Тема Великой Отечественной войны как основа формирования патриотических идеалов в процессе реализации требований ФГОС
статья на тему
Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно только в результате усилий ответственных и дееспособных людей, которые любят свою Родину, способны отстаивать ее интересы, заботиться о ней. Воспитание гражданина – патриота сегодня является залогом гарантированного будущего для всего российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Л. Л. Гатиятова, З. А.Хисамеева
учителя татарского языка и литературы
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2»
Зеленодольский муниципальный район
пгт Васильево
Тема Великой Отечественной войны как основа формирования патриотических идеалов в процессе реализации требований ФГОС
Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день следует считать особо значимой. Построить в России гражданское общество, обеспечить динамичное развитие страны можно только в результате усилий ответственных и дееспособных людей, которые любят свою Родину, способны отстаивать ее интересы, заботиться о ней. Воспитание гражданина – патриота сегодня является залогом гарантированного будущего для всего российского общества.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества [1, с. 72].
«Годы детства – это прежде всего воспитание сердца,» - писал В.Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Именно поэтому духовный патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение [2].
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и в частности нашего образовательного учреждения.
Среди наиболее распространенных и действенных форм гражданско-патриотического воспитания школьников важное место занимают Уроки Мужества. Опыт работы показывает, что рассказ о героических традициях становится более эффективным, если он опирается на местные факты, преломляется через традиции своего народа. Дети встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, людьми, которые ковали Победу. Их живое слово оставляет в душах детей самое неизгладимое впечатление.
Большое количество внеклассных мероприятий на уровне класса и школы было приурочено и проведено к снятии блокады Ленинграда (27 января 1944 года). Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель краеведческой работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная, свои корни, могли создать достойное будущее. В краеведческой работе я использую информационно – коммуникационные технологии. Ребята с удовольствием делают компьютерные презентации, которые иллюстрируют их исследовательские работы, помогают перевести информацию из одной знаковой системы в другую.
При изучении темы «Великая Отечественная война Советского Союза» ребята делают сообщения о мужественных героях – татарстанцах, которые участвовали во всех сражениях войны. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ.
Но гражданин-патриот должен не только любить свою родину, но и знать и уметь защищать свои права, в этом направлении проводятся следующие мероприятия: изучение правил поведения в школе и общественных местах; школьный лекторий «Закон и порядок» (встречи с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, медработниками); общешкольные мероприятия; работа Совета профилактики правонарушений среди несовершеннолетних; выборы Президента школы.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
В канун 9 Мая в нашей школе проходит акция «Письмо ветерану». Ребята с любовью пишут письма ветеранам, оформляют свои личные послания с благодарностью, осознавая, кто спас Землю от «черной чумы».
Я считаю, что работа по патриотическому воспитанию учащихся должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в государстве, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.
Хочется верить, что те зерна добра и любви к Родине, которые мы стараемся бережно вырастить в душах наших детей, дадут всходы, и никогда наши ученики не встанут в ряды «пятой колонны».
Список использованной литературы:
- Караковский В.А. Школьное воспитание как управляемая система. Мир образования. 1997. №11
- Сухомлинский В.А. Педагогика, 1989
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание в начальной школе на тему: "Великая Отечественная война"
Доклад о патриотическом воспитании: "Герои - пионеры Великой Отечественной войны"...
Презентация " Гордимся, помним, чтим" к уроку по предмету "Окружающая среда" на тему:"Великая Отечественная война и Великая Победа",4 класс.
Презентация "Гордимся, помним, чтим" создана к уроку для того, чтобы наглядно помочь ученикам создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания....
Игра-презентация "Звёздный час" на тему "Великая Отечественная война в кино, песнях. Великие полководцы и награды"
Цель презентации: Проверить знания детей о Великой Отечественной войне. О знаменитых полководцах войны, орденах. Великая Отечественная война в кино. Презентация содержит 41 слайд.1-3 слайды: Наз...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс
Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»
Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда явл...