Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к освоению основной образовательной программы начального общего образования
Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного курса, содержание, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Объём учебного времени в 1-м классе - 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир" | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНЗЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2
ИМЕНИ П.И.БОДИНА
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей начальных классов Руководитель школьного МО учителей начальных классов __________________Т.П.Володина Протокол от «____»________2016г. №_____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно – воспитательной работе ______________________М.В.Глухова «_____»____________2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Инзенская СШ №2 _______________________И.К.Шкунова Приказ от «______»__________2016г. №______ |
Рабочая программа
Наименование курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир»
Класс 1
Уровень общего образования начальное общее образование
Учитель 1 категории Тихонова Наталья Валериевна
Срок реализации программы 1 год, 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану 33 часа, 1 часа в неделю
Планирование составлено на основе
Программы по курсу внеурочная деятельность «Мы и окружающий мир» С.Н. Ямшинина
Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1- 4 класс в 2-х ч. /Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2012.-Ч.2: 344с
Рабочую программу составила __________ Тихонова Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к освоению основной образовательной программы начального общего образования МКОУ Инзенская СШ №2 на основе программы по курсу внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» С.Н. Ямшинина ( Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности [Текст]: 1- 4 класс в 2-х ч. /Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2012.-Ч.2: 344с.)
Программа представляет собой вариант организации деятельности младших школьников (1-4 классы) в школьном научном сообществе (научном клубе) «Мы и окружающий мир». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками, изучаемыми в начальной школе «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасного поведения», позволяющие ученику овладеть практическими навыками по изучению окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности: школьное научное сообщество.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная, коллективная.
Цель деятельности научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» — формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом прямого диалогового общения с «умным взрослым» (носителем информации) посредством электронной или почтовой переписки.
Первый класс считается подготовительным к вступлению в научный клуб «Мы и окружающий мир». В конце первого класса учащиеся выполняют практическую работу, которая позволяет им стать членами научного клуба (учебник «Окружающий мир», 1 класс, с.76-77). Вступить в клуб можно и во 2-4 классах, выполнив задания для членов клуба. Начиная со второго класса идет непосредственная деятельность школьного научного сообщества. Переписка может осуществляться через почтовое письмо. Ответы на задания можно присылать по следующему адресу: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607, клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир». В учебниках 2-4 классах «Окружающий мир» расположены задания для членов клуба и учащихся, собирающихся вступить в клуб. Задания обозначены с помощью условного обозначения «Напиши нам письмо» (конверт) и появляются не чаще одного раза в четверть.
Для учащихся, желающих участвовать в электронной переписке существует web-клуб, его электронный адрес naych_club@ mail.ru.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание; социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им; уважительное отношение к иному мнению,
- истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях,
- умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- вести устный и письменный диалог;
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные УУД:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка (определение основной и второстепенной), передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- сериация;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий; установление причинно-следственных связей; осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждения;
- обобщение;
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- применение и представление информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение;
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
- читать условные обозначения карт;
- описывать природную зону родного края;
- называть системы органов человека;
- понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
- собирать материал и составлять портфолио о родном крае.
Содержание учебного предмета, курса
1 класс Готовимся стать членами клуба «Мы и окружающий мир» (33 ч)
Тема 1. Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я — первоклассник».
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — самопрезентация. 1час: Я — ученик первого класса. Мои интересы. Мой портрет. 1час: Я и моя семья (возможно с привлечением родителей).
Примечание к теме 1. Материал, подготовленный учащимися о себе и семье, можно использовать для оформления портфолио учащегося.
Тема 2. Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб?
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — диалог. Что такое научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (работа по учебнику «Окружающий мир» 1 класс, с. 74-75). Кто может вступить в клуб. Какие вопросы из окружающего мира интересуют учащихся (для уточнения тематического планирования). Мое домашнее животное или растение (рисунок, рассказ).
Тема 3. Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать?
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия по городу (селу и т.п.). Где можно узнать адрес дома? Как найти человека, зная его адрес. Адрес моей школы.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — защита минипроекта «Путешествие от дома до школы».
Тема 4. Живая и неживая природа. Кто живет в цветке или для чего нужна лупа?
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия в лес. Как можно рассматривать окружающий мир. В чем отличия живой и неживой природы. Что такое лупа. Насекомые — часть живой природы.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — творческая работа. Оформление настольной игры «Живое-неживое».
Тема 5. Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Кожа — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Что можно увидеть на коже через лупу. Уход за кожей. Правила безопасности.
Тема 6. Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Язык — орган чувств человека, позволяющий познавать окружающий мир. Секреты языка. Правила ухода за полостью рта. Правила безопасности.
Тема 7. Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Опыт со снегом. Как очистить загрязненную воду. Что такое фильтр. Какие бывают фильтры. Как сделать фильтр своими руками. Подготовка отчета о выполненной работе в форме фотографий, рисунков.
Тема 8. Времена года. Почему год круглый?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа, путешествие по временам года. Времена и месяцы года. Когда я родился. Признаки времен года. Жизнь растений и животных в каждое время года. Игры на каждое время года.
Тема 9. Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Человек — часть живой природы. Отличия человека от живых организмов. Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка.
