Кружок "Юный краевед" 2017 -2018 уч.год.
рабочая программа на тему
Кружок "Юный краевед " направлен на активизацию внеурочной деятельности учеников начальной школы в рамках углублённого изучения истории района "Лефортово" на основе исследовательской деятельности в форме проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunyy_kraeved_-_2017_-_2018_uch.god_.docx | 83.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол № 3 от 28.04.2016г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ МОК им. В. Талалихина ___________В.Л. Поляков приказ № от 10.05.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(указывается название объединения)
Направленность программы: историко-краеведческая
Название программы: «Юный краевед»
Возраст обучающихся: 1-4классы (7 – 10 лет)
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Автор-составитель программы:
Князева Т.Н., учитель начальных классов
Москва
2017
СТРУКТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I. Титульный лист.
II. Краткое содержание (структура программы).
III. Пояснительная записка.
IV. Планируемые результаты.
V. Учебно–тематический план.
VI. Содержание.
VII. Формы аттестации.
VIII. Методическое обеспечение.
IX. Материально-техническое обеспечение.
X. Условия реализации программы
XI. Литература.
XII. Приложения.
XIII. Календарный тематический график
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(общая характеристика программы)
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Программа кружка «Юный краевед» ориентирована на активизацию внеурочной деятельности школьников 1-4классов (7 – 10 лет) в рамках углублённого изучения истории района «Лефортово» на основе исследовательской деятельности в форме проектов. Направленность кружка – историко-краеведческая.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей-это не просто собирание памятников (хотя без этого нельзя обойтись), это не только создание экспозиций (хотя без них музей немыслим), а это еще и многогранная деятельность, направленная на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы.
Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению, использование воспитательного потенциала музея в образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
2. Направленность и уровень (уровни) программы
Направленность программы носит историко-краеведческий ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история, география, , МХК и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.
- Цель: через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения в научно — просветительскую деятельность школьного музея.
Задачи
1. Обучить экспедиционным методикам исследования традиционной культуры своего края, села.
2. Развить навыки экскурсионной деятельности.
3. Обучить описанию этнографической коллекции музейных экспонатов.
4. Собрать информацию о родном крае, ветеранах и тружениках тыла Великой Отечественной войны, истории школы.
4. Возраст и категория обучающихся по программе: 7 - 10 лет.
Группы – одновозрастные и разновозрастные из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки, а также специфические (актив школьного музея, экскурсоводы).
5.Срок реализации программы: 1 год
Всего 34 часа.
- Формы и режим занятий:
Программа изучается модульно - 1 час в неделю.
Форма обучения:
беседы, лекции, поисковые экспедиции, индивидуальные занятия с учащимися, занятия – отчеты о проделанной работе, описание поискового материала, оформление выставок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, краеведческих , этно-экологических проектах и конкурсах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.
В процессе обучения по программе учащиеся объединения получат возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Реализация познавательного и воспитательного потенциала для формирования исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение. Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Организация работы школьного музея. Планирование деятельности. | 4 | 2 | 2 | |
3. | Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. | 4 | 2 | 2 | |
4. | Учёт и описание музейных предметов | 8 | 4 | 4 | |
5. | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов. | 8 | 4 | 4 | |
6. | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | 8 | 4 | 4 | |
7. | Защита проектов | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 18 | 18 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2час)
Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея.
Организация работы школьного музея. Планирование деятельности (4часа)
Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, председателя Совета школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами (4часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Учёт и описание музейных предметов (8 часов)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Сбор и описание музейных экспонатов.
Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов (8 часов)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии.
Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий
Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности (8часов)
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Назначение текстов в экспозиции. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции.
ФОРМЫ ОЦЕНИВАЯ (АТТЕСТАЦИИ)
- исследовательские работы,
- выставки,
- экспозиции,
- публичные выступления.
Способы определения результатов
- педагогическое наблюдение;
- выполнения обучающимися диагностических заданий;
- участия в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях);
- защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основой (методической и источниковой базой) реализации программы является школьный музей.
По своему профилю музей «Победа ковалась в тылу врага» ГАПОУ МОК СП№5 является историко-краеведческим музеем. Музей был создан в 2012 году, паспортизирован в 2012 году .
Методические особенности реализации программы
(или Механизм реализации программы)
В ходе реализации программы продолжается сбор материалов и экспонатов для пополнения экспозиций музея по нескольким направлениям:
-поиск сведений о рабочих заводов, которые трудились на благо нашей Родины,;
-поисково-исследовательская работа об участниках Великой Отчественной войны и строителях противотанкового рва;
-сбор и оформление материала по разработке нового материала;
-создание Книги Почёта «Кто создавал наше будущее» ,
Реализацию программы и поисково- краеведческую деятельность обеспечивают также :
-Методические рекомендации по организации работы школьного музея;
-Пособие Мильцевой Н.Н.«Описание этнографической коллекции» (для школьных музеев) Н.Новгород 2003г.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приложение к школьному музею «Победа ковалась в тылу врага»
1.
Название завода, работающего во время войны | Материалы, предоставленные заводом музею |
1. Музей им. Войтовича |
|
2. Московский нефтеперабатывающий завод | 1. брошюра к юбилею |
3. ОАО Московский металлургический завод «Серп и молот» | 1. Книга «120 лет над заставой», где собрано много фото и материалов, которые показывают работу завода в годы войны. |
4. ОАО «Морской научно-исследовательский институт радиоэлектроники «Альтаир» | 1. Журнал «История науки и техники» №10, 2003г. , посвящённый 70-ти летию института 2. брошюра на русском и английском языках «Альтаир» |
5 «Москабельмет» | 1. Газета «Москабельмет» №1, 2001, №2, 2000 2. продукция завода (клубок медной проволоки) 3. выписка из книги «Русский кабельный. 100лет АО «Москабельмет» |
2. Подробная информация о ветеранах района «Лефортово».
