Программа внеурочной деятельности "Огород круглый год"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
«Огород круглый год»
Программа рассчитана на детей 1-4 классов. Срок реализации программы: 4 года. Курс рассчитан на 66 часов в 1 классе и на 34 часа во 2-4 классе. Занятия проводятся 2 раза в неделю в 1 классе и 1 раз в неделю во втором, третьем и четвёртом классе.
Тематика занятий программы соответствует специфике внеурочной деятельности и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов.
Целью программы является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования: приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу; создание привлекательного пришкольного участка; реализация общественно – значимых инициатив. Содействует выбору будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch._ogorod_kruglyy_god.doc | 278 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Кирсановского района
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» в с. Соколово Кирсановского района Тамбовской области
Принята на заседании методического совета МБОУ «Уваровщинская сош» протокол от года № | Утверждаю: Директор МБОУ «Уваровщинская сош» __________Е.Н. Хохлова Приказ от « » августа 2016 г. № |
Рабочая программа внеурочной деятельности
социального направления
« Огород круглый год»
2016-2020уч. год
Возраст детей, на который рассчитана программа: 1-4 классы(7-10лет)
Срок реализации: 4 года
Составители:
Севостьянова Мария Ивановна(соответствие)
Кирсановский район, 2016 г.
Информационная карта программы
1. Учреждение | Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» в с. Соколово Кирсановского района |
2. Полное название программы | Программа внеурочной деятельности «Огород круглый год» |
3. Ф.И.О., должность составителя | Севостьянова Мария Ивановна, учитель начальных классов |
4. Сведения о программе: | Модифицированная |
4.1. Нормативная база: | Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» Устав МБОУ «Уваровщинская сош» |
4.2. Направление | Социальное |
4.3. Тип программы | Модифицированная |
4.4. Вид программы | Образовательная |
4.5. Возраст обучающихся | 6,5-10 лет |
4.6. Продолжительность обучения | 4 года |
5. Рецензенты и авторы отзывов | Коняшкина Наталья Николаевна Короткевич Наталья Ивановна |
6. Заключение методического совета | Протокол заседания № от года |
Рецензия
на рабочую программу внеурочной деятельности
социального направления
«Огород круглый год»
Программа рассчитана на детей 1-4 классов. Срок реализации программы: 4 года. Курс рассчитан на 66 часов в 1 классе и на 34 часа во 2-4 классе. Занятия проводятся 2 раза в неделю в 1 классе и 1 раз в неделю во втором, третьем и четвёртом классе.
Тематика занятий программы соответствует специфике внеурочной деятельности и способствует удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов.
Целью программы является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования: приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу; создание привлекательного пришкольного участка; реализация общественно – значимых инициатив. Содействует выбору будущей профессии.
Отличительной особенностью программы состоит в том, что трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых во время обучения в практической деятельности, как в школе, так и вне её.
Содержание программы направлено на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
В пояснительной записке четко ставятся цели и задачи, приводятся аргументы в пользу актуальности и новизны программы, указываются возраст и сроки реализации программы.
Программа разработана с учётом возрастных особенностей и интересов детей. Заведующая школой: Короткевич Н.И.
1.Пояснительная записка
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Рабочая программа составлена на основе Положения, разработанного в соответствии со ст. 34 п.2. Федерального закона Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 18197 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Цель программы:
-содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования :приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
- создание привлекательного пришкольного участка;
- реализация общественно – значимых инициатив.
Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива.
2.Актуальность программы. Задача школы состоит в том, чтобы воспитать высоко образованного и гармонично развитого человека. Во всестороннем и гармоническом развитии личности важную роль играет труд, представляющий собой решающую часть жизнедеятельности человека. Труд, является условием существования людей, вечной необходимостью. Основы мотивации, включающие интерес к труду, ориентацию на способы добывания знаний и приобретение трудовых умений необходимо закладывать на начальной ступени обучения. Этим обусловлена необходимость разработки программы по трудовой деятельности для детей младшего школьного возраста. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. Она способствует процессу ознакомления детей с окружающим миром, развивает художественный вкус, прививает бережное отношение ко всему живому и формирует трудовые навыки и умения.
Новизна программы состоит в том, что трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых вовремя обучения в практической деятельности, как в школе, так и вне неё.
Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.
