Педагогическая этика
материал на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО ЕПК КК
Педагогическая этика
Подготовила:
Студентка Ш-31 группы
Саванчук Мария
2015г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………….2стр.
Педагогическая этика………………………………………………3стр.
Некоторые качества педагога………………………….........3стр.
Педагогическая этика-
часть педагогического мастерства…………………………..3-4стр.
Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе………………………………………………..4-5стр.
Требования педагогической этики………………………....5стр.
Педагогический такт…………………………………………………5-6стр.
Основные признаки педагогического такта…………….6-7стр.
Заповеди педагогического общения……………………….7-9стр.
Введение:
Данная брошюра предназначена для учителей. В данной брошюре вы найдёте, какие качества должны быть у педагога, этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе. А также тут представлены заповеди педагогического общения.
Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности.
Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя.
Некоторые качества педагога:
- Честность
- Доброжелательность
- Глубокая заинтересованность в успехах своих учеников, уважение к их личности
- Чувство ответственности за результаты труда
- Соблюдение дисциплины
Педагогическая этика-часть педагогического мастерства
- Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
- Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.
Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе:
- Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения.
- Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.
- Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.
- Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения.
- Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.
Требования педагогической этики:
- Установка, усиливающая веру в успех;
- Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом;
- Доброжелательное отношение к каждому учащемуся;
- Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи;
- Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.
Педагогический такт
Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)
Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада)
Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.
Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.
Основные признаки педагогического такта:
- Естественность, простота обращения без фамильярности;
- Искренность тона, лишенная всякой фальши;
- Доверие к школьнику без попустительства;
- Просьба без упрашивания;
- Советы и рекомендации без навязчивости;
- Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
- Серьезность тона без натянутости в отношениях;
- Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
- Требовательность без мелкой придирчивости;
- Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
- Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
- Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
- Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии опрометчивых решений;
- Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
- Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.
Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.
Заповеди педагогического общения
- Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми,придающих неповторимый личностный смысл,окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души.
- При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач.
- Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся.
- Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией.
- Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.
- Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен.
- Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность.
- Надлежит научиться слушать детей.
- Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность.
- Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.
- Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам.
- Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
- Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
- Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
- Умейте анализировать процесс общения .
- Следите за собственной речью- помните. Что она -отражение вашей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила педагогической этики во взаимоотношениях с родителями
На каких основах должны строиться отношения учителя и родителей, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности во всей полноте? ответ на данный вопрос можно найти в этой с...
Педагогическая этика
Педагогическая этика. Зарождение и развитие педагогической этики.Происхождение и сущность педагогической этики. Понятие о педагогической этике, её категории. 2. Этические...
Педагогическая этика
Педагогическая этика в школе - неглассный кодекс поведения, подразумевающий определённые требования к поведению педагога по отношению к себе, коллегам, администрации учреждения, учащимся, родителям, с...
Профессиональная педагогическая этика современного учителя
Выступление на ШМО начальных классов...
Презентация:"Профессиональная педагогическая этика современного учителя"
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» Фридрих Адольф Дистервег...
Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»
Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»...
ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ
Как привлечь родителей в школу?Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?...