Использование деятельностного метода в рамках метапредметного курса «Мир деятельности».
статья на тему
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sistemno-deyat_podhoda.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА
155521, Фурмановский район, д.Иванково, 54
ОГРН 1023701359230, ИНН 3705005349 / КПП 370501001
телефон (49341) 9-01-71; Факс (49341) 9-01-71, E-mail: ivshola2007@yandex.ru
Выступление по теме:
Использование деятельностного метода в рамках метапредметного курса «Мир деятельности».
Подготовила учитель начальных классов Бабанова Елена Викторовна
Слайд 1 Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Метапредметный результат получаем в результате формирования УУД.
Слайд 2 Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Слайд 3 Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, по мнению этих учёных, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:
- Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
- Приобретение знаний о способе выполнения действия.
- Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
- Контроль умения выполнять действие.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом. Следовательно, этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений.
Слайд 4 Например, чтобы научить ребенка ставить перед собой цель,
1) вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
- затем он должен узнать, что такое цель и почему важно самому уметь ее ставить;
- затем научиться сознательно применять алгоритм целе-полагания;
4) и, наконец, проконтролировать это умение ребенка.
Однако на практике при формировании универсальных учебных действий в современной школе второй и третий этапы пропускаются. У детей нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. Слайд 5 Курс «Мир деятельности» и ставит перед собой цель: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств.
Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю.
Слайд 6 В этом курсе есть сквозной герой - Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои: Крокодил Гена, Чебурашка, Буратино, Федора, Винни-Пух, Царевна-лягушка и многие другие. Вместе с героями ученики преодолевают трудности и открывают новое знание.
Слайд 7 Все уроки построены в технологии деятельностного метода. Урок открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.
Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.
Слайд 8 Для закрепления полученного знания дети выполняют тренировочные упражнения с проговариванием эталона во внешней речи. Чтобы проверить, как ребёнок усвоил новое знание, даётся самостоятельная работа, которую ученик проверяет по образцу и оценивает результат своей работы при помощи условных знаков. Если работа выполнена без ошибок, ставится знак «+», если были ошибки – «?». Затем ребёнок объясняет, почему была допущена ошибка и что нужно сделать, чтобы ошибка не повторялась. Слайд 9
Слайд 10 В конце урока проводится рефлексия учебной деятельности. Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха». Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру. Слад 11 В начале каждого следующего урока проводится рефлексия работы в течении целой недели: дети начинают работу с «Копилки достижений».
Тематическое планирование занятий в 1 классе: Слайды 12-13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВ АНИЕ КУРСА
«МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
№ п/п | Тема, цель | ||
I четверть (8 часов) | |||
1 | Тема: «Учиться... А что это значит?» | ||
2 | Тема: «Учитель и ученик» | ||
3 | Тема: «Я ученик. Правила поведения на уроке» | ||
4 | Тема: «Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности» | ||
5 | Тема: «Учимся дружно. Работа в парах» | ||
6 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
7-8 | Резерв (2 урока) | ||
II четверть (7 часов) | |||
9 | Тема: «Как научиться быть внимательным» | ||
10 | Тема: «Затруднение - мой помощник в учении» | ||
11 | Тема: «Ценности нашей жизни. Здоровье» | ||
12 | Тема: «Учимся дружно. Работа в группах» | ||
13 | Тема: «Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности» | ||
14 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
15 | Резерв (1 урок) | ||
III четверть (10 часов) | |||
16 | Урок диагностики № 1 | ||
17 | Тема: «Как выяснить, что я не знаю?» | ||
18 | Тема: «Зачем ученику домашнее задание» | ||
19 | Тема: «Семья - мой помощник в учении» | ||
20 | Тема: «Пробное учебное действие» | ||
21 | Тема: «Не могу? - Остановлюсь, чтобы подумать» | ||
22 | Тема: «Причина затруднения» | ||
23 | Праздник: «Невероятные приключения первоклассников в тридевятом царстве, или История о том, что значит учиться» | ||
24 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» | ||
25 | Резерв (1 урок) | ||
IV четверть (7 часов) | |||
26 | Тема: «Как проверить свою работу» | ||
27 | Тема: «Личностные качества ученика: честность в учебной деятельности» | ||
28 | Урок диагностики № 2 | ||
29 | Тема: «Личностные качества ученика: доброжелательность в учебной деятельности» | ||
30 | Тема: «Я ученик: что я уже знаю и умею» (Творческая гостиная для детей и родителей) | ||
31-32 | Резерв (2 урока) |
А теперь давайте рассмотрим урок по теме «Не могу... Остановлюсь, чтобы подумать» слайд1
1. Урок, как всегда, начинается с мотивации к учебной деятельности и работой с «Копилкой достижений». Ученики оценивают своё умение выполнять пробное действие (тема прошлого урока). Слайд 2
2. Затем на этапе актуализация знаний и фиксировании затруднений дети знакомятся со стихотворением: Слайд 3
Затрудненье не беда,
Одолеем как всегда!
