Игра, материал для вожатых
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
«Это волшебное слово – игра!»
Игра – это сложное социально-психологическое явление, причем не возрастное, а личностное. Потребность личности в игре и ее способность включаться в игру характеризуются особым видением мира и связаны не только с возрастом человека.
Игра – это первый шаг ребенка в культуру, в том числе и культуру взаимодействия; это всегда – проба собственных сил, проявление и обретение фантазии и творчества.
Игра – это вид непродуктивной деятельности, и мотив участия в ней заключается не в результате, а прежде всего в самом процессе игры. Природа игры уникальна: объединение в общем переживании, сотрудничестве, общей радости успеха и общей горечи поражения.
Игра выступает как средство социализации личности: она обучает как способам действия с предметами, так и средствам и способам общения с людьми. В игре ребенок развиваетя как личность, происходит его подготовка к различным будущим жизненным ситуациям, выявляются его отношения с окружающими людьми и с самим собой.
От конкурса, соревнования, праздника любая игра (в том числе и ролевая – с большим количеством участников и правил) отличается тем, что самое важное в ней – переживаемое эмоциональное состояние и полученные социальные умения и навыки, а не общий конечный результат.
Важным моментом в игре являются правила. Очень важно научиться играть, соблюдая правила, чтобы действовать в соответствии с принятой на себя игровой ролью, получить удовольствие от честного достижения своей цели и не ограничить возможности других участников игры.
Функции игры:
- Эмоциональная. Игра меняет эмоциональное состояние человека (как правило, позитивно), воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Поэтому игра является одним из методов побуждения, вовлечения личности в активную деятельность.
- Коммуникативная. Игра вводит человека в контекст сложнейших человеческих отношений, учит позитивному бесконфликтному общению, выводит на истинное сотрудничество.
- Социокультурная. Игра – сильнейшее средство самореализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы воздействия на личность, так и спонтанны, стихийно влияющие на процесс ее развития.
- Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, раскрывает в человеке его истинные черты, - ведь в игре участник ведет себя на максимальности личностных проявлений. Игра побуждает человека к самопознанию и одновременно создает условия для этого.
- Самореализации. Процесс игры – это всегда пространство для самореализации ее участников, уникальная возможность проверки и применения своего социального опыта.
- Релаксационная. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, помогает восстановлению и развитию эмоциональных и духовных сил человека.
- Компенсаторная. Реализация идеи дополнения жизни: взрослый «пробуждает», «переживает» в игре уже прошедшие моменты жизни; ребенок «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. «Инобытие» игры дает возможность органичного сочетания контекстов прошлого и будущего во времени настоящем.
- Терапевтическая. Э. Берн сделал вывод о том, что интенсивнее всего играют взрослые люди, утратившие душевное равновесие или имеющие высокую потребность в его обретении. Основываясь на этих взглядах, игротерапевты используют игры для коррекции общения и гравственных взаимоотношений, для ободрения и одобрения, для преодоления комплексов и различных жизненных трудностей.
Часто при делении на команды возникает необходимость разделить детей на несколько команд или выбрать определенное количество участников игры. Для этого можно воспользоваться следующими приемами:
- Загадки (участниками игры становятся те, кто угадает загадку);
- Считалочки;
- Веселый мяч (передается по кругу; по сигналу ведущего или при замолкании музыки – у кого в руках оказался);
- Разноцветные жетончики (создаем команды по одинаковому цвету);
- Аукцион (предметов, идей, мыслей);
- Эмблемы на креслах;
- Карточки с указанием номера ряда и места;
- Часть разрезанной картинки, которую должна собрать группа, и т.д.
Для того, чтобы игра была эмоционально насыщенной, необходимо создавать игровые программы с учетом основ драматургии.
Игровая программа должна включать:
- экспозицию – главная задача – заинтересовать, дать эмоциональный настрой;
- завязку – задача - объяснить игровое задание;
- развитие действия – сама игра;
- кульминацию – переживание высшего эмоционального напряжения;
- развязку – финал игры, награждение
- эпилог – поздравления и пожелания ведушего.