3.Возраст детей, на которых ориентирована данная программа
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 1-4 классы.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут в 1 классе. Во 2-4 классах 1 раз в неделю, занятия проводятся по 45 минут. Предполагаемое количество детей, занимающихся в группе 7-25 человек. Объём программы в учебный год: 66 часов – 1 класс, 35 часов – 2-4 класс.
Место реализации - пространство школы и пространство социума: школьные кабинеты, школьный участок, столовая.
Виды деятельности: познавательная, трудовая, социальное творчество
4.Формы проведений занятий.
Теоретические занятия проходят в тесном соответствии с практическими занятиями. Проведение занятий с детьми на разные темы расширяют кругозор и представляют широкий диапазон для развития личности ребёнка.
Занятия с детьми проводятся в индивидуальной, групповой и коллективной форме. При выполнении практического задания в группах на заданную тему присутствует сотрудничество- право выбора учащимися себе партнёров по выполняемому делу.
В работе используются различные формы и методы обучения:
- Организация экскурсий;
- Выставка рисунков, поделок;
- Беседы, викторины;
- Проектная деятельность;
- Групповая форма;
- Социальная практика.
- Библиотечные уроки
Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.
Форма подведения итогов
Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.
5. В результате освоения содержания курса у детей формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 1 класса:
Познавательные: умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации, находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Регулятивные: умение выбирать различные пути для самореализации, пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные, пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Личные: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу, развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления: художественные, конструктивные, аналитические.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между различными фактами из разных областей, различной направленности.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 2 класса:
Познавательные: умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций, находить необходимые источники информации.
Регулятивные: умение самостоятельно планировать свою деятельность, логически выстраивать алгоритм действий, анализировать проделанную работу, оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Личные: умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить аналогию между предметами и явлениями реального мира.
Коммуникативные: умение работать в парах, в группах, в коллективе.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 3 класса:
Познавательные: умение практическим способом находить связи, закономерности в теоретическом материале, использовать в работе методы исследования, поиска, анализа, сравнения, наблюдения.
Регулятивные: умение организовывать рабочее место, выстраивать алгоритм своей деятельности, анализировать проделанную работу, делать выводы и самооценку.
Личные : умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, выражать собственное видение мира, находить подходы в творческой деятельности.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, в научных дисциплинах, проводить связи между материалами разной предметной направленности.
Коммуникативные: умение выражать собственное мнение, проявлять чувство уважения к партнёрам и сотрудничать в трудовом процессе.
Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 4 класса:
Познавательные: умение воспринимать необходимый спектр знаний, получать дополнительную развивающую информацию, использовать базовые знания в решении поставленных задач, в поисковой, исследовательской, практической и творческой деятельности. Умение распределять материал по направлениям, блокам.
Регулятивные: применять практические и интеллектуальные умения в конструктивных работах с учётом замысла, пользоваться различными приёмами самоконтроля, самооценки; решать творческие, нестандартные задачи.
Личные: пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Межпредметные: умение применять полученные знания в различных видах деятельности, проводить связи между информационными блоками..
Коммуникативные: умение различать объективное и субъективное отношение к объекту, к вопросу, выражать своё отношение к предмету изучения, высказывать оценочные суждения с опорой на факты, доводы, примеры. Решать возникающие вопросы в диалоге.
Планируемые результаты реализации программы курса
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение знаний о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В результате прохождения программного материала учащиеся:
Учащиеся должны знать: какие бывают растения; как развивается растение из семени; особенности жизнедеятельности растений ( посадка, цветение, уход, борьба с болезнями).
Учащиеся должны уметь: определять виды растений; вести наблюдения за растениями; осуществлять правильный уход.
Содержание курса
Общественно – полезная деятельность - социально значимая добровольческая деятельность построена на социальных проектах:
- проект «Выращивание фасоли в условиях искусственного лета» (осенне-зимний период)(1класс);
- Проект «Выращивание огурцов в условиях искусственного лета»(2класс)
- Проект «Выращивание помидоров в условиях искусственного лета»(3класс)
- Проект «Выращивание сладкого перца в условиях искусственного лета» (4класс)
- проект «Цветы для школьного двора» - (весенний период)(1-4классы);
- проект «Наши руки не знают скуки» (летний период, работа на пришкольном участке)(1-4классы).
