Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр" 1-4 класс
рабочая программа на тему

Макштадт Ирина Ивановна.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр" для учащися 1-4 классов. Для развития творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_teatra_na_4_goda.docx84.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Артюгинская  школа

Рабочая программа по внеурочной деятельности

 « Театр»

для учащихся

1-4 класс

                                                                                                   Составитель:

Макштадт Ирина Ивановна

учитель начальных классов

Артюгино 2016


Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
                     
Николай Васильевич Гоголь.

                                                                     Пояснительная записка

  1. Данная  рабочая программа  составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа составлена на основе  пособия по дополнительному образованию под редакцией И.А. Генераловой  М.:Баласс,2010

Театр, один из самых демократичных и доступных для детей видов искусства, позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости. Огромная сила воздействия театральной игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную возможность адаптироваться ребёнку в социальной среде.

Цель программы:

Развитие творческих способностей младшего школьника средствами театрализованной деятельности

Задачи программы:

Обучающие

  • формировать  необходимые представления о театральном искусстве;
  • формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
  • формировать практические навыки пластической выразительности с учётом индивидуальных физических возможностей ребенка;
  • отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром, создавать образ героя, работать над ролью.

Развивающие

  • развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
  • развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
  • развивать эстетическое  восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
  • развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области сценического искусства;
  • развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развивать навыки самообразования и самосовершенствования.

Воспитательные

  • ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей (жизнь, природа, человек, здоровье, гармония, красота);
  • способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной деятельности;
  • формирование нравственных качеств,  гуманистической личностной  позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности;
  • формирование позитивных ценностных ориентаций (активная жизнедеятельность, исполнительность, ответственность, уверенность в себе и др.),  для социальной адаптации обучающегося.

Новизна программы

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор  профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Программа имеет блочно-модульное построение: инвариантный блок дополнен вариативными модулями. Вариативная часть программы представлена индивидуальными маршрутами обучения воспитанников.

             Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

            Содержание программы реализуется в предметно- деятельностной форме, что соответствует идеям ФГОС.     Предлагаемая программа соответствует современным целям общего образования, основным положениям Концепции модернизации Российского образования, перспективным целям начального образования в школе. Программа ориентирована на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности ребёнка, содействие его социализации, выявление и развитие задатков и творческих способностей младших школьников.

Актуальность программы

      Актуальность программы «Театр» обусловлена тем, что в настоящее время развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

     В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

     Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу.

Данная программа направлена на:

  • создание условий для развития ребенка;
  • развитие мотивации к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  •  приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • профилактику асоциального поведения;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в систему мировой и отечественной культур;
  • интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
  •  укрепление психического и физического здоровья;
  •  взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Педагогическая целесообразность

       Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений.

Игры, проводимые на внеурочных занятиях, являются для ребенка действительно игрой, а не заорганизованной деятельностью, где каждый участник проявляет свою инициативу, свои желания и представления, учится согласовывать свои действия с действиями других участников, с определенными правилами.

Занятия с детьми сценической речью служат своего рода эталоном правильной речи и одновременно упражняют и развивают слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно - сосудистой системой. Следовательно, занимаясь в процессе обучения сценической речи дыхательной гимнастикой, ребёнок одновременно укрепляет своё здоровье; тренирует артикуляционный аппарат. Последнее обстоятельство исключительно важно, потому что без навыков активной работы артикуляционного аппарата, заложенных в детстве, речь взрослого человека часто становится нечёткой, неразборчивой, не доносит до слушающего главный компонент речи - её содержание. Всё это может в дальнейшем негативно отражаться на его профессиональной деятельности

 Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа кружка рассчитана на детей 7-11 лет в объеме на 4 года 135 часов:

1 класс -  33  ч (1 занятие в неделю)

2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

4  класс - 34 ч (1 занятие в неделю)

Продолжительность занятия – 45 минут.

