Дневник по самообразованию учителя начальных классов Крючек Ольги Николаевны
методическая разработка на тему
Цель: от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности. Воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.
Задачи:
1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к процессу чтения, потребности читать.
2. Введение обучающихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной
культурой; развитие творческих способностей детей.
4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление
с теоретико-литературными понятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnevnik_po_samoobrazovaniyu.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Дневник
по самообразованию
учителя начальных классов
Крючек Ольги Николаевны
г.Пыть-Ях
2013-2018 г.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Тема самообразования: «Технология продуктивного чтения в начальной школе».
Актуальность выбранной темы связана с тем, что сегодня у обучающихся наблюдается снижение уровня читательской культуры. В России развиваются процессы "кризиса чтения". Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.
Современное литературное чтение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.
Цель: от грамотного чтения к полноценному общению и активной мыслительной деятельности. Воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.
Задачи:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; развитие интереса к процессу чтения, потребности читать.
- Введение обучающихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной
культурой; развитие творческих способностей детей.
- Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление
с теоретико-литературными понятиями.
Предполагаемый результат:
- Формирование у детей техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению.
- Приобщение детей к литературе как искусству слова через анализ текстов.
- Введение ребёнка в мир нравственных ценностей.
- Обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков.
- Приобщение к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество.
- Внедрение новой педагогической технологии в свою деятельность и распространение опыта среди других педагогов.
- Разработка нового механизма управления качеством образования.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях городского предметного сообщества учителей начальных классов (обмен опытом); выступление на педагогическом совете школы.
Этапы работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностика | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2013 – 2018 год | Курсы повышения квалификации учителей. Изучение ФГОС начального общего образования. Изучение педагогической литературы: «Технология продуктивного чтения в условиях внедрения ФГОС». «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». |
Прогноз | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2013 – 2018 год | Участие в тренингах личностного роста и семинарах для учителей начальных классов. Выступление на школьном МО «Технология продуктивного чтения в начальной школе» Работа в группе учителей – экспериментаторов по теме «Технология продуктивного чтения». Обсуждение проблемы формирования навыков продуктивного чтения у младших школьников. |
Практика | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Открытые уроки по литературному чтению с внедрением технологии продуктивного чтения. | 2013 – 2018год | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Участие в вебинаре « Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса литературного чтения». Выступление на заседании городского предметного сообщества учителей начальных классов по теме: «Технология продуктивного чтения в начальной школе» (из опыта работы). «Требования к современному уроку». Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков для родителей). |
Обобщение | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2013-2018 год | Ведение персонального сайта. Открытые уроки на школьном уровне Консультативная помощь родителям и учащимся. Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Оформление результатов работы. |
Внедрение | Распространение опыта работы | 2013-2018 год | Выступление на заседании городского предметного сообщества учителей начальных классов по теме: «Технология продуктивного чтения в начальной школе» Публикация в сборнике методических рекомендаций «Технология продуктивного чтения в начальной школе» ( по итогам работы) |
Изучение педагогического наследия | 2013-2018 год | 1. А.Т Алексеевская. Статья: «Формирование читательских интересов младших школьников» – М., 2008. с. 18 2. М.А. Зобнина. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? Начальная школа. – 2007. – № 8. – С. 35-43. 3.В.А.Лазарева. Литературное чтение в современной школе. Сборник статей. Педагогический университет «Первое сентября», 2005 С. 40 4. Н.Н. Светловская Обучение чтению и законы формирования читателя. Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11-18. |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2013-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения;
- углубление знаний по технологии продуктивного чтения в начальной школе;
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- повышение общекультурного уровня педагога.
Задачи:
• Ознакомиться с литературными источниками;
• Изучить основные положения педагогических идей В.А. Пирогова;
• Составить выписки, тезисы из статей, литературных источников;
• Выявить возможности реализации педагогических идей В.А. Пирогова в современной школе.
Методы исследования для достижения поставленной цели и задач
• Теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• Обобщение.
Практическая реализация темы по самообразованию
Форма | Тема | Уровень | Дата |
Открытый урок по литературному чтению. | К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | Школьный | 22.04. 2016 г. |
Выступление на заседании городского предметного сообщества учителей начальных классов. | «Технология продуктивного чтения в начальной школе» | Городской | 01.02. 2016 г. |
Публикация в сборнике методических рекомендаций. | «Технология продуктивного чтения в начальной школе» | 2018 г. | |
Повышение профессиональной компетентности учителя
________________________________________________________________________
Учебный год | Форма | Название курсов Тема семинара | Краткая аннотация, заметки |
2014 г. | Курсы | Современные образовательные технологии как средства достижения метапредметных, предметных и личностных результатов обучающихся в условиях внедрения ФГОС | Использование образовательных технологий в современной школе. |
Технология продуктивного чтения.
