Урок "Путешествие по Югре"
план-конспект урока (3 класс) по теме
Урок с использованием новых продуктивных технологий XXI века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_yugra_moe_nasledie.docx | 25.85 КБ |
yugra_moe_nasledie.pdf | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
«Спасти и сохранить. Моя -Югра»
Цель:
1. Расширение кругозора детей о жизни и быте народов хантов и манси, расширить знания о родном крае, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
- Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
Ход занятия.
Слайд№1
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!
Я счастлив, что живу твоей судьбой,
Что я грущу и радуюсь с тобой.
Организационный момент. ( Класс делится на три группы по 4 человека)
Дан сигнал «ВАЙ-ФАЙ» дети замолкают….
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Учитель. Ребята, я вчера получила пригласительную открытку от Югорки… Давайте прочитаем, что он нам написал:
Слайд №2 (изображение поселения и оленьей упряжки);
- «Дорогие друзья я приглашаю Вас в хантыйское поселение, поселение Мира, стойбище Добра и в каждом чуме ждут Вас удача и игра!» Мы за вами отправили оленью упряжку. Счастливо Вам добраться!
- Но перед тем как отправиться, Югорка прислал для нас вопросы, на которые вам нужно ответить, чтобы уточнить на путь
1. Знаете ли вы уголок России, в котором живёте?
Ученики. Север, Западная Сибирь. Нижневартовск.
Учитель: Правильно! Но наш край можно назвать и по- другому: Югра, или ласково – Югория. А для нас с вами Югория стала «малой» Родиной, где мы живём. Как добрый друг всех вас приглашаю в наш край Югорский.
1. Как называется главный город нашего округа?
2. Как называется наш город?
3. Какие ещё города Ханты - мансийского округа вы знаете? (Сургут, Мегион, Берёзово, Лангепас, Югорск, Нефтеюганск, Излучинск)
- А это что такое? Что случилось с окружающей средой? Как называется наука, которая изучает окружающую среду?
Ученик. Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Учитель. По-гречески «экос» — «дом», «логос» — «наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой: вся Земля является домом для существ, на ней живущих.
Мы сегодня попытаемся на уроке научиться, что нужно сделать для того чтобы не случилось экологической катастрофы.
- Ребята закроем глаза, возьмитесь за руки, мы, окажемся на стойбище Добра.
Слайд №3
-Куда же нас позвали в гости?
- Смело зайдём в первый чум.
- Что такое чум? Это дом хантов и манси).
-Не забудьте поздороваться.
- Учитель: Вуща Вула! Здравствуйте! – это по хантыйски.
Слайд №4
- Что изображено на экране? А как вы думаете, чем занимаются ханты и манси?
Давайте возьмем лист белой бумаги, участник 1, передает участнику 3, участник 3 складывает лист бумаги и отдает участнику 2. Второй участник пронумеровать должен лист и передать его участнику 4.
На этом листе все поочередно должны изобразить, чем занимаются ханты….
5 минут на работу, дети обмениваются мнениями. (давайте посмотрим, что у вас получилось. Участник 1, рассказывает..
Участник 3…….., участник 2 ……………, участник 4 подводит итог.
Народ ханты - это очень трудолюбивый и добрый народ. Ханты любят ловить рыбу, охотится, собирать ягоды и грибы, они разводят оленей, сочиняют сказки. А какие хантыйские женщины мастерицы красиво шить и вышивать бисером!
Всех людей мы называем ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек.
Потому, что это слово – ханты.
В переводе значит – человек.
-Ребята, ханты и манси очень гостеприимные народы они всегда встречают гостей с улыбкой.
Слайд №5 (в этом чуме Старик-Шаман и Югорка предлагает поиграть «Слова – загадки»);
В этом чуме ребята живёт старик-Шаман. Он хочет научить нас говорить на хантыйском языке.
-Давайте попробуем. Повторяйте за мной!
- Вуй-аньсих – медведь (картинка)
- Ёгал – лук (картинка)
- Нял – стрелы (картинка)
- Рыт – облас или лодка долбленка (картинка)
- Кулёма – сеть для рыбы (картинка)
- Ёлты-ку – шаман (картинка)
- Нянь- хлеб. (картинка)
- Молодцы! У вас здорово получилось.
Физкультминутка: (Дети образуют круг по 4 человека, под хантыйскую песню движениями изображают:
- как выглядит жилище хантов и манси;
- что находится в центе чума;
- показывают движениями, чем занимаются на охоте и на рыбалке)
Слайд №6
- В следующем чуме Вас ожидает новое задание:
Югорка со стариком приготовил Вам экологическое задание. Выдают конверты для обсуждения командам. Нужна ваша помощь, что делать в данной ситуации.
1 загадка
Красная шапочка, беспокоясь о своей бабушке, попросила охотников убить всех в лесу волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?
Да изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят все растительность.
2 загадка
Девочке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех комаров. Что будет с лесом?
Пострадают все те, кто питается насекомыми, птицы, лягушки. Если им будет нечего есть, то они погибнут. А если они погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки.
3 загадка
Что произойдет с окружающей средой, если уничтожить всех жаб и лягушек?
Насекомые, съедят всю траву и не будет зеленого покрытия.
Слайд №7
Отгадай-ка. Ребята загадки хантыйские и старик оставил вам подсказки смотрите на экран.
Загадки:
1. В глухом углу леса две травинки торчат, покрытые инеем. (Ушки зайца).
2. Волшебник на железе посреди чума сидит, и угостить может, и укусить может. (Огонь очага).
3. С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадет, плачет. (Снег).
4. Сын Бога играет на инструменте, а женщина лымс – лымс танцует. (Ветер дует, деревья качаются).
- Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. Сейчас возьмите карандаш и нарисуйте свое настроение после путешествия по хантыйским чумам.
-Ни один праздник не должен пройти без радости и сюрпризов. Вам тоже народы ханты и манси дарят свои дары, знания о народах Севера. И просят только об одном:
- Любите и знайте о своем крае.
- Сохрани в нём эту красоту и жизнь для потомков. Живите в гармонии с Водой, Землёй, Небом!
Рефлексия:
Вот и подошёл к концу наш урок. Хочется верить ребята, что он вам запомнится. У вас есть на парте листочки, нарисуйте смайлик на вашем листочке, какое настроение он передает?
- (зеленые –понравилось и я бы хотел вернуться на стойбище;
- желтые – остались белые «пятна», нужно еще поработать,
- красные – мне было не интересно.
Слайд № 8
- А сейчас я говорю вам спасибо и Осемасолум, что в переводе с хантыйского означает – до свидания.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса для учащихся начальных классов "Моя земля - Югра"
Данная программа является необходимой частью курса "Окружающий мир". Знакомит учащихся с особенностями природы свего края, традициями народа и историей земли Югорской....
Внеклассное мероприятие "Моя Югра"
Быт и культура народов ХАНТЫ....
олимпиадные задания по экологии для начальной школы " Мой край - Югра"
Представлены олимпиадные задания для учащихся 2-4 классов начальной школы по экологии на тему: " Мой край - Югра"...
"Югра Многоликая" к празднованию 900 лет Югры
Цели: - сформировать у учащихся представление о Ханты-Мансийском автономном округе-Югра;- развивать познавательную активность, усидчивость, внимание, воспитывать бережное отношение к...
Постановление ХМАО-Югры "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 9 октября 2013 г. N 430-п О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ"ДОСТУПНАЯ СРЕДА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ НА 2014 - 2020 ГОДЫ"...
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНО
Мониторинг успеваемости выпускников 4 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕханты-Мансийского автономного округа – югр...
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО
Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...