Количество учащихся в группе – 8-15 человек.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  1. игра
  2. беседа
  3. иллюстрирование
  4. мастерская
  5. инсценирование
  6. посещение спектакля
  7. работа в малых группах
  8. актёрский тренинг
  9. экскурсия

Основные задачи работы с детьми

  1. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
  2. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
  3. Воспитывать зрительскую культуру.
  4. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
  5. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
  6. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
  7. Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
  8. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы.
  9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа.
  10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
  11. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
  12. Расширять представления детей об окружающей действительности.
  13. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
  14. Учить действовать на сценической площадке естественно.
  15. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
  16. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые.

Ожидаемый результат

Предполагаемые умения и навыки детей:

  1. Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
  2. Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
  3. Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
  4. Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
  5. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  6. Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
  7. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
  8. Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Содержание программы (1-4 класс,

Театральные подмостки. ( 33 часа)

Сцена и актеры (34 часа)

Театр начинается с вешалки (34 часа)

Весь мир — театр, а люди в нём актеры.         

          Подготовка к итоговому театральному представлению    

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».
  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего  соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.
  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

      Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.

 Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.     Этюдный тренаж включает в себя:

  1. этюды (упражнения) на развитие внимания;
  2. этюды на развитие памяти;
  3. этюды на развитие воображения;
  4. этюды на развитие мышления;
  5. этюды на выражении эмоций;
  6. этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);
  7. этюды на выразительность жеста;
  8. этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
  9. этюды на отработку движений.

     Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.  Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет.

     В репертуар  театра включены:

инсценировки литературных произведений для детей младшего школьного возраста;

адаптированные к условиям школьного  театра готовые пьесы;

     При выборе репертуара театра должны учитываться интересы, возрастные особенности детей, их развитие. Пьесы должны быть увлекательными, развивающими фантазию и творческие способности ребёнка, способствующими формированию положительных черт характера школьника. Предложенный в программе репертуар на каждый год обучения может изменяться. Любой педагог имеет возможность его варьировать по своему усмотрению, опираясь при этом на интересы и возможности конкретного коллектива детей.

     Музыка – неотъемлемая часть  спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием спектакля.

Также используется актерские тренинги и специальный цикл упражнений, нужных для общего и специального (профессионального) развития учеников. Программа является вариативной. Могут вноситься изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.: 

  • творческие задания;
  • кроссворды, викторины

  Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

·  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

·  целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

·  этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

·  осознание значимости занятий для личного развития.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

·  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

·  планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

·  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

·  анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

 Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

·  пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

·  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

·  проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

·  включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

·  работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

·  обращаться за помощью;

·  формулировать свои затруднения;

·  предлагать помощь и сотрудничество;

·  слушать собеседника;

·  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

·  формулировать собственное мнение и позицию;

·  осуществлять взаимный контроль;

·  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Учащиеся научатся:

·  читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

·  выразительному чтению;

·  развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

·  видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

·  сочинять этюды по сказкам;

·  умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)


Учебно –методическое обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы. На занятиях по внеурочной деятельности используются наглядные пособия  (в том числе собственного изготовления) технические средства, для лучшего усвоения материала.

класс

Кол-во часов  в год

Реквизиты программы

1-4

135 часов

Пособие для дополнительного образования  И.А. Генералова

 М Баласс. 2010

Методическая газета «Начальная школа»

Учебно-методическое пособие Лыкова И.А.  Жил-был пластилин. Лепим бабушкины сказки 2012

Тематическое планирование программы 1 класс

1 класс, 33 часа

занятия

Тема урока

Кол-во часов

Элемент содержания

Вид контроля,

измерители

Информационно-методические ресурсы

Дата проведения

план

факт

          Театральные подмостки (33 часа)

1

Вводное занятие. Виды театра.

1

Знакомство детей с историей театра.

2

Театр снаружи и внутри.

1

Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…

Пособие для дополнительного образования

3

Художественная  мастерская

1

Изображение здания театра.

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

4

Зритель в театре.

1

Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия  «зритель» и «фанат».