Школьная практика подтверждает, что в досуге сегодняшнего ученика чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Во многом это связано с неумением ученика понимать прочитанное. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.
Учителям начальных классов хорошо известно, как предлагает работать с новым текстом на уроке традиционная методика. Сначала учитель готовит ребёнка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений, затем объясняет значение непонятных (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей немотивированна и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет. Отсюда – скука на уроке, нелюбовь к чтению.
Решением этой проблемы является технология формирования типа правильной читательской деятельности, разработанная профессором Н.Н. Светловской и заявленная в Образовательной программе «Школа 2100».
На материале текстов учебника строится развитие умений слушать и читать текст, формирование правильной читательской деятельности.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Технология продуктивного чтения включает 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения .
Предугадывание предстоящего чтения.
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
Как учить детей вести диалог с автором?
К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. Можно учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и
скрытые:
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке...
(В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал?
(Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю.)
Как правило, на подобные вопросы автор дает прямые ответы. В любом случае эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов, предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения;
2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Это возможно сделать уже в конце 1-го класса. Предполагается при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Что такое комментированное чтение?
Итак, на этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
- Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
- Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей точкой зрения.
- Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме.
- Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
- Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
- Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
а) повтор слова, словосочетания вслед за ребенком, за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почемуименно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т.п.
Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям определить значение незнакомого слова в контексте, а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю.
Какими могут быть ответы учащихся на уроках чтения и литературы?
На разных этапах освоения текста ответы могут быть разными: краткими и развернутыми. В ходе комментированного чтения они должны быть краткими, односложными. А вот в ходе беседы полнота ответов детей определяется характером вопросов.
Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на фактуальные вопросы учителя (Куда …? С кем …? Когда …? Кто …? Что
такое …? О чем …? и т.п. В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п.
Сравните, например, вопросы: О чем беседовали ребята? и Расскажите, о чем беседовали ребята.
Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
Применение технологии продуктивного чтения на всех уроках (литературного чтения, русского языка, окружающего мира, математике и др.) в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС. Опыт работы показывает, что технология формирования типа правильной читательской деятельности учит детей осмысленному чтению литературного произведения, развивает технику чтения школьников, помогает привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению. Также воспитывает умение учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, что способствует индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития.
Систематическое и методически правильное применение современных образовательных технологий в начальной школе помогает добиваться высоких результатов обучения.
Из опыта работы.
Кроме известных приёмов работы над текстом, таких как беседа, составление плана, словесное рисование, я стала использовать новые приёмы - комментированное чтение и диалог с автором через текст.
Целенаправленное осмысление и освоение текста мы проводим с детьми на трёх этапах: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа мы совершаем определённые «шаги».
I. Работа с текстом до чтения
Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
Я предлагаю детям прочитать в учебнике фамилию автора, заглавие произведения, ключевые слова, рассмотреть иллюстрацию, которая предшествует тексту и затем предположить о ком и о чём будет этот текст? Дети с большим интересом предполагают героев произведения, события, их место и время. Если название содержит мало информации и нет иллюстрации к тексту, то я выписываю на доску (или в рабочей тетради) ключевые слова – подсказки, и дети высказывают свои предположения о содержании текста. Первый этап заканчивается постановкой цели, которую формулируют сами дети - прочитать текст, провести диалог с автором, чтобы проверить свои первоначальные предположения.
Работа с текстом во время чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
На этом этапе мы используем несколько вариантов работы.
Первый раз дети могут самостоятельно прочитать текст (главу, законченный фрагмент) про себя, подчёркивая непонятные слова. Текст может быть прочитан и учителем вместе с хорошо читающими детьми.
Затем текст перечитывается («медленное» чтение) вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями (беседа с автором через текст). По ходу чтения я задаю уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращая детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить. Словарную работу(объяснение и уточнение значений слов) мы проводим по ходу чтения. Далее я задаю уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца. Затем мы проводим беседу по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
Таким образом, детям по ходу чтения приходится совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
Им просто некогда скучать и отвлекаться.
Способность, читая, вести диалог с автором я формирую в процессе совместного чтения текста с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.
Сначала я учу ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и
скрытые, например:
- Нравилось ли мальчику бегать?