Учебный план для 1 класса
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в программу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конкурс загадок |
2 | Проект «Выращивание фасоли в условиях искусственного лета» | 24 | 15 | 9 | Исследовательский проект |
3 | Проект «Цветы для школьного двора». (астры) | 31 | 6 | 25 | Озеленение школьного двора |
4 | Проект «Наши руки не знают скуки». | 9 | 2 | 7 | Выставка поделок для украшения школьного двора |
5 | Подведение итогов | 1 | 1 | Творческий отчёт | |
Итого: | 66 | 23,5 | 42,5 |
Учебный план 2 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в программу. | 1 | 0,5 | 0,5 | Конкурс загадок |
2 | Проект «Выращивание огурцов в условиях искусственного лета» | 14 | 5 | 9 | Исследовательский проект |
3 | Проект «Цветы для школьного двора» (анютины глазки) | 16 | 2 | 14 | Озеленение школьного двора |
4 | Проект «Наши руки не знают скуки». | 3 | - | 3 | Выставка поделок для украшения школьного двора |
5 | Подведение итогов | - | - | Творческий отчёт | |
Итого: | 34 | 7,5 | 26,5 |
Учебный план 3 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 2 | Введение в программу. «Овощи – знакомые незнакомцы» | 14 | 7 | 7 | Конкурс загадок |
3 | Проект «Выращивание помидоров в условиях искусственного лета» | 9 | 1 | 8 | Исследовательский проект |
4 | Проект «Цветы для школьного двора» (петунья) | 9 | 2 | 7 | Озеленение школьного двора |
5 | Проект «Наши руки не знают скуки». | 2 | - | 2 | Выставка поделок для украшения школьного двора |
5 | Подведение итогов | - | - | - | Творческий отчёт |
Итого: | 34 | 10 | 24 |
Учебный план 4 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Введение в программу. | 2 | 1 | 1 | Конкурс загадок |
2 | Проект «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» (14ч) Проект «Выращивание перца в условиях искусственного лета» (7ч) | 21 | 8 | 13 | Исследовательский проект |
3 | Проект «Цветы для школьного двора» (розы) | 9 | 2 | 7 | Озеленение школьного двора |
4 | Проект «Наши руки не знают скуки». | 2 | - | 2 | Выставка поделок для украшения школьного двора |
5 | Подведение итогов | - | - | Творческий отчёт | |
Итого: | 34 | 11 | 23 |
Содержание учебного плана
1 класс
Тема 1. Введение в программу (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство ребят с программой и особенностями курса. Знакомство с режимом работы объединения и правилами техники безопасности в классе.
Практика (0,5 ч)
Конкурс загадок.
Тема 2. Проект «Выращивание фасоли в условиях искусственного лета» (24 ч)
Теория (15 ч)
История фасоли и её распространение. Ботаническая характеристика фасоли. Виды фасоли. Влияние света, тепла и воды, воздуха на рост и развитие растения. Условия выращивания фасоли. Части растений. Какие бывают растения. Виды культурных растений.
Практика (9 ч)
Экскурсия на пришкольный участок. Сбор семян цветочных растений.
Закладка опыта «Выращивание фасоли в комнатных условиях». Наблюдения за ростом и развитием фасоли. Ведение дневника наблюдений.
Тема 3. Проект «Цветы для школьного двора» (31 ч)
Теория (7 ч)
Растения весной. Развитие растения из семени. Условия, необходимые для роста растений.
Практика (26 ч)
Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян цветов. Посев семян в почву на рассаду. Уход за посевами (полив, рыхление). Пикировка ростков. Пересадка. Опыт «Влияние света, влаги, тепла на развитие растений». Подготовка почвы для высадки рассады в грунт.
Тема 4. Проект «Наши руки не знают скуки» (9 ч)
Теория (3 ч)
Как правильно ухаживать за растениями. Правила оформления цветочной клумбы.
Практика (8 ч)
Наблюдения за всходами. Рыхление и полив почвы. Удаление сорняков. Оформление цветочной клумбы. Уборка территории школьного двора.
Итоговое занятие (1 ч)
Подведение итогов работы
2класс
Тема 1. Введение в программу (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство ребят с программой и особенностями курса. Знакомство с режимом работы объединения и правилами техники безопасности в классе.
