Введение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Первые шаги.
материал (1 класс) на тему

Из опыта работы введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (в пилотном режиме).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie_fgos_s_ovz.docx19.55 КБ
Файл vvedenie_fgos_s_ovz.pptx324.97 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская конференция работников образования города Белогорск:

«Доступность качественного образования: результаты и перспективы развития»

26 августа 2016 г                                                

Городское методическое объединение учителей начальных классов.

Тема: «Введение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ. Первые шаги».

Шевчик В.В.,

заместитель директора по УВР

МАОУ «Школа №4 г. Белогорск»

В нашем обществе всегда были люди с ограниченными возможностями здоровья. Отношение к ним в разные времена было неоднозначным: от агрессии и нетерпимости до признания их прав на качественное и доступное образование.

Один из авторов модели школы адаптивного типа – Е.Я. Ямбург утверждал, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного обучения любого ребёнка в соответствии с его способностями, познавательными возможностями, интересами. И одарённые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья, также, как и дети с нормативным развитием - все должны иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Решение этой непростой задачи связано, в частности, с созданием в общеобразовательной организации особой образовательной среды, которая соответствовала бы различным образовательным потребностям детей.

В 2015/2016 учебном году, наряду с другими школами города, мы приняла участие в эксперименте по введении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

В нашей школе реализуется инклюзивный подход, т.е. обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в условиях общеобразовательных классов.

Обучающихся с ОВЗ в 1-х классах в прошлом учебном году было трое. Двое обучались по общеобразовательным программам, один обучающийся – по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с сохранным интеллектом).

Какая работа была проведена коллективом в рамках эксперимента?

Основная деятельность была подготовительного характера.

  1. Создана рабочая группа по введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
  2. Организовано изучение и обсуждения различных аспектов ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на заседаниях кафедры начальных классов и педагогическом совете.
  3. Разработана АООП для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с сохранным интеллектом).
  4. Формируется нормативно-правовая база.
  5. Педагоги обучаются на курсах повышения квалификации по вопросам ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
  6. Создана Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.

Модель психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ

      Специальная психолого-педагогическая поддержка.

Диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального)

Главная задача – раннее диагностирование и выявление детей с ОВЗ и инвалидностью.

Идет сбор информации, осуществляется преемственность с дошкольным уровнем.

Составляется диагностическая карта трудностей. Проектируется ИОМ – индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Анализ образовательной среды с точки зрения возможностей, имеющихся для обучения и развития и требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.

Создание специальной образовательной среды.

Планирование комплексной непрерывной коррекционной работы.

Реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности.

Комплекс заданий для коррекционной работы по преодолению выявленных трудностей.

Мониторинг образовательных достижений.

        Мониторинг формирования УУД, предметных умений с учетом возможностей и особенных образовательных потребностей детей с ОВЗ.

3-4 раза в год (сентябрь, декабрь, при необходимости март, и заключительная - май).

Тьюторское сопровождение

Тьютор – это наставник, опекун, проводник ребенка в образовательное пространство школы.

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума школы

Создано Положение о работе психолого-медико-педагогического консилиума. Определен его состав, направления деятельности.

Консилиум составляет план индивидуального развития ребенка, оценивает его достижения, корректирует ИОМ.

Развитие толерантных отношений

Осуществляется с разными целевыми группами.

Основные проблемы и затруднения.

Значительная часть затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки.

Предложение.

Сформировать консультативную группу для оказания помощи школам в создании АООП (выбор варианта АООП, определение планируемых результатов, формирование пакета заданий для проведения промежуточной аттестации детей с особыми потребностями). А также оказание юридической помощи (составление договора с родителями обучающегося с ОВЗ, юридическое сопровождение в течение всего обучения).