Методика создания сценария игровой программы:
- Выбор темы.
- Подбор игр, связанных с темой. Например:
- гербарий
- слайды о деревьях
- кора и плоды
- животные и насекомые
- Учёт аудитории
- Игра должна соответствовать авторско-режисерскому ходу. Например: дети попадают в лес к волшебному грибу, помогают ему, проходя испытания.
Типы игровых программ:
- Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру непосредственно в ходе «действия» (интеллектуальные игры за столом, подвижные игры, конкурсы на дискотеке). Т.е. программы, где нет соревновательного процесса. Ведущий может быть в образе, но игра не будет театрализованной.
- Конкурсно-игровая программа. В основе лежит принцип соревновательности в каком-либо виде деятельности (конкурс на лучшую страшилку, конкурс букетов). В этой программе важно учитывать: конкурсные задания, критерии конкурса, немало важно яркое название. Причем задания должны соответствовать возрасту детей и ставиться конкретно, четко.
Классические примеры творческих конкурсов: КВН, брейн-ринг, турниры, аукцион талантов. Образовательный и воспитательный смысл именно в подготовке, придумывании и совместном творчестве (прием ТРИЗ).
- Театрализованная конкурсно-игровая программа. Все конкурсы подчинены определенной цели. Дети погружаются в определенную атмосферу и должны выполнять задания, от которых зависит судьба героев. Театрализация предполагает сюжет, ярких героев, а сценарий построен по законам драматургии, т.е. в основе лежит конфликт.
- Интеллектуальные игры. Игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека, его интеллекта, эрудиции.
- Сюжетно (ситуационно)-ролевые игры. Разыгрывание жизненных ситуаций с целью найти оптимальный выход из положения. Описание места, времени, вводящих в игру (космопорт, экспедиция, замок). Главный механизм – перевоплощения. В основе игры сюжет, а игроки – герои (Зарница). Эта игра служит средством развития личности каждого участника. После такой игры рекомендуется провести с ребятами анализ.
- Спортивные эстафеты. Особо интересны спортивн0 – игровые эстафеты «Весёлые старты». Эти командные соревнования-эстафеты могут быть с предметами и без. Хорошая эстафета состоит из чередования разных видов эстафет.
Этапы подготовки:
- конкурсы для эстафеты
- инвентарь
- помощники
- судьи
- поощрения
Чем богаче спектр того, что делает действительно полезной ту или иную игру, тем большей жизнеспособностью она будет обладать.
Список использованной литературы:
- Афанасьев С. П. «Методика проведения конкурсных программ»
- Бибарцева Т.С. «Учебно-игровой тренинг специалистов социокультурной сферы»
- Ганичев Ю.В. «Подходы к классификации интеллектуальных игр», журнал РОСТ №9 2001г.
- Куприянов Б.В. «Ситуационно-ролевая игра»
- Фришман И.И. «Формирование основ игровой культуры ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практика вожатой
Многое не выкладываю, но могу сказать что если с детьми постоянно занимаются то дети каждый день будут принимать участие во всех конкурсах и времени на плохие дела у них реально не о...
Методическое пособие для вожатых по работе в лагере
Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хотите, и од...
Конкурсно-развлекательная игра «Дочки-матери-сыночки» для учеников начальной школы и их родителей, посвященная Дню Матери
В игре участвуют 2 команды: первая 2 мамы и 2 дочки, вторая 2 мамы и 2 сына, жюри, остальные зрители. Конкурсы для команд и зрителей чередуются , чтобы всем было интересно...
Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.
Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...
Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.
С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...
Игра-повторение пройденного материала за год "Своя игра" для учащихся 2 класса
Игра-повторение пройденного материала за год "Своя игра" для учащихся 2 класса...
- Мне нравится (1)