Введение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Первые шаги.
материал (1 класс) на тему
Из опыта работы введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (в пилотном режиме).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie_fgos_s_ovz.docx | 19.55 КБ |
vvedenie_fgos_s_ovz.pptx | 324.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Августовская конференция работников образования города Белогорск:
«Доступность качественного образования: результаты и перспективы развития»
26 августа 2016 г
Городское методическое объединение учителей начальных классов.
Тема: «Введение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Первые шаги».
Шевчик В.В.,
заместитель директора по УВР
МАОУ «Школа №4 г. Белогорск»
В нашем обществе всегда были люди с ограниченными возможностями здоровья. Отношение к ним в разные времена было неоднозначным: от агрессии и нетерпимости до признания их прав на качественное и доступное образование.
Один из авторов модели школы адаптивного типа – Е.Я. Ямбург утверждал, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, также, как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательной организации особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей.
В 2015/2016 учебном году, наряду с другими школами города, мы приняла участие в эксперименте по введении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
В нашей школе реализуется инклюзивный подход, т.е. обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в условиях общеобразовательных классов.
Обучающихся с ОВЗ в 1-х классах в прошлом учебном году было трое. Двое обучались по общеобразовательным программам, один обучающийся – по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с сохранным интеллектом).
Какая работа была проведена коллективом в рамках эксперимента?
Основная деятельность была подготовительного характера.
- Создана рабочая группа по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
- Организовано изучение и обсуждения различных аспектов ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на заседаниях кафедры начальных классов и педагогическом совете.
- Разработана АООП для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с сохранным интеллектом).
- Формируется нормативно-правовая база.
- Педагоги обучаются на курсах повышения квалификации по вопросам ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
- Создана Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ
Специальная психолого-педагогическая поддержка.
Диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального)
Главная задача – раннее диагностирование и выявление детей с ОВЗ и инвалидностью.
Идет сбор информации, осуществляется преемственность с дошкольным уровнем.
Составляется диагностическая карта трудностей. Проектируется ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Анализ образовательной среды с точки зрения возможностей, имеющихся для обучения и развития и требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.
Создание специальной образовательной среды.
Планирование комплексной непрерывной коррекционной работы.
Реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности.
Комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению выявленных трудностей.
Мониторинг образовательных достижений.
Мониторинг формирования УУД, предметных умений с учетом возможностей и особенных образовательных потребностей детей с ОВЗ.
3-4 раза в год (сентябрь, декабрь, при необходимости март, и заключительная - май).
Тьюторское сопровождение
Тьютор – это наставник, опекун, проводник ребенка в образовательное пространство школы.
Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума школы
Создано Положение о работе психолого-медико-педагогического консилиума. Определен его состав, направления деятельности.
Консилиум составляет план индивидуального развития ребенка, оценивает его достижения, корректирует ИОМ.
Развитие толерантных отношений
Осуществляется с разными целевыми группами.
Основные проблемы и затруднения.
Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.
Предложение.
Сформировать консультативную группу для оказания помощи школам в создании АООП (выбор варианта АООП, определение планируемых результатов, формирование пакета заданий для проведения промежуточной аттестации детей с особыми потребностями). А также оказание юридической помощи (составление договора с родителями обучающегося с ОВЗ, юридическое сопровождение в течение всего обучения).
Чтобы модель инклюзивного образования работала и любому ребенку, независимо от его особенностей и ограничений, было комфортно в школе, необходимо, чтобы все участники образовательного пространства (учителя, нормативные дети, их родители, ребенок с ОВЗ, его семья) были готовы к этому и хотели этого.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание условий для инклюзивного обучения Нормативные документы Положение о приёме детей с ОВЗ Положение об аттестации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Положение об индивидуальных учебных планах и вариативных образова - тельных программах Локальные акты о психолого-педагогическом сопровождении ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Организационно-методическое обеспечение Адаптированная образовательная среда Планы воспитательной работы школы, класса Индивидуальные учебные планы и вариативные образовательные программы Дифференцированные учебные планы и образовательные программы по типам с ОВЗ Повышение квалификации педагога Доступность классов, помещений школы ТСО комфортного доступа Помещения для отдыха, восстановления работоспособности Коррекционно-развивающая образовательная среда Равнодоступность образования, социальное развитие, адаптация Психолого-педагогическое сопровождение Тьюторское сопровождение Специальная психолого-педагогическая поддержка Организация работы психолого-педагогического консилиума школы Развитие толерантных отношений
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального )
№ п/п Вид проблем Характеристика проблем 1 Проблемы интеллектуального и познавательного развития Психолог 2 Проблемы речевого развития Логопед 3 Проблемы развития эмоционально-волевой сферы Психолог 4 Проблемы физического развития Медицинский работник 5 Образовательные проблемы Педагоги, олигофренопедагог 6 Поведенческие проблемы Педагоги, п сихолог Диагностическая карта трудностей
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей, имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей , имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка с оздание специальной образовательной среды
№ п/п Вид проблем Задачи 1 Коррекция интеллектуального и познавательного развития Психолог 2 Коррекция речевого развития Логопед 3 Коррекция развития эмоционально-волевой сферы Психолог 4 Коррекция физического развития Медицинский работник 5 Сопровождение в учебной деятельности Педагоги, олигофренопедагог 6 Преодоление поведенческих проблем Педагоги, п сихолог Задачи коррекционной работы
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей , имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка с оздание специальной образовательной среды реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей , имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка с оздание специальной образовательной среды реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности м ониторинг образовательных достижений
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Тьютор – это наставник , опекун, проводник ребенка в образовательное пространство школы.
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ПМПк составляет план индивидуального развития ребенка, оценивает его достижения, корректирует ИОМ Состав ПМПк : а дминистрация ОО социальный педагог узкие специалисты (дефектолог, логопед, психолог, олигофренопедагог ) медицинские работники (педиатр, психиатр, невролог)
Примерная структура ИОМ для ребёнка с ОВЗ Направление работы Кол-во часов в неделю Время проведения Используем. программы, технологии Форма проведения ФИО специа -листа Психологическая помощь Дефектологичес -кая помощь Логопедическая помощь Учебная подготовка Внеучебная деятельность ЛФК …….. ……..
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения Целевые группы: специалисты родители дети
Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Успеха вам и творчества, дорогие коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педсовет "Первые шаги по реализации ФГОС"(1 полугодие 2011-2012 уч.г.)
Педагогический совет "Первые шаги по реализации ФГОС" провела 23 января 2012 года. Разработка педсовета поможет зам.дир. по УВР нач.школы подвести итог о проделанной работе по ФГОС в 1 классах....
программа по социализации обучающихся 3 класса "Первые шаги в будущее"
Предложенный материал представлеят собой программу воспитательной работы по социализации воспитанников 3 класса коррекционной школы-интерната. Содержит примерное тематическое планирование заняти...
Выписка из приказа №95а по МБОУ Стодолищенская СШ от 04.04.2019 О проведении конкурса исследовательских и проектных работ для обучающихся 1-8 классов "Первые шаги в науке"
Выписка из приказа...
Выписка из приказа №102а по МБОУ Стодолищенская СШ от 09.04.2018 г. О проведении конкурса исследовательсих и проектных работ для обучающихся 1-8 классов "Первые шаге в науке"
Выписка из приказа...
Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...
Презентация по немецкому языку для 3 класса "Введение неопределенного артикля" к учебнику "Первые шаги" Бим И.Л.
Введение понятия неопределенный артикль и первичное закрепление материала....
Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...