников, то в 2017 году у нас действует 8 групп, которые  посещают  136 дошкольников

Образовательный процесс в группах подготовки к школе  строится на основе комплексной программы “Школа-2100”. При выборе программы мы руководствовались тем, что эта программа прошла экспертизу и имеет гриф Министерства Образования и Науки  Российской Федерации; содержание программы соответствует требованиям стандарта по дошкольному образованию и обеспечивает подготовку детей к школе; имеются авторские методические пособия и дидактические материалы по всем разделам программы.

Образовательная программа “Школа-2100” состоит из авторских программ:

- “Раз – ступенька, два – ступенька…” (практический курс математики для детей  6 лет) (авторы - Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, Н.П.Холина).

- “По дороге к Азбуке” (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) (авторы - Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р.Кислова)

- «Букварь Жуковой Н.С»

Материал в комплекте построен по принципу последовательности и взаимодополнения по всем разделам, что даёт возможность педагогу творчески подходить к образовательному процессу, не останавливаться на одном и том же материале. Данный подход позволяет простраивать целостность образовательного процесса без постоянных повторений одного и того же материала в разных видах деятельности, что способствует лучшему усвоению материала.

Программа  даёт возможность развить диалогическую и монологическую речь детей при освоении всех курсов, что необходимо для дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Особо стоит отметить методическую разработанность предложенного материала в виде методических рекомендаций по каждому из обозначенных направлений. Методическое обеспечение по всем разделам и рабочие тетради для детей дисциплинируют ребёнка, приучают его к аккуратности и дают возможность педагогу моделировать занятия с той или иной степенью самостоятельной трактовки, а также направлять работу родителей с детьми. Пособия красочны, воспринимаются детьми с радостью открытия нового материала, доступны по содержанию и технологии преподнесения.

Программа дошкольной гимназии построена с учётом возрастных возможностей детей, большое внимание уделено решению творческих задач. Формирование мотивации к обучению достигается путем выполнения занимательных заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность лучше усваивать новые знания. Занятия, проходящие в свободной игровой форме, помогают снять напряжение ребенка, а динамические переменки позволяют переключать внимание с одного задания на другое. Дети находятся за столом лишь непродолжительное время, необходимое для выполнения определенного задания, что с одной стороны приучает их к дисциплине, с другой — не позволяет им утомиться. Дети учатся усидчивости, необходимой в школе, постепенно привыкая к тому, что в классе необходимо слушать учителя и трудиться.

      Занятия проводятся в группах по 15  детей, что позволяет педагогу находить индивидуальный подход к каждому ученику, помогая развивать его творческий потенциал. Учебные программы не дублируют программу 1 класса.

               Дошкольная гимназия работает под руководством опытного педагога – заместителя директора по учебно-воспитательной работе Фокиной Надеждой Ивановной. Работают в гимназии до 10 учителей. Основные предметы - обучение грамоте и математику - ведут учителя начальной школы, работающие в 4 классах  и на следующий учебный год набирающие первые классы. Таким образом, у них есть возможность поближе познакомиться с детьми и помочь родителям в выборе подходящего учебно – методического  комплекта для своего ребенка.

       

Занятия в дошкольной гимназии не прерываются в каникулы и  в актированные дни.

Весной проводится диагностика детей с целью выявления уровня адаптации, определения  степени готовности детей в школе.

Среди родителей проводится анкетирование.  Родители довольны работой гимназии, отмечают, что подобная подготовка дошкольников способствует быстрейшему формированию у детей желания учиться.

Что ребенок будет знать и уметь после окончания гимназии?

У ребенка будет сформирован обширный запас начальных знаний, необходимых для поступления в первый класс, а кроме того, он:

  • будет уметь составлять слова из слогов и предложения из слов
  • будет уметь выделять звуки из потока речи
  • будет уметь пересказывать услышанное
  • научится правильно держать ручку
  • будет знать прямой и обратный счет
  • научится складывать, вычитать и сравнивать числа
  • сможет решать логические задачи и многое другое

И самое главное, ребенок будет уметь устанавливать отношения со сверстниками и педагогами, получит коммуникативные навыки и сможет уверенно чувствовать себя в новом коллективе.

Сплоченная работа педагогов нашей дошкольной гимназии в первую очередь направлена не  на развитие  отдельных знаний и умений, а на формирование   всех основных элементов, составляющих набор  "школьной готовности". Это, прежде всего, развитие мотивационной, личностной готовности, в  которые входят "внутренняя позиция школьника", волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации, физическая готовность. Неотъемлемой частью является разностороннее воспитание, включающее умственное, нравственное, эстетическое и трудовое.

Наши педагоги, работающие в дошкольной гимназии,  включают в понятие готовности к обучению в школе  понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Практика работы многих лет показала, что такая подготовка дошкольников отвечает интересам и запросам семьи, интересам учителя и самой школы, а самое главное – ребенка.

Правильно организованная работа в дошкольной гимназии – залог успешного обучения детей в школе.

 

. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценраий выпускного из дошкольной гимназии

Радостный и веселый день. Скоро в школу, рассказываем на сцене, чему научились)...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Доклад на тему"Духовно–нравственное развитие и гражданско–патриотическое воспитание обучающихся как основа воспитательной работы гимназии (из опыта работы)"

В докладе раскрыт опыт работы учителя по теме"Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся"....

Преемственность в работе дошкольного учреждения и начальной школы (Из опыта работы)

В работе обобщен опыт работы тесного струдничества с детьми детского сада и младших школьников....

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов(Всемирная организация здравоохранения)...