Выступления на школьном педагогическом совете
материал на тему
1 выступление - "Формирование культуры здоровья школьников средствами здоровьесберегающих технологий"
2 выступление - "Игровая технология как здоровьесберегающаий фактор в обучении и развитии младших школьников"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование культуры здоровья у школьников
Любое общеобразовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где их деятельность будет носить оздоровительно – педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. Особенно в условиях современных информационных технологий обучения.
( слайд №1) Нельзя рассматривать понятие «здоровье» односторонне. Основываясь на определение Всемирной организации здравоохранения, выделяются следующие компоненты здоровья:
- здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды;
- здоровье психологическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой;
- здоровье социальное – мера социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
- здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и потребительской сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Среди основных «школьных» факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:
- недостаток двигательной активности учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- неправильное питание;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- отсутствие спокойного психологического климата;
- неправильное воспитание культуры здоровья в семье.
Очень важно не опустить время, пока современный школьник растет, развивается и грамотно решать основные задачи сохранения здоровья детей в процессе обучения в школе:
- научить детей определять свое состояние и ощущения;
- с формировать активную жизненную позицию;
- сформировать представления о своем теле, организме;
- учить укреплять и сохранять свое здоровье;
- понимать необходимость и роль двигательной активности;
- обучать правилам безопасности при выполнении различных видов работы;
- уметь оказывать элементарную помощь при травмах;
- формировать представление о том, что полезно и что вредно для организма.
Конечно же, создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий и культурных традиций государства, в котором живет человек, от экономического положения каждой отдельно взятой семьи, от установок самой личности в вопросе определения места здоровья в его жизни, от присутствия факторов риска (наличие ряда заболеваний, неблагоприятные условия жизни и т.д.).
(слайд №2) Нами был проведен опрос учащихся 2- 10 классов по следующим направлениям формирования культуры здоровья:
- личная гигиена;
- выполнение распорядка дня;
- психоэмоциональная устойчивость;
- личное отношение к своему здоровью;
- воспитание культуры здоровья в семье;
- оптимальный двигательный режим.
(слайд №3) Учитывая результаты опроса, можно сделать следующие выводы:
- в большей степени не выполняется оптимальный двигательный режим из-за проведения большего количества свободного времени перед телевизором и компьютером;
- личное отношение к своему здоровью находится на низком уровне, хотя теоретически дети хорошо подготовлены в данном вопросе.
Решение этой проблемы тесно связано со здоровьесберегающими технологиями. Школьник, не умеющий заботиться о своем здоровье, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (учителям, родителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи. Только личная ответственность за свое здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приемах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяет достичь целей, которые ставит здоровьесберегающая технология.
( слайд № 4 ) Для решения данной проблемы мы предлагаем следующие пути :
- Введение утренней зарядки в среднем и старшем звене;
- Наладить регулярный ежемесячный выпуск газеты о здоровье школьника с привлечением детей;
- Наладить совместную работу педагогов и медработника;
- Организовать практические индивидуальные занятия школьников с психологом для снятия психологической нагрузки.
С учетом всего вышесказанного, культура здоровья современного школьника в условиях комплексной информатизации учебного процесса может включать следующие компоненты:
1. рациональное питание;
2.оптимальный двигательный режим;
3. соблюдение правил личной гигиены;
4. соблюдение режима дня;
5. предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек;
6.повышение психоэмоциональной устойчивости.
( слайд № 5 )Формирование культуры здоровья должно начинаться с самого раннего возраста. Работая уже не один год по технологии здоровьесбережения, учителями начальных классов проводятся следующие формы работы:
Проведение зарядки перед началом уроков;
- Проведение физ. пауз во время урока;
- Применение игровых технологий на уроках для создания благоприятной с психологической точки зрения обстановки;
- Проведение классных часов;
- Дополнительный урок физкультуры;
- Организация игр на переменах;
- Проведения Дня Здоровья;
- Проведение уроков здоровья;
- Организация оздоровительного лагеря в период каникул;
- Личный пример учителя (ведение здорового образа жизни, участие в Дне Здоровья, организация совместных походов на природу).
