Проектный метод обучения в начальной школе как средство формирования УУД
статья на тему

Мирошник Татьяна Владимировна

Обобщение опыта работы по применению проектной технологии на уроке и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_miroshnik.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Введение

            Ещё в древности китайский философ Конфуций сказал «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я пойму, вовлеки меня – и я научусь!»  

           Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. 

          Термин «метод проектов» пришел к нам из США в начале 20 века. Его автор Джон Дьюи считал, что ребенок должен в своем развитии повторить путь познания окружающего мира вслед за человечеством. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания» в ходе исследования обучающей среды.                                                                                                  

          Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям. Сегодня мы используем метод проектов как прогнозируемый управляемый творческий процесс обучения.

           Итак, что такое проектная деятельность учащихся? – Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта. А что такое проект?

Проект – это «пять П»:  

- Проблема

- Проектирование (планирование)

 - Поиск информации

 - Продукт  

- Презентация

        Метод учебного проекта – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.

           Младший школьный возраст – самый благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте ребёнок любопытен, ему всё надо знать, всё интересно, всё хочется изучить, потрогать.

           В этом возрасте формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. 

2. Описание опыта

Начиная работу с первоклассниками в 2016-2017 учебном году, понаблюдав за первыми шагами моих учеников, я выделила для себя ряд проблем:

  •       низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  •       неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  •       невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  •       отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

 

        Низкий уровень сформированности универсальных учебных действий первоклассников подтвердил необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эту проблему, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Поэтому работаю над методической темой «Проектная деятельность в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников».

            Я решила изучить эту тему еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

И, наконец,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

         В связи с этим я определила следующие задачи:

  • способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии;
  • способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом;
  • выявление организаторских способностей детей, развития их творческой инициативы и умение грамотно, ярко  презентовать итог своей деятельности.

   На первом занятии необходимо познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта. Важнейшим результатом такого занятия будет знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Занятие по обучению работы над проектом прошло успешно. И теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе проектных работ. И я хочу познакомить вас с некоторыми работами моих учеников. (Приложение 1)

           В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Поэтому важным фактором проектной деятельности является работа с родителями. Я проводила родительское собрание и консультации, на которых знакомила родителей с особенностями проектной деятельности и составила рекомендации родителям по сопровождению учащегося в проектной деятельности.  (Приложение 2)

          В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

          Диагностика универсальных учебных действий моих обучающихся на конец этого учебного года показала хорошие результаты: коммуникативные – 95%; регулятивные – 80%; познавательный – 65% и личностные – 66%. (Приложение 3)    

 Самое главное в работе над проектами это помнить правила, по которым нужно строить свою работу:

  1. Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
  2. Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
  3. Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
  4. Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
  5. Тесно сотрудничать с родителями.
  6. При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать.

           Чтобы выяснить насколько интереснее стало работать на уроках и во внеурочное  время,  я провела опрос среди детей и родителей в начале и в конце учебного года, где нужно было ответить на один вопрос «Нравится ли вам работать над проектами?», и получила положительные данные. (Приложение 4)

  1. Вывод

    Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся  приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.

           Используя в своей работе метод проектов, для себя лично я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем сформированности универсальных учебных действий, более глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

     Хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

       Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих учеников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получается!

      И в заключении хочется сказать: вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

Литература

  1. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
  3. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
  4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  5. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  8. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  9. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
  10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  11. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  12. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  13. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  14. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  15. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
  16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
  17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
  18. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  19. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
  20. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
  21. Интернет-ресурсы.

   Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………2
  2. Описание опыта ……………………………………………………………………...2 - 5
  3. Вывод……………………………………………………………………………………..5
  4. Литература……………………………………………………………………………….6
  5. Приложения

XVII муниципальные Педагогические чтения

«Современный педагог: компетентность, деятельность, результат»

Секция: Школьное образование сегодня

Тема: «Проектная деятельность в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий»

                                           

                                                                              Мирошник Татьяна Владимировна

                                           учитель начальных классов

                                            БОУ «Алаботинская СОШ»

                                                                         Русско-Полянского муниципального района

                        Омской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания

Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

Проектная деятельность в начальной школе как средство формирования УУД.

Методика работы над проектом в начальной школе...

Инновационные педагогические технологии. Проектно - исследовательская деятельность как одна из активных методов обучения в начальной школе.

Наиболее целесообразной, активной, развивающей формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта....

Использование метода проектов на уроках английского языка в начальной школе, как средство формирования исследовательской деятельности учащихся

Проектная деятельность школьников, предоставляет ученику широкое поле новой для него деятельности, тем самым помогает глубже осмыслить новые дисциплины, лучше связать знания отдельных предме...