Практика (0,5 ч)
Конкурс загадок.
Тема 2. Проект «Выращивание огурцов в условиях искусственного лета» (14ч)
Теория (5ч)
История огурца и его распространение. Ботаническая характеристика огурца. Виды огурцов.
Практика (9 ч) . Влияние света, тепла и воды, воздуха на рост и развитие растения. Условия выращивания огурцов. Части растений. Какие бывают растения. Виды культурных растений.
Экскурсия на пришкольный участок. Сбор семян цветочных растений.
Закладка опыта «Выращивание огурцов в комнатных условиях». Наблюдения за ростом и развитием огурцов. Ведение дневника наблюдений.
Тема 3. Проект «Цветы для школьного двора» (16ч)
Теория (2ч)
Растения весной. Развитие растения из семени. Условия, необходимые для роста растений.
Практика (14 ч)
Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян цветов. Посев семян в почву на рассаду. Уход за посевами (полив, рыхление). Пикировка ростков. Пересадка. Опыт «Влияние света, влаги, тепла на развитие растений». Подготовка почвы для высадки рассады в грунт.
Тема 4. Проект «Наши руки не знают скуки» (3ч)
Теория ()
Как правильно ухаживать за растениями. Правила оформления цветочной клумбы.
Практика (3ч)
Наблюдения за всходами. Рыхление и полив почвы. Удаление сорняков. Оформление цветочной клумбы. Уборка территории школьного двора.
Итоговое занятие (0 ч)
Подведение итогов работы
3класс
Тема 1. Введение в программу (1 ч)
Теория (0,5 ч) Знакомство ребят с программой и особенностями курса. Знакомство с режимом работы объединения и правилами техники безопасности в классе.
Практика (0,5 ч)
Конкурс загадок.
Проект «Овощи знакомые и незнакомые» (13ч)
. Овощи, выращивание и хранение овощей . Ознакомление с отдельными сортами овощных культур, с правилами подготовки грунта, ухода за растениями, правилами хранения полученного урожая.
Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель – создать целостное представление о значении овощеводства , малоизвестных и лечебных культурах, культивации и хранении овощей. На занятиях ведется изложение материала по новым и лечебным овощным растениям, а в практических занятиях способы приготовления овощных блюд. При направляющей роли учителя учащиеся смогут самостоятельно поэкспериментировать с приготовлением салатов и горячих блюд из овощей, а также, получить навыки в презентации своих изделий.
Теоретическая часть (7ч) элективного курса строится в нетрадиционной форме, например, телеинтервью с овощами, презентации новых видов овощей, советы кулинара и т.д. Таким образом, программа курса применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих навыков публичных выступлений и ведения дискуссии, а так же и для активных творческих ребят.
Большое значение имеют практические занятия раскрывающие технологию ухода , обработки овощей, способов консервации и сохранения витаминов и питательных веществ при приготовлении.
В первом блоке раскрывается значение овощеводства как отрасли сельского хозяйства, систематизируются знания учащихся по истории развития овощеводства , питательной ценности овощей, сортах овощей (целесообразно занести известные сорта в таблицу с оставленными пустыми полями для дальнейшего заполнения), классификации овощных культур.
Второй блок всецело посвящен биологии и агротехнике плодовых и капустных овощей, корнеплодов и многолетних овощных растений.
Цель третьего блока – познакомить учащихся с малораспространенными овощными культурами, зелеными и пряными овощами.
Практика (6ч) Четвертый блок – познакомить учащихся со способами консервирования овощей, произрастающих в нашей местности, использование их в приготовлении пищи.
Тема 2 Проект «Выращивание помидоров в условиях искусственного лета»
Теория (1ч)История помидора и его распространение. Ботаническая характеристика помидора. Виды помидоров.
Практика (8 ч) . Влияние света, тепла и воды, воздуха на рост и развитие растения. Условия выращивания помидоров. Части растений. Какие бывают растения. Виды культурных растений.
Экскурсия на пришкольный участок. Закладка опыта «Выращивание помидоров в комнатных условиях». Наблюдения за ростом и развитием помидоров. Ведение дневника наблюдений.
Тема 3. Проект «Цветы для школьного двора» (9ч)
Теория (2ч)
Растения весной. Развитие растения из семени. Условия, необходимые для роста растений.
