Рабочая программа кружка "Школа общения"
методическая разработка (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В.Ф.Афанасьева-Алданского
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО Зам. дир по УВР Директор
нач. классов Лугинова Л.Е. Ушницкая В.В.
«___»________2017г. «___»________2017 г «____»______2017 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Школа общения»
на 2017-2018 учебный год
для учащихся 1-4 классов.
Горохова Сардаана Дмитьевна
учитель начальных классов
2017-18 у.г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2.Структура занятий
3.Планируемые результаты
4.Тематическое планирование
5.Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Наша основная задача - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Программа рассчитана на 33часа (1 час в неделю)
В процессе деятельности школы по воспитанию нравственных основ личности младшего школьника решаются следующие общие задачи:
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Смыслообразующие идеи программы:
наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
углубление внутрисемейных отношения, обогащение связи школы с семьёй, привлечение родителей к совместной работе с детьми.
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Основным методом реализации программы является познание самого себя, умение договариваться и жить в коллективе, быть коммуникабельным человеком, изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решение проблемных ситуаций.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- обучение навыкам общения и сотрудничества;
- формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро.
- Бойся обидеть человека.
- Люби и прощай людей.
- Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
Основные разделы программы:
- «Воспитания умения жить вместе»
- «Воспитание самостоятельности»
Программа рассчитана на 33 часа в год (1ч в неделю)
Формы организации внеурочной деятельности:
- Классные часы;
- Беседы, викторины;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки
- Тренинги общения
- Наблюдение учащихся за событиями в поселке, районе, республике, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Результатами программы станет: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценностей человеческой жизни, духовный и культурный подъем.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
1.Разминка
Её цель – создать доброжелательную атмосферу, раскрепостить детей, поддержать их взаимный интерес, помочь обрести уверенность в себе и «мы – чувство».
2. Повторение и объяснение нового материала
Повторение и объяснение нового материала тоже имеют нетрадиционный вид и выступают чаще всего как БЕСЕДА, ДИСКУССИЯ, РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ и т.д. Поэтому на этих занятий нет учебников, а вместо обычных школьных тетрадей дети работают в альбомах или блокнотах.
3. Домашнее задание
На этих занятиях дети получают домашнее задание. Но, во-первых, это необязательно, а во-вторых, само задание НЕТРАДИЦИОННО: понаблюдай, подумай, узнай свою родословную, обсуди с близкими свой характер, вспомни или нарисуй, сочини, изобрази, приклей в тетрадь свою лучшую фотографию и др. Каждый ученик участвует в совместных обсуждениях и выполняет домашние и любые задания только добровольно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1.Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2.Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Календарно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Задачи занятий | |||
теория | практич. занятия | |||||
1 класс «Воспитание умения жить вместе»- 33ч. | ||||||
1. | Учимся жить вместе | 1ч. | Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями | |||
2. | Кто я | 1ч. | Осознание ребёнком своих социальных ролей | |||
3. | Как я выгляжу | 2ч. | 2ч | Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведение девочек и мальчиков. | ||
4. | Расскажу о себе | 1ч. | Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни | |||
5. | Моё поведение | 1ч. | Дать понятие о « комплемент», о его значении для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер. | |||
6. | Чем богат человек | 1ч. | Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране. | |||
7. | Мои чувства | 2ч. | Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии. | |||
8. | Моё настроение | 1ч. | Научить детей с пониманием относиться к эмоциональному миру человека. | |||
9. | Этика – наука о морали | 1ч. | Дать понятие «этика», соотнести его с понятием «этикетка». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики. | |||
10. | Школьный этикет | 1ч. | 1ч. | Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно ролевая игра « Я на уроке». | ||
11. | Зачем быть вежливым | 1ч. | 1ч. | Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость -самая нужная и необходимая привычка человека. | ||
12. | Сказка о вежливости | 2ч. | Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». | |||
13. | Добро и зло в сказках | 1ч. | Объяснить понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди. | |||
14. | Твои поступки и твои родители | 1ч. | Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям. | |||
15. | Обязанности ученика в школе и дома | 1ч. | 1ч. | Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу. | ||
16. | Ты и твоё здоровье | 1ч. | Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита. | |||
17. | Праздничный этикет
| 1ч. | Дать понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турнир вежливости. | |||
18. | День рождение. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно-ролевая игра «мы на дне рождения». | ||
19. | Наш класс | 2ч. | Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе. | |||
20. | Моя мама – самая лучшая. | 1ч. | Дать понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы. | |||
21. | Учимся общаться | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно-ролевые игры. | ||
22. | Сказка о нашей жизни. | 1ч. | Дать понятие «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми. | |||
23. | Повторительно – обобщающий урок | 1ч. | Обобщить знания по курсу «Учимся жить вместе. Ролевая игра. | |||
Теория-25 ч. Практические занятия- 8 ч.
