Педагогическая этика
методическая разработка на тему

Евсейцева Светлана Геннадьевна

Педагогическая этика в школе - неглассный кодекс поведения, подразумевающий определённые требования к поведению педагога по отношению к себе, коллегам, администрации учреждения, учащимся, родителям, социальному окружению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedagogicheskaya_etika.zip91.84 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение                              

             Талаканская средняя общеобразовательная школа №6

      Педагогическая этика одно из

 

       слагаемых профессиональной

       

                 культуры школы.

                 

                                                                        Подготовила учитель начальных

        классов Евсейцева С.Г.

 

                                               2014 г.

                                               Слай2

       Основные понятия педагогической этики рассматривались:

  • Античными философами ( Демокрит, Платон, Аристотель)
  • Основоположниками теории педагогики (Я. А. Коменский,        
  • Г. Песталоции)
  • В годы советской власти этические нормы декларировались от имени государства.
  •  Современная модель образования направлена на повышение статуса педагога. 2010  - ГОД УЧИТЕЛЯ.
  • Над повышением статуса педагога должен работать не только президент и государство, но и  каждый из нас.

                                                 Слайд 3

В настоящее время стали жизненно необходимыми выработка и принятие всеми членами педагогического коллектива свода этических норм, работающих на достижение целей, стоящих перед образовательным учреждением.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. « Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

                                           Слайд 4

Педагогическая  этика в школе - негласный кодекс поведения, подразумевающий определённые требования к поведению педагога по отношению

  • к себе,
  • коллегам,
  • администрации учреждения,
  •  учащимся ,
  •  родителям,
  • социальному окружению.

 Принципы корпоративной этики должны стать нормой повседневной жизни педагогического коллектива.

Отношения «учитель — ученик» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту.  

                               Слайд 5

Педагог школы должен уметь устанавливать с учащимися партнёрские отношения за счёт:

  •  уважения личности учащегося;
  • обращения к учащемуся по имени;
  • исключения крика и оскорбления;
  • учёта мнения учащегося;
  • признания собственной вины во всех возникающих проблемах;
  • планирования деятельности вместе с учащимися;
  • раскрытия и развития  индивидуальности каждого учащегося;
  • реализация на практике права учащихся на собственное суждение и мнение;
  • Признание факта, что дети разных возможностей и способностей могут реализовать себя за счёт внутренней дифференциации.

Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики. Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Такт в буквальном смысле — «прикосновение». В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки

данного понятия. Вот одна из них. Педагогический такт — это:
«способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.

Профессиональный  такт проявляется:


- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;        
-в самокритичной оценке своего труда.


Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

                        Слайд6
Педагог школы в урочной деятельности:

  • Поддерживает и поощряет у учащихся чувство независимости, уверенности при ответе;
  • Оценивает ответ учащихся независимо от личностных качеств;
  • Стимулирует учащихся к выполнению исследовательских  и творческих заданий;
  • Организует обмен мнениями среди учащихся в форме диалога;
  • Координирует и контролирует учебную деятельность учащихся;
  • При оценивании  учащегося пользуется принципами и  критериями личностного ориентированного обучения.

               Слайд 7

10 наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.

1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.

2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.

3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова "пожалуйста".

4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).

5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.

6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.

7. Неумение выразить веру в ученика.

8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.

9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.

        10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее    уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

                                         Слайды 8-10

Кодекс тактичного  педагога

1. Никогда не унижайте и не подавляйте личность ученика. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.

2. Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом.

3. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей.

4. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.

5. Изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле.

6. Школьный учитель в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.

7. Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в школе, чем хмурое, злое лицо учителя.

8. Настоящий учитель постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество.

9. Педагог, смотри на мир глазами ребенка.

10. Истинный педагог любит школу, а не себя в школе. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.

11. Для учителя личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия.

12. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой – забота каждого педагога.

13. Если другие не разделяют ваших точек зрения. Это не показатель их несостоятельности.

     14. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в в окружающей действительности и людях. Принимайте окружающий мир таким, какой он есть.

15. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться.

16. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.

                                              Слайды 11- 13

Заповеди педагога-мастера.

1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

3) Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

6) Знай: ребят увлекает в учителе высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

7) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

8) Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

9) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

10) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

11) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

12) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

13) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

14) Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

15) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».

16) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

17) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

18) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

19) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

20) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

                                       Слайды 14-18

Принципы корпоративной этики

• Приоритетность интересов общества. Забота о благе, здоровье и безопасности общества превыше локальных или частных интересов. Все члены педагогического коллектива должны вести себя с честью и достоинством, дабы заслужить и поддержать доверие и уважение к себе и профессии педагога.

• Соблюдение законодательных требований. При осуществлении взаимодействия с учащимися и их родителями  руководствоваться  международным, федеральным, региональным и местным законодательством, а также локальными актами школы.

Поддержание деловой репутации. Хорошая репутация школы позволяет добиться уважения учащихся и их родителей, привлечь в образовательное учреждение новых учеников. Необходимо неустанно заботиться о нашей репутации и постоянно стремиться к ее упрочению, избегая распространения напрямую либо через третьих лиц заведомо ложной или непроверенной информации.  Действовать только в рамках своей компетенции, проявляя усердие и осторожность. Наша репутация — это производная от репутации наших учащихся. Поэтому мы должны быть заинтересованы в их успехах и прилагать все усилия для защиты и поддержания их доброго имени.

• Способность жертвовать собственными интересами. Мы обязаны защищаем интересы школы и каждого конкретного учащегося, не допуская распространения необъективной информации. Педагоги должны разрешать возникающие разногласия таким образом, чтобы не страдали интересы школьников, их родителей, работников и школы в целом. Мы не должны принимать на себя выполнение обязательств, какую бы выгоду они ни сулили, если потенциальные результаты деятельности противоречат этическим принципам.

Доверительность отношений. В рамках сотрудничества с учащимися и их родителями, со всеми социальными партнерами мы должны стремиться к достижению взаимовыгодных результатов и установлению долгосрочных партнерских отношений.

• Научный подход к осуществлению образовательного процесса. На всех этапах образовательного процесса мы должны использовать только признанные и апробированные методы обучения и воспитания.

• Конфиденциальность. Мы не допускаем распространения информации за пределы круга лиц, которых эта информация касается в силу их служебного положения.

• Недопустимость конфликта интересов. Мы не должны допускать, чтобы разногласия по профессиональным вопросам, наличие различных точек зрения вредили имиджу профессии. До публичной критики оппонента мы должны пытаться обсудить с ним лично имеющиеся профессиональные разногласия, понять его точку зрения, доказать свою правоту или принять мнение оппонента. Мы не должны бояться  признавать свои ошибки в процессе дискуссии, если это необходимо.

Лояльность. Мы  должны демонстрировать понимание и терпимость к проявлению иных взглядов и мнений. В дискуссии проявлять уважение к своим оппонентам, использовать только профессиональную аргументацию вне зависимости от того, публичный или частный характер она носит. Мы не должны предпринимать каких-либо действий и не делать никаких заявлений, будучи знакомыми только с общей картиной или контекстом ситуации. Мы не должны воспринимать профессиональную критику или расхождение во мнениях как личную обиду.

                                Список литературы

1. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика. Минск, 1986

2. И. Чернокозов. Профессиональная этика учителя. Киев, 1988

3. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 1973

4. Ю. Азаров. Искусство воспитывать. М, 1978

5. Э. Гришин. Книга для учителя. Владимир, 1976

6. Я. Котигер, В. Чамлер. Педагогическая этика. Кишинев, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила педагогической этики во взаимоотношениях с родителями

На каких основах должны строиться отношения учителя и родителей, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности во всей полноте? ответ на данный вопрос можно найти в этой с...

Педагогическая этика

Педагогическая этика. Зарождение и развитие педагогической этики.Происхождение и сущность педагогической этики. Понятие о педагогической этике, её категории.     2. Этические...

Презентация:"Профессиональная педагогическая этика современного учителя"

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» Фридрих Адольф Дистервег...

Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»

Педагогическая этика. «Счастье-это когда тебя понимают»...

ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С РОДИТЕЛЯМИ

Как привлечь  родителей  в школу?Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?...

«Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».

Эту работу я выполняла еще студенткой 3 курса. Эта работа представляет собой брошюру, где отображенно взаимоотношение с учениками....


 

Комментарии

Терешина Татьяна Олеговна

Спасибо Вам большое, мне очень пригодился Ваш конспект)