Памятка по поведению учащихся в общественных местах, в частности - театре

Пособие для дополнительного образования

5

Театральные профессии

1

Понятие о театральных профессиях (костюмер, гримёр, осветитель…)

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

6

Виды театральных кукол и способы управления ими.

1

Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

7

Виды театральных кукол и способы управления ими

1

Изображение понравившейся театральной куклы.

Пособие для дополнительного образования

8

Понятие «кукловод».

1

Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы.

9

История одной куклы.

1

Просмотр фильма про Буратино

Изготовление кукол из ткани

Пособие для дополнительного образования

10

Художественная  мастерская Папы Карло

1

Изображение  героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас)

Рисунки

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

11

Творческая мастерская.

1

Изготовление простых кукол-перчатки.

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

12

Просмотр видеофильма кукольного театра.

1

Посещение или просмотр театральной постановки.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

13

Театры разных стран.

1

Презентация о театрах. Видеоролики.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

14

Театры города Самара.

1

Знакомство с театрами своего города.

Просмотр видео о театрах. Презентация.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

15

Художественная мастерская

1

Изображение фантастического театра кукол.

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

16

Театральная игра «Приходи сказка»

1

Викторина по сказкам.

17

Литературный час « Сказка приходит ночью»

1

Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков.

Выставка детских работ

Пособие для дополнительного образования

18

. Литературный час « Сказка приходит ночью»

1

Составление сказки, которая приснилась ночью..

Оформление альбома с помощью рисунков

19

Театральная игра «Приходи сказка»

1

Викторина по сказкам.

20

Художественная мастерская

1

Изготовление декорация

Готовые декорации к  мини-спектаклю

21

Театры разных стран.

1

Презентация о театрах. Видеоролики.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

22

Театральные профессии

1

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник)

Рисунки

Пособие для дополнительного образования

23

Зритель в театре

1

Продолжаем знакомство с поведением зрителей в театре

Изготовление памяток

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

24

Реквизитор

1

Профессия реквизитор. Обязанности реквизитора

Пособие для дополнительного образования

25

Художник -декоратор

1

Что такое декорация.

Изготовление декорации, смысловая функция декораций

Пособие для дополнительного образования

26

Пластилиновый мир

1

Изготовление актеров из пластилина

Мини-сказка

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

27

Древнегреческий театр

1

Эволюция театра. Знакомство с новой терминологией.

Пособие для дополнительного образования

28

Скороговорка. Конкурс чтецов

1

Культура и техника речи.

Конкурс чтецов

29

Скороговорка. Конкурс чтецов

1

Культура и техника речи.

Конкурс чтецов

30

Театр «Глобус

1

История возникновения тетра  «Глобус»

Пособие для дополнительного образования

31

Театр под крышей

1

Первый театр под крышей. Освещение театра. Декорации театра под крышей

Изготовление моделей крыш

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

32

Театральный билет

1

Эволюция театрального билета

Изготовление эскиза театрального билета

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

33

Звуки и шумы

1

Различные звуки и шумы в окружении человека

Различные звуки и шумы в окружении человека

Пособие для дополнительного образования

Тематическое планирование 2 класс (34 часа)

Сцена и актёры.

1

Вводный урок.

1

Знакомство детей со сценой театра.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

2

Сказитель Оле Лукойе

1

Знакомство с существом, которое показывает детям сны.

 Презентация

3

Сказитель Оле Лукойе

1

Знакомство с существом, которое показывает детям сны.

Презентация

3

Сцена и её виды.

1

Знакомство с разновидностями сцен.

Пособие для дополнительного образования

4

Сцена и её виды.

1

Знакомство с разновидностями сцен.

Пособие для дополнительного образования

5

Сцена и её виды.

Знакомство с разновидностями сцен.

Тест по теме «Сцена»

Пособие для дополнительного образования

6

Конкурс чтецов.

1

Декламировать скороговорки на публику.

