Выступление психолога на педагогическом совете. Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.
статья на тему
Выступление психолога на педагогическом совете по вопросу адаптации первых, пятых и десятых классов.Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическими особенностями возраста. Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление психолога
на педагогическом совете.
Период адаптации 1-х, 5-х, 10-х классов.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Они неизбежно возникают и у детей (в той или иной степени) в первые месяцы обучения в начальной, в средней и в старшей школе.
Каждый такой переходный период обладает своей спецификой, связанной в первую очередь с психологическими особенностями возраста.
И у первоклассников, и у пятиклассников, и у десятиклассников изменились социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования). Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно привлекать их к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать обучение. Наконец, необходимо корректировать собственную педагогическую позицию относительно класса и отдельных ребят.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.
Поэтому смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Условно адаптационный период можно разделить на 3 этапа:
• подготовительный (май, июнь, август);
• собственно адаптационный (сентябрь-октябрь);
• постадаптационный или аналитический (октябрь-ноябрь)
Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Каковы же задачи адаптационного периода?
Для первоклассников:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- подготовить родителей к новой роли - родителя школьника.
В пятых классах следует обратить внимание на:
- адаптацию к «разноголосице» требований учителей;
- введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной «мамы»);
- выявление (пояснение, понимание) позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки, а отсюда - акцент на поло-ролевое взаимодействие;
- принятие новой позиции - ученик второй ступени школы.
В работе с десятиклассниками важными становятся другие задачи:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Динамика адаптационного периода.
Адаптация первоклассников.
Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, а также реализовать свое желание быть услышанным и понятым. Поэтому во время адаптационного периода, учитель, прежде всего, ставит задачи познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества (например, 1-го класса «А»). Обсуждает с ребятами возможные критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь.
Адаптация пятиклассников.
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он хорошо умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что:
- много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
- непривычное расписание (новый режим);
- много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
- новые дети в классе (или я сам в новом классе);
- новый классный руководитель;
- в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
- проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать на «оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни, когда стремление ребенка хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять высокую активность.
Серьезной проблемой для пятиклассника является и смена классного руководителя. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных отношений с педагогами. Принятие классных и школьных социальных и этических норм, формирование умения соблюдать их происходит у детей также с помощью классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, нередко ребята просто недостаточно информированы: не знают требований учителей, не очень хорошо ориентируются в здании школы. В этом случае для них также очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главных условий успешной адаптации детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Адаптация первоклассников к школьному обучению". Выступление на педагогическом совете школы.
В данной работе содержится анализ трудностей, возникающих у первоклассника на этапе адаптации к школе, и пути преодоления этих трудностей....
Выступление на педагогическом совете "Результаты адаптации первоклассников"
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького ...
Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников."
Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников."...
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...
Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников к школе"
Доклад к пед.совету.Презентация...
Выступление на педагогическом совете "Применение системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах"
Методы и приемы применения системно-деятельностного подхода в обучениимладших школьников...