Программа по развитию творческих способностей для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения
рабочая программа на тему

Микишанова Е.А

Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_tvorcheskih_sposobnostey.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию творческих способностей

для детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Актуальность программы
         Жизнь ребенка с особыми потребностями протекает в сложных условиях: она в корне отличается от образа жизни и воспитания здоровых детей. Тем не менее, такой ребенок, независимо от наличия у него определенных ограничений нуждается в возможности выявления своих талантов и способностей и их проявления. И как показывает практика, среди такой категории очень много музыкально, поэтически и художественно одарённых детей.
         С целью оптимизации жизненного пространства детей с особыми потребностями, проявляющими интерес к декоративно-прикладному творчеству и разработана программа художественной направленности.
Творчество – это индивидуальная психологическая особенность ребёнка, которая не зависит от умственных способностей и физических ограничений. Творчество проявляется в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
          Одной из главных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).


Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

обучающие: расширять знания, умения и навыки по различным направлениям декоративно-прикладного творчества.

развивающие: развивать память, логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности; расширять кругозор;

воспитывающие: воспитывать чувство собственного достоинства; содействовать преодолению отрицательных стереотипов представлений окружающих и самого ребенка о его способностях и внутреннем мире; содействовать развитию положительной эмоционально-волевой сферы ребенка.

         Основная форма проведения занятия – индивидуально на дому. В процессе занятия проводится смена видов деятельности (теория - практика), соблюдаются перерывы, физкультминутки, минутки релаксации, игры для снятия напряжения и предотвращения утомляемости.

Основные этапы программы

         Учащиеся получают начальные знания и умения работы с природным и бросовым материалом, лепки из соленого теста и пластилина, бумагопластики (торцевание и модульное оригами). Занимаются изготовлением сувениров из различных материалов и в разных техниках.

         Программа рассчитана, прежде всего, на выполнение изделий и экспонатов, степень сложности которых зависит от диагноза и индивидуальных способностей ребенка.

Основные принципы программы:

         Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, занимательности, наглядности, последовательности, на принципе сотрудничества (сотрудничества ребенка с педагогом, с родителями).

Основные формы и методы работы:

          Для достижения поставленной цели используются следующие формы и методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, работа с литературой, интернет ресурсами); исследовательские (наблюдение, опыт, эксперимент, исследования); наглядные (демонстрация, показ); практические; важное место в программе занимает игровой метод, поскольку игра является потребностью растущего детского организма.

Ожидаемые результаты:

          Кроме расширения объема знаний, умений и навыков по декоративно-прикладному творчеству и раскрытия творческого потенциала учащихся, ожидается:

- повышение социальной активности;

- положительная динамика развития познавательных психических процессов;

- сформированность устойчивого интереса к выбранному виду деятельности;

- реализация потребности к саморазвитию, самообразованию и

самостоятельности;

- сформированность чувства собственного достоинства и самоуважения;

- расширение кругозора ребенка.

Учебно-тематический план

1.Вводное занятие

2.Работа с природным и бросовым материалом
3.Лепка: пластилин, соленое тесто
4.Бумагопластика, торцевание,  оригами, торцевание, папье-маше.
5.Изготовление сувениров
6.Итоговое занятие.

В течение учебного года могут быть внесены дополнительные темы, изменено количество часов по темам.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Тема: «Вводное занятие»
Теория: Знакомство с планом работы на год.
Практика: Игры на закрепление цвета «Выложи цветные полоски от светлого до темного», «Какой цвет получится, если смешать…?»; на развитие памяти и внимания «Что изменилось?», «Чего не стало?»

Практика: Игры на развитие пространственного мышления и воображения «На что похожа эта фигура?», «Что получится, если добавить…?».

2.Тема: «Работа с природным и бросовым материалом»
Теория: Технология работы с природным и бросовым материалом. Их разновидности. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом. 
Практика: Выполнение панно с использованием природного и бросового материала. Оформление рамок для панно. Художественное оформление работ.

Теория: Закрепление ранее полученных знаний о работы с природным и бросовым материалом. Их применение. Инструменты, ТБ работы с клеем, шилом. Получение новой информации о работе с этими материалами (работа с компьютером).
Практика: Составление эскиза панно с использованием природного и бросового материала. Самостоятельное выполнение работы. Художественное оформление работы.

3.Тема: «Лепка: пластилин, соленое тесто»
Теория: Инструменты, материал. Технология работы с пластилином. Технология приготовления соленого теста и правила работы с ним.
Практика: Выполнение изделий из пластилина и соленого теста: панно, животные, растительный мир. Практическое  применение в быту изделий, выполненных из этих материалов.

Теория: Инструменты, материал. Закрепление знаний и умений работы с пластилином. Новые приемы использования в лепке пластилина, соленого теста, глины. Правила работы с этим материалом.
П р а к т и к а: Выполнение панно, украшений из пластилина, соленого теста и глины, используя новые приемы. Практическое приминение в быту изделий, выполненных из разных материалов.

4.Тема: «Бумагопластика, торцевание»
Теория: Материал (бумага разных видов, клей ПВА). Инструменты (резак, ножницы) и ТБ работы с ними. Освоение приемов сгибания, разгибания. Выполнение завитков, складок. Приемы работы с гофрированной бумагой. Применение и назначение этих изделий в быту.
Практика: Выполнение объемных изделий из различных видов бумаги: насекомые, животные, растения, снежинки. Выполнение изделий в технике торцевание объемное и плоскостное: кактус, цветы, насекомые.

Теория: Закрепление знаний и умений, полученных ранее о материале (бумага разных видов, клей ПВА), инструментах (резак, ножницы, клей) и ТБ работы с ними. Приемы работы с картоном. Технология выполнения папье-маше. Изготовление треугольного модуля и сборка изделия из них. Оригами.
Практика: Выполнение объемных изделий из треугольных модулей и картона. Оформление ваз в технике торцевание. Изготовление цветка георгина объемным торцеванием. Выполнение предметов в технике папье-маше. Самостоятельная работа с материалами и инструментами. Применение изделий в быту.

5.Тема: «Изготовление сувениров»
Теория: Разновидности сувениров, материал, инструменты, ТБ с ними.
Практика: Выполнение сувениров в разных техниках к разным календарным датам, используя различные материалы: тесто, пластилин, бумагу, природный и бросовый материал. 

Теория: Закрепление знаний о разновидности сувениров. Материал, инструменты, ТБ с ними. Назначение подарков.
Практика: Выполнение сувениров в разной технике. Новые виды материала и способы выполнения сувениров и подарков. Работа по замыслу учащегося.

6. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение. Пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия развития творческих способностей у детей

Формирование и развитие способностей детей в изобразительной деятельности...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

Пальчиковые игры как средство социализации детей с ОВЗ в условиях надомного обучения

Неорганизованность, повышенная импульсивность являются следствием неумения детей управлять своим вниманием и поведением. Ребенок самостоятельно не может справиться с этой проблемой. И в этом ему помог...

Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями как условие их успешной социализации в обществе.

Проект направлен на создание благоприятных условий для успешной социализации детей с интеллектуальными нарушениями посредством художественно-творческойдеятельности....

Программа «По ступенькам творчества» (Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«По ступенькам творчества»(Развитие творческих способностей у детей 6 — 11 лет)Автор - составитель: А.А. Лабуткина...

«Развитие творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями через изобразительную деятельность в условиях реализации ФГОС»

В данной статье ещё раз доказывается, что изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческ...

Педагогический проект«Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»

Педагогический Проект «Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»...