Педагогическая этика
материал на тему

Саванчук Мария Николаевна

Данная брошюра предоставлена для учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_spo_epk_kk_2.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО ЕПК КК

Педагогическая этика

Подготовила:

Студентка Ш-31 группы

Саванчук Мария

2015г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………….2стр.

Педагогическая этика………………………………………………3стр.

Некоторые качества педагога………………………….........3стр.

Педагогическая этика-

часть педагогического мастерства…………………………..3-4стр.

Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе………………………………………………..4-5стр.

Требования педагогической этики………………………....5стр.

Педагогический такт…………………………………………………5-6стр.

Основные признаки педагогического такта…………….6-7стр.

Заповеди педагогического общения……………………….7-9стр.

Введение:

Данная брошюра предназначена для учителей. В данной брошюре вы найдёте, какие качества должны быть у педагога, этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе. А также тут представлены заповеди педагогического общения.

Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности.

Педагогическая этика-наука, изучающая нормы поведения преподавателя.

Некоторые качества педагога:

  • Честность
  • Доброжелательность
  • Глубокая заинтересованность в успехах своих учеников, уважение к их личности
  • Чувство ответственности за результаты труда
  • Соблюдение дисциплины

Педагогическая этика-часть педагогического мастерства

  • Важным основанием профессиональной культуры педагога является педагогическая этика или деонтология (от греч.deon-долг и logos-учение), этика (от греч.ethos-нрав, обычай)-наука о нормах и правилах поведения, взаимоотношений между людьми.
  • Педагогическая этика на основе общеэтических норм определяет нормативные нравственные позиции, которыми необходимо руководствоваться педагогу в процессе общения с учащимися, их родителями, коллегами.

Этический кодекс взаимоотношений педагога с коллегами по работе:

  • Не спешите подвергать критике установившиеся годами в этом учреждении традиции, формы работы и «с ходу» предлагать те или иные нововведения.
  • Обсуждая открытый урок или занятие преподавателя, начните с характеристики положительных моментов; этим вы окажете ему моральную поддержку.
  • Если в классе, где вы вели свой предмет, учащиеся не справились с заданием или плохо вели себя на уроке, некорректно винить в этом детей, классного руководителя, родителей. Надо искать причины неудач в собственных методических просчетах.
  • Если вы не согласны с мнением старшего, уважаемого коллеги или администрации, не следует занимать соглашательскую позицию, но и не стоит обострять отношения.
  • Помните: ваша доброжелательность, контактность, стремление к деловому сотрудничеству, готовность учесть лучший опыт, поддержать новое начинание - главные предпосылки благоприятной атмосферы успешной деятельности и хорошего творческого самочувствия в трудовом коллективе.

Требования педагогической этики:

  1. Установка, усиливающая веру в успех;
  2. Установление правильных взаимоотношений между учителем и учеником. Преподавателем и студентом;
  3. Доброжелательное отношение к каждому учащемуся;
  4. Благоприятное речевое общение со студентами. Учениками с самой первой встречи;
  5. Облик самого преподавателя, внешний вид, сама обстановка в аудитории.

Педагогический такт

Такт – чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом(словарь С.И. Ожегова)

Педагогический такт – принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общения с детьми; определяется педагогическим мастерством, опытом, уровнем культуры и личностными качествами педагога; выражается в умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях(в том числе и в конфликтных), не унижая достоинства ребенка и не вызывая у него сопротивления воспитанию(педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада)

Педагогический такт предполагает учет личностных особенностей субъектов общения, соблюдение нравственно-этических профессиональных установок педагога.

Педагогический такт - профессиональное качество педагога, часть его мастерства.

Основные признаки педагогического такта:

  • Естественность, простота обращения без фамильярности;
  • Искренность тона, лишенная всякой фальши;
  • Доверие к школьнику без попустительства;
  • Просьба без упрашивания;
  • Советы и рекомендации без навязчивости;
  • Требования и внушения без подавления самостоятельности воспитанника;
  • Серьезность тона без натянутости в отношениях;
  • Ирония и юмор без уничижающей насмешливости;
  • Требовательность без мелкой придирчивости;
  • Деловитость в отношениях без раздражительности, холодности и сухости;
  • Твердость и последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования;
  • Развитие самостоятельности без мелочной опеки;
  • Быстрота и своевременность воспитательного воздействия без поспешностии опрометчивых решений;
  • Внимательность к ученику без подчеркивания своего контроля; спокойная сосредоточенность и уравновешенность в общении, исключающая безразличие и излишнюю возбудимость;
  • Ведение беседы с учащимися без дидактизма и морализирования.

Главный признак педагогического такта – нахождение меры в отношениях педагога и учащихся в процессе общения.

Заповеди педагогического общения

  1. Педагогический процесс основывается на отношениях педагога с детьми,придающих неповторимый личностный смысл,окрашивающих учебный процесс гаммой чувств, без которых никогда не достигнуть тайников детской души.
  2. При организации педагогического общения нельзя исходить только из педагогических целей и задач.
  3. Организуя педагогическое общение, важно точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или на всю группу учащихся.
  4. Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только одной функцией – информацией.
  5. Вступая в контакт с детьми, не организуйте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Следует строить взаимоотношения так, чтобы позиция ведущего естественно вытекала из всей логики педагогического процесса.
  6. Важно ощущать психологическую атмосферу в классе -без этого продуктивный учебно-воспитательный процесс невозможен.
  7. Научитесь видеть себя как бы со стороны, глазами детей. Анализировать собственную деятельность.
  8. Надлежит научиться слушать детей.
  9. Организуя общение с детьми, необходимо постоянно стремиться понять их настроение, уловить малейшие изменения в микроклимате класса; необходимо развивать в себе педагогическую наблюдательность.
  10. Необходимо помнить, что конфликт может быть: следствием педагогической неграмотности; результатом столкновения требований. Установок, ценностных ориентаций, привычек и навыков; нужно анализировать причины конфликта.
  11. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка при входе учителя в класс говорит о том, что встреча с учащимися приятна вам.
  12. Пусть из ваших уст почаще звучат одобрение, похвала, поощрение.
  13. Следует развивать коммуникативную память-это поможет быстро восстановит предыдущую ситуацию общения с классом, воспроизводить эмоциональную атмосферу общения. Расставлять верные акценты.
  14. Не забывайте о коммуникативной подготовке к уроку.
  15. Умейте анализировать процесс общения .
  16. Следите за собственной речью- помните. Что она -отражение вашей личности.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила педагогической этики во взаимоотношениях с родителями

На каких основах должны строиться отношения учителя и родителей, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности во всей полноте? ответ на данный вопрос можно найти в этой с...

Педагогическая этика

Педагогическая этика. Зарождение и развитие педагогической этики.Происхождение и сущность педагогической этики. Понятие о педагогической этике, её категории.     2. Этические...

Педагогическая этика

Педагогическая этика в школе - неглассный кодекс поведения, подразумевающий определённые требования к поведению педагога по отношению к себе, коллегам, администрации учреждения, учащимся, родителям, с...

Презентация:"Профессиональная педагогическая этика современного учителя"

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» Фридрих Адольф Дистервег...

Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»

Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»...

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ

Как привлечь  родителей  в школу?Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?...