конкурс

7

Виды театральных постановок

1

Знакомство с театральными постановками

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

8

Виды театральных постановок

1

Знакомство с театральными постановками

Опрос -игра

Пособие для дополнительного образования

2 четверть

9

Знакомство с понятием «ширма».

1

Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.

Опрос игра

10

Знакомство с понятием «ширма».

1

Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой.

Практическое занятие

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

11

Понятие «декорация».

1

Понятие «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

Практическое занятие

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

25.11

12

Понятие «Декорация».

1

Понятие «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

Практическое занятие

Пособие для дополнительного образования

2.12

13

Понятие «декорация».

1

Понятие «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра.

Практическое занятие

9.12

14

Первичные навыки работы с ширмой.

1

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

Пособие для дополнительного образования

16.12

15

Первичные навыки работы с ширмой.

1

Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях.

Тест по теме «Декорации»

23.12

16

Мастерская декорации

1

Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.)

Готовые декорации

Презентация

30.12

17

Мастерская декорации

1

Распределение и пробы ролей Разучивание ролей.

Репетиции

13.01

18

Мастерская декорации

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Репетиции

\

19

Чтение пьесы по ролям, анализ текста

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Репетиции, анализ работы

20

Чтение пьесы по ролям, анализ текста

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Репетиции

21

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Репетиции

22

Театральная игра

1

Репетиция и инсценирование басни Крылова  «Ворона и лисица» на сцене.

Инсценировка басни

23

Театральная игра

1

Репетиция и инсценирование басни Крылова  «Ворона и лисица» на сцене.

Репетиция и инсценирование

24

Театральная игра

1

Репетиция и инсценирование басни Крылова  «Ворона и лисица» на сцене.

Репетиция и инсценирование

25

Подготовка к спектаклю.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Репетиция и инсценирование

26

Спектакль «Ворона и лисица»

1

Просмотр басни (видео)

Видеоролик

27

Театральная игра

1

Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой.

Распределение обязанностей

28

Театральная игра

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей

Заучивание слов

29

Театральная игра

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей

Повторение ролей

30

Театральная игра

1

Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой.

Проверка слов для роли

31

Театральная игра

1

Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой.

Уровень подготовки декораций

32

Спектакль «Золотая рыбка»

1

Просмотр мультфильма

Мультфильм «Золотая рыбка»

33

Анализ спектаклей

1

Анализируем подготовку к спектаклю

34

Подведение итогов.

1

Подведение итогов года

Анализ проделанной работы

Тематическое планирование 3 класс, 34 часа

Театр начинается с вешалки.

1

Вводный урок. Мир театра с наружи.

1

Знакомство с театральными буднями, реквизитами.

2

Касса и билеты.

1

Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

3

Профессия «кассир»

1

Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.

Ролевая игра

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

4

Касса и билеты.

1

Профессия «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль.

Ролевая игра

5

Афиша.

1

Знакомство, планирование и изготовление афиши.

Пособие для дополнительного образования

6

 Информация  на афишах.

1

Знакомство, планирование и изготовление афиши.

Пробное изготовление афиши

7

Афиша.

1

Планирование и изготовление афиши

Изготовление афиши.

8

 Виртуальное посещение театра кукол.

1

Виртуальное посещение театральных постановок в городе.

Презентация

9

Мастерская кукол. Бумажная сказка.

1

Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой

Изготовление кукол из картона

10

Мастерская кукол. Бумажная сказка

1

Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой

11

Бумажная сказка Мастерская кукол.

1

Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой

Изготовление кукол из картона

12

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей..

Разучивание ролей

13

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Оформление спектакля: Объёмные. декорации.

Изготовление аксессуаров оформления

14

Мастерская декораций.

1

Декорации

Изготовление аксессуаров оформления

Пособие для дополнительного образования

15

Мастерская декораций.

1

Декорации

Изготовление аксессуаров оформления

16

Театральная игра

1

Репетиция и инсценирование сказки  «Колобок» за ширмой.

Разучивание ролей

17

Театральная игра

Репетиция и инсценирование сказки  «Колобок» за ширмой.

