ктп окружающий мир пнш
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 4 класс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | К-во час | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Универсальные учебные действия | Дата проведения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 История Отечества (7 часов) | ||||||||||||
1 | Древние славяне Наш путь в школу и новые маршруты. С 7-17 | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу | текущий | Личностные: -базовые историко-культурные представления Регулятивные: -управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала Коммуникативные: -участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |||||
2 | Древняя Русь С 18-24 | 1 | Комбинир | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче | теку-щий | |||||||
3 | Крещение Руси С 25-29 | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым | теку-щий | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу Личностные: -гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий) Регулятивные: -проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные: -активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные: -умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | |||||
4 | Борьба Руси с западными завоевателями С 30-33 | 1 | Комбинир | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище | теку-щий | |||||||
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья. С 34-38 | 1 | Комбинир | Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | теку-щий | ||||||
6 | Вера в бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба. С 39-47 | 1 | Комбинир | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой | теку-щий | ||||||
7 | Обобщение по теме «Древние славяне». | 1 | Обобщ знаний | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | рубежный | ||||||
2 Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | ||||||||||||
8 | Солнечная система. С 49-53 | 1 | Комбинир | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года | теку-щий | Личностные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу . | |||||
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца С 54-58 | 1 | Комбинир | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле | теку-щий | ||||||
10 | Природные зоны нашей страны. Проверочная работа «Земля – планета Солнечной системы С 59-63 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны | тематический | ||||||
11 | Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». | 1 | Обобщ знаний | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем | рубежный | ||||||
3 Путешествие по природным зонам (13 часов) | ||||||||||||
12 | «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. С 65-69 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края | теку-щий | Личностные: -гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: -способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | |||||
13 | Животные ледяной зоны. Арктика и человек» С 70-73 | 1 | Комбинир | теку-щий | ||||||||
14 | Тундра. С 74-79 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, располож в зоне тундры | теку-щий |
| |||||
15 | Тундра и человек С 80-83 | 1 | Комбинир | теку-щий | ||||||||
16 | Зона лесов. Растения зоны лесов. С 84-89 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | теку-щий | ||||||
17 | Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей. С 90-94 | 1 | Комбинир | теку-щий | ||||||||
18 | Зона степей. С 95-100 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей | теку-щий | Личносттные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу. | |||||
19 | Степь и человек С 101-103 | 1 | Комбинир | теку-щий | ||||||||
20 | Зона пустынь. С 104-109 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | теку-щий | ||||||
21 | Жизнь человека в пустыне. С 110-111 | 1 | Комбинир | теку-щий | ||||||||
22 | Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. С 112-113 | 1 | Комбинир | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье | теку-щий | ||||||
23 | Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье». Проверочная работа по теме: «Природные зоны России С 114-121 | 1 | Комбинир | тематический | Личностные: -гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края) Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Коммуникативные: -способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию Познавательные: -осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы | |||||||
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». | 1 | Обобщ знаний | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь | рубежный | ||||||
4 Родной край – часть великой России (11 часов) | ||||||||||||
25 | Твой родной край С 123-1125 | 1 | Комбинир | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края | теку-щий | Личносттные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу. | |||||
26 | Московское время. С 126-127 | 1 | Комбинир | Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» | теку-щий | ||||||
27 | Карта твоего края. С 128 | 1 | Комбинир | Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности. | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России | теку-щий | ||||||
28 | Поверхность и водоемы твоего края. С 129-131 | 1 | Комбинир | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город, область, название, основные достопримечательности | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки | теку-щий | ||||||
29 | А что можешь сделать ты? Проверочная работа «Природа твоего края». С 132 | 1 | Комбинир | Влияние человека на природу. Охрана природных богатств | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края | тематический | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | |||||
30 | Полезные ископаемые твоего края С 133-135 | 1 | Комбинир | Родной город, область: название, основные достопримечательности | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае | теку-щий | ||||||
31 | Растения твоего края С 136-137 | 1 | Комбинир | Разнообразие растений. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе | теку-щий | ||||||
32 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. С 138-139 | 1 | Комбинир | Разнообразие животного мира. Родной город, область: название, основные достопримечательности | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края | теку-щий | ||||||
33 | Народные промыслы твоего края. С 140-143 | 1 | Комбинир | Родной город, область: название, основные достопримечательности | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края | теку-щий | ||||||
34 | Заповедные места твоего края. С 144-147 | 1 | Экскурсия | Охрана природных богатств. Родной город, область: название, основные достопримечательности | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края | теку-щий | Личносттные: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Регулятивные: -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Коммуникативные: -аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: -выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу. | |||||
35 | Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». | 1 | Обобщ знаний | Россия на карте. Родной город, область: название, основные достопримечательности | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе | рубежный | ||||||
5 Человеческий организм (11 часов) | ||||||||||||
36 | Как устроен организм человека. С 9-11 | 1 | Комбинир | Общее представление о строении и основных функциях организма человека Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека | теку-щий | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | |||||
37 | Путешествие в мир клеток. С 12-13 | 1 | Комбинир | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом | теку-щий | |||||||
38 | Самый большой орган чувств. С 14-16 | 1 | Комбинир | Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | теку-щий | |||||||
39 | Как человек двигается. С 17-20 | 1 | Комбинир | Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека | теку-щий | |||||||
