Водоёмы Краснодарского края
план-конспект урока (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Водоёмы Краснодарского края».
Цели: продолжить знакомить учащихся с водоёмами края; привлечь внимание к тому, что деятельность человека влияет на качество окружающей среды.
Оборудование: карта края, репродукция картины К.Айвазовского «Корабль у берега», 3 стакана, три воронки с почвой, песком и глиной, альбомы, цветные карандаши.
План урока.
- Орг. момент.
- Опыт с водой.
- «Мать – водица, всему царица!». Почему так говорят?
Опыт выполняет учитель.
Опыт.
- Возьмём 3 стакана и поместим в них воронки. В одну воронку насыплем песку, во вторую – почву, а в третью – размельчённой глины. Нальём одновременно во все три воронки воды. Вывод. Почва и песок пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит и в природе. Вода просачивается в почву после дождя или снега до тех пор, пока не встретят слой глины или других пород, не пропускающих воду. Здесь они будут скапливаться и по наклонной поверхности стекать вниз. Так подземный ручеёк может выйти на поверхность.
Родник – водный источник, текущий из глубины земли. Чаще всего родники встречаются вдоль рек и оврагов. Из родников берут начало ручейки, которые, сливаясь вместе, образуют реки.
- Какие бывают родники.
- На Кубани много родников. Есть родники с целебной водой. В предгорьях (Горячий Ключ, Хадыженск), на Черноморском побережье (Сочи, Анапа, Геленджик) и в других районах края обнаружены минеральные источники. Минеральные воды (солёные или горько-солёные) очень полезные. В санаториях ими лечат различные заболевания, прежде всего желудочно-кишечные и опорно-двигательного аппарата.
- Есть ли целебные источники у нас в районе? Что вы можете рассказать о них?
Прослушивание (чтение детьми) рассказа «Родничок».
Мы возвращались из далёкого похода. Был жаркий день, всем хотелось пить, но запасы воды у нас давно кончились. На пути нам встретился глубокий овраг. Мы осторожно спустились по его крутому склону, Надеясь найти внизу ручеёк. Но дно оврага было сухим.
Тогда мы решили разделиться на две группы: одна пошла вверх по оврагу, другая направилась вниз. Все внимательно осматривали дно оврага: не блеснёт ли где-нибудь вода.
Вдруг Миша закричал:
- Ребята, сюда! Здесь должен быть родничок!
Все кинулись к нему, но… никакого родничка не увидели.
А Миша держал в руках самую обыкновенную гальку. Мы решили, что он просто пошутил, и, обиженные, хотели уйти. Но Миша поднял с земли ещё одну гальку и показал нам, что нижняя сторона её, лежавшая на земле, была совсем сырая.
- Значит, где-то близко под землёй вода! – радостно сказал Миша. – здесь и надо искать родничок.
Мы тщательно осмотрели землю, поднимали камни, раздвигали траву. Вот ямка, а камешки в ней совсем мокрые! Мы взяли лопату и осторожно углубили ямку. Со стенок начала сочиться вода. Вскоре ямка наполнилась водой. Но пить ещё было нельзя: слишком мутной была эта вода. Мы сидели вокруг ямки на корточках, не сводя с неё глаз. Вскоре муть осела, и вода стала прозрачной.
Ох, и вкусна же была вода из родничка!
А когда мы, напившись родниковой воды и отдохнув, собрались идти дальше, Миша предложил:
- давайте, ребята, углубим родничок и обложим ямку камнями. Так мы и сделали. Ещё и ковшик из бересты на ветку повесили.
Теперь кто ни проходит по оврагу, обязательно остановится у нашего родничка, напьётся чистой холодной оды и вспомнит нас добрым словом.
- Правила поведения у реки.
- Послушайте (прочитайте) стихотворение.
Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьётся множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка…
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.
В.Орлов.
- Как вы думаете, почему река может обмелеть?
- Как мы можем помочь реке?
- Давайте составим правила поведения у реки.
Учащиеся рисуют значки правил поведения у реки (чего делать нельзя).
- Моря Краснодарского края.
- Чем отличается морская вода от речной?
- Верхний слой моря менее солёный, чем нижний. Животный мир сосредоточен в основном на глубине 150-200 метров.
- Чёрное море омывает наш край от мыса Тузла до реки Псоу. Керченский пролив соединяет Чёрное море с Азовским. Есть удобные для приёма судов бухты – Цемесская (г. Новороссийск) и Геленджикская.
- В Чёрном море обитают свыше тысячи видов животных. Конечно, самое красивое животное – это дельфин – белобочка. Его длина от 1,5 до 2,6 метров. Есть дельфины – афалины. Это большие животные до 3 метров длиной. В море обитает 170 видов рыб. Сельдь, скумбрия, ставрида, кефаль, хамса попадает к нам на стол из чёрного моря.
- Чёрное море не замерзает. Оно связывает Россию со многими странами мира. В Новороссийский порт заходят торговые корабли Болгарии, Румынии, Турции. Цемент, нефть, лес, рыбу, и другие грузы отправляют портовики в разные регионы России и за границу.
На Черноморском побережье нашего края расположены города Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, сочи.
- Азовское море отличается от Чёрного. Берега этого моря песчано-ракушечные, безлесные, невысокие. Оно в 11 раз меньше Чёрного по площади. Вода опресняется реками Кубанью и Доном. Поэтому она содержит мало соли и легко замерзает на 1 – 3 месяца (с декабря по март).
Летом вода сильно прогревается, мелеет.
Азовское море богато рыбой. По нему также перевозят грузы.
- Демонстрация репродукции картины К.Айвазовского «Корабль у берега».
- Поделитесь своими впечатлениями от картины.
7. Итог урока.
- В море на дне растёт много водорослей. В воде живёт много рыб.
- Что человек получает от морей?
- Продукты питания моря очень полезны. В них много полезных для организма веществ.
Берега морей служат хорошими местами отдыха. (Показать на карте курорты края).
По Чёрному морю проходит граница нашей Родины, которую охраняют пограничники на быстроходных судах и в воздухе на боевых самолётах и вертолётах. Моря служат водными дорогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по кубановедению "Водоёмы Краснодарского края: моря, реки, озёра, водохранилища, лиманы"
Формирование у детей представления о водоёмах края, ознакомление с растительным, животным миром водоёмов. Воспитание бережного обращения к природе....
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
Водоёмы Краснодарского края. Их использование и охрана
Да, сегодня мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоемах. Другими словами, мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарско...
путешествие по Краснодарскому краю .Станция "Животные Краснодарского края"
Данный материал является составной частью интеллектуальной игры-путешествия ....
Урок кубановедения "Водоёмы Краснодарского края. Использование их человеком".
На предыдущих уроках ребята узнали о природе родного края, о формах поверхности своей местности и об особенностях времён года и погоды. Тема урока «Водоёмы Краснодарского края. Использован...
Карта родного края. Поверхность и водоёмы Ставропольского края 4 класс ПНШ конспект урока с презентацией
Уитель: Остренко Л.П.,МКОУ СОШ № 8с.Тахта Ипатовского района Ставропольского краяТип урока: Урок ознакомления с новым материаломПланируемые результаты:сформируется уважительное отношение к иной точке ...
"Водоёмы Краснодарского края:моря,реки"
Конспект урока...