Классный час "Что такое толерантность?"
методическая разработка на тему

Холодкова Галина Алексеевна

Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремление быть терпимым в обществе людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas.doc501.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ленинская школа»

     Классный час

 «Что такое толерантность

1-3 класс

Классный руководитель: Холодкова Г.А.

д.Городище

2016

Тема: “Что такое толерантность?”.

Цели:  Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развивать умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремление быть терпимым в обществе людей.

Задачи:

  • Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.
  • Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.
  • Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.
  • Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
  • Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

Карточки с загадками, пословицами и поговорками; атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”, листы, фломастеры.

Предварительная подготовка:

  • Инсценировка сказки;
  • Рассказ ученика, деление класса на  команды.

Ход беседы

Сегодня мы ребята собрались для того, чтобы узнать, что такое толерантность.

Итак, кто из вас когда-нибудь слышал это слово, от кого?

Толерантность это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. А 16 ноября День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название?

Ученик: “На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

Ведущий: Хорошо или плохо быть толерантным?  Поразмышляем на эту тему.

1. Посмотрите и послушайте “Сказочку о счастье” внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы.

На свете жил один король,
Богатый и могучий. 
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи. 
Гулял он, спал, обедал, 
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело. 
Вскричал король: “Нельзя так жить!” - 
И с трона спрыгнул смело. 
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел
И покатил за счастьем. 
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится. 
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь. 
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету. 
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!

Сказал король и укатил. 
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону. 
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение, 
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти 
Скорей мою карету. 
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!

Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу. 
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую. 
Мой дом
вон, видишь за горой, 
С утра ушла далеко я. 
Ношу из леса я дрова

Тяжелая работа. 
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну старуха пропусти 
Скорей мою карету. 
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!

Сказал король и укатил, 
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем. 
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного
и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой – 
Сомнений в этом нету. 
Да старец с белой бородой 
Остановил карету. 
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету. 
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это. 
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва 
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова. 
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна. 
И осветила путь она. 
Нелегкий путь, обратный путь. 
Путь к счастью, не куда-нибудь. 
Король поныне во дворце 
Всем людям помогает. 
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

- Чему нас учит эта сказка?

помогать”, “понимать”.

2.  «Самурай, дракон, принцесса». А сейчас вы станете артистами японского театра “Кабуки”. По аналогии с игрой “Камень, ножницы, бумага” - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурая, а самурай зарубает дракона”.

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

 уметь договариваться”.

3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

- Как относиться к разным народам?

Каждая команда получает по две карточки с загадками:

Казахская - “50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного сразу вспыхнет огонь”. (спички)

Татарская - “Старик мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет” (Мороз).

Русская - “Через речку лег, мне бежать помог”. (Мост)

Удмуртская - “Придет черная корова и всех повалит” (Ночь)

- Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

2) А сейчас я посмотрю, как вы сумеете, объяснить пословицы удмуртского народа:

  • Вместе и естся вкуснее, и работа идет быстрее.
  • Человек, меняющий лошадей, без лошади останется.
  • У кузнеца руки золотые, у поэта слова.
  • Доброму человеку все хороши, плохому все плохи.

Мудр удмуртский народ? Как же относится к разным народам?

3) Объяснить пословицы разных народов:

Рус. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Яп. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англ. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абх. В чей обоз сел, песни и пой.

Итал. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Рус. В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

- что общего?

- выводы?

 “уважать народы”.

4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает Чей это апельсин? Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

5.  Игра “Изгой”.

Каждому участнику на ушко учитель говорит кто он будет ( например, корова, собака, лягушка и др.) Один ребенок будет вороной. Нужно, издавая характерные для каждого животного звуки найти своих. По окончании игры выяснить, что чувствует «ворона»?  Хотели бы вы быть на месте вороны?

6.  Выберите слова, которые имеют отношение к понятию «толерантность».

Предлагается список, можете дополнить свои слова.

7. Ответим на вопросы:

  • Люди какой национальности мудрее русские, удмурты, англичане или французы?
  • Кого надо уважать, слушаться у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?
  • Хорошо или плохо, что все мы разные?
  • Как жить в мир, где столько разных людей?

Что такое толерантность? Нарисуйте, что вы представляете, когда слышите слово “толерантность”. Обсуждение рисунков, высказывания детей.


8. Создание «Ромашки толерантности». (Коллективная работа).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...