Чтобы модель инклюзивного образования работала и любому ребенку, независимо от его особенностей и ограничений, было комфортно в школе, необходимо, чтобы все участники образовательного пространства (учителя, нормативные дети, их родители, ребенок с ОВЗ, его семья) были готовы к этому и хотели этого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Первые шаги МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ШКОЛА № 4 города Белогорск» 26 августа 2016 год

Слайд 2

Создание условий для инклюзивного обучения Нормативные документы Положение о приёме детей с ОВЗ Положение об аттестации детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Положение об индивидуальных учебных планах и вариативных образова - тельных программах Локальные акты о психолого-педагогическом сопровождении ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ Организационно-методическое обеспечение Адаптированная образовательная среда Планы воспитательной работы школы, класса Индивидуальные учебные планы и вариативные образовательные программы Дифференцированные учебные планы и образовательные программы по типам с ОВЗ Повышение квалификации педагога Доступность классов, помещений школы ТСО комфортного доступа Помещения для отдыха, восстановления работоспособности Коррекционно-развивающая образовательная среда Равнодоступность образования, социальное развитие, адаптация Психолого-педагогическое сопровождение Тьюторское сопровождение Специальная психолого-педагогическая поддержка Организация работы психолого-педагогического консилиума школы Развитие толерантных отношений

Слайд 3

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Слайд 4

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального )

Слайд 5

№ п/п Вид проблем Характеристика проблем 1 Проблемы интеллектуального и познавательного развития Психолог 2 Проблемы речевого развития Логопед 3 Проблемы развития эмоционально-волевой сферы Психолог 4 Проблемы физического развития Медицинский работник 5 Образовательные проблемы Педагоги, олигофренопедагог 6 Поведенческие проблемы Педагоги, п сихолог Диагностическая карта трудностей

Слайд 6

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей, имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка

Слайд 7

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей , имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка с оздание специальной образовательной среды

Слайд 8

№ п/п Вид проблем Задачи 1 Коррекция интеллектуального и познавательного развития Психолог 2 Коррекция речевого развития Логопед 3 Коррекция развития эмоционально-волевой сферы Психолог 4 Коррекция физического развития Медицинский работник 5 Сопровождение в учебной деятельности Педагоги, олигофренопедагог 6 Преодоление поведенческих проблем Педагоги, п сихолог Задачи коррекционной работы

Слайд 9

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей , имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка с оздание специальной образовательной среды реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности

Слайд 10

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального ) анализ образовательной среды с точки зрения возможностей , имеющихся для обучения и развития и требований , которые она предъявляет к уровню развития ребенка с оздание специальной образовательной среды реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности м ониторинг образовательных достижений

Слайд 11

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Тьютор – это наставник , опекун, проводник ребенка в образовательное пространство школы.

Слайд 12

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ПМПк составляет план индивидуального развития ребенка, оценивает его достижения, корректирует ИОМ Состав ПМПк : а дминистрация ОО социальный педагог узкие специалисты (дефектолог, логопед, психолог, олигофренопедагог ) медицинские работники (педиатр, психиатр, невролог)

Слайд 13

Примерная структура ИОМ для ребёнка с ОВЗ Направление работы Кол-во часов в неделю Время проведения Используем. программы, технологии Форма проведения ФИО специа -листа Психологическая помощь Дефектологичес -кая помощь Логопедическая помощь Учебная подготовка Внеучебная деятельность ЛФК …….. ……..

Слайд 14

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения Целевые группы: специалисты родители дети

Слайд 15

Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ

Слайд 16

Успеха вам и творчества, дорогие коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет "Первые шаги по реализации ФГОС"(1 полугодие 2011-2012 уч.г.)

Педагогический совет "Первые шаги по реализации ФГОС" провела 23 января 2012 года. Разработка педсовета поможет зам.дир. по УВР нач.школы подвести итог  о проделанной работе по ФГОС в 1 классах....

программа по социализации обучающихся 3 класса "Первые шаги в будущее"

Предложенный материал представлеят собой программу воспитательной работы по социализации воспитанников  3 класса коррекционной школы-интерната. Содержит примерное тематическое планирование заняти...

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

В статье рассматриваются особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью...

Презентация по немецкому языку для 3 класса "Введение неопределенного артикля" к учебнику "Первые шаги" Бим И.Л.

Введение понятия неопределенный артикль и первичное закрепление материала....

Особенности построения урока математики в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных ...