ктп окружающий мир пнш
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_okr.mir_4_klass_pnsh.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир  4 класс

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

К-во

час

Тип

урока

Элементы

содержания урока

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Универсальные учебные действия

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1 История Отечества (7 часов)

1

Древние славяне

Наш путь в школу и новые маршруты.

С 7-17

1

Комбинир

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу

текущий

Личностные:

-базовые историко-культурные представления

Регулятивные:

-управление познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих  действий и оценки успешности усвоения материала

Коммуникативные:

-участие в диалоге, слушание и понимание других, высказывание своей точки зрения на события, поступки

Познавательные:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

2

Древняя Русь

С 18-24

1

Комбинир

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче

теку-щий

3

Крещение Руси

С 25-29

1

Комбинир

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.

Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым

теку-щий

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные:

-аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные:

-выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу

Личностные:

-гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,  национальностей, религий)

Регулятивные:

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Коммуникативные:

-активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом

Познавательные:

-умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

4

Борьба Руси с западными завоевателями

С 30-33

1

Комбинир

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище

теку-щий

5

Возникновение Москвы. Первые московские князья.

С 34-38

1

Комбинир

Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.

Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

теку-щий

6

Вера в бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба.

С 39-47

1

Комбинир

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

теку-щий

7

Обобщение по теме «Древние славяне».

1

Обобщ

знаний

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

рубежный

2 Земля – планета Солнечной системы (4 часа)

8

Солнечная система.

С 49-53

1

Комбинир

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.

Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года

теку-щий

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные:

-аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные:

-выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу

.

9

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

С 54-58

1

Комбинир

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.

Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

теку-щий

10

Природные зоны нашей страны. Проверочная работа «Земля – планета Солнечной системы

С 59-63

1

Комбинир

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

тематический

11

Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы».

1

Обобщ

знаний

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем

рубежный

3 Путешествие по природным зонам (13 часов)

12

 «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны.

Растения ледяной зоны.

С 65-69

1

Комбинир

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.

Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края

теку-щий

Личностные:

-гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края)

Регулятивные:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

-способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы

13

Животные ледяной зоны. Арктика и человек»

С 70-73

1

Комбинир

теку-щий

14

Тундра.

С 74-79

1

Комбинир

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, располож в зоне тундры

теку-щий

 

15

Тундра и человек

С 80-83

1

Комбинир

теку-щий

16

Зона лесов. Растения зоны лесов.

С 84-89

1

Комбинир

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.

Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России

теку-щий

17

Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.

С 90-94

1

Комбинир

теку-щий

18

Зона степей.

С 95-100

1

Комбинир

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей

теку-щий

Личносттные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные:

-аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные:

-выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу.

19

Степь и человек

С 101-103

1

Комбинир

теку-щий

20

Зона пустынь.

С 104-109

1

Комбинир

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

теку-щий

21

Жизнь человека в пустыне.

С 110-111

1

Комбинир

теку-щий

22

Субтропическая зона. Природные условия субтропиков.

С 112-113

1

Комбинир

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье

теку-щий

23

Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье». Проверочная работа по теме: «Природные зоны России

С 114-121

1

Комбинир

тематический

Личностные:

-гражданская идентичность (осознание себя жителем своего края)

Регулятивные:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Коммуникативные:

-способность учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы

24

Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России».

1

Обобщ знаний

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

рубежный

4 Родной край – часть великой России (11 часов)

25

Твой родной край

С 123-1125

1

Комбинир

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать название родного края.

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

теку-щий

Личносттные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные:

-аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные:

-выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу.

26

Московское время.

С 126-127

1

Комбинир

Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам

Иметь представление о часовых поясах.

Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России»

теку-щий

27

Карта твоего края.

С 128

1

Комбинир

Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности.

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

теку-щий

28

Поверхность и водоемы твоего края.

С 129-131

1

Комбинир

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город, область, название, основные достопримечательности

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки

теку-щий

29

А что можешь сделать ты? Проверочная работа «Природа твоего края». С 132

1

Комбинир

Влияние человека на природу. Охрана природных богатств

Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края

тематический

Личностные:

-использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов

Регулятивные:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

-следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других

Познавательные:

-осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта.