Практика (7 ч)
Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян цветов. Посев семян в почву на рассаду. Уход за посевами (полив, рыхление). Пикировка ростков. Пересадка. Опыт «Влияние света, влаги, тепла на развитие растений». Подготовка почвы для высадки рассады в грунт.
Тема 4. Проект «Наши руки не знают скуки» (2 ч)
Теория ( входит в практику)
Как правильно ухаживать за растениями. Правила оформления цветочной клумбы.
Практика (2ч)
Наблюдения за всходами. Рыхление и полив почвы. Удаление сорняков. Оформление цветочной клумбы. Уборка территории школьного двора.
Итоговое занятие (1 ч) (если позволит время)
Подведение итогов работы
4класс
Тема 1. Введение в программу (2 ч)
Теория (1 ч) Знакомство ребят с программой и особенностями курса. Знакомство с режимом работы объединения и правилами техники безопасности в классе.
Практика (1 ч)
Конкурс загадок.
Тема 2. (Всего 21ч)
Проект«Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»(14)
Теория (7ч) Органы растений. Условия жизни растений летом и осенью. Декоративные растения на пришкольном участке.. Плодовые и овощные культуры. Полевые культуры. Сорняки. Лекарственные растения. Проект «Сорняки – лекарственные растения».
Практика (7ч) ) Органы растений. Условия жизни растений летом и осенью. Декоративные растения на пришкольном участке. Сбор семян цветочных растений. Плодовые и овощные культуры. Полевые культуры. Сорняки. Лекарственные растения. Проект «Сорняки – лекарственные растения.
Проект «Выращивание перца в условиях искусственного лета» (7ч)
Теория (1ч)
История перца и его распространение. Ботаническая характеристика перца. Виды перца.
Практика (6ч) . Влияние света, тепла и воды, воздуха на рост и развитие растения. Условия выращивания перца. Части растений. Какие бывают растения. Закладка опыта «Выращивание перца в комнатных условиях». Наблюдения за ростом и развитием перца. Ведение дневника наблюдений.
Тема 3. Проект «Цветы для школьного двора» (9 ч)
Теория (2ч)
Растения весной. Развитие растения розы из черенка. Условия, необходимые для роста растений.
Практика (7ч)
Подготовка почвы для посадки черенков. Подготовка черенков цветов. Посадка черенков в почву .. Уход за посаженным (полив, рыхление).Обработка. Пересадка. Опыт «Влияние света, влаги, тепла на развитие растений». Подготовка почвы для высадки черенков в грунт.
Тема 4. Проект «Наши руки не знают скуки» (2 ч)
Теория ( входит в практику)
Как правильно ухаживать за растениями. Правила оформления цветочной клумбы.
Практика (2 ч)
Наблюдения за посаженными черенками. Рыхление и полив почвы. Удаление сорняков. Оформление цветочной клумбы. Уборка территории школьного двора.
Итоговое занятие ( во время практики)
Подведение итогов работы
Методическое обеспечение программы
- Материально – техническое обеспечение
1. Кабинет
2. Столы, стулья
3. Персональный компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. Мультимедийная доска
6. Принтер
7.Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
- Дидактико – методическое обеспечение
1. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями по технологии –М.: Издательство «Образование», 2009.
2. Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы).
3. Учебные презентации.
4. Карточки для самостоятельной и групповой работы.
5. Предметные картинки, схемы, рисунки.
6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М. :Просвещение, 2010.
Литература для педагога
- Алексашин, В.И. Справочник по овощеводству. 2-е изд. перераб. и доп. /В.И. Алексашин, A.B. Алпатьев, P.A. Андреева. Д.: Колос, 1982.- 511с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –
М. :Просвещение, 2010.
- Крупичева, И. Уход за растениями. 300 вопросов и ответов,2006.
- Леопольд, А. Рост и развитие растений / А. Леопольд — М.: Мир, 2007.
Литература для детей
- Егоров, И. Большая энциклопедия феремера – М.: Эксмо, 2011.
- Ганичкина, О.А. Советы садоводам и цветоводам. Издательство «Оникс»,2010.
- Курдюмов, Н.И. Новейшая энциклопедия огородника. – АСТ: Садовые секреты, 2016.
- Энциклопедия для детей «Занимательное растениеводство» - М.: Просвещение – 2007.
