Речевое развитие
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Актуальность данной темы подтверждается «Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого ученика активной жизненной позиции, развитие речи в условиях индивидуализации обучения и воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку.Актуальность данной темы подтверждается «Законом об образовании» и «Концепцией развития школы», где насущной задачей, стоящей перед школой, является формирование у каждого ученика активной жизненной позиции, развитие речи в условиях индивидуализации обучения и воспитание патриотизма через любовь и интерес к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razvitie.docx | 37.72 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская СШ №1 имени М.И.Глинки
Рассмотрено Утверждено
на заседании педагогического совета Директор____________Г.А.Глебова
Протокол №_____от__________2017г. Протокол №_______от_________2017г.
Речевое развитие
Рабочая программа по внеурочной деятельности
для 2 класса Б, начальное общее образование
Прошкиной Розы Захаровны
учителя высшей квалификационной категории
2017г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе требований:
1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 6 октября 2009г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Ельнинская СШ № 1 им. М.И.Глинки (новая редакция)
4. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ Ельнинская СШ № 1 им. М.И.Глинки
5. Авторская программа «Школа развития речи» разработанной Н.Л.Люкаевой,2015г.
Срок реализации рабочей программы 1 год
Цель курса:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников;
совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.
Задачи:
- Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
- Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
- Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Количество часов по программе 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации и виды деятельности |
Раздел I Развитие речевых компетенций (устная форма) | 36 часов | Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.
| Учебное занятие, чтение художественной литературы, беседы, просмотры видеороликов, игровая деятельность |
Раздел II Развитие речевых компетенций (письменная форма) | 32 часа | Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
| Учебное занятие, написание мини- сочинений, игровая деятельность |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Фольклорные жанры | 16 | |
2. | Словарное богатство русского языка | 5 | |
3. | Речь устная и письменная | 26 | |
4. | Текст | 9 | |
5. | Что такое изложение | 12 | |
Итого: | 68 |
Календарно-тематическое планирование
Для 2 класса Б ( 68 часов в год, 2 часа в неделю)
№ занятия | Тема занятия | Дата | Корректировка КТП | Дополнительная информация | |||||||
Фольклорные жанры (9 часов) | |||||||||||
1-3 | Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки. | ||||||||||
4-5 | Играем в загадки. Сочинение загадок. | Экскурсия в музей | |||||||||
6-7 | Сочинение скороговорки.
| ||||||||||
8-9 | Сочиняем считалку. Два секрета считалки. | ||||||||||
Словарное богатство русского языка (5 часов) | |||||||||||
10 | Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка | ||||||||||
11-12 | Происхождение слов. Как нужно говорить. | ||||||||||
13-14 | Крылатые слова и выражения. | ||||||||||
Фольклорные жанры (7 часов) | |||||||||||
15-16 | Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок. | ||||||||||
17-18 | Сочинение стихов по заданной рифме. | ||||||||||
19-20 | Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок. | ||||||||||
21 | Сочинение сказки по серии картинок. | экскурсия | |||||||||
Речь устная и письменная (6 часов) | |||||||||||
22 | Что такое речь? Речь устная и письменная | ||||||||||
23-24 | Составление предложений из отдельных слов. | экскурсия | |||||||||
25-27 | Выделение признаков предложения в устной речи и на письме. | ||||||||||
Текст (3 часа) | |||||||||||
28-29 | Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова. | Учебное занятие | |||||||||
30 | Текст. Тема текст. | ||||||||||
Речь устная и письменная (8часов) | |||||||||||
31-32 | Сочинение по плану «Моя бабушка» | ||||||||||
33-34 | Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам | ||||||||||
35-36 | Сочинение «Мой друг. Моя подруга.» | ||||||||||
37-38 | Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам. | видеоролик | |||||||||
Текст (6 часов) | |||||||||||
39-40 | Деление сплошного текста на предложения. | ||||||||||
41-42 | Восстановление деформированного текста. | ||||||||||
43-44 | Редактирование текста. | ||||||||||
Речь устная и письменная (12 часов) | |||||||||||
45-46 | Сочинение «Мое любимое домашнее животное». | ||||||||||
47-49 | Слова – близнецы (омонимы ) | Конкурс рисунков | |||||||||
50-51 | Слова – друзья – (синонимы). | Рисунки, аппликации | |||||||||
52-54 | Антонимы | видеоролик | |||||||||
55-56 | Работа со словом и словарями. | Экскурсия в природу | |||||||||
Что такое изложение? (12 часов) | |||||||||||
57 | Ознакомление с понятием «изложение» | ||||||||||
58-60 | Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам | ||||||||||
61-63 | Обучающее изложение | Просмотр мультфильмов | |||||||||
64-66 | Творческое изложение | ||||||||||
67-68 | Итоговые занятия |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- -гордиться своей Родиной, краем, городом, любить свой народ, культуру, язык;
- сотрудничать со взрослыми, сверстниками в учебном диалоге;
-понимать, сопереживать чувствам других людей; быть доброжелательными, отзывчивыми;
- уважать чужое мнение; обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- уметь слушать и слышать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Метапредметные:
- находить способы решения проблем поискового и творческого характера; уметь организовать собственную деятельность;
- планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные:
-овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
-строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
-составлять тексты в устной и письменной формах;
- понять тему сочинения, раскрыть её;
- передать в своём сочинении определённую идею;
- собирать и отбирать материал для сочинения;
- составлять план своего рассказа;
- правильно, логически последовательно выражать свои мысли.