30

Полезные ископаемые твоего края

С 133-135

1

Комбинир

Родной город, область: название, основные достопримечательности

Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае

теку-щий

31

Растения твоего края

С 136-137

1

Комбинир

Разнообразие растений. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе

теку-щий

32

Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

С 138-139

1

Комбинир

Разнообразие животного мира. Родной город, область: название, основные достопримечательности

Знать отрасли животноводства.

Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

теку-щий

33

Народные промыслы твоего края.

С 140-143

1

Комбинир

Родной город, область: название, основные достопримечательности

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

теку-щий

34

Заповедные места твоего края.

С 144-147

1

Экскурсия

Охрана природных богатств. Родной город, область: название, основные достопримечательности

Знать понятие «заповедник».

Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

теку-щий

Личносттные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные:

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно

Коммуникативные:

-аргументирование своей позиции и координирование ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Познавательные:

-выявление общих и отличительных признаков природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу.

35

Обобщение по теме «Родной край - часть великой России».

1

Обобщ знаний

Россия на карте. Родной город, область: название, основные достопримечательности

Знать историю, достопримечательности родного края.

Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе

рубежный

                 5 Человеческий организм (11 часов)

36

Как устроен организм человека.

С 9-11

1

Комбинир

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

теку-щий

Личностные:

-использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов

Регулятивные:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

-следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других

Познавательные:

-осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта.

37

Путешествие в мир клеток.

С 12-13

1

Комбинир

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

теку-щий

38

Самый большой орган чувств.

С 14-16

1

Комбинир

Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

теку-щий

39

Как человек двигается.

С 17-20

1

Комбинир

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».

Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

теку-щий

40

Пищеварительная система.

С 21-24

1

Комбинир

Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».

Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций)

теку-щий

41

Система кровообращения

С 25-28

1

Комбинир

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.

Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца

теку-щий

42

Познакомимся с дыхательной системой

С 29-31

1

Комбинир

Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».

Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

теку-щий

43

Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.

С 32-35

1

Комбинир

Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.

Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.

Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

теку-щий

Личностные:

-оценивание значимости усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей

Регулятивные:

-самостоятельное определение цели учебной деятельности и способов ее достижения

Коммуникативные:

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные:

-построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

44

Как почки удаляют из организма вредные вещества.

С 36-37

1

Комбинир

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать строение мочевой системы.

Иметь представление о роли почек.

Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

теку-щий

45

Нервная система человека.

С 38-40

1

Комбинир

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма.

Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

теку-щий

46

Обобщение по теме «Человеческий организм». Проверочная работа «Организм человека»

С 41-42

1

Обобщение знаний

Уметь: называть системы опорно - двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

рубежный

6 Изучаем органы чувств (8 часов)

47

«Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах.

С 43-48

1

Комбинир

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.

Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.

Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения

теку-щий

Личностные:

-использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов

Регулятивные:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

-следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других

Познавательные:

-осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта.

48

Высуни язык и скажи: «А».

С 40-51.

1

Комбинир

Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

теку-щий

49

«Взгляд» на глаз.

С 52-56

1

Комбинир

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать правила ухода за глазами.

Иметь представление о строении глаза.

Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения

теку-щий

50

Ухо не только орган слуха.

С 57-59

1

Комбинир

Знать правила ухода за органом слуха.

Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

теку-щий

51

Ухо – орган равновесия.

С 60-61

1

Комбинир

Знать правила ухода за органом слуха.

Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения

теку-щий

52

Распознавание предметов путем соприкосновния с ними.

С 62-63

1

Комбинир

Знать правила ухода за органом осязания.

Иметь представление о строении кожи.

Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения

теку-щий

Личностные:

-использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов

Регулятивные:

-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

-следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других

Познавательные:

-осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта.

53

Советы врача.

С 64-66

1

Комбинир

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача

тематический

54

Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Проверочная работа по теме «Органы чувств»

С 67-68

1

Обобщ знаний

Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств

рубежный

7 Путешествие по странам мира (6 часов)

55

Границы России

С 69-79

1

Комбинир

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Элементарные приемы чтения карты

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств

теку-щий

Личностные:

-гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,  национальностей)

Регулятивные:

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Коммуникативные:

-активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом

Познавательные:

-умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

56

Границы России

С 69-79

1

Комбинир

теку-щий

57

Соединенные штаты Америки (США).

С 80-84

1

Комбинир

Элементарные приемы чтения карты

Иметь представление о терроризме.

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

теку-щий

58

Великобритания.

С 85-86

1

Комбинир

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании

теку-щий

59

Франция.

С 87-89

1

Комбинир

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции

теку-щий

Личностные:

-гражданская идентичность (восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,  национальностей)

Регулятивные:

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Коммуникативные:

-активное участие в работе группы, распределение ролей, умение договариваться друг с другом

Познавательные:

-умение грамотно отвечать на простые и сложные вопросы учителя и одноклассников по теме, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

60

Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».

1

Обобщение знаний

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва - столица России. Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения

карты

Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.

Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее расположение на реке государств (Франция, Великобритания)

рубежный

8.  Москва как летопись истории России (5 часов)

61

День народного единства.

С 93-95

1

Комбинир

Россия - наша Родина. Государственные праздники

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского

теку-щий

Личностные:

-личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия

Регулятивные:

-ценностно-смысловая ориентация учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми нравственно-этическими принципами и нормами поведения)

Коммуникативные:

-активно участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки

Познавательные:

-изучение исторической информации, осуществление ее анализа, синтеза, установление причинно-следственные связей исторических событий

62

Москва: память о войне 1812 года.

С 97-99

1

Комбинир

Москва – столица России

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».

Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года

теку-щий

63

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

С 100-103

1

Комбинир

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война.

Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны

теку-щий

64

Памятники Москвы покорителям космоса.

С 104-107

1

Комбинир

Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта.

Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса

теку-щий

65

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России».

1

Обобщение знаний

Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны

рубежный

9 Мы – граждане России (3 часа)

66

Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация.

С 109-111

1

Комбинир

Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации

теку-щий

Личностные:

-гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, своей этнической и национальной принадлежности)

Регулятивные:

-планирование и организация учебных действий в соответствии с целью

Коммуникативные:

-способность передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Познавательные:

-самостоятельный выбор необходимой информации для решения учебной задачи 

67

Основной закон страны - Конституция России. Президент России.

С 112-114

1

Комбинир

Человек - член общества

Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика».

Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны

теку-щий

Человек - член общества. Россия - наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Человек - член общества. Россия - наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

текущий

68-

Обобщение по теме «Мы - граждане России». Проверочная работа по теме: «Путешествие по странам мира»

С 115-116

1

Обобщ

знаний

Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации.

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.

Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка)

рубежный

текущий

 Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимовой  УМК «Перспективная начальная школа». Курс рассчитан на 68 часов ( 2ч. В неделю)

Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 4класс

Человек и природа (40ч)

Общее представление о вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (название, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.

Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.

Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).

Родной край-часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.

Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.

Человек и общество (24ч)

Наша родина- Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция- Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, город федерального значения- Москва, Санкт- Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.

Россия- многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык- государственный язык Российской Федерации. Родной край- часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико- административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.

Россия на карте. Границы России. Название государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).

Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности. Терроризм- международная опасность (США, г.Нью-Йорк, 11 сентября 2001г.; Россия, г.Беслан, 3 сентября 2004 г.).

История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины труда и быта, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX-XI вв.). Крещение Руси (988г). первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI- XII вв.),основание города Ярославля (988-1010 гг.). объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович- Красное Солнышко (960-1015 гг.), Ярослав Владимирович- Ярослав Мудрый (около 980-1054 гг.), Владимир Мономах (1053-1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221-1263 гг.). московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е -11257 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325-1340 гг.), Дмитрий Донской (1359-1389 гг.).

Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена-времена многобожия (вера а силу природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог-Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах- духовная власть и сила), буддисты (Будда- духовная связь всех проявлений жизни).

Сохранение традиционной истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября- День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей- панорама «бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая- День Победы- память страны о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.); памятник Юрию Гагарину- первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев –космонавтов (12 апреля- День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).

Правила безопасного поведения (4ч)

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.

Соблюдения правил безопасного поведения во время приема пищи.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).

 В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны знать/понимать:

  • Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
  • климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
  • строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
  • основы личной гигиены;
  • влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  • способы сохранения и укрепления здоровья;
  • дата важнейших событий в истории в соответствии с программой;
  •   правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств, велосипедистов).

В результате освоения курса «Окружающий мир» учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • устно описывать объекты природы;
  • вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
  • в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
  • пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
  • лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств, и велосипедистов);
  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; 
    прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей)
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...