40 | Пищеварительная система. С 21-24 | 1 | Комбинир | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) | теку-щий | |||||||
41 | Система кровообращения С 25-28 | 1 | Комбинир | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца | теку-щий | ||||||
42 | Познакомимся с дыхательной системой С 29-31 | 1 | Комбинир | Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | теку-щий | |||||||
43 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. С 32-35 | 1 | Комбинир | Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек | теку-щий | Личностные: -оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей Регулятивные: -самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения Коммуникативные: -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: -построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | ||||||
44 | Как почки удаляют из организма вредные вещества. С 36-37 | 1 | Комбинир | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | теку-щий | ||||||
45 | Нервная система человека. С 38-40 | 1 | Комбинир | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) | теку-щий | |||||||
46 | Обобщение по теме «Человеческий организм». Проверочная работа «Организм человека» С 41-42 | 1 | Обобщение знаний | Уметь: называть системы опорно - двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | рубежный | |||||||
6 Изучаем органы чувств (8 часов) | ||||||||||||
47 | «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. С 43-48 | 1 | Комбинир | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения | теку-щий | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | |||||
48 | Высуни язык и скажи: «А». С 40-51. | 1 | Комбинир | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | теку-щий | |||||||
49 | «Взгляд» на глаз. С 52-56 | 1 | Комбинир | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | теку-щий | ||||||
50 | Ухо не только орган слуха. С 57-59 | 1 | Комбинир | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | теку-щий | |||||||
51 | Ухо – орган равновесия. С 60-61 | 1 | Комбинир | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | теку-щий | |||||||
52 | Распознавание предметов путем соприкосновния с ними. С 62-63 | 1 | Комбинир | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | теку-щий | Личностные: -использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов Регулятивные: -планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: -следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других Познавательные: -осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта. | ||||||
53 | Советы врача. С 64-66 | 1 | Комбинир | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача | тематический | ||||||
54 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Проверочная работа по теме «Органы чувств» С 67-68 | 1 | Обобщ знаний | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | рубежный | |||||||
7 Путешествие по странам мира (6 часов) | ||||||||||||
55 | Границы России С 69-79 | 1 | Комбинир | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | теку-щий | Личностные: -гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей) Регулятивные: -проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные: -активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные: -умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | |||||
56 | Границы России С 69-79 | 1 | Комбинир | теку-щий | ||||||||
57 | Соединенные штаты Америки (США). С 80-84 | 1 | Комбинир | Элементарные приемы чтения карты | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США | теку-щий | ||||||
58 | Великобритания. С 85-86 | 1 | Комбинир | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании | теку-щий | |||||||
59 | Франция. С 87-89 | 1 | Комбинир | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции | теку-щий | Личностные: -гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей) Регулятивные: -проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве Коммуникативные: -активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом Познавательные: -умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике | ||||||
60 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». | 1 | Обобщение знаний | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее расположение на реке государств (Франция, Великобритания) | рубежный | ||||||
8. Москва как летопись истории России (5 часов) | ||||||||||||
61 | День народного единства. С 93-95 | 1 | Комбинир | Россия - наша Родина. Государственные праздники | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского | теку-щий | Личностные: -личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия Регулятивные: -ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения) Коммуникативные: -активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки Познавательные: -изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий | |||||
62 | Москва: память о войне 1812 года. С 97-99 | 1 | Комбинир | Москва – столица России | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года | теку-щий | ||||||
63 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С 100-103 | 1 | Комбинир | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны | теку-щий | |||||||
64 | Памятники Москвы покорителям космоса. С 104-107 | 1 | Комбинир | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса | теку-щий | |||||||
65 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». | 1 | Обобщение знаний | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны | рубежный | |||||||
9 Мы – граждане России (3 часа) | ||||||||||||
66 | Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. С 109-111 | 1 | Комбинир | Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации | теку-щий | Личностные: -гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности) Регулятивные: -планирование и организация учебных действий в соответствии с целью Коммуникативные: -способность передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде Познавательные: -самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи | |||||
67 | Основной закон страны - Конституция России. Президент России. С 112-114 | 1 | Комбинир | Человек - член общества | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны | теку-щий | ||||||
Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Человек - член общества. Россия - наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | текущий | |||||||||||
68- | Обобщение по теме «Мы - граждане России». Проверочная работа по теме: «Путешествие по странам мира» С 115-116 | 1 | Обобщ знаний | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка) | рубежный | |||||||
текущий |
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимовой УМК «Перспективная начальная школа». Курс рассчитан на 68 часов ( 2ч. В неделю)
Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 4класс
Человек и природа (40ч)
Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (24ч)
Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (4ч)
Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).
Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны знать/понимать:
- Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
- климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
- строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
- основы личной гигиены;
- влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
- способы сохранения и укрепления здоровья;
- дата важнейших событий в истории в соответствии с программой;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств, велосипедистов).
В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- устно описывать объекты природы;
- вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
- в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
- пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
- лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
- соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств, и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей) - описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
- постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...