Разучивание ролей

18

Театральный  видеосалон .

1

Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити»..

Анализ произведения

19

Театральный  видеосалон .

1

Просмотр сказки-спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити»..

Анализ произведения

20

Известные актеры театра кукол.

1

 Знакомство с актёрами

Презентация (интернет ресурс)

21

Интонация

1

Знакомство и умение использования интонации при передачи текста.

Чтение текстов

22

Интонация

1

Знакомство и умение использования интонации при передачи текста.

Чтение текстов

23

Театральный видеосалон

1

Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения.

Видеоролик

24

Мастерская кукол. Пластилиновый мир.

1

Создание основ и заготовок для кукол.

Изготовление пластилиновых кукол

25

Мастерская кукол. Пластилиновый мир.

1

Создание основ и заготовок для кукол.

Изготовление пластилиновых кукол

26

Пластилиновый мир

1

Создание основ и заготовок для кукол.

Изготовление пластилиновых кукол

Пособие для дополнительного образования

27

Мастерская кукол

1

Создание основ и заготовок для кукол.

Выставка детских работ

28

Мастерская кукол. Папье-маше.

1

Что такое папье -маше

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

29

Папье-маше.

1

Изготовление простейших объёмных  кукол, для игры за ширмой

30

Мастерская кукол. Папье-маше.

1

Изготовление простейших объёмных  кукол, для игры за ширмой

31

Музыкальный театр. Опера.

1

Что такое опера

Опрос по теме «Опера»

Пособие для дополнительного образования

32

Музыкальный театр. Балет

1

Балет-вид сценического искусства

Пособие для дополнительного образования

33

Музыкальный театр. Оперетта

1

Жанр оперетты.

Пособие для дополнительного образования

34

Оркестр

1

Определение оркестра

Тест «Музыкальный театр»

Тематическое планирование 4 класс, 34 часа

Весь мир — театр, а люди в нём актеры.

1

Кому - таланты, кому - поклонники.

1

Вводный урок. Знакомство с творческой труппой.

2

Театр теней.

1

Пальчиковые игры. Световое решение.

3

Цирк

1

История цирка. Цирковое искусство

Выставка детских рисунков

Пособие для дополнительного образования

4

Цирковые профессии

1

Цирковые профессии. Опасность  работников цирка

Пособие для дополнительного образования

5

Музыка и театр.

1

Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам..

6

Музыка и театр.

1

7

Звуки и шумы.

1

Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля.

Пособие для дополнительного образования

8

Звуки и шумы.

1

9

Театральный  видеосалон .

1

Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка».

Анализ произведения.

10

Театральный  видеосалон .

1

Просмотр сказки-спектакля «Красная шапочка». Анализ произведения.

Анализ произведения.

11

Мастерская кукол.  Лоскуток к лоскутку.

1

Изготовление простейших одежд для объёмных кукол.

Изготовление простейших одежд для объёмных кукол.

12

Мастерская кукол.  

1

Изготовление простейших одежд для объёмных кукол.

13

Этюд

1

Этюд в живописи

Пособие для дополнительного образования

14

Театральный этюд

1

Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий»

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

15

Актерская грамота.

1

Пластическая выразительность актера

16

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

17

Чтение пьесы по ролям, анализ текста

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

18

Чтение пьесы по ролям, анализ текста

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

19

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки  «Репка»

Сценарий сказки

20

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки  «Репка»

Сценарий сказки

21

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

22

Спектакль

1

Постановка сказки

Спектакль

23

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки  «Маша и медведь»

Сценарий сказки

24

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

25

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки  по выбору детей

Сценарий сказки

26

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

27

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки  «Теремок на новый лад»

Сценарий сказки

28

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки  «Теремок на новый лад»

Сценарий сказки

29

Театральная игра.

1

Репетиция и инсценирование сказки  «Теремок на новый лад»

Сценарий сказки

30

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

31

Чтение пьесы по ролям, анализ текста.