| ||||||
«Воспитание умения жить вместе» -34ч. 2 класс. | ||||||
№ | Тема занятий | Дата по плану | Дата выполнения | Задачи занятий | ||
1. | Я среди людей. |
| Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди». | |||
2. | Кто я и как выгляжу. | Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена. | ||||
3. | Я – личность | Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний ,и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. | ||||
4. | Я и мои роли. | Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе, на улице. | ||||
5-6 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, преуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках - победа добра над злом. | ||||
7-8 | Что за прелесть эти сказки! | Отличие сказки от рассказа. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок - их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки. | ||||
9-10 | Сказка – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках - мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | ||||
11. | Сказка ложь – да в ней намёк. | Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду - тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках. | ||||
12. | Кто сочиняет сказки? | А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, Ш. Перро и другие писали сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей. Надо ли и можно ли учиться у героев сказок? | ||||
1314. | Русские народные сказки. | Русские сказки - это представления народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки - предания старины глубокой. Сказка - это знакомство с бытом русского народа, его мечтами, а также душевной красотой простых людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла. | ||||
15. | Праздники в жизни человека. | Понятия «праздник», «праздничный». Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значение в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме. | ||||
16. | Отношение к старшим | Семья, родители, родные (братья, сестры бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношения к старшим. | ||||
17. | Отношение к учителю. | Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика. | ||||
18. | Плохо одному. | Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения. | ||||
19. | Речевой этикет |
| Понятия «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, поза и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. | |||
20. 21 | Вежливость и этикет |
| Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении. | |||
22 23 | Товарищи и друзья | Понятия «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении между людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе. | ||||
24 25. | Удовольствие – в игре. |
| Понятия «игра», «играющие», «интерес», «азарт». Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле - здоровый дух. | |||
26 | Что в имени твоём? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. | ||||
27 | Ты – это я | Осознание самого себя и одноклассников, как соотносить себя с ними. | ||||
28. | Другой человек. | Обобщение представлений детей о своем Я, поддержка положительной установки на другого человека | ||||
29. | Настроение другого человека | Развитие эмпатии (способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как их воспринимает этот человек, и таким образом понять его проблемы), укрепление гуманистической направленности детей. | ||||
30 | Моя мама | Развитие потребности и навыка обращать внимание на настроение и состояние близких. | ||||
31. | Наша семья. | Осознание понятия «семья» , что семья – это люди, связанные МЫ –чувством и ответственностью друг за друга. | ||||
32. | Наш класс. | Укрепить Мы- чувство в классе, осознание понятия «МЫ» | ||||
33 | Мы договариваемся. |
| Подкрепление стремление детей договариваться, выработать соглашение класса « Мы договорились, что …» | |||
34. | Я-ТЫ-МЫ. | Закрепить основные идеи курса: Я- индивидуальность, ТЫ – это Я( все люди взаимозависимы, моё Я тем богаче, чем больше тепла идёт от меня к другим людям). | ||||
