Сотрудничество с родителями при организации исследовательской деятельности обучающихся.
материал на тему
статья об организации исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_s_roditelyami.docx | 24.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования большое внимание уделяется формированию у младших школьников умений самостоятельно учиться и способности к организации своей деятельности. Путей развития потенциала личности ребенка существует много, но исследовательская деятельность один из самых эффективных. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Ребенок изначально - исследователь, он проявляет интерес ко всему, что его окружает.
Исследовательская деятельность обучающихся ─ это деятельность, связанная с решением учениками творческой исследовательской задачи, с заранее неизвестным результатом.
Ни одну образовательную или воспитательную задачу нельзя решить без полного взаимодействия между родителями и школой. Поэтому главное для меня – увлечь не только детей, а также их родителей исследовательской работой.
Совместная работа педагога, детей и родителей является инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, она взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Исследовательская работа позволяет членам семьи увидеть себя и других с разных сторон, открыть новые таланты, выработать социальный опыт. Дети восполняют дефицит общения со взрослыми.
Для вовлечения родителей приходится искать подход в каждой конкретной ситуации
Привлекая родителей, обращаю их внимание на то, чтобы они не брали выполнение работы детей на себя. Главное слово для родителей «помочь»: помочь организовать ребенка, помочь найти вместе информацию в книгах, в Интернете, помочь отобрать главное, помочь аккуратно оформить результаты поиска, быть заинтересованным в данной деятельности. Это важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской работы.
Этапы работы.
В 1 классе провожу родительское собрание, на котором разъясняю суть исследовательской деятельности и её значимость для развития личности ребенка. Родители узнают, что такое исследовательская деятельность, как правильно оформить работу, как ее защитить, как приготовить речь для выступления, знакомятся с правилами создания презентаций, просматривают несколько работ.
Памятка для родителей.
- Родитель - пример своему ребенку в стремлении к новому, неизвестному.
- Будьте внимательны к ребенку! Присматривайтесь, прислушивайтесь, не оставляйте его вопросы без внимания.
- Помогайте ребенку осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за него.
- Не сдерживайте инициативу ребенка.
- Не ленитесь потратить время на работу с ребенком.
- Не раздражайтесь, не высказывайте никаких отрицательных суждений, если что-то у ребенка не получается.
- Учите доводить начатое дело до конца.
Уже с первого класса мои ученики участвуют в школьной научно-практической конференции, где занимают призовые места.
На следующем этапе совместно с родителями, выразившими готовность помочь своему ребенку, и учениками определяем круг возможных тем исследования. Родителям выдаю табличку с этапами исследовательской деятельности и их действиями.
Этапы исследовательской деятельности | Действия родителей |
Выдвижение первоначальных идей, выбор лучшей идеи. | Помогите выдвинуть больше идей, все идеи записывайте вразброс. |
Выбор темы работы. Определение цели и задач. | Помогите в правильной формулировке темы работы, ее цели и задач. |
Разработка плана выполнения исследования. | Разбейте объем работ на части и определите срок выполнения каждой. Пусть ребенок работает часто, но понемногу. |
Обсуждение возможных результатов работы. | Проговорите возможные результаты с ребенком. |
Изучение литературы по теме исследования, проведение опросов, опытов, экспериментов. | Помогите ребенку найти информацию, провести опыты, эксперименты, опросы. Ведите фото и видео съемку процесса исследования. |
Формулировка выводов, сопоставление их с задачами работы. | Помогите в формулировке выводов. |
Оформление работы. | Подскажите основные правила оформления работы, проконсультируйтесь с учителем. |
Подготовка презентации и выступления. | Помогите сделать презентацию. Прорепетируйте выступление. Настройте ребенка на успех. |
Публичная презентация работы. | Поддержите вашего ребенка. Присутствуйте на защите. |
Анализ работы. Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. |
Иногда возникают проблемы. Первая проблема - выбор темы. Необходимы интерес к теме и необычная формулировка. Например, работы моих учеников назывались «Отчего волосы становятся дыбом?», «Учитель глазами школьника», «Плесень – опасная или добрая соседка?». Задача взрослых на этом этапе — заинтересовать, «подбросить» тему. Рекомендую родителям поговорить с ребенком, понаблюдать за его увлечениями, играми.
Проблема вторая – ребенок, выполняя новую, иногда трудную работу, может потерять к ней интерес. Убеждаю родителей, что необходимо обсуждение успехов и неудач. Необходимо планировать свою работу. Учу родителей и детей составлять план-сетку по этапам исследования и отслеживать результаты работы. Отслеживание хотя бы небольшого продвижения вселяет уверенность в себе, веру в успех, растет самооценка. Если ребенок отказывается от работы, не нужно его обвинять, ругать. Необходимо нарисовать перспективу успешного окончания исследования, просто попросить помочь. В крайнем случае, можно оставить ребенка в покое и дать отдохнуть. Скорее всего, после перерыва ребенок вернется к работе.
В ходе работы родители постоянно поддерживают связь с учителем, так как возникают трудности, как у детей, так и у самих взрослых.
И вот, наконец, исследование заканчивается оценкой его результатов и самого процесса. Ученики выступают со своими работами в классе перед одноклассниками, на школьных и районных конференциях. После окончания работы обязательно с родителями анализируем проделанную работу, делимся опытом преодоления трудностей.
Организация исследовательской деятельности очень трудная, кропотливая работа, но она дает свои положительные результаты. Формируются различные общеучебные способности и умения. Заметен рост количества учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью. Родители чаще посещают научно-практические конференции. Идет развитие сотрудничества «школа-родители». Мои ученики неоднократно становились победителями и призерами школьной научно-практической конференции в своих секциях. В копилке достижений есть 1 место в VI научно-практической конференции «Эрудит» и победа во всероссийском конкурсе детских исследовательских работ «Хочу все знать». У каждой работы свой уровень, но за каждым ребенком стоит его семья, которая поддерживает его.
Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы вместе с родителями поможем развиться их способностям и талантам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов
Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся Глобальные изменения в информационной, в коммуник...
«Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся "
На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. В этих условиях проблема эколо...
Рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности
рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности...
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Программа организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС в урочной и во внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе....
«Программа внеурочной деятельности «STEM-проект» как инструмент организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся»
Творческой группой нашего учреждения разработана программа внеурочной деятельности «СТЕМ-проект» уровень: начальное общее образование, которая внесена в реестр региональных программ и учеб...