1

Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей.

Разучивание ролей.

Сценарий сказки

32

Народные инструменты

1

Какие инструменты относятся к народным. История возникновения  народных инструментов

Рисунки музыкальных инструментов

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

33

Духовые инструменты

1

История возникновения  духовых инструментов

Рисунки музыкальных инструментов

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

34

Творческий отчет. «Алло! Это театр?»

1

 Творческий отчет «В мире сказок»

Отчет

Итого

135часов

Оборудование (ТСО) для проведения занятий:

  • Интерактивная доска
  • Компьютер
  • Презентации
  • Рисунки и картины по сказкам
  • Проектор
  • Магнитная доска

Оборудование:

  • Костюмы
  • Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок
  • Краски - акварельные, гуашь
  • Клей, газеты
  • Куклы - персонажи
  • Маски
  • Набор для творчества
  • Сценарии
  • Книги со сказками.
  • Ширма.

Формы подведения итогов

.

Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.

         

Литература

  • Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.

 

  • Интернет источник

  • Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.

  • Генералова И.А. Театр  М: Баласс 2010

  • Методическая газета «Начальная школа»  2008
  • Газета. Последний звонок г. Мытищи

п/п

№ урока в теме

           Тема                  

            раздела

      Тема

     урока

Элементы содержания

Вид контроля, измерители

УУД

Информационно-методическое обеспечение

Дата

план

факт

Театральные подмостки

1

1

Вводное занятие. Виды театра.

Планирование работы на учебный год

2

2

Театр снаружи и внутри.

Знакомство с понятиями

«балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…

Личностные. Развитие

готовности к

сотрудничеству и

дружбе.

Коммуникативные.

Умение вступать в диалог.

Пособие для дополнительного образования

3

3

Театр снаружи и внутри.

Знакомство с понятиями

«балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»…

Познавательные

Умение договариваться, находить общее решение.

Регулятивные

Моделирование

различных

ситуаций

поведения в

школе и других

общественных

местах.

Презентация «Художественная презентация»

                                                                                          Театральные профессии (4часа)

4

1

Художественная  мастерская

Профессия бутафор. Обязанности бутафора

Изготовление предметов бутафории

Познавательные

Формирование умения

формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Пособие для дополнительного образования

26.09

5

2

Реквизитор

Профессия реквизитор. Обязанности реквизитора

Познавательные

Умение

контролировать

действия партнёра

по деятельности.

Умение задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с партнёром.

Пособие для дополнительного образования

3.10

6

3

Художник -декоратор

Что такое декорация. Изготовление декорации, смысловая функция декораций

Изготовление декорации,

Познавательные

Умение

контролировать

действия партнёра

по деятельности.

Умение задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с партнёром.

Пособие для дополнительного образования

10.10

7

4

Пластилиновый мир

Изготовление актеров из пластилина

Мини сказка

Познавательные

Умение договариваться, находить общее решение Регулятивные

Умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Пособие для дополнительного образования

17.10

История театра (11 часов)

8

1

Древнегреческий театр

Эволюция театра. Знакомство с новой терминологией.

Личностные.

Умение осознанно

и произвольно

строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).

Пособие для дополнительного образования

24.10

9

2

Театр «Глобус»

История возникновения тетра  «Глобус»

Личностные.

Умение осознанно

и произвольно

строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).

Презентация «Театр Глобус»

31.10

II четверть (7 часов)

10

3

Театр под крышей

Первый театр под крышей. Освещение театра. Декорации театра под крышей

Познавательные

Формирование умения

формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Пособие для дополнительного образования

14.11

11

4

Современный театр

Названия современных театров. Устройство зрительного зала в театре

Регулятивные

Целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено уч-ся и того, что ещё неизвестно. Умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Пособие для дополнительного образования

Презентация «Современный театр»

21.11

12

5

Театральный билет

Эволюция театрального билета

Изготовление эскиза театрального билета

Познавательные

Умение договариваться, находить общее решение.