3. Проект «Победа ковалась в тылу врага».
4. Диск с презентацией к проекту.
5. Фото сквера, посвящённого 65-й годовщине победы над фашистами
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках истории / Преподавание истории и обществознания в школе, 2003, № 4.
- Бартенева Н.В., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская работа учащихся /Преподавание истории в школе, 2005.
- Гольденберг М.Л. Историзация школьной истории или интегрирование в исследовательской деятельности учащихся / Преподавание истории в школе, 2002, № 7.
- Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя. /Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба. – М,: 1982.
- Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по специальности «История» / Под ред. К.Г. Левыкина и В. Хербста. – М.: 1962.
- Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы: Федеральная целевая программа
- Теория и практика архивного дела в СССР: учебник. /Под ред. Ф.И. Долгих и К.И. Рудельсон. – М:1980.
- Терминологические проблемы музееведения. / Сб. научн. Тр. ЦМР СССР: музейные термины. – М.: 1986.
- Туманов В.Е. К вопросу об истории становления и современном состоянии школьного краеведения и школьных музеев: 1918-1987 гг. /Сб науч. Тр. ЦМР СССР «Музейное дело в СССР» Вып. 19: Музейное строительство в СССР. М.: 1989.
- Теория и практика архивного дела в СССР: учебник. /Под ред. Ф.И. Долгих и К.И. Рудельсон. – М:1980.
- Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК, 2002. 154 с.
Медиаресурсы:
www.obd-memorial.ru/ Сайт Министерства обороны «Мемориал»;
podvignaroda.mil.ru/ Сайт Министерства обороны «Подвиг народа»;
http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия;
http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории
http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей
КАЛЕНДАРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГРАФИК
№ | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 5 | 14.15 – 15.00 | беседа | 1 | Введение | Каб.27 |
|
2 | 12 | 14.15 – 15.00 | экскурсия | 1 | Введение | Сквер «В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». |
| |
3 | 19 | 14.15 – 15.00 | беседа | 1 | Организация работы школьного музея. Планирование деятельности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
4 | 26 | 14.15 – 15.00 | беседа | 1 | Организация работы школьного музея. Планирование деятельности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
5 | Октябрь | 3 | 14.15 – 15.00 | беседа | 1 | Организация работы школьного музея. Планирование деятельности | Каб.27 |
|
6 | 10 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися, | 1 | Организация работы школьного музея. Планирование деятельности | Каб.27 |
| |
7 | 17 | 14.15 – 15.00 | беседа | 1 | Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
8 | 24 | 14.15 – 15.00 | описание поискового материала, | 1 | Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
9 | 31 | 14.15 – 15.00 | описание поискового материала, | 1 | Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
10 | ноябрь | 7 | 14.15 – 15.00 | описание поискового материала, | 1 | Комплектование и учёт фондов школьного музея, работа с архивами. | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
|
11 | 14 | 14.15 – 15.00 | беседа | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
12 | 21 | 14.15 – 15.00 | описание поискового материала, | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
13 | 28 | 14.15 – 15.00 | описание поискового материала, | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
14 | декабрь | 5 | 14.15 – 15.00 | описание поискового материала, | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
|
15 | 12 | 14.15 – 15.00 | описание поискового материала, | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
16 | 19 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
17 | 26 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
18 | январь | 16 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися | 1 | Учёт и описание музейных предметов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
|
19 | 23 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
20 | 30 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Сквер «В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». |
| |
21 | февраль | 6 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Сквер «В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». |
|
22 | 13 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
23 | 20 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Сквер «В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». |
| |
24 | 27 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
25 | март | 6 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Сквер «В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». |
|
26 | 13 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экскурсионная работа в школьном музее. Разработка экскурсий. Подготовка экскурсоводов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
27 | 20 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
28 | 27 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
29 | апрель | 3 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
|
30 | 10 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
31 | 17 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
32 | 24 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
33 | май | 8 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
|
34 | 15 | 14.15 – 15.00 | индивидуальные занятия с учащимися | 1 | Экспозиции школьного музея, их виды. Экспозиционная работа, её особенности | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
35 | 22 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Защита проектов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
| |
36 | 29 | 14.15 – 15.00 | занятия – отчеты о проделанной работе | 1 | Защита проектов | Школьный музей «Тыл в годы Великой Отечественной войны» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения Всемирной недели космоса «Космос объединяет мир» в МАОУ «СОШ №31» г. Стерлитамак РБ с 4.10.2018 по 10.10.2018
Организация информационной и методической поддержки, оформление тематических книжных выставок «Влюблённые в небо»...
Анализ воспитательной работы за 2018 - 2018 учебный год.
Представлена подробная схема анализа результаов воспитательной работы....
План воспитательной работы на год 2018-2018
Планирование мероприятий в классе и вне класса в соответствии с планом школы и направлениями воспитательной работы....
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2018-2019 год .(план работы на 2018-2019 г )
Целью воспитательной работы класса на 2018 – 2019 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физич...
План работы по воспитанию и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2017-2018 год (план работы на 2017 - 2018 г. )
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компете...
Сборник заданий муниципального этапа Малой олимпиады школьников 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020 по математике и русскому языку для учащихся 4 классов
В начальной школе олимпиада занимает важное место в развитии школьника. Само понятие «школьная олимпиада» - это соревнования, которое имеет большое воспитательное и обучающее значение. В н...