35. | Обобщающий урок | Обобщение знаний по курсу « Учимся жить вместе. Игра – викторина. | ||||
3 класс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. | ||||||
1. | Мы учились жить вместе. Зачем? | 1ч. | Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе. | |||
2. | Чем мы будем заниматься в этом году? | 1ч. |
Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения. | |||
3. | Азбука этики. Основные понятия этики. | 1ч. |
Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила. | |||
4. | Как я выгляжу. | 1ч. | 1ч. |
Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих. | ||
5. | Я – личность. Мои роли | 1ч. | 1ч. |
Понятия «личность», «индивидуальность». Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки и их общественные роли. | ||
6. | Нравственные сказки | 2ч. | Понятия «зло», «добро», «жизнь», «обычаи», «традиции». Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки - «рецепты поведения» во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
| |||
7. | Устав – основной закон школы. | 1ч. |
Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности». Права и обязанности, зачем они нужны. Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. | |||
8. | Человек и его имя. | 1ч. | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок. | |||
9. | Я и мои друзья. | 1ч. | 1ч. | Понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней. Ролевая игра | ||
10. | Верность слову. | 2ч. | Понятия «слово», «верность слову», «честь». Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ «Честное слово». (Обсудить с учениками.) | |||
11. | Речевой этикет | 1ч. | Понятия «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза). | |||
12. | Умение общаться. | 1ч. | Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях. | |||
13. | Этикет в общественных местах. | 1ч. | 1ч. | Понятия «вежливость», «тактичность», «деликатность». Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино. Деловая игра «Ты в театре и музее». | ||
14. | Библиотека – хранительница знаний. | 1ч. | Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог», «хранительница знания». Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведения в библиотеке. | |||
15. | Отзывчивость и доброта. | 2ч. |
Понятие «доброта». Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло? | |||
16. | Я познаю себя и других. | 1ч. | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. | |||
17. | Формы моральной оценки и самооценки. | 2ч. | Понятия «оценка», «моральная оценка», «самооценка», «поступок». Отношение к себе и другим. Объяснить понятия «ссора», «скандал», «конфликт». Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей. | |||
18. | Культура поведения человека. | 1ч. | 1ч. | Понятия «культура», «культура поведения», «правила приличия», «культурное», и «некультурное» поведение. Деловая игра «Учимся культуре поведения». | ||
19. | Как человек принимает решение. | 1ч. | Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция. | |||
20. | Принимать решение нелегко. | 1ч. | Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт. | |||
21. | Ограничения и самоограничение. | 1ч. | Понятия «закон», «ограничения», «официальный», «самоограничение»: жизнь людей организуется по писанным и неписанным законам, их соблюдение требует от каждого человека самостоятельно принимать решение, которое ограничивает его, ставят в определённые рамки. | |||
22. | Каждый выбирает по себе. | 1ч. |
Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему. | |||
23. | Я учусь быть самостоятельным. | 1ч. | Понятие « алгоритм», «ученик», « учитель»: каждый человек является одновременно и учителем и учеником: он учится что-то делать самостоятельно, глядя на других людей, и помогает им становиться самостоятельным. | |||
24. | Праздничный этикет. | 1ч. | Понятие «праздник». Праздник в школе и в классе. Правила этикета на празднике. | |||
25. | Повторительно-обобщающий урок. | 1ч. | Обобщить знания по курсу «Воспитание самостоятельности», ролевая игра. | |||
Теория- 27 ч. Практические занятия – 7 ч.