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью. Актуальным является и вопрос о состоянии здоровья самих педагогов. Всем понятно, что нездоровый учитель не может обеспечить тот уровень внимания к ученику, который необходим для эффективной заботы о его здоровье. Проблема здоровья педагогов имеет свою важную специфику, связанную с отношением учителя к своему здоровью. Грамотен ли учитель в вопросах здоровья, ведет ли он здоровый образ жизни? По ответам на эти вопросы можно не только увидеть причины многих болезней, но и оценить влияние учителя на здоровье его учеников в соответствии с принципом: «Больной учитель не может воспитать здорового ученика». Возникает очевидная взаимосвязь: чем ниже уровень грамотности учителя в вопросах здоровья, тем меньше он сам мотивирован к ведению здорового образа жизни и тем меньше эти вопросы представлены в его воспитательном воздействии на учеников. Дальнейшее понятно: не получая от своего наставника необходимых знаний о здоровом образе жизни, взаимоотношении полов, последствиях употребления алкоголя и наркотиков и т.п. школьники вынуждены обращаться к другим источникам информации, часто крайне низкого качества. Еще большее негативное воздействие на здоровье учащихся оказывает негативный личный пример учителя.
Таким образом, задача повышения грамотности учителей по культуре здоровья, по сохранению и укреплению здоровья должна рассматриваться как одна из приоритетных в образовательных учреждениях, что в интересах здоровья и самих учителей, и их воспитанников.
(слайд № 6 )
10 золотых правил здоровьесбережения
- Соблюдение режима дня!
- Обращайте больше внимания на питание!
- Больше двигайтесь!
- Спите в проветриваемой комнате!
- Не гасите в себе эмоции, дайте им вырваться наружу!
- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
- Гоните прочь уныние и хандру!
- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
- Желайте себе и окружающим только добра!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Компоненты здоровья ЗДОРОВЬЕ Физическое Психологическое Социальное Нравственное
Опрос учащихся о культуре здоровья по направлениям 1. Личная гигиена; 2. Распорядок дня; 3. Психоэмоциональная устойчивость; 4. Воспитание культуры здоровья в семье; 5. Личное отношение к своему здоровью; 6. Оптимальный двигательный режим.
Результаты опроса учащихся
Вывод Учитывая результаты опроса, можно сделать следующие выводы: в большей степени не выполняется оптимальный двигательный режим из-за проведения большего количества свободного времени перед телевизором и компьютером; личное отношение к своему здоровью находится на низком уровне, хотя теоретически дети хорошо подготовлены в данном вопросе. Поэтому мы предлагаем такие пути решения данной проблемы
Пути решения проблемы Введение утренней зарядки в среднем и старшем звене; Наладить регулярный ежемесячный выпуск газеты о здоровье школьника с привлечением детей; Наладить совместную работу педагогов и медработника; Организовать практические индивидуальные занятия школьников с психологом для снятия психологической нагрузки.
Формы, методы и приёмы воспитания и формирования культуры здоровья, применяемые в учебном процессе Проведение зарядки перед началом уроков; Проведение физ. пауз во время урока; Применение игровых технологий на уроках для создания благоприятной с психологической точки зрения обстановки; Проведение классных часов; Дополнительный урок физкультуры; Организация игр на переменах; Проведения Дня Здоровья; Проведение уроков здоровья; Организация оздоровительного лагеря в период каникул; Личный пример учителя (ведение здорового образа жизни, участие в Дне Здоровья, организация совместных походов на природу
Факторы влияющие на нарушение здоровья в школьной жизни 1. Инструктивно-программирующие методики; 2. Продолжительное воздействие на детей школьной среды; 3. Словесно-информационный; 4. Чрезмерное увлечение методиками «интеллектуального развития»; 5. Интенсификация обучения; 6. Ухудшение питания; 7. Факторы социального риска ; 8. Факторы экологического риска.