Интернет - источники
Выращивание фасоли и гороха.[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://na-bobax.ru/2010/10/mandarin-vred-i-polza.html
Зелень в домашних условиях: как вырастить укроп и петрушку дома? [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.infoniac.ru/news/Vyrashivanie-zeleni-v-domashnih-usloviyah.html
Огородный форум. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://superogorod.ucoz.org/forum/2
Памятка по выращиванию зелени дома. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://semyazastolom.ru/pamyatka-po-vyraschivaniu-zeleni9
Урожайная грядка. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://urozhayna-gryadka.narod.ru/zelen.htm
Тамбовская область Кирсановский район
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» в с. Соколово
Принята на заседании методического совета от. г. протокол № 1 | Утверждаю: Директор МБОУ «Уваровщинская сош» __________Е.Н. Хохлова Приказ от « » г. № |
Календарный учебный график
программы внеурочной деятельности
«Огород круглый год»
на 2016-2020 учебный год
(с 1по 4 класс)
Составители:
Севостьянова Мария Ивановна
2016г
Календарный учебный график для 1 класса
№ | месяц | число | Время проведения | Форма занятий | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||
Проект «Выращивание фасоли в условиях искусственного лета» | |||||||||||
1 | Сентябрь | Беседа, Инструктаж Практическая работа | 1 | Вводный урок. Конкурс загадок «Во саду ли, в огороде» | Кабинет начальных классов | Конкурс загадок | |||||
2 3 4 5 | Сентябрь | Беседа, практическая работа | 4 | Сбор семян цветочных растений | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | ||||||
6 7 8 | Сентябрь | Беседа, практическая работа | 3 | Части растений. | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | ||||||
9 10 11 | Сентябрь Октябрь | Беседа, практическая работа | 3 | Какие бывают растения. | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | ||||||
12 13 14 15 | Октябрь | Беседа, практическая работа | 4 | Виды культурных растений | Кабинет начальных классов | ||||||
16 17 18 | Октябрь | Беседа, практическая работа | 3 | Бобовые культуры (фасоль, бобы) Различные сорта, условия роста растений. | Кабинет начальных классов | ||||||
19 | Ноябрь | Беседа, практическая работа | 1 | Закладка опыта «Выращивание фасоли в комнатных условиях» | Кабинет начальных классов | ||||||
20 21 22 23 24 25 | Ноябрь Декабрь | Беседа, практическая работа | 6 | Наблюдение за ростом и развитием фасоли, ведение дневника наблюдений | Кабинет начальных классов | Исследовательский проект | |||||
Проект «Цветы для школьного двора» | |||||||||||
26 27 28 | Декабрь | Практическая работа | 3 | Растения весной | Кабинет начальных классов | ||||||
29 30 31 32 | Декабрь | Беседа, практическая работа | 4 | Развитие растения из семени | Кабинет начальных классов | ||||||
33 34 | Январь | Беседа, практическая работа | 2 | Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян. Посев семян цветов. | Кабинет начальных классов | ||||||
35 36 37 38 39 40 41 42 43 | Январь Февраль | Беседа, практическая работа | 9 | Уход за посевами (полив, рыхление) | Кабинет начальных классов | ||||||
44 45 46 47 48 49 50 51 52 | Февраль Март Апрель | Беседа, практическая работа | 9 | Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» | Кабинет начальных классов | ||||||
53 54 55 | Апрель | Беседа, практическая работа | 3 | Труд людей весной. | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | ||||||
56 | Апрель | Беседа, практическая работа | 1 | Подготовка почвы для высадки рассады в грунт | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | Озеленение школьного двора | |||||
Проект «Наши руки не знают скуки» | |||||||||||
57 | Апрель | Практическая работа | 1 | Наблюдение за всходами. | Пришкольный участок | ||||||
58 59 60 | Апрель | Практическая работа | 3 | Рыхление и полив почвы | Пришкольный участок | ||||||
61 | Практическая работа | 1 | Удаление сорняков | Пришкольный участок | |||||||