Знаем, что ведёт дорога
Нас к открытиям тогда.
- О чем это стихотворение? Что такое затруднение? Вспомните, в результате чего может возникнуть затруднение? Как надо относиться к затруднениям? Слайд 4
- Что говорит ученик сам себе, когда встречается с затруднением?
- Значит, нам важно понять, какой новый шаг должен выполнить ученик, чтобы преодолеть затруднение.
( на доске: Слайд 5
1. выполнить задание ещё раз
2. остановиться и подумать
3. попросить помощи
4. расстроиться )
- Какой вариант выбрали?
- Мнения разделились.
3. Выявление причины затруднения и построения проекта выхода из затруднения.
- Вспомним задание. Разберём шаги. Так какой же шаг предстоит выполнить. Почему именно этот шаг: остановиться и подумать?
Тема урока : Не могу. Остановлюсь, чтобы подумать. Слайд 6
Цель: узнать, почему после затруднения надо остановиться и подумать.
Проведём расследование и помогут нам сыщики. Они предлагают подойти к решению этой проблемы логически. Каждая группа выполнит задание, а потом сделаем общий вывод. Слайд 7(сыщики называют такой метод рассуждения- метод индукции)
Слайд 8
- проверяем работу групп. Что значит : остановиться? Молодцы, вы открыли для себя новый эталон (каждый получает этот эталон) Слайд 9
4. Первичное закрепление выполняется в учебном пособии.
Вывод на слайде 10
5. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Детям предлагаются различные истории в учебном пособии, если согласны +, нет -.
- Костя составлял рассказ по картинке. Он не мог выполнить с 1 раза. И тогда он остановился и стал думать.
- Нина никак не могла решить задачу. Тогда она списала её решение у подруги.
- Витя пытался разгадать ребус. Но у него ничего не получилось. Тогда он разозлился и перестал разгадывать.
Слайд 11
Проверка.
Загадки –обманки:
Очень медленно и тихо
По листу ползёт …
(зайчиха) улитка
***
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще…
(мышь) соловей
***
В речке я люблю резвиться,
В стайке плавать, ведь я — …
(птица) рыба
***
Меж коряг устроил домик
Шар колючий — добрый …
(гномик) ёж
Землю клювиком я рою,
Но не домик себе строю,
Червячка ищу я, вот!
Угадали, кто я? …
(крот) цыпленок
***
В чаще, голову задрав,
Воет с голоду …
(жираф) волк
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый …
(волк) медведь
***
В теплой лужице своей
Громко квакал …
(муравей) лягушонок
6. Включение в систему знаний.
- Сегодня на уроке открыли следующий шаг ученика после того, как он испытает затруднение. Какой это щаг? Зачем он нужен?
_- как вы думаете , этот шаг относится к первому или второму этапу учебной деятельности? Слайд 12
- А на каких уроках при выполнении каких заданий вам пригодятся знания об этом шаге?
- как вы думаете, а только в учебной деятельности необходим этот шаг?
7. Рефлексия проводится по «Лесенке успеха». Слайд 13
В планировании вы увидели, что проводится диагностика уровня сформированности метапредметных знаний учащихся в 1 классе в рамках курса «Мир деятельности». Такую диагностику я провела в конце 3 четверти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование деятельностного метода в обучении учеников начальной школы.
Необходима новая технология, которая, с одной стороны, позволит реализовать принцип деятельности, а с другой - обеспечит прохождение необходимых этапов усвоения знаний...
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
Использование деятельностного метода решения задач на уроках математики в начальной школе
презентация...
«Использование деятельностного метода при создании проектов в начальной школе»
«Нельзя чему-нибудь научить человека,можно только помочь емуобнаружить это внутри себя»Г. ГалилейОсновные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний...
Урок математики в 4 классе "Умножение многозначного числа на однозначное" с использованием деятельностного метода обучения
Урок математики представлен на районном семинаре по теме "Роль учителя начальных классовв развитии личности обучающегося на основе формирования УУД, познания и освоения мира"...
Урок-экскурсия в 4-м классе по теме: "Нахождение металлов в природе и их применение" с использованием деятельностного метода.
Цель урока:Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека металлов и сплавов. Задачи урока: Создать условия для определения связей между свойствам...
Использование деятельностного метода в рамках метапредметного курса «Мир деятельности».Презентация
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созд...