Основные принципы здоровьсбережения Принцип «не нанеси вреда»; - Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов; - Принцип триединого представления о здоровье (физическое, нравственное и психическое здоровье); - Принцип непрерывности и преемственности (ежедневно и на каждом уроке); - Принцип индивидуального подхода к учащимся; - Принцип соответствия содержания и организации обучения; - Принцип активных методов обучения; - Принцип позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Проблема учебных перегрузок школьников, приводящая к состоянию переутомления
Организационный аспект данной проблемы включает в себя составление расписания, позволяющего распределить нагрузку в течение дня, недели, учебного года. ( санитарно-эпидемиологическое заключение от 25.09.08 «Рациональность расписания 2-4 кл. : соблюдается, 5-9 ,10-11 кл. : недельная учебная нагрузка в основном распределена с учётом физиологической недельной кривой умственной работоспособности». Таким образом режим учебно-воспитательного процесса в МОУ Хохломская средняя общеобразовательная школа на 1-2 полугодие 2008-2009 уч.года соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам
Опрос по проблеме Сколько в среднем времени уходит на ежедневную подготовку домашнего задания? Какие предметы готовите дольше и почему? Часто ли испытываете усталость в течение учебного дня? Какие этапы урока для вас наиболее утомительны? Как вы относитесь к физкультминутке во время урока? Заметили ли вы ухудшение здоровья (снижение зрения, быстрая утомляемость, чаще болеете)? Что на ваш взгляд необходимо сделать в школе, чтобы способствовать укреплению здоровья учащихся?
Временные рамки приготовления домашнего задания Начальные классы 30 мин. 1 час 1,5-2 часа СанПиН 2 класс 1 8 1 до 1,5ч. 3 класс 3 4 1 до 2часов 4 класс 1 3 8 до 2часов В начальных классах временной режим приготовления домашнего задания выполняется
1час 2 часа 3 часа 4 часа Сан ПиН 5 класс 3 6 до 2,5 6 класс 3 6 до 2,5 7 класс 1 1 5 1 до 3 8-а класс 6 6 до 3 8-б класс 5 3 4 1 до 3 По сравнению: уже в среднем звене время затрачивается гораздо больше
Какие предметы готовятся дольше и почему предметы 2 кл. 3 кл. 4 кл. Всего математика (37%) 7 3 1 11 русский язык (20%) 3 3 6 английский язык (13%) 3 1 4 окружающий мир (13%) 3 1 4 В начальных классах 37 % учащихся тратят больше всего времени на домашнее задание по математике ( трудный предмет) В 5-8 классах выполнение д/з затруднительно по математике-25%, много задают: английский-29%, история -20%; много читать -29% (литература, история, география) 9-11 классы больше всего времени затрачивается на английский язык ( много задают)
Часто ли испытываете усталость в течении дня часто иногда не испытывают 2-4 класс 4(13%) 26 (87%) 5-8 класс 28(55%) 21(41%) 2(4%) 9-11класс 9(56%) 4(25%) 3(19%) Чаще испытывают усталость ученики среднего звена, что вероятнее всего связано с проблемами подросткового возраста.
Отношение к физминуткам классы положительное отрицательное 2-4 классы 30 (100 %) 5-8классы 44(86%) 7(14%) 9-11 классы 11( 69%) 5(31%) Значение физкультминутки снижается от начальных классов к старшим.
