Эссе учителя начальных классов
статья на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - Учитель»
учителя начальных классов
Анай Екатерины Кошкар-ооловны
«Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, мать, -
он будет лучше того учителя, который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель…»
Л.Толстой
Временами, как сон, приходят ко мне воспоминания из детства…
Играю в комнате, изображая учителя, а мои игрушки и куклы – мои ученики. И вдруг заходит дедушка, ласково улыбается и, прикасаясь к моей головке, всегда гордо говорил: «Моя доченька, хорошенькая, вырастет, будет учителем».
Прошли годы, за плечами школьные годы, затем студенческие… Слова деда стали пророческими. И вот, наконец, я стала Учителем? Не верится, но в руках Диплом о педагогическом образовании. И нырнула тогда в океан знаний с будущими своими учениками.
Я – учитель, вертелись в голове мысли, как я должна выглядеть, как себя вести с детьми, с родителями, с коллегами? Ответы на все эти вопросы пришли с годами.
Профессия Учителя начальных классов – профессия особая. Очень уж большие задачи стоят перед ним. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать Учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма в школе сегодня не выжить. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать , дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам.
А что значит быть учителем? Это не только возможность передать детям азы своих знаний, но и каждый день, общаясь с ними, открывать для себя что-то новое. Каждый ребенок от природы любознателен, они полны желания узнать весь мир.
Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребенка: окрыляем, замечаем первую искорку в глазах и помогаем в будущем ему найти свой путь в жизни, а если не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: строитель неправильно положит кирпич – можно вымерять уровнем и всё исправить, не соответствующий отчет у бухгалтера – пересчитать заново и всё исправится. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека ставят порой выше доброты. Кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете – внутренний мир настоящего человека. Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека.
Но летит время. Один класс сменяется другим, а вопросов о воспитании возникает всё больше и больше: бывают и разочарования, неудовлетворенность, неудачи. Наивно предполагать, что все родители и воспитатели поступают верно, и последовательно.
С каждым годом в школу приходят дети, которые отличаются от тех учеников, которых мы учили вчера. Да, наши новые дети сегодня другие, и нужно понимать, что их следует по-другому учить, по-другому воспитывать, серьезнее относится к их здоровью. Современные дети перестали играть в дворовые мальчишеские и девчоночьи игры. Их заменили телевизор, гаджеты и всевозможные компьютерные игры.
Можно было бы назвать и другие отличия, но именно эти качества нынешних детей нам необходимо учитывать при построении сегодняшнего образования. И если мы серьезно задумаемся над новыми качествами современных детей и над тем, что в их жизни сегодня отсутствует, то неизбежен вывод: необходимо переосмысление многих привычных постулатов образования и переход к другой системе психолого-педагогических принципов.
Сегодняшний учитель должен быть креативным, отзывчивым, добрым и внимательным к детям. Нужно быть очень хорошим детским психологом. Каждый современный учитель должен обладать высокой профессиональной компетентностью. Учитель – это наставник, учитель – это мудрый собеседник, учитель – это мастер. Учитель«новой школы» должен быть мобильным, идущим в ногу со временем, восприимчивым ко всему новому, способным к научному поиску и умеющим повести за собой.
Как говорил Али Апшерони «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Действительно, Учитель в современном мире – тот же ученик. Пока он осваивает новые методики, внедряет инновации и изучает литературу – он учится сам. Считаю, что учитель должен не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту.
Моя профессия – это радость общения с детьми. Это моменты счастья и ностальгии, когда вижу широко раскрытые от удивления или радости детские глаза. Следя за ними, я вспоминаю свое детство, себя и друзей, и моё сердце сжимается от счастья, что когда-то я тоже была ребенком и в точь - в точь радовалась жизни как они. Посвятив себя работе с детьми, поняла самое главное неписаное правило для педагога – это любить детей. Дети, как цветы, они требуют ухода, ласки и доброты. Когда за цветком ухаживаешь хорошо, то цветок одаривает твою любовь цветением, ребенок тоже как цветок – будешь любить и дарить знания, он тоже ответит тебе тем же. Даже через много лет увидишь в нем ростки посеянной учителем добра.
Как учителю, главное для меня – это чувства ребенка. Ребенок должен почувствовать, что учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Важно, чтобы на уроках дети переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы. Поэтому, каждый успех ребенка нужно делать достоянием всего класса, поддерживать инициативу и начинания ребят, тем самым создавая ситуацию успеха на уроке.
Быть педагогом непросто. С одной стороны – это огромная ответственность, с другой- ощущение в себе «моря творческого потенциала». Учитель – это созидатель и творец. Только ему открыто главное сокровище – молодые сердца, которые ждут тепла, доброго слова, новых знаний и готовы всегда отвечать взаимностью. Учитель поневоле начинает рассуждать о мире словами и мыслями детей, смотреть на мир их глазами, при этом находить радость и удовлетворение.
