Статья "Общее понятие об общении"
классный час (2 класс) на тему

Статья "Общее понятие об общении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obshchee_ponyatie_ob_obshchenii.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. Общее понятие об общении.

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей  к  совместной практической деятельности.»   (№ 4.с.15.)

«В структуре общения выделяют несколько компонентов:

1.Когнетивный (познавательный);  2.Аффективный (эмоциональный);

3.Поведенческий». - По Коломенскому.  (№8. с.23.)

А.А.Бодомев: «структура общения: 1.Гностический; 2.Аффективный; 3.Праксический.»(№4 с.15.)

Б.Ф.Ломов:«1.Информативныокоммуникативный; 2.Регуляционнокоммуни-кативный; 3.Аффективно-коммуникативный.»(№16 с.123.)

А.А.Реан:«1.Когнетивно-информационный; 2.Регулятивно-поведенческий;

3.Аффективно-эмпатийный;  4.Социально-перцептивный».(№16 с.124.)

Виды общения по способу передачи информации:

1.Вербальное; 2.Невербальное.

По мнению А. М. Омарова: «Общение, или коммуникация, - одна из форм взаимодействия людей в процессе их деятельности. Представляя собой процесс обмена сообщениями, в которых содержатся результаты отражения людьми действительности, общение является неотъемлемой частью их бытия и средством формирования и функционирования их сознания, индивидуального и общественного. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, передача опыта, трудовых и бытовых навыков, проявление и удовлетворение духовных потребностей. Общение имеет место не только в коллективном труде. Процесс становления человека как личности, превращение его в «общественного человека» невозможен без общения»(№13 с.15.)

И. Л. Коломенский  писал: «Для развития личности общение становится потребностью, и лишение возможности общаться рассматривается людьми как труднопереносимая тяжесть. Именно общение может стать для человека источником радости, вдохновения, душевного подъема». (№8 с.13.)

«Изначальная социальная природа общения, социальные функции, его связь с другими видами деятельности и с эволюцией психики человека выступает особенно ясно. С самого начала развитие общения было неразрывно с развитием сознания первобытного человека и шло рука об руку с трудовой деятельностью. Усложнения «отношения к природе», развитие форм труда, его специализация вели к развитию общественных отношений, к усложнению форм взаимодействия людей в процессе труда, а это требовало все большего совершенствования общения, обеспечивавшего такое взаимодействие. Чем сложнее и совершеннее становился коллективный труд и взаимодействие людей в трудовой деятельности, тем большие требования предъявлялись к каждому участнику этой деятельности, следовательно усложнялась его психическая жизнь, развивалось его сознание. Само возникновение человеческого сознания в его современном виде имело своей предпосылкой, кроме развития труда и общественных отношений, существование языка как средства, орудия общения. Возникнув на заре человеческого общества в самых примитивных формах, общение прошло долгий путь развития, совершенствуясь вместе с развитием общественного производства и общественного сознания. Общение усложнялось по своим конкретным формам, обогащалось его содержание, испытывая на себе влияние господствующих форм общественного сознания». Из трудов социального психолога                 Г.П. Предвечного.(№15  с.15.)

По мнению И. Л. Коломенского: «Общение формируется с первых лет жизни человека под влиянием среды, но его развитию могут либо способствовать, либо мешать некоторые врожденные качества. Искусством общения может овладеть любой человек, но для этого придется приложить некоторые усилия.

На различных жизненных этапах способы развития коммуникативных способностей, т. е. способностей к общению будут различными. Общение складывается у человека очень рано -  в возрасте около двух-трех лет. Обучение в этом возрасте не осознается ни ребенком, ни его родителями, потому что оно является непроизвольным (бессознательным). При этом главным механизмом усвоения знаний в области общения для ребенка выступает механизм подражания.

Все интонации, с какими обращаются родители, фиксируются ребенком, как и жесты, мимика, пантомимика. Насколько нежна, эмоционально выразительна и открыта будет к ребенку мать, настолько эмоционально отзывчивым и открытым вырастет ребенок. А развитость эмоциональной сферы имеет очень большое значение для успеха в общении. Если же родители проявляют друг к другу холодность, отчужденность, замкнутость, то и ребенок непроизвольно берет их поведение за эталон общения и начинает вести себя с окружающими аналогичным образом. Подрастая, он замечает, что есть и другие способы общения, однако закрепившийся с детства холодно-отчужденный стиль общения преодолевать бывает очень трудно.» (№8   с.14.)

А. Добрович писал: «Не все в этом вопросе ясно на сегодняшний день. Например, дети, растущие с ранних лет в детском доме, имеют перед собой одни и те же образцы поведения и общения в лице своих воспитателей, однако уже в раннем детстве они заметно отличаются друг от друга по стилю общения. Возможно здесь скрывается роль наследственности…

…среда и воспитание формируют коммуникативные способности. Многое зависит от того сталкивается ли ребенок с необходимостью самому устанавливать контакты с другими людьми или его ограждают от этого. Когда ребенок воспитывается в детском саду, у него появляется необходимость обращаться к своим сверстникам для вступления с ними в контакт. Более тесные взаимоотношения между детьми требуют совершенствования навыков общения у них. При домашнем воспитании круг общения у ребенка ограничен, общается он  со взрослыми только тогда, когда ему этого хочется. При знакомстве его  с другими детьми все трудности по установлению контакта берут на себя родители: они представляют своему ребенку чужих детей и сами организуют их игру. В таких условиях коммуникативные навыки не могут развиваться, и ребенок в дальнейшем может испытывать беспомощность в ситуациях знакомства, где нет рядом родителей, или вообще будет стремиться избегать новых знакомств.

Таким образом, необходимо, чтобы человек с ранних лет самостоятельно вырабатывал навыки общения. Только через ежедневную практику можно развить коммуникативные способности.» (№4  с.46.)

 Вербальное общение-это общение, основным средством которого является язык.

Психолог Козлов предложил следующие условия успешного вербального общения: «1.Самый главный человек - твой собеседник.

2.Проявляй терпение. Человек может быть невоспитанным и невнимательным, глупым или агрессивным, но чем меньше это вас будет задевать и раздражать, тем талантливее вы как собеседник.

3.Ищите то, что вас сближает. Стиль, манера общения - чем больше в этом будет у вас сходства, тем лучше будут результаты общения.

4.Не противоречьте по любому поводу. Способность к самостоятельному, свободному от догм взгляду - достоинство зрелой личности, однако не следует упорно навязывать собственные взгляды другим, тем более если их не разделяют.

5.Давайте советы тогда, когда вас спрашивают и только такие, за которые будут благодарны, т.к. советы редко учат, но часто злят.

6.Почувствуйте то, что волнует собеседника. Если его эмоции вам непреемлимы, то сначала разделите их, а потом настройте его на необходимое

вам настроение.

7.Некорректные, злые и агрессивные высказывания, даже не направленные на собеседника, все равно создают напряженность. Старайтесь ни о ком не говорить «ядовитых» слов.

8.Чтобы не было чувства превосходства одного собеседника над другим стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

9.Не задевайте то, что человеку дорого. Будьте предельно внимательны к своим оценочным суждениям, особенно негативным. Старайтесь более аккуратно строить языковые конструкции.

10.В беседе прибегайте к помощи юмора. Но прежде чем отпустить шутку-подумайте о последствиях.

11.Не старайтесь находить и исправлять ошибки собеседника. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник, помогайте ему сформулировать свои мысли, даже если с ними вы не согласны.

12.Избегайте монолога - диалог продуктивнее, особенно если вы умеете использовать метод Сократа. Это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватам инициативы. Его достоинства: он держит внимание собеседника, не дает отвлечься; если в вашей логической цепочке не убедительно что-то для собеседника, вы это вовремя заметите; собеседник приходит к истине сам, хотя и с вашей помощью.» (№19  с.4.)

Невербальное общение-это общение с помощью жестов, мимики, пантомимики.

Согласно теории Кузина: «Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Нужно знать язык жестов и телодвижений, поскольку жесты и  мимика являются точными индикаторами внутреннего состояния человека, его мыслей, желаний. Информация, считывающаяся с лица, порой более достоверна, чем информация, полученная через речевое общение. Успешность любого разговора в значительной мере зависит от умения установить доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим. Понимание языка жестов и мимики позволяет более точно видеть позицию собеседника. Читая, жесты мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе общения, а совокупность жестов – важная составная часть такого процесса. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какую реакцию произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу. Таким образом, язык невербального общения может предупредить о том, как вам изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.» (№11  с.44.)

По мнению психолога А. Добровича:

«В практике общения выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния собеседника. Жесты открытости свидетельствуют об искренности человека, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» - знак открытости, демонстрирует желание идти навстречу и установить контакт. Он состоит в том, что собеседник протягивает руки в вашу сторону ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карман. Жесты подозрительности и скрытости свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок. Но чаще всего он старается   прикрыть лицо руками, т.е. не смотреть на вас, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов. Если враждебный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственной улыбкой пытается намеренно скрыть свою неискренность. Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Простое скрещивание рук - универсальный жест, обозначающий оборонное или негативное состояние собеседника. В этом случае следует пересмотреть то что вы делаете или говорите, ибо собеседник начинает уходить от обсуждения. Нужно учесть и то, что этот жест влияет на поведение других людей. Если в группе из четырех или более человек вы скрестили руки в защитной позе, то вскоре можно ждать, что и другие члены группы последуют вашему примеру. Но не только жесты передают внутреннее состояние человека. Его глаза не менее красноречиво говорят об этом. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы человеческой коммуникации. Ваш взгляд должен быть прикован либо к глазам собеседника, либо в «треугольник» на лбу / представьте его себе мысленно /.

Для установления контакта очень полезно учитывать расстояние между собеседниками. Отсюда и рекомендация: если хотите установить контакт с собеседником и вести конструктивный диалог, придерживайтесь расстояния приблизительно в 1,5  метра и постарайтесь, чтобы между вами и собеседником не стояла преграда в виде огромного письменного стола.» (№4  с.56.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

Понятие «шах». Понятие «мат». Умение различать эти два понятия.

Шах – это такая позиция, в которой король находится под нападением неприятельской фигуры или пешки. От шаха может быть три способа защиты. Мат – это позиция, в которой у атакованного короля нет ...

Теоретические основы формирования понятия уравнения в начальной школе; методика введения понятия уравнение на примере разных УМК

В настоящее время сложно представить школьный курс математики без понятия уравнение. Большинство задач сводятся к решению и применению различных видов уравнений. При этом уравнения, являются одним из ...

Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.

Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....