Что на ваш взгляд необходимо сделать в школе , чтобы способствовать укреплению здоровья? Спортивные игры в перемену 7 (7%) Больше спортивных секций и кружков – 22(23%) Вкуснее школьные завтраки -9 (9%) Питьевой режим в здании школы -9(9%) Больше уроков физкультуры 15(15%) Открыть медицинский кабинет в школе 4 (4%) Комната отдыха и психологической разгрузки-3 (3%) Буфет -2(2%)
Проблема организации школьного питания
Роль пришкольного участка при организации питания
Щедрый стол
Охват питанием детей по годам Классы 2006-2007 2007-2008 2008-2009 Всего Питаются % Всего Питаются % Всего Питаются % 1 11 11 100% 2 14 14 100% 12 12 100% 3 8 8 100% 9 9 100% 9 9 100% 4 16 16 100% 15 15 100% 14 14 100% 5 10 10 100% 10 9 90% 10 10 100% 6 14 13 93% 13 11 85% 13 12 92% 7 9 8 89% 9 4 44% 9 4 44% 8 «а» 13 13 100% 13 13 100% 13 13 100% 8 «б» 13 7 50% 14 7 50% 14 7 50% 9 7 6 86% 7 3 43% 7 3 43% 10 8 6 75% 8 6 75% 8 6 75% 11 8 2 25% 8 2 25% 8 2 25% Итого: 106 89 83% 120 93 77% 128 103 80%
Результат опроса № Вопроса Причина Кол-во учащихся % 1 Живу недалеко от школы и питаюсь дома 10 40% 2 Невкусные обеды 8 32% 3 Короткие перемены 2 8% 4 Дорогие обеды 1 4% 5 Не хочу есть вообще 2 8% 6 Далеко ходить в столовую 1 4% 7 Пищевая аллергия 1 4%
Работа с родителями по вопросам здоровьесбережения
Должны подниматься следующие вопросы Гигиена тела, одежды, обуви; Правильный режим питания; Закаливание; Приобщение к систематическому занятию спортом; Организация совместных с родителями прогулок и экскурсий на свежем воздухе; Вечерний отдых в семье; Когда делать домашнее задание, как сократить время на его приготовление
В 2007-2008 учебном году две наши семьи участвовали в районных и зональных конкурсах, посвящённых «Году семьи»: семья Большаковых, Кудрявцевых
Решение проблемы физической активности в Хохломской средней школе. 2007-2008 уч. год- 2-5 классы- урок здоровья 2008-2009 уч. год- 2-5 классы- третий урок физкультуры
Способы физической активности Уроки физкультуры Спортивные секции Внеклассная работа Перемены (спортзал –волейбол) Уроки (физкульт. паузы) Еженедельные субботники
Внеклассная работа Районные соревнования Школьный кросс «Золотая осень» «Веселая лыжня»соревнования с Анисимовской школой Зарница Лыжный пробег, посвященный Крылову Н.П.(ученики и учителя) День здоровья День защиты детей(школьный турслет) Эстафета «Здравствуй,весна»
10 золотых правил здоровьесбережения Соблюдение режима дня! Обращайте больше внимания на питание! Больше двигайтесь! Спите в проветриваемой комнате! Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! Гоните прочь уныние и хандру! Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! Желайте себе и окружающим только добра!
Предварительный просмотр:
Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников
Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно- психологического напряжения.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25- 30 % детей, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей резко уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медика. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью ученика.
Уже на этапе адаптации к школе перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учеников начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны, выделены в ясном виде и характеризуются учебно- познавательной направленностью.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом, содержанием, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования и обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.
Функции игры как педагогического феномена
- Развлекательная. Основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес.
- Коммуникативная. Игра вводит детей в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения.
- Самореализация. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане важен процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой – либо цели. Процесс игры – это пространство самореализации.
- Игротерапевтическая. Игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении.
- Диагностическая. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Игра – это особое поле самовыражения.
- Коррекционная. При соблюдении учащимися правил сюжета игры, знаний своей роли и ролей партнера психологическая коррекция в игре происходит естественно. Коррекционные игры способны оказать помощь учащимся с отклонением в поведении, помочь справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками.
- Межнациональная коммуникация. Игры – национальны и в то же время интернациональны, межнациональны. Они дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессии, способствуют усвоению единых для всех социально – культурных ценностей.
- Социализация. Эта функция заключается в синтезе усвоения богатства культуры, воспитание и формирование личности, позволяющей функционировать в качестве полноценной личности.
Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».
Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....
Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоения образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС»»
МОУ Раменская СОШ № 5 Доклад на школьном педагогическом совете по теме: «Особенности системы оценки результатов освоенияобразовательных программ в соответствии с требования...
Выступление психолога на педагогическом совете. Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.
Выступление психолога на педагогическом совете по вопросу адаптации первых, пятых и десятых классов.Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическ...
Выступление на школьном педагогическом совете
Тема: « Формула решения школьных конфликтов в учебном процессе»...
Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом
Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...
Выступление на школьном педагогическом совете на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание классного коллектива на примере 4 класса».
Краткая характеристика направлений гражданско-патриотического воспитания детей с примерами работы....
Выступление на школьном педагогическом совете на тему Правовое воспитание и культура безопасности школьников
Выступление на педагогическом совете школы на тему "Внедрение программы развития воспитательной компоненты в школе". Одной из 11 из направлений воспитательной работы является - Правовое...