- Есть ли в тексте моменты, которые являются для вас важными!
Эти вопросы требуют остановки по ходу чтения, обдумывания, ответов - предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
Затем я учу ребят включать творческое воображение: по слову, детали они пробуют прогнозировать, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).
На следующем этапе мы учимся с учащимися задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …? На вопросы, возникающие по ходу чтения, дети так же предполагают ответы и проверяют себя по ходу дальнейшего чтения.
Чтобы помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения, уже в конце 1-го класса я знакомлю детей с сигналами, которые ставятся в конце предложений: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста).
Детям очень нравится задавать вопросы автору, но не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору.
Вопросы к автору должны носить подтекстовый характер быть направлены на анализ текста:
– на выяснение причинно-следственных и других связей ;
– на обоснование, аргументацию, доказательство
– оценочные (Каким мы видим мальчика в начале рассказа?
- Что можно сказать о его маме? Как меняется герой произведения?);
Расставляя с ребятами сигналы в тексте, мы увидели, что не на любой вопрос уместно прогнозировать возможный ответ– иногда для этого не хватает текстовой информации.
На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста.
1.Озвучивают текст дети, а комментирую его я. Однако, если в ходе моего комментария дети высказывают интересные суждения, то я не оставляю их без внимания.
2. Комментарий должен быть кратким и динамичным.
3. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
4. Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего я рекомендую использовать следующие способы:
а) повтор слова, словосочетания вслед за ребенком, за которым следует сам комментарий или вопрос;
б) включение воображения детей («Представьте себе…»);
в) сам вопрос, который максимально «свернут» («Догадались почему?», «Почему именно…»).
Я стараюсь избегать при прерывании чтения таких слов: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!».
Для того чтобы ученики давали на вопросы развёрнутые, полные
ответы, я начинаю вопросы с глагола в повелительном наклонении, которые дают установку на характер и объём ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте.
III. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - "чтение между строк").
На последнем этапе работы с текстом мы отвечаем на проблемный вопрос к тексту в целом. Только после этого я рассказываю ребятам о писателе, о его личности, чтобы информация легла на подготовленную почву. Затем мы повторно обращаемся к заглавию произведения и иллюстрации. Дети с большим интересом предлагают свои варианты заглавия текста и иллюстрации. Завершается работа выполнением творческих заданий типа: «Проиллюстрируйте…», «Сочините…», «Придумайте…»,
«Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
Систематическое использование в работе технологии продуктивного чтения привело к ряду положительных результатов.
Во-первых, у детей сформировался устойчивый интерес к чтению. Они часто посещают библиотеку. В процессе чтения у них совершенствуется техника чтения. Результаты проверки техники чтения на сегодняшний день выглядят так: ниже нормы – 3 ученика, норма - ученика , выше нормы – учеников .
Во-вторых, по итогам аттестации за первую четверть качество обучения в данном классе составило 100%, качество знаний – 76%.
В-третьих, учащиеся принимают активное участие во внеурочной деятельности (конкурсы, праздники, проекты), развивая тем самым свои творческие способности.
III Заключение
Данная технология направлена на формирование умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; умения извлекать информацию из текста.
Я стараюсь организовывать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Действия учеников на уроке становятся более активными, творческими и самостоятельными. Дети глубже чувствуют и понимают прочитанное, сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы, школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта учителя начальных классов Пугиевой Ольги Николаевны
Подготовка дошкольников к школьному обучению в рамках реализации ФГОС в условиях села...
План самообразования учителя начальных классов Азаматовой Марии Николаевны
План самообразования учителя начальных классов учителя начальных классов Азаматовой Марии Николаевны...
План самообразования учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны на 2015-2018 гг.
"Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию" И. ПесталоцциВ...
Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2015 -2016 учебный год
В данной статье Зоя Николаевна рассказывает о своих достижениях и достижениях своих воспитанников за 2015-2016 учебный год...
Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2016-2017 учебный год
В данной статье Зоя Николаевна транслирует результаты своей работы и работы своих учеников за 2016-2017 учебный год ...
Дорожная карта по самообразованию учителя начальных классов Захаровой Зои Николаевны за 2017-2018 учебный год
В данной статье классный руководитель 4- го класса Захарова Зоя Николаевна подводит итоги работы со своими выпускниками за предшествующий период (2017-2018 учебный год)...
Эссе учителя начальных классов Масловой Ольги Николаевны
Учитель…. В этом слове чувствуется гордость уважение и понимание. Учитель – лучше званья нет на свете. А работать учителем начальных...