| ||||||
4 класс «Воспитание самостоятельности»- 34 ч. | ||||||
1. | Азбука этики. Культура поведения и такт. | 1ч. | Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение. Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра «Вежливо или невежливо» | |||
2. | Культура общения. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «общение», «чувства», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми. | ||
3. | Человек и его имя. | 2ч. | Дать понятия «имя», «имена мужские и женские», «русские имена и православные», «значение имен», что означает «уважать имя человека», показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя своими поступками. | |||
4. | Моя малая Родина. | 2ч. | Дать понятия «Родина», «патриотизм», любовь к Родине, подвиг во имя Родины, «малая Родина». Родина и твой дом. Война - проверка любви к Родине у всего народа, живущего в стране. | |||
5. | Устав – основной закон школы. | 1ч. | Дать понятия «закон», «общество», «государство», показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. | |||
6. | Речевой этикет. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «общение», «речь», показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе. | ||
7. | Чувство, настроение и характер. | 1ч. | Дать понятия «воля», «сила воли», «характер» (положительный и отрицательный), «настроение», «чувство». Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроение других. | |||
8. | Школьный этикет. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «этикет в общественных местах», «этикет в столовой», «этикет на перемене», провести деловые игры «мы в столовой», «мы на перемене», «мы в школе». | ||
9. | Праздники в жизни человека. | 1ч. | Дать понятия «праздник», особенности праздников в школе, в коллективе класса, «в стране». | |||
10. | Цветы в жизни человека. | 1ч. | Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов. | |||
11. | Поступки человека и его характер. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков в формировании характера. | ||
12. | Нравственные отношения в коллективе. | 1ч. | Дать понятия «уважение», отношения между людьми, «виды отношений между людьми» (знакомы, приятельские, товарищеские, дружеские), золотое правило Библии. | |||
13. | Мода и школьная одежда. | 1ч. | Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе | |||
14. | Приветствие и знакомства. | 1ч. | Дать понятия «приветствие», «знакомство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; общение будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно. | |||
15. | Поведение в общественных местах. | 1ч. | Дать понятия «улица», «транспорт», «кафе». Основные правила этикета и отношение человека к людям на улице, в транспорте, кафе, местах отдыха. Основные правила этикета в кафе. Что и как едят. | |||
16. | Человек в природе и его здоровье. | 1ч. | 1ч. | Дать понятия «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы». Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным. | ||
17. | Нравственное отношение в семье. | 2ч. | Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга. | |||
18. | Я отвечаю за свои поступки. | 1ч. | Дать понятия «ответственность», «Ответственный», « безответственный»: всякий человек несёт ответственность за своё поведение. | |||
19. | Как решить конфликт. | 1ч. | Дать понятия «конфликт», «терпимость», « характер»6 для разрешения конфликта необходимо проявлять терпимость. | |||
20. | Сильный человек. | 1ч. | Дать понятия «дух», « душа»,»самосознание», « сильный человек»: осознание, в чём сила человека, и овладение ключевыми словами. | |||
21. | Оценка решения. | 1ч. | Понятия « критерий», « оценка», « успех»: вырабатывание некоторых критерий оценки самостоятельного решения. | |||
22. | Как влиять на поведение другого человека. | 1ч. | Понятия «аргумент», « убеждать»: понимание важности убедительного аргументирования своего мнения. | |||
23. | Решительное поведение. | 2ч. | Понятия « решительный», « решительность»: решительное поведение свойственно самостоятельному человеку. | |||
24. | Учимся принимать самостоятельное решение. | 1ч. | Понятия «ресурсы», «возможности», « обстоятельства»: овладение алгоритмом принятия решения. | |||
25. | Обобщающий урок по курсу «Воспитание самостоятельности» | 1ч. | Обобщение знаний, которым научились по курсу «Воспитание самостоятельности» | |||
Теория – 26 ч. Практические занятия – 8ч. | ||||||
Литература: 1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2013.-253с. 2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2012.-№3.-С.71-125
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Школа общения"
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мастерская общения» 1 класс
Речевое развитие учащихся начальных классов - одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитан...
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Рабочая программа часов общения "Этические беседы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа "Азбука общения"
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа "Гармония общения"
Программа предназначена для проведения часов общения с воспитанниками 13-14 лет в системе педагогической помощи детям с трудностями в общении. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении ...
Рабочая программа " Час общения"
Рабочая программа " Час общения"...