62 63 64 65 | Май | Беседа, практическая работа | 4 | Оформление цветочной клумбы | Пришкольный участок | Выставка поделок для украшения школьного двора | |||||
66 | Май | Беседа, практическая работа | 1 | Уборка территории школьного двора | Школьный двор |
Календарный учебный график для 2класса
№ | месяц | число | Время проведения | Форма занятий | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||
Проект «Выращивание огурцов в условиях искусственного лета» | |||||||||||
1 | Беседа, Инструктаж Практическая работа | 1 | Вводный урок. Конкурс загадок «Во саду ли, в огороде» | Кабинет начальных классов | Конкурс загадок | ||||||
2,3,4 | Беседа, практическая работа | 3 | Сбор семян цветочных растений | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | |||||||
5 | Беседа, практическая работа | 1 | Части растений. | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | |||||||
6 | Беседа, практическая работа | 1 | Какие бывают растения. | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | |||||||
7 | Беседа, практическая работа | 1 | Виды культурных растений | Кабинет начальных классов | |||||||
8 | Беседа, практическая работа | 1 | Огурцы. Различные сорта, условия роста растений. | Кабинет начальных классов | |||||||
9 | Беседа, практическая работа | 1 | Закладка опыта «Выращивание огурца в комнатных условиях» | Кабинет начальных классов | |||||||
10-11 | Беседа, практическая работа | 2 | Наблюдение за ростом и развитием огурца, ведение дневника наблюдений | Кабинет начальных классов | Исследовательский проект | ||||||
Проект «Цветы для школьного двора» | |||||||||||
12 | Практическая работа | 1 | Растения весной | Кабинет начальных классов | |||||||
13 | Беседа, практическая работа | 1 | Развитие растения из семени | Кабинет начальных классов | |||||||
14 | Беседа, практическая работа | 1 | Подготовка почвы для посадки семян. Подготовка семян. Посев семян цветов. | Кабинет начальных классов | |||||||
15,16 | Беседа, практическая работа | 2 | Уход за посевами (полив, рыхление) | Кабинет начальных классов | |||||||
17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27 | Беседа, практическая работа | 11 | Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» | Кабинет начальных классов | |||||||
23 | Беседа, практическая работа | 1 | Труд людей весной. | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | |||||||
24 | Беседа, практическая работа | 1 | Подготовка почвы для высадки рассады в грунт | Кабинет начальных классов, пришкольный участок | Озеленение школьного двора | ||||||
Проект «Наши руки не знают скуки» | |||||||||||
25 | Практическая работа | 1 | Наблюдение за всходами. | Пришкольный участок | |||||||
26,27,28 | Практическая работа | 3 | Рыхление и полив почвы | Пришкольный участок | |||||||
29 | Практическая работа | 1 | Удаление сорняков | Пришкольный участок | |||||||
30,31,32,33 | Беседа, практическая работа | 4 | Оформление цветочной клумбы | Пришкольный участок | Выставка поделок для украшения школьного двора | ||||||
34 | Май | Беседа, практическая работа | 1 | Уборка территории школьного двора | Школьный двор |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
Проект «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»
№ | Содержание | Дата проведения | |||||
теория | практика | ||||||
1,2 | Беседа, Инструктаж «Овощи – знакомые незнакомцы» | 2 | 1 | 1 | сент. 2,9 | ||
3,4 | . Овощи, выращивание и хранение овощей | 2 | 1 | 1 | 16, 23 | ||
5,6 | Декоративные растения на пришкольном участке. Сбор семян цветочных растений. | 2 | 1 | 1 | 30 октяб 7 | ||
7,8 | Плодовые и овощные культуры. Ознакомление с отдельными сортами овощных культур, с правилами подготовки грунта, ухода за растениями, правилами хранения полученного урожая. | 2 | 1 | 1 | 14, 21 | ||
2 | 1 | 1 | 28, нояб.11 | ||||
9,10 | Новые и лечебные овощные растения. Приготовление овощных блюд. Приготовлением салатов и горячих блюд из овощей | ||||||