Регулятивные

Моделирование

различных

ситуаций

поведения в

школе и других

общественных

местах.

Пособие для дополнительного образования

28.11

13

6

Театр кукол

Виды театральных кукол

Познавательные

Формирование умения

формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Пособие для дополнительного образования

5.12

14

7

Музыкальный театр. Опера.

Что такое опера.

познавательные

Формирование умения

формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

12.12

15

8

Музыкальный театр. Балет

Балет-вид сценического искусства

познавательные

Формирование умения

формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» Пособие для дополнительного образования

19.12

16

9

Музыкальный театр. Оперетта

Жанр оперетты.

познавательные

Формирование умения

формулировать собственное мнение и позицию. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

26.12

III четверть (11 часов)

17

10

Цирк

История цирка. Цирковое искусство

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» Пособие для дополнительного образования

9.01

18

11

Цирковые профессии

Цирковые профессии. Опасность  работников цирка

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» Пособие для дополнительного образования

16. 01

Театральное мастерство (4 часа)

19

1

Этюд

Этюд в живописи

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

Пособие для дополнительного образования

23.01

20

2

Театральный этюд

Театральный этюд- сценическая история

30.01

21

3

Актерская грамота.

Многообразие выразительных средств в театре. «Бессловесные элементы действия», «Логика действий»

Тренинги на внимание. Упражнения на овладение и пользование словесными воздействиями этюды.

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

Пособие для дополнительного образования

6.02

22

4

Сценическое движение.

Пластическая выразительность актера

Коммуникативные Умение

адекватно принимать

оценку учителя.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

13.02

Музыкальное сопровождение ( 5 часов)

23

1

Оркестр

Определение оркестра

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

20.02

24

2

Народные инструменты

Какие инструменты относятся к народным. История возникновения  народных инструментов

Рисунки музыкальных инструментов

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

27.02

25

3

Духовые инструменты

История возникновения  духовых инструментов

Рисунки музыкальных инструментов

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

6.03

26

4

Симфонические инструменты

История возникновения  симфонических инструментов

Рисунки музыкальных инструментов.

Выставка рисунков

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

СD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».

13.03

27

5

Звуки и шумы

Различные звуки и шумы в окружении человека

Личностные

Умение видеть красоту труда и творчества. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к труду и творчеству.

20.03

IV четверть (7часов)                                                           Зритель в театре (2 часа)

28

1

Поведение зрителя в театре

Памятка по поведению учащихся в общественных местах, в частности - театре

Коммуникативные Умение

адекватно принимать

оценку учителя.

3.04

29

2

Зритель

Зритель – обязательная  составная часть театра

Коммуникативные Умение

адекватно принимать

оценку учителя.

10.04

Подготовка к итоговому театральному представлению    (5 часов)

30

1

Художественное чтение

Выбор пьесы для представления Роль чтения вслух в повышении общей читательской культуры. Основы практической работы над голосом

Личностные.

Умение осознанно

и произвольно

строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).

Познавательные

Умение

контролировать

действия партнёра

по деятельности.

Умение задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с партнёром.

17.04

31

2

Художественное чтение

Распределение ролей и персонажей Упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса.

Личностные.

Умение осознанно

и произвольно

строить речевое высказывание (как обращаться к учителю, одноклассникам).

Познавательные

Умение

контролировать

действия партнёра

по деятельности.

Умение задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с партнёром.

24.04

32

3

Разучивание ролей

Разучивание ролей

Познавательные

Умение

контролировать

действия партнёра

по деятельности.

Умение задавать

вопросы,

необходимые для

организации

собственной

деятельности и

сотрудничества с партнёром.

8.05

33

4

Репетиция спектакля

Репетиция спектакля

Коммуникативные

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

15.05

34

5

Итоговое представление

Итоговое представление

Итоговое представление

Коммуникативные

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные.

Умение держаться перед аудиторией, контролировать

действия партнёра. Адекватно принимать оценку сверстников и учителя

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...