Внеклассное мероприятие "Ход Шахматной королевы"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Гаркуша Светлана Павловна

Цели:

  1. Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.
  2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Развивать мелкие мышцы рук, умение работать в парах.
  3. Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Ход Шахматной королевы"23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Ход Шахматной королевы"

Цели:

  1. Познакомить детей с игрой, дать первоначальное представление об игре. Познакомить с правилами игры, с шахматными фигурами, полями, линиями.
  2. Развивать внимание, речь, логическое мышление, смекалку, память. Развивать мелкие мышцы рук, умение работать в парах.
  3. Воспитывать любовь и уважение к игре, уважение друг к другу.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: путешествие.

Оборудование:

  • шахматная доска,
  • шахматные фигуры,
  • шары,
  • тетрадь с загадками,
  • задания от Загадая,
  • надпись “Шахматная страна”,
  • цветик-семицветик.

Действующие лица: ведущие, девочка-Клеточка, мальчик-Загадай, фигуры - Ладья, Слон, Ферзь, Конь, Пешки, Король.

Ход мероприятия

Ведущий:

Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
Знаю я одну игру, -
Сказал ребятам Петя. -
Где б я ни был – и везде
В неё играют дети.
В игре той есть Ладья и Ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех Король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры название угадать?

Ведущий: - Ребята, а вы догадались о какой игре идёт речь?(шахматы)

Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу.

“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”

(шахматные фигуры)

Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране. А очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается.

(звучит музыка)

Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли -
Будь по моему вели.
Вели, чтобы мы очутились
В Шахматной стране!

Клеточка: - Добрый день, ребята! Меня зовут Клеточка. Меня прислал Шахматный король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание! Первая наша беседа будет посвящена Истории возникновения шахмат.

Ведущий: - Кто из вас знает, кто изобрёл эту чудесную игру?

Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.

Шахматная игра была придумана в Индии, и, когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.

А изобрёл её, скромный учёный Сета. Вот такая история.

Клеточка: - Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена главному, без чего не состоится игра. Этошахматная доска.

Ведущий: - На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки – квадратики. Это - поля.Светлые квадратики – это белые поля, тёмные квадратики – это чёрные поля. (показ)

Клеточка: - Это Клеточки – мои сестрёнки. Всех нас вместе шестьдесят четыре. Мои сестрёнки приготовили для вас песенку “С нами друг”.

(Исполняется песня)

Клеточка: - А вот и мой друг Загадай. Он всегда ходит со своей толстой тетрадкой. А называется она “ Загадки из тетрадки”.

В ней много шуток, загадок, вопросов, заданий. Будете понемногу решать их и научитесь играть в шахматы.

Загадай:

  1. Покажи белое поле; чёрное поле. Какие поля больше: белые или чёрные? (они равны)
  2. Какая форма у шахматного поля? У шахматной доски? (квадратная)
  3. На каких полях ничего не растёт? (на шахматных)
  4. Из каких досок не строят теремок? (из шахматных)
  5. В каких клетках не держат зверей? ( в шахматных)

Клеточка: - Продолжим беседу о шахматной доске. В шахматы играют два противника. Их ещё называют Партнёры. А ещё на шахматной доске живут мои друзья – Горизонталь, Вертикаль, Диагональ.

Ведущий: - Горизонталь – бегает по горизонтали. Горизонтальных линий на доске восемь. За белым полем каждой горизонтали, следует чёрное, за чёрным – белое. (показ на доске)

Вертикаль – бегает по вертикали. Их, как и горизонталей тоже восемь. Любая дорожка чёрно – белая, которая идёт от одного противника к другому называется – вертикалью. (показ на доске)

Диагональ – это прямая цепочка клеток одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Диагонали бывают разной длины. В самых коротких – всего два поля.

Есть в шахматной доске и две самые длинные – большие диагонали. В каждой по восемь полей. (показ на доске)

Клеточка: - Очень интересно у нас в Шахматной стране. А моя сестричка приготовила для вас танец.

(Исполняется танец.)

Ведущий: - Пока сестрички танцевали, они перепутали свои места. Помогите расставить их по местам. Одна из чёрных диагоналей стала белой.

Ведущий: - Вот мы и познакомились со всеми шахматными дорожками: горизонталями, вертикалями и диагоналями.

Загадай: - А знаете ли вы, где находится центр шахматной доски?

Центр – это четыре поля в середине шахматной доски. В центре два белых и два чёрных поля.

Ну, а теперь снова пришло время отгадывать “Загадки из тетрадки”.

  1. Сколько полей в большой белой диагонали? (восемь)
  2. Сколько полей в большой чёрной диагонали? (восемь)
  3. Какая диагональ длиннее6 белая или чёрная? (они равны)
  4. Сколько полей в самой короткой диагонали? (два)
  5. Правильно ли нарисована диагональ? Почему? ( в диагонали все поля одного цвета)
  6. Сколько полей в центре шахматной доски? (четыре)
  7. Какую форму имеет центр? (квадратную)
  8. Правильно ли нарисован центр? Почему? (в центре два поля белые, два поля – чёрные.

Клеточка: - Ну, а сейчас мы познакомимся с Шахматными фигурами.

(Выходят ребята-фигуры)

Ладья

Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Слон

Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны - цвету одному верны.

Ферзь

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали – 
Ты больше внимания Ферзю удели.

Конь

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Пешка

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт?
Бьёт наискосок!

Король

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать –
Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.

(Шахматные фигуры исполняют танец)

Клеточка: - На этом , я должна закончить свой рассказ. Меня ждут мои друзья и сестрёнки. Им без меня никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на шахматной доске!

Ведущий: - Ребята, давайте поблагодарим Клеточку за интересный рассказ и попрощаемся с ней. Но своё путешествие на этом мы не заканчиваем. У каждого из вас будет проводиться урок, который так и называется – шахматы. На уроках вы будете продолжать начатое сегодня путешествие по Шахматной стране. А сейчас, слово предоставляется преподавателю шахмат. (преподаватель знакомиться с ребятами и загадывает им загадки)

Ведущий: - Ну, а в конце года, самых внимательных шахматистов ждёт турнир. Он и определит, кто же из вас является Королём шахмат. Желаем вам удачи в обучении. До новых встреч. До свидания!

(звучит музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Снежная королева в Поповской школе"

Внеклассное мероприятие для 1 класса, посвященное встрече Нового года....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная королева" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная королева" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная королева" 3 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Шахматная королева» (спортивно-оздоровительное направление)для 3 класса «Б»2021/2022 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматная королева" 4 класс

Рабочая программакурса внеурочной деятельности«Шахматная королева» (спортивно-оздоровительное направление)для 4 класса «А»2021/2022 учебный год...

Сценарий познавательно-развлекательной программы «В гостях у шахматной Королевы» (для обучающихся младшего школьного возраста)

Сценарий театрализованной программы «В гостях у шахматной Королевы» разработан для обучающихся 7-10 лет. Участники- обучающиеся объединений, секций, шахматных клубов образовательных учреждений, победи...