Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
статья на тему
Переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий способен обеспечить саморазвитие личности одаренного ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Михалёва Л.П.
МБОУ «НОШ №31»
Белгородская обл., г. Старый Оскол
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе Проблема детской одаренности в современном обществе достаточно актуальна и привлекает внимание многих психологов и педагогов как в нашей стране, так и за рубежом.
Одарённые дети - это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход понимает, что все дети талантливы, каждый человек по-своему одарен. Этот подход является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Важно найти «ключик» к способностям ребенка и методам их развития.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям. Они наше будущее, интеллектуальная и творческая элита, от которой будет зависеть дальнейшее развитие страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.
Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Только переход к развивающей системе образования с использованием различных инновационных технологий, в том числе и проблемно-диалогического обучения, способен обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребёнка. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Такое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология способствует высокому качеству усвоения знаний, эффективному развитию интеллекта и творческих способностей, воспитанию личности с активной жизненной позицией. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивую «познавательную потребность». Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным, - одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека. Одно из ведущих качеств, свойственных одаренному ребенку,- сверхчувствительность к проблемам. Еще Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно: «...только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем».
Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Одной из приоритетных социальных задач современного общества является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей. Поэтому неслучай...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Основные направления работы с одаренными учащимися первой ступени МОУ гимназии №9 г. Комсомольска-на-Амуре....
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Статья о методах работы с одарёнными детьми в урочной и внеклассной работе....
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Выявление и работа и с одаренными детьми в условиях современных образовательных преобразований в России. Виды развивающих мероприятий одаренных детей....
Направления работы с одаренными детьми в начальной школе
Методически правильно организованная и систематически осуществляемая, учебно-воспитательная деятельность по развитию одарённости будет вызывать...