-обогащать жизненный опыт;
- активизировать словарный запас.
Контрольная часть
Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ олимпиадных заданий , конкурсов («Русский медвежонок», «Лисёнок», «Кленовичок»), заполнение таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности.
Целей этих работ несколько:
- стимулировать личностное развитие каждого ребенка;
- создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;
- формировать ключевые компетентности младших школьников.
Для этого предлагаются интересные компетентностно - ориентированные задания. Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения учебного материала.
Контрольно – измерительные материалы:
Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.
Методика проводится в конце учебного года в форме индивидуального занятия – собеседования. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут.
Олимпиадные задания.
Олимпиады проводятся в конце учебного года. Продолжительность45 минут.
Диагностические методики:
Таблицы «Речевые компетенции».
Учитель заполняет таблицу, в которой фиксируется сформированные компетенции за определенный период изучения тем спецкурса. Такие таблицы заполняются на группу обучающихся по результатам 1 и 2 полугодия каждого класса начальной школы. Таким образом, можно проследить уровень развития, как каждого учащегося, так и коллектива в целом.
Работа с картами речевой активности
Важно учитывать речевую активность детей, чтобы направлять ее развитие. Одни дети разговорчивы, общительны. Другие предпочитают слушать и молчать. Речевая активность этих детей различна и на занятиях. Одни ребята постоянно тянут руки, выражая свое желание отвечать, даже когда не знают или не очень хорошо знают изученный материал. Другие поднимают руки изредка, когда учитель ставит действительно интересный вопрос. Иногда можно использовать для фиксирования речевой активности детей, следующие карты, которые заполняются педагогом по результатам изучения определенной темы (либо занятия). Приведенная ниже заполненная карта, позволяющая конкретно и в целом представить речевую активность класса,— одна из возможных форм фиксации наблюдений.
Римскими цифрами обозначены ряды парт, арабскими - ученики;
х - краткий ответ, * - развернутый ответ.
Карта речевой активности учащихся
I | II | III | |||
1 ٭٭٭ | 2 ХХХ | 1 Х | 2 ٭٭ | 1 Х | 2 ХХ |
3 Х | 4 ٭ | 3 ХХ | 4 | 3 | 4 ٭٭٭ |
5 ٭٭٭ | 6 ХХ | 5 ٭٭٭٭ | 6 ٭٭ | 5 Х | 6 ХХ |
7 Х | 8 ХХХ | 7 ٭٭٭ | 8 ٭٭ | 7 ٭٭ | 8 - |
9 ٭٭ | 10 ٭٭٭ | 9 Х | 10 ХХ | 9 - | 10 ХХХ |
Методы оценки уровня развития речи младших школьников (Методика «Выяснение пассивного словарного запаса», Методика «Определение активного словарного запаса»).
Ожидаемые результаты
а) конкретные ожидаемые результаты:
- повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
- психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
- оформление методических рекомендаций по теме программы.
б) результаты детской продуктивной деятельности:
- словотворчество учащихся;
- издание сборников литературного творчества учащихся (уровень школы, уровень города).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе. (Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие »).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Путешествие в осенний лес» в средней группе.(Образоват...
Взаимосвязь речевого развития и развития графо-моторных навыков.
Статья поможет педагогам понять сущность взаимосвязи речевого развития и развития графомоторных навыков....
Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР
Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...
Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развитияРекомендации родителями Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у дет...
Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников"
Развитие коммуникативных компетенций через современные подходы к речевому развитию младших школьников...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
"Речевая готовность ребенка к овладению грамотой. Особенности речевого развития в период с 7 до 17 лет"
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут противопоставляться друг другу.К седьмому году жизни ребенок полностью овладевают разговорно-бытовым стилем....