11-12 | Технологию ухода , обработка овощей, способы консервации и сохранения витаминов и питательных веществ при приготовлении. | 2 | 1 | 1 | 18 ,25 | ||
13-14 | Зеленые и пряные овощи. | 2 | 1 | 1 | декаб 2,9 | ||
15-16 17-18 | . Проект «Выращивание помидоров в условиях искусственного лета» Знакомство с сортами сладкого перца. Посадка в грунт семян. Особенности посадки семян. | 4 | 1 | 3 | 16, 23 январь 13,20 | ||
19,20,21, 22,23 | Уход за всходами и рассадой. Подсыпка земли для образования дополнительной корневой системы | 5 | 5 | 27, февраль 3,10,17, 24 | |||
Проект «Цветы для школьного двора»
№ | Содержание | Дата проведения | |||
24 | Весенние явления в природе. Редкие и исчезающие растения и их охрана. | 1 | 1 | март 3 | |
25 | Подготовка почвы для посадки семян Подготовка семян Посев семян цветов | 1 | 1 | 10 | |
26,27,28 | Уход за посевами (полив, рыхление) Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. | 3 | 3 | 17, 24, апрель 7 | |
29,30,31 | Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» | 3 | 3 | 14, 21, 28 | |
32 | Проект. «Эскиз цветочной клумбы для пришкольного участка» Посадка цветочных культур на пришкольном участке в грунт (рассадой и семенами) | 1 | 1 | май 5 | |
Проект «Наши руки не знают скуки»
№ | Содержание | ||||
33 | Наблюдение за всходами. | 1 ч. | 1 | 12 | |
34 | Рыхление и полив почвы. | 1ч. | 1 | 19 | |
35 (возможно) | Удаление сорняков. Оформление цветочной клумбы. Подведение итогов работы | 1ч. | 1 | 26 |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
Проект «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний»
№ | Содержание | Дата проведения | |||||
теория | практика | ||||||
1,2 | Беседа, Инструктаж «Начало осени» (экскурсия на пришкольный участок) Подведение итогов работы на пришкольном участке летом | 2 | 1 | 1 | сент. 2,9 | ||
3,4 | «Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» Органы растений. Условия жизни растений летом и осенью. | 2 | 1 | 1 | 16, 23 | ||
5,6 | Декоративные растения на пришкольном участке. Сбор семян цветочных растений. | 2 | 1 | 1 | 30 октяб 7 | ||
7,8 | Плодовые и овощные культуры. | 2 | 1 | 1 | 14, 21 | ||
2 | 1 | 1 | 28, нояб.11 | ||||
9,10 | Полевые культуры. | ||||||
11-12 | Сорняки. | 2 | 1 | 1 | 18 ,25 | ||
13-14 | Лекарственные растения. | 2 | 1 | 1 | декаб 2,9 | ||
15-16 | Проект «Сорняки – лекарственные растения. | 2 | 1 | 1 | 16,23 | ||
17-18 | Проект «Выращивание перца в условиях искусственного лета» Знакомство с сортами сладкого перца. Посадка в грунт семян. Особенности посадки семян. | 2 | 1 | 1 | январь 13,20 | ||
19,20,21, 22,23 | Уход за всходами и рассадой. Подсыпка земли для образования дополнительной корневой системы | 5 | 5 | 27, февраль 3,10,17, 24 | |||
Проект «Цветы для школьного двора»
№ | Содержание | Дата проведения | |||
24 | Весенние явления в природе. Редкие и исчезающие растения и их охрана. | 1 | 1 | март 3 | |
25 | Подготовка почвы для посадки семян Подготовка семян Посев семян цветов | 1 | 1 | 10 | |
26,27,28 | Уход за посевами (полив, рыхление) Пикирование ростков. Пересадка. Опыт. | 3 | 3 | 17, 24, апрель 7 | |
29,30,31 | Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений» | 3 | 3 | 14, 21, 28 | |
32 | Проект. «Эскиз цветочной клумбы для пришкольного участка» Посадка цветочных культур на пришкольном участке в грунт (рассадой и семенами) | 1 | 1 | май 5 | |
Проект «Наши руки не знают скуки»
№ | Содержание | ||||
33 | Наблюдение за всходами. | 1 ч. | 1 | 12 | |
34 | Рыхление и полив почвы. | 1ч. | 1 | 19 | |
35 (если позволит время) | Удаление сорняков. Оформление цветочной клумбы. Подведение итогов работы | 1ч. | 1 | 26 |
Внеклассные мероприятия (в летний период)
- Игра «В гостях у Берендея»
- Устный журнал «Волшебная Трава»
- Игра «Солнечный лучик»
- Устный журнал «Здравствуй, лето красное!»
- Праздник цветов
- Земля наш общий дом
- Материально – техническое обеспечение
(требования к кабинетам)
Кабинет начальных классов.
Учебные таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...