Проходят года, мои ученики вырастают и становятся взрослыми, но на их места приходят новые, другие дети.
Каждый раз в воспоминаниях всплывают мои первые первоклассники. Девочки с большими белыми бантами, мальчики в строгих черных костюмах с белыми рубашками и галстуками-бабочками. Прозвенел первый в их жизни звонок, и мы все заходим в класс, и начинается наш самый первый урок «День Знаний». Тихие, шустрые, взволнованные, веселые, застенчивые лица мальчишек и девчонок внимательно следят за учителем, ловят каждое слово, предложение, и стараются отвечать на вопросы учителя. И вот, наконец, прозвенел звонок на перемену, и кто-то взбодрился, кто-то облегченно вздохнул, кто-то не захотел встать из-за парты. Самые смелые засыпали учителя разными вопросами о школьных учебниках, о школьной жизни. И самые счастливые в мире, попрощавшись, отправляются домой.
Как учитель, считаю, что на этой профессии держится наше общество. Учителя передают свои знания новым поколениям, воспитывают своих учеников и прививают им полезные качества характера. Только в силах педагога открыть способности маленького человечка и направить его на путь совершенствования. От учителей зависит благосостояние нации. Страны с высоким уровнем образования лучшие во всех сферах жизни.
Моя повседневная задача как учителя – это создание благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей. А при такой атмосфере, дети сами захотят узнать больше и открыть что-то новое в мире знаний.
Важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая на уроках становится важным компонентом учебного процесса, который позволяет реализовать компетентностный подход в преподавании. Под компетентностным подходом понимается способность применять знания, умения и навыки в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, которая позволяет совершать эффективные действия.
Еще одним важным аспектом работы считаю индивидуальный подход к каждому ученику. В настоящее время наполняемость сельских школ малая, и потому учебный процесс стараюсь построить таким образом, чтобы были учтены реальные возможности каждого ученика, которая позволяет каждому ученику продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом.
В личной профессиональной деятельности одним из приоритетных направлений воспитательной работы считаю духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур.
В своей практике воспитательной деятельности опираюсь на устное народное творчество и на национальные традиции разных народов. Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом обучающихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу. К.Д. Ушинский писал о воспитании на народном творчестве, в труде акцентировал внимание на формировании чувства патриотизма, любви к своему народу. Он писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Одним из важнейших условий духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Итак, как же я опираюсь на национальные традиции и устное народное творчество? Это те же сказки, пословицы, мудрые высказывания, загадки и тд. Но активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес через современные образовательные технологии, которые применяю не только в учебном процессе, но и в воспитательной деятельности. Есть игровые технологии, где активно используются считалки, потешки, загадки-задачки, сказки, пословицы, технологии проектного обучения, которые способствуют развитию интеллектуальных способностей школьников.
Каждая школа имеет не только своего ученика, но и своего родителя. Ведь как говорит Н. Пирогов «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели…». Родители не должны быть в стороне от школы, они должны проявлять интерес ко всему, с чем связана жизнь ребенка, создавать благоприятный климат в семье. Необходимо иметь связь родителя и классного руководителя, чтобы совместно способствовать развитию личности ребенка. Такая совместная работа будет больше способствовать взаимопониманию между взрослыми и детьми.
Главное в профессии учителя научиться жить со своими воспитанниками одной дружной семьей. Ведь каждый учитель просыпается утром и идёт туда, где его там ждут и любят, где ему тепло и уютно, где у него всё надуманное получается.
Быть учителем – это огромная ответственность перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя.
Теперь я понимаю, что не все становятся учителями. Учителями становятся те, у кого огромный талант терпенья, оптимизма и веры в прекрасное будущее.
И закончить свои размышления хочу мудрой мыслью Льва Толстого «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе учителя начальных классов
Из всех профессий, которые существуют, я бы поставила профессию учителя на второе место по важности – после хлебороба. Ибо тот кормит людей, выращивает для них главный продукт питания – хлеб. П...
Эссе учителя начальных классов "Маленький принц"
Эссе учителя начальных классов....
Эссе "Учитель начальных классов- профессия особая"
Размышления о профессии- учитель начальных классов....
Эссе учителя начальных классов на конкурс "Учитель года"
Эссе учителя начальных классов для профессионального конкурса "Учитель года"...
Эссе учителя начальных классов "Я - учитель"
Предлагаю вам эссе - рассуждение на тему «Я - учитель». Данная статья о любви и важности к своей профессии, к учителю....
ЭССЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ "Я - УЧИТЕЛЬ"
Эссе "Я - учитель"...
Материалы к конкурсу "Учитель года". Эссе учителя начальных классов.
В разработке представлены взгляды педагога на свою профессию, обобщение личного педагогического опыта, цели и задачи деятельности учителя начальных классов в настоящее время....