Тема 10. Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? Основные способы распространения растений. Возможно проведение экскурсий.
Аудиторное (2 ч). Защита мини-проекта «Путешествие семян». Оформление результатов наблюдений с помощью рисунка, фотографий.
Тема 11. Природа моего края. Что такое Красная книга?
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — практическая работа.
Исчезающие растения и животные родного края. Растения и животные родного края, которые занесены в Красную книгу. Оформление результатов наблюдений с помощью книжки-малышки.
Тема 12. Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой?
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Помощь животным.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Конструирование кормушки.
Тема 13. Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера.
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Правила безопасного поведения на водоемах с приходом весны.
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».
Тема 14. Природные явления. Правила безопасного поведения. Внеаудиторное (1ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Природные явления: снег, ветер...
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Правила безопасного поведения при сходе снега и падании сосулек. Подготовка к защите проекта «Календарь природы».
Тема 15. Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно?
Внеаудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — экскурсия. Признаки весны (высокое солнце, тело, таяние снега и льда, прилет птиц и т.п.).
Аудиторное (1 ч). Форма проведения занятия — практическая работа. Защита проекта «Календарь природы».
Тема 16. Конференция. Защита портфолио.
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. На конференции учащиеся представляют свои творческие работы, выполненные в течение учебного года. На конференцию можно пригласить учащихся других классов, родителей.
Тема 17. Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб!
Аудиторное (2 ч). Форма проведения занятия — заседание научного клуба. Учащиеся самостоятельно выполняют задания для будущих членов клуба «Мы и окружающий мир», расположенных в учебнике 1 класса «Окружающий мир» (с. 76-77). Учитель и родители помогают заполнить два конверта!
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ урока | Название раздела и темы уроков | Количество часов | Дата проведения уроков | |
По плану | По факту | |||
1 | Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я — первоклассник» | 1 | 02.09 | |
2 | Школьник и его жизнь в школе. Презентация «Я — первоклассник». | 1 | 09.09 | |
3 | Школьник и его жизнь в школе. Что такое научный клуб? | 1 | 16.09 | |
4 | Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать? | 1 | 23.09 | |
5 | Правила безопасного поведения. Что такое адрес и для чего его надо знать? | 1 | 30.09 | |
6 | Живая и неживая природа. Кто живет в цветке или для чего нужна лупа? | 1 | 07.10 | |
7 | Живая и неживая природа. Кто живет в цветке или для чего нужна лупа? | 1 | 14.10 | |
8 | Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа? | 1 | 21.10 | |
9 | Органы чувств человека. Для чего человеку нужна кожа? | 1 | 28.10 | |
10 | Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? | 1 | 11.11 | |
11 | Органы чувств человека. Почему конфета сладкая, а лимон кислый? | 1 | 18.11 | |
12 | Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры? | 1 | 25.11 | |
13 | Правила безопасного поведения. Почему нельзя есть снег или для чего нужны фильтры? | 1 | 02.12 | |
14 | Времена года. Почему год круглый? | 1 | 09.12 | |
15 | Времена года. Почему год круглый? | 1 | 16.12 | |
16 | Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов. | 1 | 23.12 | |
17 | Человек — часть природы, или чем я отличаюсь от живых организмов. | 1 | 13.01 | |
18 | Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? | 1 | 20.01 | |
19 | Живая и неживая природа. Как путешествуют растения? | 1 | 27.01 | |
20 | Природа моего края. Что такое Красная книга? | 1 | 03.02 | |
21 | Природа моего края. Что такое Красная книга? | 1 | 10.02 | |
22 | Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой? Экскурсия | 1 | 17.02 | |
23 | Живая и неживая природа. Как живут растения и животные зимой? | 1 | 03.03 | |
24 | Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера. Экскурсия | 1 | 10.03 | |
25 | Правила безопасного поведения. Тайны волшебного озера. | 1 | 17.03 | |
26 | Природные явления. Правила безопасного поведения. Экскурсия | 1 | 24.03 | |
27 | Природные явления. Правила безопасного поведения | 1 | 07.04. | |
28 | Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно? Экскурсия | 1 | 14.04 | |
29 | Времена года. Почему летом жарко, а зимой холодно? | 1 | 21.04 | |
30 | Конференция. Защита портфолио. | 1 | 28.04 | |
31 | Конференция. Защита портфолио. | 1 | 05.05 | |
32 | Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб! | 1 | 12.05 | |
33 | Школьник и его жизнь в школе. Хочу вступить в клуб! | 1 | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 4 класса
Программа внеурочной деятельности научного клуба младших школьников «Мы и окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, с учетом пр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мы и окружающий мир"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Расчётно-конструкторское бюро "Мы и окружающий мир" титульный лист
Титульный лист отсканирован и вставлен отдельно, т.к. в самой программе не читается...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 2 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мы и окружающий мир» для учащихся 2 класса начального общего образования Направление: Духовно-нравственное...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности « Мы и окружающий мир» для 4 класса
Программа внеурочной деятельности по курсу « Мы и окружающий мир» составлена на основе: - федерального образовательного стандарта начального общего образования /Приказ Министерства об...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира» составлена в соответствие с требованиями Федерал...